1 административное право. Административное право. Федеральное агентство по образованию

ДЛ. Бахрах

Административное право

Учебник для вузов

Москва Издательство БЕК, 1999


УДК 34 ББК 67.99(2)1 БЗО

Бахрах Д.Н.

БЗО Административное право: Учебник для вузов. - М.: Издательство ВЕК, 1999 - 368 с.

В учебнике раскрываются особенности, содержание, значение административного права как отрасли российского права Главное внимание автор уделяет административно-правовому статусу гражданина, государственного служащего, значению, структуре, содержанию, формам и методам деятельности исполнительной власти Анализируется система мер административно-правового принуждения и порядок их применения

Учебник создан на основе курса лекций, прочитанных студентам академии и университета

Предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей юридических факультетов и вузов

УДК 34 ББК 6799(2)1

© Бахрах Д.Н, 1996
ISBN 5-85639-135-7 © Издательство ВЕК, 1999

Подписано в печать 27.08.96 г. Формат 60x90/16. Бумага газетная.

Гарнитура Journal. Печать офсетная. Усл.-печ. л. 23,0.

Доп. тираж 3 000 экз. Заказ №46

Издательство БЕК. 129085, Москва, пр Мира, 101, оф. 516

Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии ИПО «Полигран» 125348, Москва, Пакгаузное ш., 1


Предисловие

В демократическом государстве формирование и порядок деятельности административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть четко урегулированы юридическими нормами.

Административное право - важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объем государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение государственной администрации в жизни общества. Оно закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с исполнительной властью, систему государственной администрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.

Создание российской суверенной государственности, глубокие политические, экономические реформы повлекли изменения всего массива административно-правовых норм. В 90-х годах XX в. в России пришлось обновлять и расширять систему административно-правового регулирования.

В работе над учебником автор использовал богатейший опыт подготовки учебной литературы по административному праву СССР в 1940-1990 гг. и учел кардинальные изменения в правовой системе России в 1990-1996 гг. При освещении тех институтов административного права, которые принято было описывать в учебниках (государственная служба, административные акты, административная ответственность и др.), в максимальной степени учитывались новые положения законодательства. Одновременно значительное внимание было уделено описанию тех административно-правовых институтов, которым в учебниках прошлых лет не было уделено должного внимания (административные договоры, специальные административно-правовые режимы, административное пресечение, поощрение в деятельности исполнительной власти, дисциплинарное принуждение).

Эта книга - дополнительный тираж учебника, увидевшего свет в 1996 г. Со дня завершения работы над текстом этой работы прошло уже два с половиной года. Конечно, за это время издано немало правовых актов, содержащих большое число новых административно-правовых норм. К сожалению, технология печати дополнительного тиража не позволяет вносить изменения в текст. Поэтому хотелось бы в предисловии обратить внимание читателей на важнейшие нормативные акты последних лет.


VI Предисловие

На с. 16 в числе действующих назван Воздушный кодекс СССР. После вступления в силу в 1997 г. Воздушного кодекса РФ союзный закон перестал действовать.

Правовой статус Правительства РФ с 1997 г. регулируется Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Теперь Правительство вправе назначать на должность и освобождать от нее руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся министерствами и не относящихся к числу центральных органов силовых ведомств. Для решения оперативных вопросов Правительство может образовать Презудиум Правительства и определить его пер; сональный состав. Постановления Правительства вступают в силу со дня их подписания, постановления, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, - со дня их опубликования, если в самих актах не назван иной порядок вступления их в силу.

При изучении § 4 главы 8 «Процесс принятия административных актов» следует обратиться к тексту утвержденных Правительством РФ в декабре 1997 г. «Правил подготовки нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Правила определили, какие органы, в каком порядке могут издавать нормативные акты, уточнили порядок их государственной регистрации Минюстом РФ и порядок их официального опубликования.

Следует учесть, что в Федеральный закон «О государственной тайне» в 1997 г. были внесения изменения. В частности, в него включена ст. 211, регулирующая особый порядок допуска к государственной тайне членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей и адвокатов.

На с. 259 называется «Временное положение о порядке обращения взыскания на имущество организации». После вступления в силу Федерального закона «Об исполнительном производстве» это положение утратило силу, и теперь новый закон регулирует применение такой административно-восстановительной меры, как взыскание задолженностей и пеней.

При изучении нормативной основы административной ответственности, а также иных ее аспектов необходимо учесть, что Налоговый кодекс РФ, принятый в 1998 г., содержит ряд норм, которые с 1 января 1999 г. регулируют применение административной ответственности за совершение налоговых нарушений. Кстати, нормы об административной ответственности содержит и Градостроительный кодекс РФ 1998 г.

Январь 1999 г. Профессор Д. Н. Бахрах


Часть I. Общие вопросы административного права

Власти

§ 1. Понятие и виды методов деятельности исполнительной власти............................. 185

§ 2. Убеждение в деятельности исполнительной

власти............................................ 188

§ 3. Поощрение в деятельности исполнительной

власти............................................ 190

§ 4. Правовое принуждение......................... 197

Глава 19. Дисциплинарное принуждение по административному праву

§ 1. Понятие и признаки дисциплинарного

принуждения...................................... 348

§ 2. Дисциплинарная ответственность

по административному праву....................... 350

§ 3. Материальная ответственность

по административному праву....................... 353


Указатель сокращений

Арбитражный процессуальный кодекс РФ

Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР

Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ

Гражданский кодекс РФ

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях

Собрание актов Президента и Правительства РФ

Собрание законодательства РФ

Таможенный кодекс РФ

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР


Часть L Общие вопросы административного права

I. Российские акты.

А. Акты федеральных органов: Законы Российской Федерации:

1. Конституция (Основной закон) РФ.

2. Акты Федерального Собрания (Верховного Совета) РФ:

а) федеральные конституционные законы;

б) федеральные законы (Основы законодательства, кодексы и др.);

в) декларации, положения, постановления и другие акты Федерального Собрания (Съезда Советов народных депутатов Верховного Совета) РФ.

Подзаконные федеральные акты:

1. Указы, распоряжения Президента РФ.

2. Постановления, распоряжения Правительства РФ.

3. Приказы, постановления министерств и других центральных федеральных органов.

4. Приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений.

Б^j\кты субъектов Федерации: Законы субъектов Федерации:

1. Конституции, уставы субъектов Федерации.

2. Законы.

Подзаконные акты субъектов Федерации:

1. Указы, распоряжения Президентов (губернаторов).

2. Постановления, распоряжения правительств субъектов Федерации.

3. Приказы, постановления министерств субъектов Федерации.

4. Приказы, постановления иных органов субъектов Федерации, руководителей предприятий, учреждений субъектов Федерации.

В. Акты местного самоуправления.


18 Глава 1 Административное право и административно-правовые нормы

III. Международные акты.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Международными актами регулируются, например, некоторые вопросы безвизового пересечения границ, таможенного контроля, дорожного движения. Можно предположить, что этот тип источников административного права имеет перспективное будущее.

Наличие большого числа источников разной юридической силы, принятых в разное время, - объективный факт, который отрицательно сказывается на состоянии систематизации отрасли. Единого административного кодекса нет и его невозможно создать. Во-первых, потому что нельзя в один акт поместить такое огромное количество норм, которого требует правовое регулирование управления. Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение органов исполнительной власти в центре и на местах возможности регулирования общественных отношений.


§ 6. Источники норм административного права 19

Систему административно-правовых актов необходимо совершенствовать. Основными направлениями этой работы в настоящее время являются:

1) повышение качества и взаимосвязи правовых норм, постоянная замена союзных актов более совершенными республиканскими,

2) усиление роли законов в регулировании организации и функционирования государственной администрации (необходимо отметить, что за сравнительно небольшой срок взамен союзных подзаконных актов приняты, например, законы РФ о санитарно-эпидешгологическом благополучии, об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации, о государственной тайне и

3) устранение пробелов в административно-правовом регулировании (путем принятия актов, регулирующих правовое положение студентов и учащихся, административную ответственность организаций и др.) 1 ;

4) принятие актов, способствующих осуществлению проводимых в стране реформ (о министерствах и др.).

1 См Чемакин И. М. Кодификация законодательства о физической культуре, спорте и туризме // Правоведение. 1985 № 1


Глава 2. Административно-правовые отношения § 1. Понятие и виды административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения являются разновидностью правоотношений вообще, а потому обладают всеми свойственными им общими признаками. В то же время они имеют свои особенности:

Обязанности и права сторон данных отношений ассиметрич-ны, они связаны с деятельностью исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной власти;

Одной из сторон в этих отношениях всегда выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);

Данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон;

В случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;

Разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке 1 .

Существует значительное разнообразие административных (управленческих) правоотношений.

В зависимости от целей деятельности отношения могут быть регулятивными или охранительными; наиболее известная разновидность последних - деликтные.

По составу участников правоотношения подразделяются на внутриаппаратные и внеаппаратные. В первом случае обязательный субъект (носитель административной власти, звено аппарата) вступает в отношения с другими звеньями аппарата (органами, служащими и др.). Во втором случае обязательный субъект взаимодействует с гражданами, негосударственными организациями, государственными предприятиями, учреждениями.

Большая часть административных правоотношений - власте-отношения (вертикальные), но в некоторых из них власть не участвует (горизонтальные). Участниками горизонтальных администра-

1 Необходимо отметить, что судебный порядок разрешения споров с администрацией в 90-х годах используется чаще, чем в прошлом.


§ 2. Структура административного правоотношения 21

тивных правоотношений являются субъекты, ни один из которых не имеет властных полномочий по отношению к другому.

Разновидностями таких отношений, а их становится все больше, могут служить действия нескольких органов по подготовке и изданию совместного решения, соглашения (административные договоры) между ними по организационным вопросам. Так, в п. 6 ст. 15 Закона о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации сказано, что фонды имущества заключают ежегодно с соответствующими комитетами по управлению им «соглашения, определяющие порядок передачи приватизируемых предприятий...» 1 Несколько видов административных договоров закрепляет российский Закон об образовании. Пункт 3 ст. 44 гласит: «Государственные и местные (муниципальные) органы управления образованием обязаны оказывать на договорных начала посреднические услуги подведомственным образовательным учреждениям...» 2

§ 2. Структура административного правоотношения

Административное правоотношение имеет определенную структуру. Ее элементами являются: субъекты (участники); объект (то, по поводу чего возникли отношения); содержание правоотношения.

По вопросу о том, что является объектом правоотношения, в юридической литературе существуют разные мнения. Одни авторы в качестве единственного объекта любого правового отношения признают действия, поведение людей 3 , а другие выделяют объект имущественных отношений, иногда именуемый предметом (материальные предметы и вещи), и объект неимущественных отношений (действия, поведение людей) 4 .

Представляется, что здесь следует учитывать наличие непосредственного и более отдаленного объекта отношения. Непосредственным объектом административных правоотношений является волевое поведение человека, его деяния. А через управляемые

3 Козлов Ю. М. Административные правоотношения. М, 1976; Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М., 1974.

4 Александров Н. Г. Законность и правоотношения в советском обществе. М., 1955 С. 119-120; Петров Г. И. Советское административное право. Часть общая. i ЛГУ, 1961 С 85-86 и др.


22 Глава 2. Административно-правовые отношения

деяния оказывается влияние на процессы, на материальные предметы, информацию, продукты духовного творчества.

Субъектом права является участник общественных отношений, которого юридическая норма наделила правами и обязанностями. Он обладает двумя признаками: во-первых, социальным (участие в общественных отношениях в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю, повелевшего, персонифицированного субъекта); во-вторых, юридическим (признание правовыми нормами его способности быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях) 1 .

В общей теории права распространено мнение, что всех субъектов права можно поделить на две группы: граждане и организации 2 . Критерий деления представляется вполне обоснованным, а названия обеих групп - неудачными, так как они неточно отражают круг участников правоотношений, не учитывают их огромного многообразия.

В науке административного права полезнее было бы говорить об индивидуальных и коллективных субъектах. С понятием «гражданин» связана определенная совокупность прав и обязанностей. Но индивид может быть и студентом, и военнослужащим, и поднадзорным, т. е. иметь различный круг прав и обязанностей, предусмотренных административно-правовыми нормами. Эти наслоения на правовой статус граждан рассматриваемый термин отразить не может. Поэтому лучше назвать первую группу «индивидуальные субъекты административного права». Понятие «гражданин» отражает их общую административную правосубъектность, а понятие «студент» («военнослужащий» и т. д.) - специальную. Что же касается другой группы субъектов, то, кроме организаций, она включает и их структурные подразделения (цех, отделение связи, факультет), и их трудовые коллективы. Поэтому именовать вторую группу «коллективными субъектами» административного права правильнее, такое название более точно отражает состав этой общности и критерий классификации.

А к какому типу субъектов следует относить должностное лицо? Осуществляя свои полномочия, оно действует не как индивид, а как орган, представитель организации. Поскольку его действия влекут юридические последствия для организации, они должны быть признаны действиями организации. Субъектом правоотношений здесь выступает именно организация, а не должностное лицо, действующее от ее имени.

1 Алексеев С. С. Общая теория права. Т 2. М, 1982. С. 138-139.

2 Общая теория советского права М, 1966. С. 289; Теория государства и права. Учебник для вузов. М, 1983 С 331.


§ 3 Система коллективных субъектов административного права 23

Инотда возникают ситуации, когда неисполнение должностным лицом своих обязанностей, злоупотребление правами является должностным правонарушением, за которое виновный, именно как должностное лицо, привлекается к уголовной или административной ответственности. В этом случае оно становится индивидуальным субъектом уголовно-правовых или административно-правовых отношений. Но в таких отношениях виновный не выступает как должностное лицо, он лишь несет ответственность за деяния, которые он совершил ранее как должностное лицо.

Пятой важной особенностью административного права является то, что оно наделяет правосубъектностью большой круг участников общественных отношений. Эта особенность обусловлена разнообразием управленческих связей, а также политикой государства, направленной на легализацию, предоставление права участия в общественных отношениях разнообразным объединениям индивидов. Система субъектов административного права сложнее системы субъектов любой другой правовой отрасли.

Приведенное нами деление субъектов административного права - наиболее распространенное в науке, но не единственное. Среди субъектов можно выделить тех, кто осуществляет, защищает публичные интересы и тех, кто реализует частные интересы. Очень близко к такой группировке примыкает деление субъектов по признаку наличия у них исполнительной власти, государственно-властных полномочий. Тогда первая группа - властные субъекты, отношения между которыми являются, как правило, внутриаппаратными, вторая группа - невластные субъекты, между ними не может быть административно-правовых отношений. Отношения властных и невластных субъектов являются внеаппаратными и могут быть административно-правовыми.

Административная дееспособность - это способность лица своими действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами.

Административная дееспособность граждан РФ возникает позднее их правоспособности, возраст ее наступления законом не установлен. Хочется отметить, что раньше, чем какая-либо иная, у гражданина возникает именно административная дееспособность. Ее частичное появление и последующее увеличение связано с физическим и интеллектуальным взрослением лица. Даже дошкольники могут самостоятельно обратиться к врачу, использовать право на жалобу, с шести лет ребенок сам реализует право на образование. Комиссия по делам несовершеннолетних вправе направить лицо, которому исполнилось 11 лет, в специальную школу, а с 16 лет наступает административная деликтоспособ-ность.

Административная правосубъектность может быть общей и специальной. Соответственно следует различать общий и специальный административно-правовой статус. Каждое лицо обладает общим статусом, который во многом равен для всех, и в то же время может быть субъектом одного или нескольких специальных статусов (студента, -работника милиции, жителя закрытого города и т. д.). Во многих случаях специальная (ролевая) правосубъектность просто дополняет общую. Но между ними может быть и более сложное взаимодействие, при котором специальный статус влияет на общий, ограничивая, видоизменяя его. Например, статус военнослужащего влияет на такие общие права, как право на образование, на участие в управлении, на жалобу, на свободу передвижения, выбор местожительства.

Административная правосубъектность индивидуальных субъектов непрерывно расширяется. В ее регулировании повышается роль законов. За последние годы федеральными законами гражданам предоставлено право на оружие, на свободный выбор места жительства, учреждение средств массовой информации и др. Значительно расширены права на судебную защиту, на объединение, на свободу совести.

Законодательство закрепляет обстоятельства, при наличии которых общий, и прежде всего административно-правовой, ста-, туе индивидуального субъекта может быть ограничен:

1) чрезвычайные обстоятельства (массовые беспорядки, стихийные бедствия и др.);


32 Глава 3. Индивидуальные субъекты административного права России

2) если это несовместимо с их общественно полезной деятельностью (запрещение совместной службы родственников, совмещения государственной службы с предпринимательской деятельностью и т. п.);

3) если без этого невозможно обеспечить государственную безопасность (режим секретности, пограничный режим и др.);

4) совершение неправомерных действий (лишение, правонарушителей водительских прав, ограничения на приобретение ими оружия и т. п.).

В первых трех случаях ограничения непосредственно устанавливаются нормативными актами, касаются неопределенного числа граждан и поэтому являются групповыми. А ограничения административно-правового статуса в связи с совершением неправомерных действий носят индивидуальный характер, персонифицированы, являются мерами принуждения.

Совокупность лиц, которые за плату профессионально осуществляют управленческую деятельность, принято называть бюрократией. Как всякая профессиональная группа людей, она имеет свои интересы, обусловленные спецификой труда и личными потребностями.

Эгоистические интересы бюрократии есть бюрократизм. Чем больше бюрократия заботится не об общественных, а о групповых, личных интересах, тем активнее развивается бюрократизм как система форм и методов реализации бюрократией своих корыстных целей. Проявления бюрократизма многочисленны: формализм в деятельности, невнимание к людям, злоупотребление режимом секретности, необоснованные привилегии, превращение бюрократии в замкнутую касту и т. д.

Одной из форм присвоения бюрократией власти является злоупотребление ею. Более сложная форма присвоения власти - демония административной власти, под которой понимается одержимость воли руководителя (руководящей группы), стремящегося


70 Глава 4 Административная власть

решить крупные государственные задачи и одновременно преследующего собственные эгоистические цели (жажда огромной власти, славы, почестей и т. д.). Наиболее опасное ее проявление - стремление к ее расширению, подчинению других властей, бесконтрольному властвованию.

Демоническое стремление административной власти стать всеохватывающей, неограниченной, бесконтрольной обусловлено рядом факторов.

Во-первых, генезисом политической власти, прогрессивное развитие которой идет по пути разделения властей, отделения законодательной и судебной, укрепления последних и расширения их влияния на административную. А она, используя существующие традиции, взгляды, структуры стремится не уступать своих позиций, освободиться от контроля, превратить его в фикцию, красивый орнамент своего могущества.

Во-вторых, количеством, разнообразием, сложностью и продолжительностью чрезвычайных обстоятельств. Войны, эпидемии, стихийные бедствия, технические, экологические, экономические катастрофы, массовые беспорядки требуют чрезвычайных режимов, при которых роль и полномочия исполнительной власти резко усиливаются.

В-третьих, зависимостью от исполнительной других властей. Они возникают позднее, не сразу создают свою финансовую базу, -арсенал средств воздействия и т. д. Исполнительная власть, бюрократия активно участвует в подборе кандидатов в депутаты и на судебные должности, осуществляет организационно-материальное обеспечение представительных и юрисдикционных систем, подготавливает для них вопросы и дела, помогает удовлетворять материальные и культурные потребности депутатов и судей, соблазняя их должностями, квартирами, машинами, дачами, разнообразными привилегиями 1 .

В-четвертых, и это самое существенное, демонизм питается сущностными особенностями административной власти, ее универсальностью, огромным аппаратом, экономической мощью, наличием в ее непосредственном ведении многочисленных источников информации, большого арсенала принудительных средств. Опираясь на армию, полицию, огромные финансовые ресурсы, средства массовой информации, развитой бюрократический ап-

1 «Идея сосредоточения материально-финансовых средств в одних руках - гениальное изобретение современных царедворцев. Сейчас это самые эффективные средства «главной власти» влиять на поведение других ее ветвей, средство борьбы с инакомыслием и непослушанием» // Комсомольская правда. 1995. 1 авг.


Административное ведомство

Термин «ведомство» широко используется в правоведении, но, к сожалению, в него вкладывают не одинаковый смысл. Если в


§ 6 Административное ведомство 79

прошлом он имел определенный и весьма широкий смысл (линейная система организаций, осуществляющих определенную деятельность), то в действующих правовых нормах и научных работах нашего времени он связывается только с центральными органами исполнительной власти, а чаще всего лишь с некоторыми из них (государственными комитетами, надзорами и службами) Если мы обратимся к литературным словарям, то убедимся, что там слово «ведомство» толкуется не так, как понимают его в настоящее время юристы 1 .

Значительно чаще чем само слово «ведомство», используются производные от него. Определение «ведомственный(ые)» (подход, контроль, нормативные акты, жилой фонд, транспорт и т. п.) можно встретить во многих правовых документах. Но ведомственные акты, ведомственный жилой фонд, внутриведомственный контроль, ведомственный подход - это то, что действует в определенной системе организаций, принадлежит ей, происходит внутри нее, отражает ее специфические интересы. Часто в нормативных актах используется словосочетание «ведомственная подчиненность», что означает линейную, административную подчиненность, принадлежность к определенной организационной системе. Нетрудно заметить, что определение «ведомственный» и производные от него («внутриведомственный», «надведомственный», «междуведомственный») согласуются с прежним, широким понятием «ведомства».

Под административным ведомством следует понимать систему органов исполнительной власти специальной компетенции и руководимых ими организаций, организационно подчиненных одному центру. Наряду с административными существуют и иные государственные (например, прокуратура РФ) и негосударственные (например, Всероссийское общество слепых) ведомства. Особенностью первых является то, что ими руководят исполнительные органы, их управленческие подсистемы - составная часть аппарата исполнительной власти государства.

Каковы основные признаки ведомства и его аппарата управления 7

Во-первых, каждое ведомство имеет определенные, нормативно закрепленные цели. Они устанавливаются вышестоящими го-" сударственными органами. Выполнение поставленной перед системой задачи (охранять, оказывать услуги и т. д.) - это и есть главная производственная функция, ради которой оно образова-". но. Но, кроме того, в Российской Федерации любая система осу-

1 «Ведомство, - а, ср Учреждение или совокупность учреждений, обслуживаю- ; щих какую-нибудь область государственного управления» (Ожегов С. И. Словарь русского языка Изд-е 16 М, 1984 С 62)


Государственная должность

Ученые-юристы понимают должность в государственных организациях как простейший элемент, клеточку управленческой структуры. «Государственно-служебная должность - это часть организационной структуры государственного органа (организации), обособленная и закрепленная в официальных документах (штатах, схемах должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции госоргана (организации), предоставляемой лицу - государственному служащему в целях ее практического осуществления» 1 .

С одной стороны, должность есть первичный, нерасчленяемый компонент аппарата, в определенной степени обособленный. Ее можно рассматривать как минимальный предел дифференциации властных функций и как средство стабилизации, формализации деятельности служащего. Должность - простейшая ячейка аппарата, предназначенная для одного работника, определяющая его место и роль в управленческом ансамбле.

1 Манохин В. М. Советская государственная служба М, 1966 С 72, см также Розенбаум Ю А Формирование управленческих кадров М, 1982 С 53-105


104 Глава 6. Государственная служба

С другой стороны, это стабильный комплекс обязанностей и прав, правовое установление, ориентированное на одного человека, который должен осуществлять часть работы организации.

«Связующим звеном между структурой и компетенцией органов государства, с одной стороны, и его персоналом - с другой, являются должности. Должность - это первичная ячейка органа (или его аппарата) с ее правовым статусом; это, образно говоря, служебное место. В то или иное время оно может быть занятым или вакантным. Должность предопределяет требования, предъявляемые к человеку, претендующему на ее занятие или уже занимающему ее, дает комплекс служебных и личных прав и обязанностей служащего» 1 .

Каждая должность образуется в распорядительном порядке. Актами компетентных органов, лиц определяются ее название, место в служебной иерархии (кому она подчинена, кто подчинен ей), порядок замещения. Она включается в штатное расписание, в единую номенклатуру должностей служащих.

Должность есть юридическое описание социальной позиции лица, занимающего ее. Подобно драматургу, определяющему содержание роли, которую будет играть актер, автор правовых формулировок определяет социальную роль лица, вступившего в должность.

Организационная структура аппарата представляет собой структуру формализованных «социальных позиций», юридически закрепленных ролей. Конкретные лица, реализующие должностные полномочия, могут меняться, а их роли - нет. Изменение же статуса должности чаще всего не влечет за собой замены служащего. Должность как юридически формализованная роль актуализирует одни свойства личности, отрицает другие, безразлична к третьим. Изменение личных свойств служащего не ведет к изменению должности, формальной структуры, но может отразиться на неформальной.

Безусловно, свойства отдельных лиц, конкретные взаимоотношения в коллективе вносят коррективы (и порой весьма существенные) в формальные структуры. Влияние неформальных связей тем больше, чем меньше подразделение аппарата. Большое влияние на структуру подразделения оказывают качества руководителя, стиль его работы. В связи с изложенным можно различать формальный и неформальный статус служащего, занимающего конкретную должность.

Статус должности как синтез ее организационно-правового положения состоит из двух частей: служебной и личной. Вторая часть

Лазарев Б. М. Государственная служба. М., 1993. С. 6.


§ 2. Государственная должность 105

регламентирует должностной оклад и личные права работника (размер отпуска, право на служебную квартиру, льготы и др.). Должность есть комплексное правовое образование, состоящее из норм административного, трудового и иных отраслей права. С помощью должностей обеспечиваются персонализация управленческих функций и правообязанностей, четкое разделение труда в аппарате, индивидуализация ответственности служащих. Система должностей имеет большое значение для профессионализации аппарата и повышения уровня компетентности его служащих: она нацеливает граждан на приобретение определенных знаний и навыков, выполнение определенной работы,* занятие определенного места в управленческих структурах, приобретение определенных служебных и личных прав.

Должность - это прежде всего служебные обязанности, во исполнение которых должны производиться служебные действия, т. е. действия в интересах того, кто ее учредил, для достижения служебных целей. Служебные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать служащему необходимые условия для выполнения обязанностей. Наукой управления разработано положение о балансе обязанностей и прав: необходимо их соответствие друг другу. Если прав мало, то служащий не сможет выполнить обязанности; если прав больше, чем необходимо для осуществления обязанностей, это приводит к злоупотреблениям. В обоих случаях нарушения баланса прав и обязанностей возникает безответственность.

Служебные права являются средствами выполнения обязанностей по службе, а значит, служащий обязан пользоваться ими. И вообще, понятие служебных прав условно: в отношении невластных субъектов это права (давать задания, задерживать, привлекать к ответственности и т. д.), но, если рассматривать их с позиций государственного интереса (интереса организации), то служащий обязан распоряжаться, задерживать, т.е. это - его служебные обязанности 1 .

Поэтому служебные обязанности и служебные права часто объединяют одним понятием - полномочия, хотя, конечно, не всякое право является обязанностью. «...Власть для должностных лиц аппарата государственного управления является не столько их

Администрати́вное пра́во - это важная отрасль права (система правовых норм), которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности различных государственных органов.

Административное право как наука - это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.

Предмет административного права – общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.

Методы административного права:

1. Предписание: установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;

2. Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;

3. Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это - «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности;

Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это - «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.

Система административного права - это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты.

Система административного права как отрасли права:

1. Общая часть: Предмет, Формы и методы, Субъекты административного права, Ответственность по административному праву, Административный процесс

2. Особенная часть: Экономическая сфера, Социально-культурная сфера, Административно-политическая сфера, Межотраслевая

Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера). Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство. В законодательном массиве административного права следует выделять: - общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службы и т. п.); - законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.); - международные акты, действующие в данной сфере правоотношений. Система источников административного права выглядит следующим образом.На федеральном уровне :

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ

Конституция РФ

Постановления Конституционного Суда РФ

Федеральные конституционные законы

Федеральные законы, включая законы РФ и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства РФ

Нормативные указы Президента РФ

Нормативные акты палат Федерального Собрания РФ

Нормативные постановления Правительства РФ

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения)

Нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ)

На региональном уровне:

Конституции (уставы) субъектов РФ

Постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ

Законы субъектов РФ

Нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ

Нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ

Нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ

Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции

На муниципальном (местном) уровне:

Уставы муниципальных образований

Нормативные акты представительных органов муниципального образования

Нормативные акты главы муниципального образования

Нормативные акты местной администрации

Соотношение с другими отраслями права:

Взаимодействие с конституционным правом: конституционное право устанавливает исходные положения для всех отраслей права, в том числе административного. На основании норм конституционного права административное право своими нормами обеспечивает реализацию конституционных принципов в сфере государственно-управленческой деятельности, определяет компетенцию органов исполнительной власти, конкретизирует механизм реализации прав и свобод граждан и т. д.

Взаимодействие с финансовым правом: финансовое право регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Административное право, в свою очередь, определяет порядок и правовой статус органов, осуществляющих данную деятельность.

Взаимодействие с трудовым правом: целый ряд трудовых отношений возникает на основании односторонних административных актов, которым предшествуют соглашения (контракты) об условиях работы. Административный акт требуется при прекращении трудовых отношений, оформлении отпуска, больничного и т. д.

Взаимодействие с гражданским правом: в ряде случаев регулируют сходные имущественные отношения, но путем применения различных методов правового регулирования. В основе гражданского права лежит метод равенства сторон, в административном праве – метод одностороннего предписания.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальностям 0201 Правоведение, 0202 Право и организация социального обеспечения, 0203 Правоохранительная деятельность

УДК 342.9(075.32)

ББК 67.401я723

В.Я. Насонов (гл. 1, 3, 6, 7.1, 7.4); В.А. Коньшин (гл. 5, 7.3); К.С. Петров (гл. 4, 7.2); Л.М Редкоус (Введение, гл. 2, 8)

Рецензенты:

доктор юридических наук, профессор Ю. С. Ромашев кандидат юридических наук, профессор В. П. Панов

Административное право Российской Федерации: Учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.Я. Насонов, В.А. Коньшин, К.С. Петров, В.М. Редкоус. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с.

ISBN 5-7695-1144-3

В учебнике представлен материал по всем основным темам, предусмотренным программой по административному праву для юридических техникумов и колледжей: понятие государственного управления и исполнительной власти; административно-правовые нормы и отношения; субъекты административного права; административно-правовые формы и методы реализации исполнительной власти; ответственность по административному праву и административно-процессуальная деятельность; законность в сфере государственного управления; организационно-правовые основы управления в экономике, административно-политической и социально-культурной сферах.

Может быть полезен преподавателям средних специальных учебных заведений юридического профиля.

Предисловие................................................................................................................................................................................................................... 2

ОБЩАЯ ЧАСТЬ............................................................................................................................................................................................................. 3

Глава 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ ПРАВА РФ............................................................................................................... 3

1.1. Государственное управление, исполнительная власть и административное право..................................................................... 3



1.2. Предмет, метод, источники и система административного права...................................................................................................... 5

1.3. Административно-правовые нормы............................................................................................................................................................ 7

1.4. Административно-правовые отношения.................................................................................................................................................... 8

Глава 2. СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА................................................................................................................................ 10

2.1. Понятие и виды субъектов административного права. Административное право и дееспособность.................................. 10

2.2. Административно-правовой статус граждан РФ.................................................................................................................................. 10

2.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства..................................... 12

2.4. Административно-правовой статус государственных служащих................................................................................................... 13

2.5. Президент РФ и исполнительная власть.................................................................................................................................................. 16

2.6. Административно-правовой статус органов исполнительной власти. Правовое положение Правительства РФ............. 17

2.7. Административно-правовой статус органов местного самоуправления....................................................................................... 19

2.8. Административно-правовой статус общественных объединений................................................................................................... 20

2.9. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций.......................................................................... 21

Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ................. 22

3.1. Административно-правовые формы реализации исполнительной власти.................................................................................... 22

3.2. Методы государственного управления.................................................................................................................................................... 25

Глава 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ.................................................................................................... 28

4.1. Понятие и общая характеристика административной ответственности....................................................................................... 28

4.2. Понятие, состав и виды административных правонарушений......................................................................................................... 29

4.3. Понятие и виды административных наказаний..................................................................................................................................... 31

4.4. Правила назначения административных наказаний........................................................................................................................... 32

4.5. Дисциплинарная ответственность по административному праву................................................................................................... 33

4.6. Материальная ответственность по административному праву....................................................................................................... 35

Глава 5. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ................................................................................................ 36

5.1. Понятие и виды административно-процессуальной деятельности................................................................................................. 36

5.2. Рассмотрение и разрешение дела об административном правонарушении................................................................................. 42

5.3. Исполнение решения, вынесенного по делу........................................................................................................................................... 44

5.4. Пересмотр решения, вынесенного по делу, и административное расследование....................................................................... 44

5.5. Обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан................................................................... 45

Глава 6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.............................................. 46

6.1. Понятие обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти.................................................................. 46

6.2. Гарантии и способы обеспечения законности....................................................................................................................................... 48

Глава 7. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ...................................................................................... 51

7.1. Понятие, назначение, функции, виды и содержание административно-правовых режимов.................................................... 51

7.2. Паспортная система РФ................................................................................................................................................................................ 55

7.3. Лицензионно-разрешительная система................................................................................................................................................... 59

7.4. Исключительные административно-правовые режимы...................................................................................................................... 71

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ................................................................................................................................................................................................ 77

Глава 8. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРАМИ ЭКОНОМИКИ, АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ......................................................................................................................................... 77

8.1. Понятие и особенности административно-правовой организации управления в современных условиях.......................... 77

8.2. Организационно-правовые основы управления в сфере экономики................................................................................................ 81

8.3. Организационно-правовые основы управления в административно-политической сфере...................................................... 94

8.4. Организационно-правовые основы управления в социально-культурной сфере...................................................................... 101

8.5. Организационно-правовые основы государственного управления в иных областях жизнедеятельности........................ 107

Предисловие

Административное право является одной из ведущих отраслей российского права. Участниками административно-правовых отношений, регулируемых нормами административного права, являются самые разные субъекты: органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, граждане. Административно-правовому регулированию подлежат общественные отношения в таких областях государственного управления, как организация и осуществление исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, государственная служба, административная ответственность и административно-процессуальная деятельность, обеспечение законности в государственном управлении, установление организационно-правовых основ управления в административно-политической, экономической и социально-культурной сферах. Административное право – это прежде всего право государственного управления, определяющее не только статус своих субъектов, но и механизм принятия и претворения в жизнь решений, часто затрагивающих интересы каждого из нас.

Несмотря на то, что административное право в качестве самостоятельной отрасли права стало формироваться лишь в конце XIX – начале XX в., оно имеет глубокие исторические корни. Фактически, административное право возникло вместе с появлением государства и государственного управления как определенного вида государственной деятельности, одной из основных функций государства. На формирование административного права как самостоятельной отрасли права оказал влияние целый ряд факторов, среди которых следует выделить: развитие философско-пра-вовых воззрений на роль и место государства и государственного управления в общественной жизни; практическая реализация в развитых странах Западной Европы принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную; успехи в развитии общей теории управления; необходимость охраны общественного порядка и общественной безопасности, защиты прав и свобод граждан в условиях концентрации властных полномочий в руках государства, его органов и должностных лиц.

Административное право – одна из наиболее динамичных и развивающихся отраслей российского права. В основном это свя-

зано с важностью, широтой и многообразием регулируемых нормами данной отрасли общественных отношений, а также с тем обстоятельством, что именно посредством административно-правового регулирования оперативно реализуется государственная политика в той или иной сфере управления.

Постепенное изменение системы социальных отношений в РФ, вызванное распадом СССР, закрепление в Конституции РФ принципа разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, многообразие форм собственности, постепенный отказ от использования в государственном управлении административно-командных методов, уменьшение доли государственного регулирования в ряде сфер и областей общественной жизни привели к значительному увеличению адми-нистративно-нормотворческой деятельности и наполнению традиционных институтов административного права новым содержанием. Это касается как государственного управления, так и исполнительной власти, а также классификации субъектов административного права, механизма соблюдения правового статуса человека и гражданина в сфере государственного управления, института государственной службы, административно-правовых форм и методов, административно-правовых основ регулирования отношений в сфере экономики, финансов, внешнеэкономической деятельности и т.д. В настоящее время упор сделан на усиление управленческой вертикали власти, укрепление роли государства в регулировании различных сфер общественной жизни, создание единого правового пространства, приведение нормативно-правовых актов на региональном и местном уровнях в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством.

Административное право тесно связано с другими юридическими науками, и прежде всего с теорией государства и права, конституционным (государственным), уголовным и гражданским правом. Такие относительно новые отрасли права (например, таможенное, финансовое, банковское) берут свое начало от административного права.

Административное право использует достижения общей теории управления, теории государственного управления и теории государственной службы, философии, социологии и других общественных наук.

Административное право как учебная дисциплина традиционно представляется в виде общей и особенной частей.

В общей части изучаются предмет и метод административного права, административно-правовые нормы и отношения, административно-правовой статус субъектов административного права, организационно-правовые основы государственной службы, формы и методы государственного управления, ответственность по административному праву и административно-процес-

суальная деятельность, соблюдение законности в сфере государственного управления. Новым для учебников административного права является рассмотрение авторами в общей части курса административно-правовых режимов.

Особенная часть целиком посвящена вопросам административно-правового управления в экономической, административно-политической и социально-культурной сферах.

Цель учебника – дать комплексное представление об административном праве, его основных институтах и категориях. При изучении курса рекомендуется также использовать соответствующие разделы общевузовских учебников и учебных пособий по административному праву, подготовленных А.Б.Агаповым, А.П.Алехиным, Д. Н.Бахрахом, И.Л.Бачило, К. С. Вельским, Б.Н.Габри-чидзе, Б.П.Елисеевым, А.П.Кореневым, А.А.Кармолицким, Ю.М.Козловым, В.М.Манохиным, Д.М.Овсянко, B.C.Российским, Ю.Н.Стариловым, Ю.А.Тихомировым, В.С.Четвериковым и другими авторами. Для решения практических задач необходимо использовать практикумы по административному праву, разработанные Д. Н. Бахрахом, Б. В. Российским, Ю. Н. Стариловым. Студенты должны регулярно знакомиться со статьями по актуальным проблемам административного права в юридических журналах, например в журнале «Государство и право».

Изучение административного права позволит будущим специалистам:

усвоить комплекс теоретических знаний об основных понятиях и закономерностях, организационно-правовых основах осуществления государственного управления и реализации исполнительной власти во всех сферах общественной жизни;

определить основные направления использования полученных знаний в последующей практической деятельности;

сформировать высокие профессиональные качества, научиться анализировать явления в сфере государственного управления и исполнительной власти, давать им объективную оценку, усвоить административно-правовую терминологию.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ ПРАВА РФ

К предмету исследования административного права как науки от­носятся:

Правовое положение граждан (физических лиц) в сфере государственного управления;

Правовой cтатyc органов государственного управления;

Правовое положение негосударственных объединений в сфере управления, предприятий, учреждений, организаций, юридических лиц;

Административно-правовой статус государственных и обществен­ных служащих;

Правовые формы и методы управления;

Способы обеспечения законности и дисциплины в государствен­ном управлении;

Административный процесс и его виды;

Системы общего, отраслевого и межотраслевого управления и регулирование управления в, указанных системах нормами административного права;

Административно-юрисдикционная деятельность государства.

Теоретической основой науки административного права являются философские и общесоциологические науки, положения теории соци­ального управления, общей теории и социологии права.

Важнейшим источником науки административного права является законодательство: Конституция РФ; конституции республик в составе России; конституционные законы; законы, указы, акты органов испол­нительной власти, в которых содержатся административно-правовые нормы и решение тех или иных вопросов управления.

Теоретической базой административно-правовых исследований служат также труды отечественных и зарубежных юристов.

Методологической основой науки административного права явля­ется исторический, сравнительно-правовой, логический, формально-юридический и социологические методы исследования.

Наука административного права является составной частью науки управления. Последняя изучает управленческие отношения, которые носят весьма широкий характер - наука управления исследует орга­низационные правовые и неправовые общественные отношения в об­ласти социального управления, в то время как наука административ­ного права изучает организационную государственную деятельность, которая носит административно-правовой характер.

Наука административного права связана со многими отраслями правовой науки; теорией государства и права, историей государства и права, конституционным правом, финансовым, земельным, экологичес­ким, гражданским, трудовым, уголовным, уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом.

Любая отрасль правовой системы подразделяется на правовые институты, - обособленные комплексы правовых норм, которые регу­лируют общественные отношения конкретного вида. Для администра­тивного права в качестве примера можно назвать институты админи­стративной ответственности и административного процесса.

Отрасли российского права отличаются друг от друга, прежде всего по предмету и методу правового регулирования. Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, которые регу­лируются ее нормами.

Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти, регулируемых нормами админи­стративного права. Эта группа общественных отношений непосред­ственно связана с государственно-управленческой деятельностью, а потому и обобщенно называется управленческой.

Однако, давая определение предмета административного права, необходимо помнить о некоторых исключениях:

во-первых, не все управленческие отношения включаются в пред­мет административного права, например, отношения, складывающиеся в связи с управлением в негосударственных формированиях - в час­тных предприятиях и т.д. В то же время нормы административного права оказывают свое воздействие и на деятельность негосударствен­ных формирований.

во-вторых, не все отношения с участием органов исполнительной власти включаются в предмет административного права. Например, приобретая имущество, тот или иной орган исполнительной власти фак­тически совершает имущественную сделку в соответствии с нормами гражданского права. Заключение подобных сделок не входит в со­держание действий по реализации исполнительной власти.

Как же нормы административного права регулируют его предмет?

Во-первых, они устанавливают формы и методы государственного управления, а также способы обеспечения законности в государствен­ном управлении.

Во-вторых, регламентируют порядок образования органов испол­нительной власти, их компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов; взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государственными органами, общественными объединениями, предпри­ятиями и гражданами.

В-третьих, определяют правовое положение граждан, местных ор­ганов самоуправления, общественных объединений и иных негосудар­ственных формирований в сфере управления.

И, в конечном итоге, регулируют управленческие отношения в соци­ально-политической, социально-культурной и экономической сферах.

Субъектами управленческих отношений могут быть все, кому нормы административного права предоставляют правомочия и на кого они возлагают определенные обязанности по поводу осуществления управленческих функций.

Управленческие отношения многообразны. В зависимости от осо­бенностей их участников управленческие отношения можно разде­лить на отношения:

а) между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы);

б) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одном организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрации двух областей);

в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;

г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финан­сового контроля, административного надзора и т.п.);

д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, пред­приятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т.п.);

ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Из всего этого следует, что во всех названных видах управлен­ческих отношений непременно участвует тот или иной исполнительный орган. Без них управленческие отношения в административно-право­вом смысле возникать не могут, ибо только они в состоянии в юриди­ческой форме выражать волю и интересы государства, а также реализовывать государственную власть.

Управленческие отношения можно классифицировать также, в за­висимости от конкретных целей их возникновения, на две группы:

1) внутренние (или внутриорганизационные, внутрисистемные, внутриаппаратные). Это отношения, связанные с формированием управ­ленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределениями обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управле­ния и т.п.;

2) внешние, то есть связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему органов исполнительной власти (например, на граждан, общественные объединения, коммерческие структуры, включая частные).

Если предмет административного права позволяет обнаружить сферу правового регулирования, то метод - средства этого регули­рования.

Метод административного права - совокупность приемов и спо­собов, с помощью которых регулируются управленческие отношения.

Любая отрасль российского права использует в качестве средств правового регулирования следующие три юридические возможнос­ти: предписание, запрет, дозволение. Они в своей совокупности и со­ставляют содержание средств правового воздействия на обществен­ные отношения.

Предписания - возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных право­вой нормой.

Запреты - фактически также предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия, в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволения - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воз­держаться от их совершения по своему, усмотрению.

Иначе говоря, методы правового регулирования, это способы воз­действия на волю и поведение участников правовых отношений.

К методам правового регулирования, характерным для админист­ративного права, относятся:

1) метод власти - подчинения, или метод прямого распорядитель­ства: отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника другому;

3) метод согласования: регулирует отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении;

4) метод равенства: субъекты, находящиеся на одном уровне госу­дарственного механизма, предпринимают совместные действия в форме административного договора.

Особенности административно-правового регулирования управ­ленческих общественных отношений, вытекающие из сущности госу­дарственно-управленческой деятельности и предмета административ­ного права:

1) для механизма административно-правового регулирования наибо­лее характерны прямые средства распорядительного типа, то есть предписания. Свое непосредственное выражение они находят в том, что одной стороне регулируемых отношений предоставлен определенный объем юридически-властных полномочий, адресуе­мых другой стороне;

2) административно-правовое регулирование предполагает односто­ронность волеизъявления одного из участников отношения (т.е. властеотношения).

Суть методов административно-правового регулирования управ­ленческих отношений включает:

1) установление определенного порядка действий;

2) предоставление возможности совершать либо не совершать дей­ствия, предусмотренные административно-правовой нормой в ус­ловиях, определенных данной нормой;

3) предоставление возможности выбора одного из предусмотренных административно-правовой нормой вариантов должного поведения;

4) запрещение определенных действий под страхом применения со­ответствующих юридических свойств воздействия.

Рассматривая вопрос о системе административного права, следу­ет отметить, что в отечественной юридической науке существуют раз­личные взгляды на понятие «система административного права».

С общетеоретических позиций система любой отрасли права пред­ставлена следующей конструкцией: отрасль права - подотрасли - правовые институты - правовые нормы.

Рассмотрим и иные мнения. Так, например, по мнению профессора Ю.А. Тихомирова, отрасль административного права возможно раз­делить на следующие подотрасли.

1. Нормативно-регулятивная: предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы, правонарушения.

2. Органы исполнительной власти.

3. Государственная служба.

4. Административно-правовые режимы.

5. Административный процесс, законность в управлении.

6. Организация государственного управления.

7. Информационное право.

8. Правовое регулирование нормативов.

Профессор К.С. Вольский в свою очередь выделяет институцио­нальный, отраслевой и процессуальный критерии построения системы административного права, отмечая, что критерий предмета правового регулирования разграничивает нормы административного права на три основные подотрасли: 1) управленческое право; 2) полицейское право; 3) право административной юстиции.

Система административного права - это совокупность взаимо­связанных административно-правовых институтов и норм.

Административно-правовой институт есть совокупность относи­тельно обособленных административно-правовых норм, регулирую­щих качественно однородную группу управленческих отношений.

Нормы административного права традиционно подразделяются на нормы Общей и Особенной частей. Это деление легло в основу построения административного права как учебной дисциплины.

Нормы административного права группируются также по право­вым институтам. Например, институты государственной службы, адми­нистративной ответственности. Каждый такой правовой институт мо­жет включать в себя нормы и Общей и Особенной части.

В Общей части сгруппированы административно-правовые нормы по основным, обобщающим проблемам, относящимся ко всей системе государственного управления.

Схема Общей части административного права:

1) нормы и институты, закрепляющие принципы государственного уп­равления;

2) нормы и институты, регулирующие административно-правовой ста­тус граждан (физических лиц).

3) нормы, определяющие порядок организации и административно-правовой статус органов исполнительной власти (государственно­го управления), а также иных субъектов управления;

41) нормы, регулирующие государственную службу и определяющие правовой статус государственных служащих;

5) нормы, упорядочивающие административно-правовые статусы не­государственных объединений, их служащих и представителей;

6) нормы, определяющие формы и методы государственного управ­ления;

7) нормы, регулирующие административно-юрисдикционную деятельность;

8) нормы, обеспечивающие законность управления. Административ­но-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, воз­никающие в отдельных отраслях государственного управления, составляют Особенную часть административного права. В свою очередь, она состоит из трех частей:

Управление экономикой (промышленностью, сельским хозяйством, строительством и жилищно-коммунальным хозяйством,
коммуникациями, использованием я охраной природных ресурсов, торговлей, финансами и кредитом, внешнеэкономической де­ятельностью);

Управление социально-культурной сферой (образованием, здра­воохранением, наукой, культурой, социальной защитой граждан);

Управление административно-политической сферой (обороной, безопасностью, внутренними делами, иностранными делами, юс­тицией).

Природа источников, или форм, права обстоятельно исследована в литературе по теории права, В указанной литературе выделяются наи­более типичные источники права: правовой обычай, нормативно-пра­вовой акт, нормативные договоры, общие принципы права, судебный прецедент, идеи и Доктрины, религиозные тексты.

Под источниками административного права в юридическом смыс­ле понимаются формы выражения административно-правовых норм, то есть те акты, в которых они содержатся. Многообразные админис­тративно-правовые отношения требуют их нормативного регулирова­ния. Именно этим обусловлено большое количество источников ад­министративного права.

Рассматривая систему нормативных актов - источников админис­тративного права, следует иметь в виду, что административное и адми­нистративно-процессуальное законодательства находятся в совмест­ном ведении Российской Федерации и ее субъектов, это положение содержится в статье 72 Конституции РФ. Поэтому систему источни­ков административного права составляют нормативно-правовые акты, изданные органами государственной власти федерального уровня и уровня субъектов федерации.

Однако необходимо помнить, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противо­речить федеральным законам, и в случае противоречия между феде­ральными законами и иными актами, изданными в Российской Феде­рации, действует федеральный закон. Это положение законодательно закреплено в статье 76 п. 5 Конституции РФ.

Административное право

Администрати́вное пра́во - отрасль права , регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований .

Административное право как наука - это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.

В дореволюционной России данная отрасль права именовалась также полицейским правом. Как отмечал В. Ф. Дерюжинский, «полицейское право принадлежит к кругу наук о государстве и предметом своим имеет изучение так называемого внутреннего управления» .

Методы административного права

  1. Предписание: установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;
  2. Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;
  3. Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это - «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности;

Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это - «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.

Функции административного права

  1. Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти.
  2. Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству.
  3. Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно "поддерживается" нормами административного права.
  4. Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления.
  5. Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.

Административное право, выполняя свои функции, руководствуется основными принципами, общими с теми, на базе которых происходит реализация исполнительной власти. При этом основополагающее значение имеют те из них, которые закреплены в Конституции РФ.

Источники административного права

Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера). Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство. В законодательном массиве административного права следует выделять: - общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службы и т.п.); - законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.); - международные акты, действующие в данной сфере правоотношений. Система источников административного права выглядит следующим образом . На федеральном уровне:

На региональном уровне:

  1. Конституции (уставы) субъектов РФ
  2. Постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ
  3. Законы субъектов РФ
  4. Нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ
  5. Нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ
  6. Нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ
  7. Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции

На муниципальном (местном) уровне:

  1. Уставы муниципальных образований
  2. Нормативные акты представительных органов муниципального образования
  3. Нормативные акты главы муниципального образования
  4. Нормативные акты местной администрации

Система административного права

Система административного права - это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты.

Система административного права как отрасли права:

  • Общая часть
    • Предмет
    • Формы и методы
    • Субъекты административного права
    • Ответственность по административному праву
    • Административный процесс
  • Особенная часть
    • Экономическая сфера
    • Социально-культурная сфера
    • Административно-политическая сфера
    • Межотраслевая

В наши дни существует идея кодификации административного права, куда вошли бы следующие разделы:

  1. Общая часть
    1. Основные начала административного законодательства
    2. Государственная служба
    3. Государственные органы (законодательной, исполнительной, судебной власти; федеральные, региональные, местные)
    4. Исполнительно распорядительная деятельность (административное регулирование, административный акт, административный договор, административный надзор, право обращения в государственные и муниципальные органы)
    5. Специальные административно-правовые режимы (чрезвычайного положения, военного положения, особого положения)
  2. Особенная часть. Исполнительно-распорядительная деятельность в отдельных отраслях государственного управления
    1. Оборона
    2. Государственная безопасность
    3. Внутренние дела
    4. Иностранные дела
    5. Юстиция
    6. Экономика
    7. Финансы
    8. Здравоохранение
    9. Транспорт
    10. Связь и информация
    11. Культура, спорт, туризм
    12. Социальная сфера
    13. Контрольно-надзорные функции
    14. Исполнительно-распорядительная деятельность вследствие причинения вреда (административные правонарушения)
  3. Специальная часть. Право индивидуальных субъектов
    1. Граждане РФ
    2. Иностранные граждане
    3. Лица с двойным гражданством
    4. Беженцы
    5. Вынужденные переселенцы
    6. Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности
    7. Вынужденные мигранты
    8. Общественные объединения
    9. Религиозные объединения
    10. Политические лица (внутригосударственные и международные организации).

Однако, по мнению доцента кафедры государственного и административного права юридического факультета СПбГУ М.Н. Кудилинского, воплощение этой идеи представляется достаточно сложным ввиду "мобильности" самого предмета административного права, разнородности (неуниверсальности) управленческих процедур, а также в силу федеративной природы Российской Федерации (административное право согласно Конституции РФ является предметом совместного ведения субъектов РФ и федерации; следовательно, обеспечить единое кодифицированное регулирование не представляется возможным).

Административное право различных государств

Административное право России

Административное право Беларуси

Административное право Украины

Административное право Украины - однородная, обособленная в системе юриспруденции правовая материя, которая характеризуется как: 1) отрасль права, 2) наука, 3) учебная дисциплина.

Административное право Канады

Администратиивное право Канады - вторая отрасль публичного права Канады. Оно занимается организацией государственной службы и отношениями этих служб с частными лицами.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Лекции, шпаргалки, учебная литература, справочный материал по административному праву

Нормативная литература

Научная литература

  • Административное право и процесс: Полный курс - Тихомиров Ю. А., Москва, 2001
  • Административное право: Учебник - Козлов Ю. М., Москва, 1999
  • Л.-П.-Ф. Кабанту . «Répétitions écrites sur le droit administratif» (1 изд., , 6 изд., ).
  • Дерюжинский В. Ф. Полицейское право. Пособие для студентов. СПБ., 1903
  • Иваньков А. Е. Административное право: Учебный минимум Москва Юриспруденция 2005

Wikimedia Foundation . 2010 .



mob_info