Материальное обеспечение военнослужащих. Денежное довольствие военнослужащих. Преимущество военной службы по контракту Организация продовольственного обеспечения в воинской части

О продовольственном обеспечении военнослужащих и некоторых других категорий лиц, а также об обеспечении кормами (продуктами) штатных животных воинских частей и организаций в мирное время

В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статьей 6 Федерального закона "Об обороне" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

  • нормы продовольственного обеспечения военнослужащих и некоторых других категорий лиц в мирное время;
  • перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на территориях которых в мирное время выдается продовольственный паек.

2. Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству обороны Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службе охраны Российской Федерации, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации, Федеральной таможенной службе, Федеральной службе исполнения наказаний (далее - федеральные органы исполнительной власти):

а) устанавливать по согласованию с Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации:

  • рационы питания, рационы выживания, аварийные рационы, бортовые и сухие пайки, комплекты аварийного запаса для обеспечения военнослужащих и некоторых других категорий лиц;
  • нормы обеспечения кормами (продуктами) штатных животных воинских частей и организаций;
  • нормы замены одних продуктов другими при организации продовольственного обеспечения военнослужащих и некоторых других категорий лиц, а также нормы замены одних кормов (продуктов) другими при обеспечении штатных животных;

б) устанавливать:

  • порядок продовольственного обеспечения военнослужащих и некоторых других категорий лиц, порядок организации их питания в стационарных условиях, в том числе с привлечением предприятий общественного питания, и в полевых условиях;
  • порядок обеспечения кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных;
  • нормы обеспечения подстилочными материалами штатных животных, а также нормы замены одних подстилочных материалов другими;
  • нормы и порядок обеспечения воинских частей и организаций техникой, продукцией общехозяйственного назначения и имуществом продовольственной службы;
  • перечень категорий граждан и организаций, имеющих право на обеспечение продовольствием, техникой, продукцией общехозяйственного назначения и имуществом продовольственной службы за плату из объемов закупок, произведенных федеральными органами исполнительной власти;
  • размеры денежных средств, выплачиваемых на питание участникам спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов, проводимых в воинских частях и организациях.

3. Продовольственное обеспечение военнослужащих и некоторых других категорий лиц, указанных в нормах продовольственного обеспечения, утвержденных настоящим постановлением, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

4. Федеральным органам исполнительной власти осуществлять:

а) выдачу продовольственного пайка по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере его стоимости - в ассортименте продуктов в соответствии с утвержденной нормой продовольственного обеспечения, на основании ежемесячно издаваемого приказа командира (начальника) воинской части (организации). При выдаче продовольственного пайка разрешается применять нормы замены одних продуктов другими;

б) выплату продовольственно-путевых денег военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, курсантам и слушателям, не имеющим званий офицеров и специальных званий среднего и старшего начальствующего состава, образовательных учреждений профессионального образования, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, до заключения с ними контракта, на время нахождения в пути следования, в местах использования установленных законодательством Российской Федерации отпусков, а также на время нахождения в пунктах командировок, если в этих пунктах отсутствует организованное питание военнослужащих и некоторых других категорий лиц, - в размере, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, но не ниже размера стоимости продовольственного обеспечения по норме N 1 (общевойсковой паек), принятого при расчете федерального бюджета на очередной финансовый год;

в) выплату денежных средств для обеспечения кормами (продуктами) штатных животных военнослужащим и некоторым другим категориям лиц, содержащим штатных животных по месту жительства, а также на время их нахождения со штатными животными в служебных командировках - в размере стоимости утвержденных норм обеспечения кормами (продуктами) штатных животных.

5. Признать утратившими силу:

  • постановление Совета Министров РСФСР от 12 октября 1991 г. N 530 "О продовольственном обеспечении лиц рядового, начальствующего состава и других контингентов органов внутренних дел РСФСР";
  • постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 479-28 "О продовольственном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним потребителей";
  • постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1219 "О выдаче табачного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу по призыву на территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 29, ст. 3044);
  • постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 1998 г. N 377 "О продовольственном обеспечении сотрудников таможенных органов Российской Федерации и слушателей образовательных учреждений Государственного таможенного комитета Российской Федерации";
  • постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 1999 г. N 29 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 479-28 "О продовольственном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним потребителей" в связи с принятием Федерального закона "О статусе военнослужащих";
  • постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. N 46 "О норме суточного кормления служебных собак органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ";
  • постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 906 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 479-28";
  • абзац четвертый постановления Правительства Российской Федерации от 12 января 2005 г. N 17 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ".

6. Настоящее постановление распространяется на правоотношения,
возникающие с 1 января 2008 г.

Председатель Правительства Российской Федерации В. Зубков

Нормы
продовольственного обеспечения военнослужащих и некоторых других
категорий лиц в мирное время
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 946)

Норма N 1 (общевойсковой паек)

Наименование продуктов

Количество (в граммах) на одного человека в сутки

Хлеб из смеси ржаной и пшеничной муки 1-го сорта

Хлеб белый из пшеничной муки 1-го сорта

Мука пшеничная 1-го сорта

Крупа разная, бобовые

Макаронные изделия высшего сорта

Рыба потрошеная без головы

Масло растительное

Масло коровье

Молоко коровье (миллилитров)

Яйцо куриное (штук)

Сыр сычужный твердый

Соль поваренная пищевая

Кофе натуральный растворимый

Лавровый лист

Горчичный порошок

Дрожжи хлебопекарные прессованные

Томатная паста

Картофель и овощи свежие - всего

в том числе:

картофель

огурцы, помидоры, тыква, кабачки

Соки плодовые и ягодные (миллилитров)

Фрукты сушеные (изюм, курага, чернослив)

Поливитаминный препарат (драже)*

В случае убытия военнослужащих и других контингентов из воинской части в составе воинской команды (подразделения) аттестат на продовольствие выписывается один на всю воинскую команду. К аттестату прилагается список военнослужащих (лиц из числа других контингентов), который подписывается теми же должностными лицами, что и аттестат, а также командиром убывающего подразделения (старшим команды) и заверяется мастичной гербовой печатью воинской части.

Военнослужащим, увольняемым в запас, аттестат на продовольствие не выдается. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, увольняемым в запас, об удовлетворении их продовольствием (продовольственно-путевыми деньгами на путь следования) при выдаче предписания в нем делается соответствующая запись.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, за время пребывания в отпуске (в том числе каникулярном), не считая времени нахождения в пути следования, взамен положенного продовольственного пайка выплачивается денежная компенсация в размерах, указанных в пункте 18 За время следования к месту проведения отпуска и обратно выплачиваются продовольственно-путевые деньги или выдается индивидуальный рацион питания (норма N 10) в порядке, установленном главой IX

Денежная компенсация и продовольственно-путевые деньги взамен продовольственного пайка военнослужащим, указанным в настоящем пункте, выплачиваются в полуторном размере от установленного размера денежной компенсации (продовольственно-путевых денег).

ОСНОВНІ НОРМИ забезпечення продовольством військовослужбовців Збройних Сил України (постанова Кабінету Міністрів України від 29.03.2002 № 426) Для Украины приводятся нормы довольствия по этой ссылке. ОСНОВНІ НОРМИ забезпечення продовольством військовослужбовців Збройних Сил України (постанова Кабінету Міністрів України від 29.03.2002 № 426) Открыть документ и скачать его

#продовольствие #питание #продпаек

В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставлено право на продовольственное обеспечение за счет государства. Рассмотрим, в каком порядке организовано снабжение Вооруженных сил продовольствием для осуществления указанной цели, а также его отражение в бюджетном учете.

Общие положения о продовольственном обеспечении

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" продовольственное обеспечение отдельных категорий военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Минобороны (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется в одной из следующих форм:

- организация питания по месту военной службы - для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, перечень которых утверждается Правительством РФ;
- выдача продовольственного пайка по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту за пределами территории РФ, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере его стоимости в порядке, определяемом Правительством РФ;
- выплата продовольственно-путевых денег военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, на время нахождения в пути следования, в местах использования установленных законодательством РФ отпусков, а также на время нахождения в пунктах командировок, если в этих пунктах отсутствует организованное питание военнослужащих.

Нормы продовольственного обеспечения военнослужащих установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 946 "О продовольственном обеспечении военнослужащих и некоторых других категорий лиц, а также об обеспечении кормами (продуктами) штатных животных воинских частей и организаций в мирное время".

Положение о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил РФ на мирное время утверждено Приказом Минобороны РФ от 22.07.2000 N 400 (далее - Положение).
Обеспечение войск в Вооруженных силах осуществляется по схеме (п. 5 Положения): центр - военный округ (Московский округ ВВС и ПВО) - армия - соединение - воинская часть - подразделение - военнослужащий.

Воинские части, не входящие в состав военного округа, обеспечивает продовольствием военный округ, на территории которого они дислоцируются. Начальник продовольственной службы округа несет ответственность за их полное обеспечение.
Данная схема обеспечения войск (сил) может изменяться по решению начальника Тыла Вооруженных Сил РФ - заместителя Министра обороны РФ.

Планирование обеспечения вооруженных сил продовольствием

Планирование обеспечения продовольствием осуществляется в соответствии с п. 37-49 Положения.
План обеспечения. Обеспечение войск (сил) продовольствием осуществляется по планам обеспечения. Они составляются:
- Центральным продовольственным управлением Минобороны (ЦПУ) - по военным округам;
- продовольственной службой военного округа - по окружным продовольственным складам (по приписанным к ним объединениям, соединениям и воинским частям) и областям потребления;
- продовольственной службой обеспечивающей армии (корпуса) - по соединениям и воинским частям, не входящим в состав соединений;
- продовольственной службой соединения (военно-морской базы) - по воинским частям, входящим в состав соединения (военно-морской базы).
Продовольственной службой воинской части составляется расчет обеспечения потребности воинской части с учетом приписанных к ней на обеспечение других воинских частей и подразделений.
Периодичность, методика и сроки составления планов обеспечения определяются ЦПУ (п. 38 Положения).
Согласно п. 42 Положения план обеспечения продовольствием на планируемый период можно корректировать в следующих случаях:
- изменение списочной численности;
- изменение норм продовольственных пайков;
- проведение не предусмотренных ранее организационных мероприятий.

Дополнительное истребование продовольствия от вышестоящей продовольственной службы на потребности, не предусмотренные планом обеспечения, а также на возмещение утрат производится только в случае, если обеспечение войск и сил флота за счет имеющихся ресурсов невозможно.
Исходными данными для составления планов обеспечения продовольствием являются (п. 39 Положения):
- списочная численность личного состава на начало планируемого периода;
- нормы продовольственных пайков и их количество по каждой норме;
- заявки главных и центральных управлений Минобороны и других федеральных органов исполнительной власти на продовольственные пайки для контингентов, содержащихся вне норм численности Вооруженных сил;
- организационные мероприятия, проведение которых предусматривается в планируемом периоде;
- количество продовольственных пайков, взамен которых выплачиваются продовольственно-путевые деньги;
- установленные переходящие запасы продовольствия текущего обеспечения;
- объем поставок продовольствия Минобороны;
- фактическое наличие продовольствия на начало планируемого периода;
- действующие нереализованные поставки по контрактам на первое число планируемого периода;
- количество продовольствия, подлежащее сдаче сельскохозяйственными предприятиями Минобороны и подсобными хозяйствами воинских частей на плановое обеспечение;
- объемы продовольствия целевого назначения (платный фонд для реализации в порядке п. 36 Положения, фонд для разрешенных замен одних продуктов другими при отпуске на питание личному составу и др.);
- количество продовольствия, необходимое для досрочного завоза в отдаленные гарнизоны;
- количество и наименование продовольствия, сэкономленного за предыдущий период;
- нормы естественной убыли продовольствия при транспортировании, переработке и хранении;
- извещение о централизованных поставках продовольствия.
Потребность в продуктах сезонной заготовки исчисляется с учетом необходимости обеспечения воинских частей в течение года до нового урожая.

Годовые заявки на потребность в продуктах сезонной заготовки представляются военными округами в ЦПУ и включаются в государственный оборонный заказ (п. 47 Положения).
Извещения об объемах поставок и закупок продовольствия высылаются в установленные сроки (п. 40 Положения):
- ЦПУ - продовольственным службам военных округов;
- продовольственной службой военного округа - продовольственным складам военного округа, обеспечивающим армиям (флотилиям), соединениям (военно-морским базам) и воинским частям, не входящим в состав соединений.
Продовольственным складам военного округа извещение об объемах поставок продовольствия направляется в разрезе соединений и воинских частей, приписанных к ним на обеспечение.
До получения от продовольственной службы военного округа извещения об объемах поставок продовольствия продовольственные склады военного округа производят отпуск продовольствия в пределах объемов поставок предыдущего периода.
Начальник продовольственной службы соединения после получения извещения о назначенных объемах поставок продовольствия составляет план обеспечения продовольствием, выписку из которого направляет в воинские части и на обеспечивающий продовольственный склад (п. 41 Положения).

В свою очередь, начальник продовольственной службы воинской части, получив выписку, составляет расчет обеспечения потребности воинской части продовольствием.
ЦПУ в пределах выделенных Минобороны объемов закупок продовольствия по государственному оборонному заказу доводит до субъектов РФ объемы закупок продовольствия военными округами (п. 43 Положения).

ЦПУ об объемах закупок (поставок) продовольствия извещает продовольственные службы военных округов (п. 44 Положения).
После получения извещения о закупках продовольствия продовольственная служба военного округа организует работу по заключению контрактов на поставку продовольствия (п. 45 Положения).

Контракты на поставку продукции военным потребителям могут заключаться как продовольственной службой военного округа, так и продовольственными складами военного округа, воинскими частями (по решению начальника продовольственной службы военного округа).

Одновременно продовольственная служба военного округа высылает продовольственным складам военного округа, а при необходимости и воинским частям выписки из планов поставки продовольствия.

Продовольственная служба военного округа по получении от ЦПУ извещения об объемах закупок продуктов сезонной заготовки составляет план обеспечения войск по армиям, соединениям, воинским частям, не входящим в состав соединений, продовольственным складам военного округа и областям потребления, заключает и дает указания на организацию работ по заключению контрактов на закупку данных продуктов (п. 49 Положения).

Порядок и документальное оформление отпуска и получения

Продовольствие воинские части получают (п. 63 Положения):
- с продовольственных складов военного округа, к которым они приписаны;
- со складов, баз и предприятий поставщиков;
- от сельскохозяйственных предприятий Минобороны и подсобных хозяйств воинских частей.

В отдельных случаях по решению начальника ЦПУ получение материальных средств может производиться с центральных продовольственных баз и складов.
Отпуск продовольствия воинским частям осуществляется (п. 64 Положения):
- через представителя продовольственного склада при централизованном подвозе;
- через представителя воинской части при получении на месте (с продовольственного склада военного округа, предприятия поставщика и др.);
- отгрузкой железнодорожным (водным, воздушным, автомобильным) транспортом в адрес воинской части.
Отпуск продовольствия. Документами на право отпуска продовольствия, техники и имущества продовольственной службы с продовольственных складов военного округа являются: наряды, разнарядки, счета-наряды или письменные указания довольствующего органа, которому подчинен склад (база) (п. 65 Положения).

Отпуск продовольствия производится только после проверки принадлежности серии чековых требований к данному военному округу и чековых требований к данному складу.

Отпуск продовольствия со складов, предприятий и баз поставщиков непосредственно воинским частям оформляется чековым требованием получателя и фактурой (накладной) поставщика, а предприятиям, не имеющим чековых требований, - только фактурой (накладной) поставщика по предъявлении получателем двух экземпляров доверенности с отметкой в правом верхнем углу: на первом экземпляре - "Для приложения к счету", на втором - "В дело поставщика" (п. 68 Положения).

Получение продовольствия. Согласно п. 66 Положения документом на получение продовольствия воинской частью является чековое требование.

При получении воинскими частями продовольствия непосредственно со складов, предприятий и баз поставщиков в гарнизоне, где имеется продовольственный склад военного округа, оформление производится этим складом в установленном порядке.
Представитель воинской части при получении продовольствия, техники и имущества на продовольственном складе военного округа, предприятии, складе или базе поставщика обязан (п. 73 Положения):
- проверить правильность массы и качество принимаемого продовольствия, а также качество тары и имущества;
- проверить наличие на мясных тушах клейм ветеринарно-санитарного надзора, удостоверяющих пригодность мяса для питания личного состава и обозначающих категорию упитанности;
- проследить за правильностью укладки и крепления груза при его погрузке;
- вручить при подвозе продовольствия на нескольких автомашинах сопровождающим лицам или водителю каждой автомашины сопроводительный лист.

В соответствии с п. 75 Положения продовольствие, полученное представителем воинской части на продовольственном складе военного округа или доставленное в воинскую часть представителем этого склада, сдается в воинскую часть начальнику продовольственного склада воинской части на основании сопроводительных (перевозочных) документов (талона чекового требования, наряда, накладной и так далее).

При обнаружении несоответствия качества или наименования продовольствия данным сопроводительных документов, недостачи массы или мест, порчи или повреждения грузов, тары и упаковки приказом командира воинской части назначается комиссия и в тот же день составляется акт приема, который является основанием для оприходования продовольствия, поступившего в воинскую часть. Чековое требование в этом случае выписывается на фактически принятое количество продовольствия с указанием в нем номера и даты выписки наряда, номера и даты составления акта приема.

Командир воинской части в этот же день утверждает акт приема, назначает административное расследование и в зависимости от его результатов принимает соответствующее решение. В тех случаях, когда обнаружена недостача при приемке продовольствия, доставленного в воинскую часть представителем склада, административное расследование о причинах недостачи производится по распоряжению начальника склада.

Недостачи, не превышающие норм естественной убыли и норм погрешности измерения массы нетто, списываются с учета по акту приема, утвержденному командиром воинской части. В тех случаях, когда недостачи превышают нормы естественной убыли и нормы погрешности измерения массы нетто, на основании акта приема, утвержденного командиром воинской части, и приказа командира воинской части они записываются в книгу учета недостач и в книгу учета утрат и только после этого в установленном порядке списываются с основного учета.
Если при приемке груза выявленная недостача после вычета из нее естественной убыли будет превышать допустимые погрешности измерения массы нетто, то на всю недостачу составляется коммерческий акт и грузополучатель предъявляет претензию грузоотправителю или железной дороге (в зависимости от того, по чьей вине образовалась недостача) на возмещение недостачи.

Бюджетный учет продовольственного обеспечения

Согласно п. 59 Инструкции N 148н*(1) аналитический учет продуктов питания ведется в Оборотной ведомости по нефинансовым активам. Записи в Оборотную ведомость по нефинансовым активам вносятся на основании данных Накопительной ведомости по приходу продуктов питания и Накопительной ведомости по расходу продуктов питания. Ежемесячно в Оборотной ведомости по нефинансовым активам подсчитываются обороты и выводятся остатки на конец месяца.

Материально ответственные лица ведут учет продуктов в Книге (Карточке) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству.
Продовольственные пайки, продукты питания учитываются на счете 0 105 02 000 "Продукты питания" (п. 65 Инструкции N 148н).

Как правило, в бюджетном учете, продовольственное обеспечение осуществляется путем централизованного снабжения.

Инструкцией N 148н предусмотрено два варианта заключения государственного контракта (договора) на централизованное снабжение имуществом учреждения-грузополучателя:
1. Договор (контракт) предусматривает централизованную поставку материальных средств в пользу учреждений-грузополучателей (минуя склад заказчика).
2. Договор (контракт) предусматривает исполнение поставки в пользу заказчика с дальнейшей передачей имущества учреждению-грузополучателю (со склада заказчика).
Отражение операций по централизованному обеспечению в учете заказчика будет следующим:

Согласно п. 263 Инструкции N 148н и в первом, и во втором варианте вышестоящее учреждение отражает материальные ценности, оплаченные и отгруженные грузополучателям в рамках централизованного снабжения, на забалансовом счете 05 "Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению". При получении вышестоящим учреждением подтверждения от учреждения (грузополучателя), что указанные ценности отражены в учете, стоимость их списывается с этого счета.

Аналитический учет по счету ведется в Книге учета материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядке, по каждому учреждению (грузополучателю).
Если учреждение-грузополучатель при принятии материальных средств выявило недостачу, порчу или некомплектность, об этом составляется акт. На основании данного акта вышестоящая организация делает запись:
Дебет счета 302 22 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"
Кредит счета 304 04 340 "Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов"
В учете грузополучателя проводки по централизованному обеспечению будут следующими.

В том случае, когда материальные средства поступают в учреждение раньше, чем получено извещение, они принимаются к учету на забалансовый счет 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению".
Лишь после поступления от вышестоящей организации-заказчика извещения материальные средства списываются с забалансового счета 22, одновременно это отражается в учете проводкой по поступлению продовольствия.

О. Заболонкова,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Приказ Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету".

Главная Карьера Служба по контракту Соцгарантии

Военнослужащим по контракту

Основные права военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Для военнослужащих установлена единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Военнослужащий по контракту имеет право на:

1.Денежное довольствие, состоящее из месячного оклада в соответствии

с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат.

С 1 октября 2019 г. оклады по воинским званиям и оклады по воинским должностям проиндексированы на 4,3%. Так, оклады по воинскому званию, если брать минимальные и максимальные размеры, составляют от 5 424 рублей у рядового и до 32 542 рублей у маршала. Соответственно, оклады по воинской должности достигли 10 848 рублей у стрелка и 48 813 рублей у первого заместителя Министра обороны Российской Федерации.

Ежемесячные и иные дополнительные выплаты денежного довольствия:

  • ежемесячная надбавка за выслугу лет от 10% оклада денежного содержания при выслуге 2 года до 40% - при выслуге 25 лет и более;
  • ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию) от 5% оклада по воинской должности за третий класс до 30% - за класс мастера;
  • ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну - до 25% оклада по воинской должности;
  • ежемесячная надбавка за особые условия военной службы (в экипажах надводных кораблей, штатной боевой техники, на воинских должностях связанных с выполнением прыжков с парашютом, за командование подразделениями и т.д.) - до 100% оклада по воинской должности;
  • ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время (за выполнение водолазных работ, за разминирование, за участие в учениях и других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части и т.д.) - до 100% оклада по воинской должности;
  • ежемесячная надбавка за особые достижения в службе (за квалификационный уровень физической подготовленности, при награждении медалями Министерства обороны, занимающим воинские должности водителей (старших водителей), занимающим воинские должности, для которых штатом воинской части предусмотрены с 1 по 4 тарифные разряды и т.д.) - до 100% оклада по воинской должности;
  • премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей - до 25% оклада денежного содержания в месяц;
  • ежегодная материальная помощь - в размере 1 месячного оклада денежного содержания;
  • военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных местностях, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, денежное довольствие выплачивается с учетом коэффициентов от 15% до 100%;
  • военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, выплачивается процентная надбавка к денежному довольствию в зависимости от периодов военной службы в указанных районах (местностях) от 30% до 100%.

Средний размер денежного довольствия военнослужащих по контракту, замещающих воинские должности рядового и сержантского состава, с учетом всех ежемесячных и иных дополнительных выплат денежного довольствия, возрастает по мере увеличения выслуги лет, должностного уровня, уровня профессионального мастерства, региональных коэффициентов и ежегодной индексации.

2. Бесплатный проезд к новому месту службы и в командировку.

Проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту проведения основного отпуска и обратно военнослужащим, проходящим службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, и одному члену его семьи; военнослужащие сами приобретают за деньги билеты на себя и членов своих семей на удобные им авиарейсы или поезда, следующие к месту отпуска, а Министерство обороны Российской Федерации компенсирует эти расходы после возвращения из отпуска.

Проезд на безвозмездной основе на избранное место жительства при увольнении с военной службы.

3. Продовольственное обеспечение, в том числе путем организации питания по месту военной службы - для отдельных категорий военнослужащих, и выдачей продовольственного пайка - для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

4. Бесплатное вещевое обеспечение.

5. Жилищное обеспечение:

  • обеспечение служебными жилыми помещениями или общежитиями на период военной службы (получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений);
  • обеспечение жилыми помещениями для постоянного проживания по избранному месту жительства (в том числе путем выдачи государственных субсидий) при достижении общей продолжительности военной службы 20 лет, а также в случае увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общей продолжительности военной службы 10 лет и более;
  • возможность приобретения жилья через накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения (НИС).

Стать участником НИС можно при заключении второго контракта. Каждый участник НИС не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа.

6. Обязательное государственное личное страхование за счет средств федерального бюджета.

7. Социальные гарантии в связи с обучением в образовательных организациях в период службы, а также преимущественное право на поступление после увольнения с военной службы в государственные образовательные организации высшего и среднего профессионального образования и на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования.

8. Выплату подъемного пособия при перемещении к новому месту службы в размере одного оклада денежного содержания на военнослужащего и 25% от него на каждого члена семьи.

9. Перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства при переводе на новое место военной службы.

10. Дополнительные социальные гарантии и компенсации при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

11. Единовременное пособие при увольнении с военной службы при общей выслуге менее 20 лет - 2 оклада денежного содержания, а при выслуге 20 лет и более - 7 окладов денежного содержания.

Военнослужащим, награжденным в период прохождения военной службы государственным орденом или удостоенным почетных званий Союза ССР или РФ, размер единовременного пособия увеличивается на один оклад денежного содержания.

12. Бесплатное обследование, лечение и реабилитационное обеспечение в военно-медицинских учреждениях, в том числе ежегодное диспансерное наблюдение.

13. Изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов).

14. Бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и организациях.

При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских организаций или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Члены семей военнослужащих проходящих службу по контракту (из числа солдат и сержантов) имеют право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами Российской Федерации.

15. Право на пенсионное обеспечение при условии наличия выслуги 20 и более лет.

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 1

В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставлено право на продовольственное обеспечение за счет государства. Рассмотрим, в каком порядке организовано снабжение Вооруженных Сил продовольствием для осуществления указанной цели, а также его отражение в бюджетном учете.

Общие положения о продовольственном обеспечении

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" продовольственное обеспечение отдельных категорий военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Минобороны (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется в одной из следующих форм:

  • организация питания по месту военной службы - для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, перечень которых утверждается Правительством РФ;
  • выдача продовольственного пайка по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту за пределами территории РФ, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере его стоимости в порядке, определяемом Правительством РФ;
  • выплата продовольственно-путевых денег военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, на время нахождения в пути следования, в местах использования установленных законодательством РФ отпусков, а также на время нахождения в пунктах командировок, если в этих пунктах отсутствует организованное питание военнослужащих.

Нормы продовольственного обеспечения военнослужащих установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 946 "О продовольственном обеспечении военнослужащих и некоторых других категорий лиц, а также об обеспечении кормами (продуктами) штатных животных воинских частей и организаций в мирное время".

Положение о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил РФ на мирное время утверждено Приказом Минобороны России от 22.07.2000 N 400 (далее - Положение).

Обеспечение войск в Вооруженных Силах осуществляется по схеме (п. 5 Положения): центр - военный округ (Московский округ ВВС и ПВО) - армия - соединение - воинская часть - подразделение - военнослужащий.

Воинские части, не входящие в состав военного округа, обеспечивает продовольствием военный округ, на территории которого они дислоцируются. Начальник продовольственной службы округа несет ответственность за их полное обеспечение.

Данная схема обеспечения войск (сил) может изменяться по решению начальника Тыла Вооруженных Сил РФ - заместителя Министра обороны РФ.

Планирование обеспечения Вооруженных Сил продовольствием

Планирование обеспечения продовольствием осуществляется в соответствии с п. п. 37 - 49 Положения.

План обеспечения. Обеспечение войск (сил) продовольствием осуществляется по планам обеспечения. Они составляются:

  • Центральным продовольственным управлением Минобороны (ЦПУ) - по военным округам;
  • продовольственной службой военного округа - по окружным продовольственным складам (по приписанным к ним объединениям, соединениям и воинским частям) и областям потребления;
  • продовольственной службой обеспечивающей армии (корпуса) - по соединениям и воинским частям, не входящим в состав соединений;
  • продовольственной службой соединения (военно-морской базы) - по воинским частям, входящим в состав соединения (военно-морской базы).

Продовольственной службой воинской части составляется расчет обеспечения потребности воинской части с учетом приписанных к ней на обеспечение других воинских частей и подразделений.

Периодичность, методика и сроки составления планов обеспечения определяются ЦПУ (п. 38 Положения).

Согласно п. 42 Положения план обеспечения продовольствием на планируемый период можно корректировать в следующих случаях:

  • изменение списочной численности;
  • изменение норм продовольственных пайков;
  • проведение не предусмотренных ранее организационных мероприятий.

Дополнительное истребование продовольствия от вышестоящей продовольственной службы на потребности, не предусмотренные планом обеспечения, а также на возмещение утрат производится только в случае, если обеспечение войск и сил флота за счет имеющихся ресурсов невозможно.

Исходными данными для составления планов обеспечения продовольствием являются (п. 39 Положения):

  • списочная численность личного состава на начало планируемого периода;
  • нормы продовольственных пайков и их количество по каждой норме;
  • заявки главных и центральных управлений Минобороны и других федеральных органов исполнительной власти на продовольственные пайки для контингентов, содержащихся вне норм численности Вооруженных Сил;
  • организационные мероприятия, проведение которых предусматривается в планируемом периоде;
  • количество продовольственных пайков, взамен которых выплачиваются продовольственно-путевые деньги;
  • установленные переходящие запасы продовольствия текущего обеспечения;
  • объем поставок продовольствия Минобороны;
  • фактическое наличие продовольствия на начало планируемого периода;
  • действующие нереализованные поставки по контрактам на первое число планируемого периода;
  • количество продовольствия, подлежащее сдаче сельскохозяйственными предприятиями Минобороны и подсобными хозяйствами воинских частей на плановое обеспечение;
  • объемы продовольствия целевого назначения (платный фонд для реализации в порядке п. 36 Положения, фонд для разрешенных замен одних продуктов другими при отпуске на питание личному составу и др.);
  • количество продовольствия, необходимое для досрочного завоза в отдаленные гарнизоны;
  • количество и наименование продовольствия, сэкономленного за предыдущий период;
  • нормы естественной убыли продовольствия при транспортировании, переработке и хранении;
  • извещение о централизованных поставках продовольствия.

Потребность в продуктах сезонной заготовки исчисляется с учетом необходимости обеспечения воинских частей в течение года до нового урожая.

Годовые заявки на потребность в продуктах сезонной заготовки представляются военными округами в ЦПУ и включаются в государственный оборонный заказ (п. 47 Положения).

Извещения об объемах поставок и закупок продовольствия высылаются в установленные сроки (п. 40 Положения):

  • ЦПУ - продовольственным службам военных округов;
  • продовольственной службой военного округа - продовольственным складам военного округа, обеспечивающим армиям (флотилиям), соединениям (военно-морским базам) и воинским частям, не входящим в состав соединений.

Продовольственным складам военного округа извещение об объемах поставок продовольствия направляется в разрезе соединений и воинских частей, приписанных к ним на обеспечение.

До получения от продовольственной службы военного округа извещения об объемах поставок продовольствия продовольственные склады военного округа производят отпуск продовольствия в пределах объемов поставок предыдущего периода.

Начальник продовольственной службы соединения после получения извещения о назначенных объемах поставок продовольствия составляет план обеспечения продовольствием, выписку из которого направляет в воинские части и на обеспечивающий продовольственный склад (п. 41 Положения).

В свою очередь начальник продовольственной службы воинской части, получив выписку, составляет расчет обеспечения потребности воинской части продовольствием.

ЦПУ в пределах выделенных Минобороны объемов закупок продовольствия по государственному оборонному заказу доводит до субъектов РФ объемы закупок продовольствия военными округами (п. 43 Положения).

ЦПУ об объемах закупок (поставок) продовольствия извещает продовольственные службы военных округов (п. 44 Положения).

После получения извещения о закупках продовольствия продовольственная служба военного округа организует работу по заключению контрактов на поставку продовольствия (п. 45 Положения).

Контракты на поставку продукции военным потребителям могут заключаться как продовольственной службой военного округа, так и продовольственными складами военного округа, воинскими частями (по решению начальника продовольственной службы военного округа).

Одновременно продовольственная служба военного округа высылает продовольственным складам военного округа, а при необходимости и воинским частям выписки из планов поставки продовольствия.

Продовольственная служба военного округа по получении от ЦПУ извещения об объемах закупок продуктов сезонной заготовки составляет план обеспечения войск по армиям, соединениям, воинским частям, не входящим в состав соединений, продовольственным складам военного округа и областям потребления, заключает и дает указания на организацию работ по заключению контрактов на закупку данных продуктов (п. 49 Положения).

Порядок и документальное оформление отпуска и получения

Продовольствие воинские части получают (п. 63 Положения):

  • с продовольственных складов военного округа, к которым они приписаны;
  • со складов, баз и предприятий поставщиков;
  • от сельскохозяйственных предприятий Минобороны и подсобных хозяйств воинских частей.

В отдельных случаях по решению начальника ЦПУ получение материальных средств может производиться с центральных продовольственных баз и складов.

Отпуск продовольствия воинским частям осуществляется (п. 64 Положения):

  • через представителя продовольственного склада при централизованном подвозе;
  • через представителя воинской части при получении на месте (с продовольственного склада военного округа, предприятия поставщика и др.);
  • отгрузкой железнодорожным (водным, воздушным, автомобильным) транспортом в адрес воинской части.

Отпуск продовольствия. Документами на право отпуска продовольствия, техники и имущества продовольственной службы с продовольственных складов военного округа являются: наряды, разнарядки, счета-наряды или письменные указания довольствующего органа, которому подчинен склад (база) (п. 65 Положения).

Отпуск продовольствия производится только после проверки принадлежности серии чековых требований к данному военному округу и чековых требований к данному складу.

Отпуск продовольствия со складов, предприятий и баз поставщиков непосредственно воинским частям оформляется чековым требованием получателя и фактурой (накладной) поставщика, а предприятиям, не имеющим чековых требований, - только фактурой (накладной) поставщика по предъявлении получателем двух экземпляров доверенности с отметкой в правом верхнем углу: на первом экземпляре - "Для приложения к счету", на втором - "В дело поставщика" (п. 68 Положения).

Получение продовольствия. Согласно п. 66 Положения документом на получение продовольствия воинской частью является чековое требование.

При получении воинскими частями продовольствия непосредственно со складов, предприятий и баз поставщиков в гарнизоне, где имеется продовольственный склад военного округа, оформление производится этим складом в установленном порядке.

Представитель воинской части при получении продовольствия, техники и имущества на продовольственном складе военного округа, предприятии, складе или базе поставщика обязан (п. 73 Положения):

  • проверить правильность массы и качество принимаемого продовольствия, а также качество тары и имущества;
  • проверить наличие на мясных тушах клейм ветеринарно-санитарного надзора, удостоверяющих пригодность мяса для питания личного состава и обозначающих категорию упитанности;
  • проследить за правильностью укладки и крепления груза при его погрузке;
  • вручить при подвозе продовольствия на нескольких автомашинах сопровождающим лицам или водителю каждой автомашины сопроводительный лист.

В соответствии с п. 75 Положения продовольствие, полученное представителем воинской части на продовольственном складе военного округа или доставленное в воинскую часть представителем этого склада, сдается в воинскую часть начальнику продовольственного склада воинской части на основании сопроводительных (перевозочных) документов (талона чекового требования, наряда, накладной и так далее).

При обнаружении несоответствия качества или наименования продовольствия данным сопроводительных документов, недостачи массы или мест, порчи или повреждения грузов, тары и упаковки приказом командира воинской части назначается комиссия и в тот же день составляется акт приема, который является основанием для оприходования продовольствия, поступившего в воинскую часть. Чековое требование в этом случае выписывается на фактически принятое количество продовольствия с указанием в нем номера и даты выписки наряда, номера и даты составления акта приема.

Командир воинской части в этот же день утверждает акт приема, назначает административное расследование и в зависимости от его результатов принимает соответствующее решение. В тех случаях, когда обнаружена недостача при приемке продовольствия, доставленного в воинскую часть представителем склада, административное расследование о причинах недостачи производится по распоряжению начальника склада.

Недостачи, не превышающие норм естественной убыли и норм погрешности измерения массы нетто, списываются с учета по акту приема, утвержденному командиром воинской части. В тех случаях, когда недостачи превышают нормы естественной убыли и нормы погрешности измерения массы нетто, на основании акта приема, утвержденного командиром воинской части, и приказа командира воинской части они записываются в книгу учета недостач и в книгу учета утрат и только после этого в установленном порядке списываются с основного учета.

Если при приемке груза выявленная недостача после вычета из нее естественной убыли будет превышать допустимые погрешности измерения массы нетто, то на всю недостачу составляется коммерческий акт и грузополучатель предъявляет претензию грузоотправителю или железной дороге (в зависимости от того, по чьей вине образовалась недостача) на возмещение недостачи.

Бюджетный учет продовольственного обеспечения

Согласно п. 59 Инструкции N 148н <1> аналитический учет продуктов питания ведется в Оборотной ведомости по нефинансовым активам. Записи в Оборотную ведомость по нефинансовым активам вносятся на основании данных Накопительной ведомости по приходу продуктов питания и Накопительной ведомости по расходу продуктов питания. Ежемесячно в Оборотной ведомости по нефинансовым активам подсчитываются обороты и выводятся остатки на конец месяца.

<1> Приказ Минфина России от 30.12.2008 N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету".

Материально ответственные лица ведут учет продуктов в Книге (Карточке) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству.

Продовольственные пайки, продукты питания учитываются на счете 0 105 02 000 "Продукты питания" (п. 65 Инструкции N 148н).

Как правило, в бюджетном учете продовольственное обеспечение осуществляется путем централизованного снабжения.

Инструкцией N 148н предусмотрено два варианта заключения государственного контракта (договора) на централизованное снабжение имуществом учреждения-грузополучателя:

  1. Договор (контракт) предусматривает централизованную поставку материальных средств в пользу учреждений-грузополучателей (минуя склад заказчика).
  2. Договор (контракт) предусматривает исполнение поставки в пользу заказчика с дальнейшей передачей имущества учреждению-грузополучателю (со склада заказчика).

Отражение операций по централизованному обеспечению в учете заказчика будет следующим:

Перечислен аванс за поставку

продовольствия

Согласно документам поставщика

продовольствие отправлено

грузополучателям (1-й вариант

договора)

Отражена сумма произведенных вложений

на приобретение продовольствия (2-й

вариант договора)

Вышестоящая организация-заказчик

высылает учреждению-грузополучателю

извещение (ф. 0504805)

Оплачены поставщику принятые

денежные обязательства в объеме

произведенных им поставок на условиях

государственного (муниципального)

договора (контракта)

Зачтен ранее перечисленный аванс

Согласно п. 263 Инструкции N 148н и в первом, и во втором варианте вышестоящее учреждение отражает материальные ценности, оплаченные и отгруженные грузополучателям в рамках централизованного снабжения, на забалансовом счете 05 "Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению". При получении вышестоящим учреждением подтверждения от учреждения (грузополучателя), что указанные ценности отражены в учете, стоимость их списывается с этого счета.

Аналитический учет по счету ведется в Книге учета материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядке, по каждому учреждению (грузополучателю).

Если учреждение-грузополучатель при принятии материальных средств выявило недостачу, порчу или некомплектность, об этом составляется акт. На основании данного акта вышестоящая организация делает запись:

Дебет счета 302 22 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"

Кредит счета 304 04 340 "Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов".

В учете грузополучателя проводки по централизованному обеспечению будут следующими.

Учреждению-грузополучателю поступило

продовольствие (от вышестоящей

организации-заказчика получены

извещение, акт приема-передачи

произведенных вложений в приобретение

материальных средств и копии

документов, представленных

поставщиком в подтверждение

их поставки в адрес учреждения-

грузополучателя)

Отражено продовольствие, отправленное

поставщиком, но не поступившее

к моменту получения извещения

Фактически поступило продовольствие

Принято к учету продовольствие

Списаны израсходованные продукты

питания (пайки), потери в объеме

норм естественной убыли материальных

В том случае, когда материальные средства поступают в учреждение раньше, чем получено извещение, они принимаются к учету на забалансовый счет 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению".

Лишь после поступления от вышестоящей организации-заказчика извещения материальные средства списываются с забалансового счета 22, одновременно это отражается в учете проводкой по поступлению продовольствия.

О.Заболонкова

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"



mob_info