Голос был он звал меня. Антология одного ахматовского стихотворения с отрубленной головой и хвостом. Тест по стихотворению

Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…» было на­писано А.А. Ахматовой в 1917 году. Революционные катаклизмы стали для поэта тяжелым испытанием, горько страницей в исто­рии страны. Однако для нее не было вариантов – отбыть в эмиграцию или остаться на Родине. Этой теме и посвящено сти­хотворение.

Основная тема его – тема России. Оно относится к граждан­ской, патриотической лирике. Стихотворение построено в фор­ме лирической исповеди героини, имеет некоторые черты жан­ра оды.

Стихотворение открывается мотивом искушения:

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда».

Исследователи неоднократно отмечали связь этого стихотво­рения с пушкинским «Пророком», полярность этих двух сюже­тов. Если у Пушкина голос Бога открывает герою «вечные цен­ности», наделяет его всеведением и всезнанием, указывает на его миссию – жизнь для людей, то у Ахматовой голос беса-искусителя соблазняет героиню временными и сомнительными для нее ценностями: личным покоем, уютом, благополучием. Перед ге­роиней здесь предстает узко-эгоистичный, ограниченный, мещанский мирок. Однако ей удается устоять перед искушением:

Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

Героиня – сильный, мужественный, терпеливый человек. Это подвижница, готовая разделить с Родиной ее непростую участь: кровь на руках, «боль поражений и обид». «В основе этой реши­мости – христианское смирение, не рассуждающее и не вне­млющее вражеским наветам… Таким образом, патриотическая идея получает здесь вполне отчетливое христианское измере­ние. Все стихотворение проникнуто христианской символикой: упоминания страданий отчизны, «боли поражений и обид» не связаны с характеристикой несправедливого социального уст­ройства или с рассуждениями о бунте «бессмысленном и беспо­щадном»… Переживаемая ситуация мыслится в первую очередь как духовная катастрофа: по определению Ахматовой, Россия – «край глухой и грешный»».

Композиционно мы можем выделить в стихотворении две части. Первая часть – рассказ об искушении лирической герои­ни. Вторая часть – утверждение собственной позиции.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности: эпитет («край глухой и грешный», «скорбный дух», «черный стыд»), метафору («Из сердца выну черный стыд»), анафору («Ос­тавь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда»), инверсию («Я кровь от рук твоих отмою»).

Произведение стоит в ряду лирических размышлений поэта о драматической судьбе России – стихотворений «Не с теми я, кто бросил землю…», «Все расхищено, предано, продано…», «Не бывать тебе в живых…», «Родная земля», поэмы «Реквием».

Здесь искали:

  • мне голос был он звал утешно анализ
  • Мне голос был он звал утешно
  • Мне голос был

1. История создания . Стихотворение "Мне голос был" написано А. Ахматовой в 1917 г. Оно вошло в сборник "Белая гвардия".

2. Жанр стихотворения - гражданская лирика.

3. Основная идея произведения - патриотизм. В один из самых тяжелых периодов в истории России перед русской интеллигенцией стоял непростой вопрос: стоит ли жить в этой несчастной стране, где в любую секунду может настигнуть пуля. Многие люди не выдерживали чудовищного напряжения и покидали Россию. Ахматова резко отрицательно относилась к тем, кто по малодушию бросил страну в беде. Эмигранты вызывали у нее презрение. Поэтесса осталась в России. Она не могла поступить иначе.

Точка зрения поэтессы четко изложена в стихотворении. Таинственный "голос", призывающий оставить страну, символизирует собой все то мелкое и трусливое, что есть в душе каждого человека. Этот голос убаюкивает, заставляет избегать риска и опасности в целях самосохранения. Его послушались тысячи русских людей, бежавших за границу. Эмиграция для многих представлялась единственным выходом.

Следует заметить, что лишь незначительная часть русских эмигрантов смогла найти свое место на чужбине. Подавляющее число беженцев стало нищими, перебивающимися случайными заработками. Для Ахматовой убеждения "голоса" являются "речью недостойной". Она понимает, что если постоянно прислушиваться к нему, думать о бегстве, то в конце концов эта мысль полностью завладеет сознанием. Поэтому поэтесса решительно "замкнула слух". Она осталась на Родине и вместе с ней испытала все невероятно тяжелые испытания и лишения.

4. Композиция . Произведение можно условно разделить на две части. В первой описывается призывающий к эмиграции голос и его, кажущиеся правильными и справедливыми, доводы. Вторая часть (последнее четверостишие) - мужественное решение поэтессы не придавать значения соблазнительной речи.

5. Размер произведения - четерехстопный ямб с перекрестной рифмой.

6. Выразительные средства. Мрачную атмосферу в революционной России Ахматова подчеркивает эпитетами: "глухой и грешный", "черный", "скорбный". Очень эффектно выглядит метафора: "Из сердца выну черный стыд". Стихотворение написано в торжественной форме, напоминающей оду.

7. Главная мысль произведения - нельзя поддаваться голосу искушения, призывающего совершить предательство по отношению к своей Родине. Конечно, большая часть интеллигенции не принимала участия в боевых действиях и не оказывала реальной помощи белой армии. Эти люди зачастую становились невинными жертвами. Однако остающиеся в России символизировали собой знамя упорного сопротивления новой власти.

Своим примером они доказывали, что в любой ситуации чувствуют свою кровную связь с Родиной. Никто и ничто не способно заставить настоящего патриота позорно бежать. Многие эмигранты (даже добившиеся успеха за границей) до конца жизни чувствовали свою вину перед Россией и мечтали вернуться обратно. Ахматова предчувствовала это еще в 1917 г., поэтому отвергала любой намек на возможность уехать.

Своего рода итогом пройденного Анной Ахматовой пути считается ее стихотворение “Мне голос был. Он звал утешно…”, написанное в 1917 году и представляющее собой яркую инвективу, направленную против тех, кто в период тяжелых испытаний намеревался бросить Родину:

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: “Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид”.
Но равнодушно и спокойно
Руками

Я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

Стихотворение это знаменательно во многих отношениях. Оно, во-первых, сразу же прочертило границу между Ахматовой и эмигрантами, главным образом “внешними”, то есть теми, кто действительно покинул Россию после октябрьского переворота, а также и некоторыми из тех, кого называли внутренними эмигрантами, то есть по каким-либо причинам не уехавшими, но враждебно относящимися к России, вступившей на новый путь. Не понимая смысла революции, – и в этом отличаясь от А. Блока и В. Маяковского, – Ахматова относилась к развертывавшимся

Перед нею событиям революции и гражданской войны с позиции сложившихся у нее взглядов. Она осуждала гражданскую войну, причем эта война казалась ей тем ужасней, что сочеталась с интервенцией иностранных держав и велась между людьми, принадлежавшими одному отечеству.

Но при общем неприятии происходящего было нечто, кардинально отличавшее Ахматову от эмигрантов, – это чувство патриотизма, всегда бывшее у нее очень сильным.

Отношение к Ахматовой в среде эмигрантов было сложным и противоречивым. В глазах многих она была и оставалась представительницей утонченного дворянского искусства, акмеисткой, звездой изысканных литературных салонов. Но это была лишь одна, хотя важная и неотъемлемая, сторона ушедшего в прошлое жизненного уклада – ее творчество было шире и значительней творчества большинства из ее литературного окружения. В стихотворении “Мне голос бал.

Он звал утешно…” Ахматова впервые выступила как яркий поэт-гражданин, поэт-патриот. Строгая форма, приподнятая, библейская интонация стихотворения, заставляющая вспомнить пророков-проповедников, и самый жест изгоняющего из храма – все в данном случае удивительно соразмерно величественной и суровой эпохе, начинавшей новое летоисчисление. Рождался новый мир, шел новый Век, означенный переоценкой ценностей и созиданием новых отношений, и эти события в сложившихся в то время обстоятельствах неизбежно сопровождались страданием и кровью.

Но именно этого Ахматова полностью принять не могла. Она отказывалась делить людей на “красных” и “белых” – поэтесса предпочитала плакать и скорбеть о тех и других. А. Блок очень любил стихотворение “Мне голос был. Он звал утешно…”, знал его наизусть и, по свидетельству К. Чуковского, так выразил свое отношение к заложенной в нем позиции: “Ахматова права.

Это недостойная речь. Убежать от русской революции – позор”.

Это стихотворение – одно из ярчайших произведений периода революции. В нем нет ее понимания, нет ее принятия, но в нем страстно и достойно прозвучал голос той части интеллигенции, которая ходила по мукам, ошибалась, сомневалась, отвергала, находила, но посреди всего этого круговорота уже сделала свой главный выбор: осталась вместе со своей страной, со своим народом. Тут сыграли роль и национальная привязанность к родной земле, убежать от которой – позор, и внутренняя культурно-демократическая основа, присущая широкому крылу русской интеллигенции.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Стихотворение А. А. Ахматовой “Мне голос был. Он звал утешно…” не единственное лирическое произведение в русской литературе, в котором отражен конфликт поэта и эпохи. Например, эта же проблема лежит в основе стихотворения М. Ю. Лермонтова “Дума”, лирический герой которого, как и А. А. Ахматова, находится в конфликте со своим веком. “Печально” он глядит на своих […]...
  2. Одно из знаменитых произведений, а именно стихотворение “Мне голос был. Он звал утешно…” великой русской поэтессы Ахматовой Анны было написано в 1917 году. Первое, что нужно отметить, так это то, что Анна никогда не стремилась выложить в стихотворения свою душу, ей гораздо проще было создавать произведения на основе вымысла и своей фантазии, не вкладывая в […]...
  3. Во всем сборнике – переживания Ахматовой о Первой мировой и гражданской войнах в России, о грядущей революции. Это период, когда Ахматова увлекается поэтами-классиками, особенно Пушкиным, отсюда – соответствующие стихотворные размеры и возвышенные строки. Они пронизаны чувством бескорыстной, безграничной любви к родине. Не приемля революцию, Ахматова могла бы уехать вслед за остальными интеллигентами, но она чувствует […]...
  4. Кто из русских поэтов обращался в своих стихотворениях к патриотической теме? Что сближает их произведения со стихотворением А. Ахматовой? Стихотворение А. Ахматовой “Мне голос был” написано в 1917 г. Тема стихотворения: обозначение своей независимой роли в обществе лирической героиней. Обществе, разрушенном противоречиями и социальной сму­той, пришедшими в Россию с Первой мировой войной и с Октя­брем 1917 г. […]...
  5. Стихотворение “Мне голос был”, написанное в 1917 году, вошло в сборник “Белая гвардия”. В одном из самых ярких произведений этого периода творчества Ахматова, откликаясь на события революции 1917 года, поднимает новую для себя тему Родины. Основная тема стихотворения – любовь к Родине. При этом неприятие поэтессой революции сочетается с ее духовным мужеством и патриотизмом. В […]...
  6. Всемирно известная поэтесса Анна Ахматова прожила большую жизнь. Более полувека она бескорыстно служила отечественной литературе. Путь ее был нелегок и непрям. Вспомним, что писала она главным образом в наше время, а работать начала до революции, да еще в среде той части русской интеллигенции, которая не только не приняла сразу Великую Октябрьскую революцию, но и оказалась […]...
  7. С именем А. Ахматовой в русской поэзии зазвучал новый прекрасный неповторимый голос. Войдя в литературу с поэзией женской души, она сразу встала в ряд первых русских поэтов. Пройдет немного времени после выхода ее первого сборника стихов “Четки”, и Осип Мандельштам напишет, что имя Ахматовой становится “символом России”. В первых своих стихотворениях она говорит от имени […]...
  8. В 1989 году, объявленном ЮНЕСКО годом А. А. Ахматовой, исполнилось сто лет со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой, большого русского советского поэта, женщины-матери, противопоставившей достоинство жестоким ударам судьбы. В Анне Ахматовой все – внешний облик и духовный мир – было значительно. Ни в одной из ее книг, несмотря на тяжелую и даже трагическую жизнь, на […]...
  9. Стихотворение “Слаб голос мой” написано весной 1913 года. Оно входит в сборник “Белая стая” (1917 год), который принес (наряду с другими сборниками: “Вечер”, “Четки”, “Подорожник”, “Anno Domini”) А. А. Ахматовой широкое литературное признание. Это стихотворение, как и многие другие, о любви. Любовь у Ахматовой почти никогда не предстает в спокойном пребывании. Чувство, само по себе […]...
  10. “Четки”, “Белая стая”… Первые сборники поэтессы. “К этой книге, – писала Ахматова в 1965 году, – читатели и критика несправедливы. Почему-то считается, что она имела меньше успеха, чем “Четки”. Этот сборник появился при еще более грозных обстоятельствах. Транспорт замирал – книгу нельзя было послать даже в Москву, она вся разошлась в Петрограде. Журналы закрывались, газеты […]...
  11. Прежде чем обратиться к “Реквиему”, приведем одно из военных стихотворений Ахматовой и приглядимся к тому, какими средствами создается впечатление записывания под диктовку убитой горем матери: И все, кого сердце мое не забудет, Но кого нигде почему-то нет… И страшные дети, которых не будет, Которым не будет двадцать лет, А было восемь, а девять было, А […]...
  12. Маяковский убежден, что главное назначение поэта и поэзии в революционную эпоху – служить делу торжества нового, подлинно справедливого общественного строя. Он готов выполнять любую черновую работу во имя счастья людей: Я, ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный, ушел на фронт из барских садоводств поэзии – бабы капризной. Поэт признается: И мне агитпроп в зубах […]...
  13. Поэма “Реквием” имеет реальную основу: два года Ахматова стояла в тюремных очередях. В 1935 году был арестован ее сын Лев, в 1939 произошел второй арест сына и мужа. Поэма – это дань памяти тем страшным годам и всем прошедшим с поэтессой этот трудный путь, всем замеченным, всем родным осужденных. В поэме отражены не только личные […]...
  14. Итогом творческого пути Маяковского, его поэтическим за­вещанием стало вступление к поэме “Во весь голос” (1929-1930). Здесь продолжена классическая тема “памятника”, начатая еще в стихах Державина и Пушкина. Маяковский избирает форму “разговора с потомками”, точ­но обозначая тему: “о времени и о себе”. Сам замысел обраще­ния в будущее через головы современников, резкое (с исполь­зованием “низкой” лексики) начало […]...
  15. В первой главе есть многоточия, которые обо­значают пропуск строк или строф. Для Пушкина – это композиционный прием, который создает мно­гоплановость художественного пространства текста, помогает переходить от одного эпизода к другому. Проанализируйте этот прием. В первой главе пропущены IX, XIII, XIV, XXXIX, XL, XLI строфы. Так, в X строфе сообщается об овладении Онеги­ным наукой “страсти нежной, […]...
  16. О роли поэта и назначении поэзии в жизни рассуждали практически все крупные писатели. Русская литература всегда была тесно связана с общественным движением и обсуждала самые актуальные проблемы той или иной эпохи. Тема поэта и поэзии занимает важное место в творчестве В. Маяковского. Автор призывал подходить к явлениям искусства с позиции общественной значимости. Он считал, что […]...
  17. “ГОЛОС ИЗ АДА” Варлам Шаламов справедливо считается первооткрывателем лагерной темы в русской литературе XX века Но получилось так, что его произведения стали известны читателю уже после опубликования повести А Солженицына “Один день Ивана Денисовича” Полому “Колымские рассказы” чаще всего воспринимаются на фоне прозы Солженицына, в сопоставлении и сравнении с нею И сразу бросается в глаза: […]...
  18. На протяжении шести дореволюционных лет поэтесса проводила лето в тверском имении мужа Слепнево, и бежецкая земля стала для нее источником вдохновения. Стихотворение, принадлежащее слепневскому периоду, посвящено Ольге Глебовой-Судейкиной, известной актрисе и танцовщице, – не просто подруге, но человеку, по-настоящему близкому Ахматовой. Посвящение отсылает к трагическим событиям: в начале весны 1913 г. покончил с собой молодой […]...
  19. Знакомясь с творчеством Михаила Шолохова, я могу с уверенность сказать, что этот человек писал от души, писал о том, что так сильно наболело у него на сердце, о переменах и о новой жизни. И мне кажется, что наиболее ярко, полно и красочно эта тематика прослеживается в его “Донских рассказах”. Я всегда был уверен и не […]...
  20. Бунтарь по своей натуре и потенциальный революционер, Константин Бальмонт довольно рано осознал, что путь, который он выбрал в жизни, является утопическим. Общественные настроения, так близкие поэту, в какой-то момент предстали для него в совершенно ином ракурсе. Бальмонт вдруг осознал, что построение нового общества без разрушения старых основ попросту невозможно. И это означает, что без жертв […]...
  21. “Во весь голос” – поэма, которой не дано было увидеть свет. Незадолго до смерти Маяковский успел написать только вступление к будущей поэме о первой советской пятилетке. Созданное в декабре 1929 – январе 1930 года, оно было приурочено к выставке произведений Маяковского, посвященной двадцатилетию его творческого пути. На этой выставке поэт сказал, что вступление к поэме […]...
  22. В 1929 году Маяковский задумал поэму о первой советской пятилетке. Но он не успел осуществить этот замысел. Написано было лишь вступление к поэме “Во весь голос”. Созданное в декабре 1929- январе 1930 года, оно было приурочено к выставке произведений Маяковского, посвященной двадцатилетию его творческого пути. Прочтя на открытии выставки вступление к поэме, Маяковский сказал, что […]...
  23. Любовь подразумевает наличие чувства привязанности, безграничного доверия друг к другу. Такого безоговорочного доверие, которое способно раскрывать в каждом человеке лучшие его стороны. Настоящая любовь представлена непременно в форме дружеских отношений, хотя и не Ограничивается ими. Истинная любовь больше дружбы, ведь только в любви нами признается полное право за другим человеком на его присутствие в нашем […]...
  24. Поэма – обращение в будущее к “товарищам потомкам”, в которой Маяковский рассказывает “о времени и о себе”. Себя Маяковский называет “певцом кипяченой и ярым врагом воды сырой”. Он был мобилизован и призван на фронт “из барских садоводств поэзии”. С издевкой пишет поэт о мещанской поэзии с ее низменными идеалами: Засадила садик мило, дочка, дачка, водь […]...
  25. “Иди один и исцеляй слепых…” А. А. Ахматова Александр Сергеевич Пушкин является нашим национальным достоянием. Это очень громкая фраза, но она абсолютно справедлива. Постараюсь объяснить, почему я в этом так уверена. Конечно, жизнь любого, даже самого “маленького”, человека имеет свою уникальную ценность, как кирпичик в здании истории человечества. Кроме того, очень много сильных и талантливых […]...
  26. ВО ВЕСЬ ГОЛОС Первое вступление в поэму Уважаемые Товарищи потомки! Роясь В сегодняшнем Окаменевшем г Наших дней изучая потемки, Вы, Возможно, Спросите и обо мне. И, возможно, скажет Ваш ученый, Кроя эрудицией Вопросов рой, Что жил-де такой Певец кипяченой И ярый враг воды сырой. Профессор, Снимите очки-велосипед! Я сам расскажу О времени и о себе. […]...
  27. Бурное развитие научно-технической мысли изменило вековые условия существования песни. Ее привычными обиталищами стали радио и телевизор, магнитофон и компьютер, плеер и мобильный телефон. Благодаря им мы чуть ли не ежедневно прослушиваем огромное количество песен. Но над этим необъятным, постоянно обновляющимся песенным морем гордо возвышаются вершины старинных фольклорных песен, исполняемых “вживую” во время семейных и народных […]...
  28. Одним из лучших произведений, продолжающих традиции философской прозы, является повествование в рассказах В. Астафьева “Царь-рыба” (1975). Автор поднял свой голос против браконьерства как способа жизни, выступил в защиту не только природы, но и неразрывно связанного с ней нрав­ственного, гуманистического начала в человеке. Лирический герой произведения, уроженец суровых и прекрасных енисей­ских краев, видит, как изменилась здесь […]...
  29. Стихотворение “Согражданам” открывает пятый сборник Ахматовой “Anno Domini MCMXXI”, выпущенный в 1922 году. Советская цензура вырезала страницу с ним практически из всех экземпляров тиража книги. Чем же не угодила Анна Андреевна властям? Поэтесса говорит от лица всех жителей Северной Венеции (везде употреблено местоимение “мы” и его производные). Пребывание в любимом городе противопоставляется свободе, которой больше […]...
  30. Как по канату и как на свет, Слепо и без возврата. Ибо раз голос тебе, поэт, Дан, остальное – взято. М. Цветаева Родившись поэтом, Марина Ивановна Цветаева в полной мере заплатила за это счастьем, неустроенностью быта, ранней гибелью. Все было предначертано свыше, и она несла свою судьбу гордо и с достоинством, прекрасно понимая предназначение художника. […]...
  31. Охотник Европа, Австрия, 21 век. Кафе, наводненное израильскими агентами спецслужб. Здесь мировая знаменитость, певец Леон Этингер, встречается с Натаном Калдманом, руководителем израильских спецслужб, агентом которых герой является много лет. Леон строен, гибок, с пластикой пантеры, ироничен, саркастичен, франтоват. Под псевдонимом “Кенар руси” (Русская канарейка) он характеризуется спецслужбами как рисковый, бесшабашный и удачливый. Леон рассказывает, что […]...
  32. Заворожен звуками и видом многочисленных римских фонтанов, итальянский композитор Отторино Респиги написал сюиту за названием “Фонтаны Рима”. Сделаем небольшую экскурсию и осмотрим один из этих удивительных скульптурных памятников – фонтан Треви. Представьте себе, что вы идете узенькой улочкой, которая ведет к фонтану. Поворачиваете за рог, и вдруг перед вашими глазами открывается увлекающееся зрелище. На маленькой […]...
  33. В последние месяцы жизни автор был занят подготовкой к выставке, посвященной 20-летию литературного труда. Приближающаяся юбилейная дата была омрачена ожесточенной критикой и подковерными играми чиновников от искусства. Внешние обстоятельства породили замысел поэта обратиться к потомкам напрямую, без посредников, которые могут исказить цели и идеи его творчества. В качестве своей аудитории Маяковский видел будущих граждан идеальной […]...
  34. 1989 год был объявлен ЮНЕСКО Годом Анны Андреевны Ахматовой в связи со столетием со дня рождения этой выдающейся, истинно русской поэтессы. Все в этом человеке было замечательно и значительно, и внешний облик, и духовный мир. Несмотря на тяготы, выпавшие на ее долю, на тяжелую и трагическую жизнь, на ужас унижений, ни в одной ее строке […]...
  35. 1. Каковы особенности ранней лирики А. Ахматовой? Ранняя лирика А. Ахматовой – в основном лирика любви. Стихи-миниатюры сюжетны, драматичны, в них очень важна деталь, которая передает психологическое состояние человека. Например, в стихотворении “Песня последней встречи” смятение и волнение передано лишь одной деталью: “Я на правую руку надела / перчатку с левой руки”. Нежность и хрупкость […]...
  36. “Есть три эпохи у воспоминаний”, – сказала однажды Анна Ахматова. Ее творческая судьба тоже распадается на три этапа, три биографических круга. Начало первого – 1912 г. – выход в свет сборников “Вечер” и “Четки”. Описание событий в романах и других произведениях Ахматовой этого периода связано с акмеизмом, да и позже поэт (Ахматова не признавала определения […]...
  37. “Таким я вижу облик Ваш и взгляд”. Б. Пастернак Очень трудно говорить о любимом поэте, особенно если это известный, талантливый поэт, если его творчество – достижение мировой культуры. О моем любимом поэте, А. А. Ахматовой, написано много, и написано чаще всего теми, кто был ее современником, непосредственно общался с ней, учился у нее. Но и […]...
  38. Первые стихи Ахматовой – это любовная лирика. В них любовь не всегда светлая, зачастую она несет горе. Чаще стихотворения Ахматовой – это психологические драмы с острыми сюжетами, основанными на трагических переживаниях. Лирическая героиня ранней Ахматовой отвергнута, разлюблена, но переживает это достойно, с гордым смирением, не унижая ни себя, ни возлюбленного. В пушистой муфте руки холодели. […]...
  39. На время жизни Анны Ахматовой пришлись величайшие войны в истории человечества. Когда началась Первая мировая война, ее муж, Н. Гумилев, добровольцем ушел на фронт. Ахматова понимала весь ужас войны, поэтому ее поэзия в те годы имеет антивоенный характер. Стихотворения “Утешение” и “Молитва” свидетельствуют об этом. Женщинам оставалось только молиться: Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, […]...

Любовь к родине, как бы пафосно не звучало такое словосочетание, являлась основной темой не только для ахматовской лирики, но и для ахматовского самоощущения, для мировоззрения поэтессы. Вероятно, в какой-то степени Ахматова во многом даже опиралась на собственный глубокий, подлинный и искренний патриотизм как некий ориентир, возможность строить остальное мировоззрение.

Стихотворение Мне голос был.. рассказывает о событиях в душе поэтессы после событий революции 1917 года. Как известно, в этот период многие творческие люди отправились в другие страны для того чтобы переждать невзгоды или полностью расстаться с новым миром. Страна, которая стала совершенно другой и новая власть многих не устраивали, особенно людей, которые привыкли выражать собственное мнение открыто, даже, если оно является не схожим с мнение остальных.

Понятное дело, в такой ситуации могли себя чувствовать нормально поэты наподобие Блока, которые приняли новую власть и новый порядок. Ахматова довольно яро отвергала новый порядок и не принимала революции, тем не менее, видела себя частью своей страны. Особенность, которая известна многим, заключалась в том, как Ахматова отделяла власть и страну как таковую, она считала себя частью именно страны и искренне считала возможными времена, когда и власть станет достойной великой страны.

Стихотворение рассказывает о периоде смуты, когда волненье охватывало практически каждого человека. Столица наполнена неясностью, которая довольно точно описывается поэтессой как «опьяневшая блудница». Город утратил собственное величие и теперь становится пространством, в котором действуют совершенно неизвестные силы.

Ахматова довольно точно описывает смущение, которое может охватывать душу человека в подобной ситуации. Поэтесса слышит голос, который может избавить от всяческих невзгод и обещает легкое существование, но она не прельщается этим голосом и может легко распознать в нем искушение, которому наподдается. Как полагается человеку творческому и в частности поэту, Ахматова заботится о чистоте своего внутреннего мира и бережет этот внутренней мир любыми способами.

Как известно, душа значимее всего остального мира. Поэтому человек, который понимает этот факт, не обращает внимания на внешний комфорт или какие-то условия, поступки являются следствием внутреннего миропонимания. В такой ситуации достойный человек «равнодушно и спокойно» закрывает свои уши, чтобы не слушать недостойные речи и не осквернять собственный дух.

Анализ 2

Одно из знаменитых произведений, а именно стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…» великой русской поэтессы Ахматовой Анны было написано в 1917 году.

Первое, что нужно отметить, так это то, что Анна никогда не стремилась выложить в стихотворения свою душу, ей гораздо проще было создавать произведения на основе вымысла и своей фантазии, не вкладывая в них свою собственную судьбу. Однако, революционные годы на многих людях сказались очень тяжело, это же касается и данной поэтессы, данное время стало для неё тяжелым и довольно таки трагичным. Но, несмотря ни на что, она всегда была благодарна судьбе именно за такую жизнь и никогда не мечтала прожить свою жизнь по другому.

Основной темой данного произведения безусловно является Родины поэтессы, а именно Россия. Ведь далеко не секрет, что Ахматова всегда очень трепетно относилась к теме родины, искренне считая, что это самое главное, что может быть в жизни человека.

Именно поэтому нужно отметить, что стихотворение относится к гражданской, можно даже сказать патриотической лирике поэта.

Построение данного произведения выполнено в форме патриотической исповеди главной героини. По некоторым художественным приемам можно сказать, что данное стихотворение имеет нечто схожее с одой.

Начинается стихотворение со слов искушения. Так как главная героиня будто бы слышит голос, который манит её, призывая оставить свою родину, предать её и отправиться на поиски новой, более лучшей жизни.

Специалисты и критики в области литературы не однократно сравнивали это произведение с произведением другого, не менее известного и любимого поэта, а именно Пушкина Александра Сергеевича. В сравнение брали его произведение "Пророк". И действительно нечто общее проскальзывало и там, и там.

Чтобы показать всю полноту чувств, которые испытывает главная героиня стихотворение наполнено различными художественными элементами и от этого является более красочным и законченным.

Вообще все произведения Анны Ахматовой, связанные с темой родины являются очень живыми, так как данная тема была действительно очень близка поэтессе. Ей самой неоднократно предлагали оставить Россию и перебраться в Европу, однако каждый раз поэтесса отвечала жестким отказом, указывая на то, что она просто не может придать собственную страну, сравнивая это предательство с предательством самой себя.

Читая данное произведение многие задумываются о том, что родина действительно очень много значит в жизни каждого, и это очень хорошо и важно.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Ахматовой Не с теми я, кто бросил землю…

    С первой строки стихотворения Ахматова отделяет себя от «тех». Автор принципиально не с ними. А кто же они? Это те, кто не просто оставил Родину, но оставил её врагам на растерзание.

  • Анализ стихотворения Некрасова Умру я скоро

    Произведение «Умру я скоро» было написано русским поэтом Некрасовым в 1867 году. Вообще, стих написан не просто так. Он посвящается другу, который якобы неизвестен. Стихотворение «Не может быть» было отправлено Некрасову человеком

  • Анализ стихотворения Фета Весенний дождь 5 класс

    Афанасий Фет – человек, который придерживается всегда своих принципов. Но делает это всегда так, как будто это и есть как должное. Афанасий Фет – прекрасный писатель и поэт

  • Анализ стихотворения Еще вчера, на солнце млея Фета

    Афанасий Фет является приверженцем искусства, которое принято считать чистым, его творчество стало ярким доказательством присутствия импрессионизма и на литературном поприще.

  • Анализ стихотворения Смятение Ахматовой

    Это стихотворение о чувствах и отношениях. Оно искренне написано от первого лица – самой поэтессы. Она влюблена, но чувства вызывают лишь смятение в ней самой.

Есть стихотворение Анны Ахматовой, которое очень широко известно, но, между тем, даже большинство любителей стихов этой поэтессы - НЕ ЧИТАЛИ ЕГО ПОЛНОСТЬЮ.
Даже в нескольких собраниях сочинений (в том числе и в авторитетнейшем кремовом двухтомнике, который был издан в 1990 году его приводит в усеченном виде).

Вот эти стихи написанные в революционном Петрограде.

Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал,
И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал,

Когда приневская столица,
Забыв величие своё,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берёт ее,—

Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

При первой его публикации (газета «Воля народа», 1918, 12 апреля) отсутствовала последняя строфа, при последующих были изъяты две первые. Так что при жизни Ахматовой стихотворение НИКОГДА ПОЛНОСТЬЮ НЕ ПЕЧАТАЛОСЬ.

Понятно, что в издании 1940 года это стихотворение не могло быть воспроизведено полностью. В томике изданном перед войной, строчки: «в тоске самоубийства народ гостей немецких ждал » могли и впрямь прозвучать самоубийственно. Особенно для автора.

Но это стихотворение только в «Бег времени» не вошли, они и из ахматовского тома Большой Библиотеки Поэта, вышедшего десять лет спустя, в 1976-м, хотя он то был для избранных и претендовал на академизм.

В обезглавленном виде это стихотворение выглядело как отказ от эмиграции и принятие советской власти.

Великая грусть и боль в этом великом стихотворении... И решимость. Оно очень понравилось А. Блоку. Он не уставал повторять: "Ахматова права".
Блок особенно отмечал величие жеста: "Руками я замкнула слух"

Эти стихи в интеллигентских кругах часто цитировали в 70-е 80-е годы, призывая помышлявших об отъезде остаться и «равнодушно и спокойно руками замкнуть слух», который тревожили вражеские голоса западных радиостанций.

А в эмиграции их читали без последних строк, но с первыми, поскольку в таком случае "голос был" - явно, предлагающий покинуть богооставленное Отечество, ГЛАС КОГО НАДО (подобный оборот соотносился с “голосом свыше”):

Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.

Интересно, что до сих пор вызывает вопросы датировка этого стихотворения. А от нее в свою очередь зависит кто имеется ввиду по "немецкими гостями". Версии самые разные: от "гостей" прибывших в Петроград в пломбированном вагоне, до гостей, которым должен был отойти Петроград в результате Брестского мира.

Но поразителен образ революционного состояния:

Столица,
Забыв величие своё,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берёт ее.

Город-блудница , который сам не блюдет своей крепости и целости, «открыт» на все четыре стороны, ожидая своего падения. Как пьяная б..., которая не знает, кто ее...

Здесь отсылка к библейскому тексту - «Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия. . .»(Книга Исайи, 1,21).



mob_info