Понятие черты и структура правовой семьи. Правовые семьи: понятие и виды. Правовая система и правовая семья

Одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования. Термин "П.с." используется наряду с термином " ", имеющим двоякий смысл ("национальная" и "мировая"). Классификация П.с. - предмет длительных споров между учеными-компаративистами. Наиболее авторитетным является выделение следующих П.с.: общего права (англо-американская правовая система), континентальной (романо-германская правовая система), традиционной (дальневосточной), обычного права (тропическая Африка, Океания), мусульманской (мусульманское право), индусской (индусское право) П.с. Небольшие П.с. составляют также скандинавское и римско-голландское право . До начала 1990-х гг. было принято выделять социалистическое право , однако после падения коммунистических режимов в большинстве таких стран и проведения радикальных рыночных реформ в ряде оставшихся (КНР, Вьетнам) существование этой системы оказалось под вопросом. Некоторые страны или районы в силу особенностей исторического развития не могут быть отнесены ни к одной из П.с. Так, Шотландии представляет собой своеобразную смесь общего и романо-германского права. Большинство отечественных правоведов относят современную Россию к романо-германской (континентальной) П.с.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ" в других словарях:

    Правовая семья - совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. В соответствии с этими критериями выделяют П.с: общего права, романо германскую, обычно традиционную,… … Энциклопедия права

    Карта правовых систем мира Правовая семья одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более … Википедия

    Правовая семья - это совокупность нескольких национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. Обычно выделяют четыре основных правовых семьи. 1. Романо германская правовая семья… … Большой юридический словарь

    Одно из центральных понятий сравнительного правоведения, представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий,структуры права и исторического пути его … Энциклопедия юриста

    правовая семья - одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути… … Большой юридический словарь

    Романо германская правовая система Романо германская правовая семья объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы и противопоставляется англосаксонскому праву. Эта правовая семья возникла на основе рецепции римского права.… … Википедия

    Шан Ян основоположник легизма («Школы законников») Философская правовая семья является составным элементом сравнительного правоведения и юридической географии мира. Она включает национальные … Википедия

    Ритуальный обряд зулусов Традиционная правовая семья (также семья традиционного права либо система обычного права) правовая система, которая распространена в некоторых странах … Википедия

    Не следует путать с термином «Англосаксонское право» (правом, распространённым на территории Англии до Нормандского завоевания) … Википедия

    Объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы (в том числе и России) и противопоставляется англосаксонскому праву. Эта правовая семья возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права закон (нормативный… … Википедия

Тема 25. Современные правовые системы (семьи).

1. Понятие правовой системы (семьи).

2. Основные правовые системы современности.

25.1. Понятие правовой системы (семьи).

Национальная правовая система – это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Национальная правовая система – элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности.

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

Правовую систему необходимо отличать от системы права . Под первым понимается сложившееся национальное законодательство, в котором закрепляются структура права, основы правового положения личности, система органов государственной власти и т. п. Под вторым — внутренняя структура права, деление его на части.

Правовая система охватывает:

Систему права.

Систему законодательства.

Правовые институты и правовые учреждения (правотворческие и правоприменительные).

Правовые понятия, принципы, символику.

Правовую политику, идеологию, культуру.

Юридическую практику.

Многие древние правовые системы, такие как египетская, вавилонская и греческая, совершенно исчезли из обращения. Другие, например индуистская, японская, китайская, и такие транснациональные системы, как каноническая и иудаистская, во шли в некоторой мере в современные правовые системы. В настоящее время существует около двухсот правовых систем, общее и различное в них, позволяет объединить их в определённые правовые семьи.

25.2. Основные правовые системы современности.

Романо-германская система .

Распространенна в таких странах, как: Франция, Германия, Австрия, Бельгия, Голландия, Дания, Испания, Исландия, Италия, Португалия, Норвегия, Люксембург, Монако, Швеция, Швейцария, Финляндия, государства Латинской Америки , штат Луизиана , а также на канадскую провинцию Квебек , некоторых стран Черной Африки (бывших колоний Бельгии, Германии, Италии, Испании, Португалии и Франции), входящие в Британское Содружество наций остров Маврикий и Сейшельские острова .

Влияние романо-германской правовой семьи заметно и в азиатских государствах, например в Турции , бывших советских азиатских республиках, в Ираке, Иордании, Сирии, Индонезии. Хотя в них действует также и мусульманское право. Поэтому правовые системы этих азиатских стран можно отнести к смешанным в отличие от правовых систем мусульманских стран , таких как, например, Афганистан, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты.

Так как основное различие между системами права состоит в используемых ими источниках права , рассмотрим роль и значение каждого из них в романо-германской правовой системе. Наиболее древней формой права является правовой обычай . Сегодня он занимает скромное место в романо-германской правовой системе.

Судебная практика является вторым по древности после обычая источником права. В настоящее время официальные общегосударственные сборники судебной практики издаются в таких странах с романо-германской семьей, как Германия, Испания, Италия, Турция, Франция и Швейцария. В романо-германской правовой системе судебную практику относят к числу вспомогательных источников права.

В данной правовой семье судья, не превращаясь в законодателя, создает нормы в случае существования пробелов в общественных отношениях, не урегулированных законом. Это делается путем вынесения судебных решений в соответствии с аналогией закона. Поэтому в государствах с романо-германской правовой семьей год от года растет количество издаваемых сборников судебных решений и справочников по судебной практике (с толкованиями, несколько отличающимися от простых разновариантных толкований норм права при их применении).

Возрастает значение кассационного прецедента . Кассационный суд является высшей судебной инстанцией. Поэтому судебное решение, основанное, например, на аналогии и на общих принципах, оставленное в силе Кассационном судом, может восприниматься другими судами при решении подобных дел как фактический прецедент.

В тоже время, учитывая современные стремления юристов всех стран опираться на закон, можно говорить о судебном прецеденте лишь как о некотором исключении, не затрагивающем исходного принципа господства права. Является принципиально важным, что судья не превращается в законодателя. Этого стараются добиваться в странах романо-германской правовой семьи 1 .

В странах с романо-германской правовой семьей приоритет среди источников права принадлежит закону . Законы разрабатываются и принимаются высшими представительными органами. Законодательные акты в романо-германской правовой семье подчиняются строгой иерархии. Во главе ее находится Конституция, состоящая из одного закона (как во Франции, Германии, Швеции) или ряда основных законов (как в современной Финляндии). Конституции в данной семье являются писаными. В них определяют основы государственного и общественного строя, структура и компетенция органов государственной и судебной власти, а также исполнительных органов. Разработана особая процедура принятия Конституции, существуют специальные органы, призванные ее охранять (например, Конституционный совет во Франции, Конституционный суд в России и т. д.), и особая процедура ее изменения и отмены. Особенно это касается так называемых «жестких конституций».

В большинстве континентальных стран действуют гражданские (либо гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы. В Германии, Испании и многих странах Латинской Америки процессуальное право не охватывается кодексами, поскольку там считается, что на него оказывает доминирующее влияние «национальный партикуляризм», а не общеправовые принципы.

Помимо законов в странах с романо-германской семьей довольно активно действуют вторичные правовые нормы, регулирующие судебную и административную практику (акты применения права и инструкции по применению законов, содержащиеся в сборниках комментариев кодексов и законов). Именно они питают правовую доктрину, помогая ей развиваться.

В романо-германской семье в правовой доктрине вплоть до XIX в. доминировали концепции, связанные с изучением, трактовкой и комментированием римского права. Национальное законодательство становится предметом изучения европейских ученых-юристов, начиная с XVII в. Сегодня доктрина составляет достаточно активно действующий источник права. Она влияет как на законодателя, так и на правоприменителя. Законодатель часто выражает лишь те тенденции, которые установлены в доктрине, и воспринимает подготовленные ею предложения. Доктрина широко используется и в правоприменительной деятельности, в частности при толковании закона. Сегодня все более и более, например во Франции, правоприменитель стремится к признанию независимого характера толкования, к отрицанию того, что толкование заключается исключительно в отыскании грамматического и логического смысла терминов законов или намерений законодателя. Он настаивает на необходимости учета реальных отношений между ним и доктриной. Издаваемые во Франции, Германии и других государствах комментарии приобретают все более доктринальный и критический вид, а учебники обращаются к судебной практике и вообще к юридической доктрине.

Современная российская правовая система входит в романо-германскую правовую семью.

Англосаксонская правовая система (система общего права).

Распространенна в таких странах, как Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Нигерия, Южно-Африканская Республика , а также 36 государств Британского содружества .

Англосаксонская система является продуктом развития права в англоязычных странах. Она основывается на результатах правового развития в Англии и США. Поэтому данную систему называют еще системой англо-американского права. Характерные черты правопонимания в этой правовой семье выражаются формулой: «Средство судебной защиты важнее права», так как основная сложность заключалась в том, чтобы получить возможность обратиться в суд.

Система англосаксонского права придает исключительно большое значение судебному прецеденту в качестве источника права: суды решают дела, руководствуясь не законами (статутами, биллями и т. п.), а предшествующим решением высшем суда страны (или штата) по аналогичному делу.

Доктрина «stare decisis» (оставьте приговор, решение суда как действующий пример) является сущностью англосаксонской системы права. Эта доктрина подчеркивает, что суды при вынесении решения (приговора) должны руководствоваться принципами, вытекающими из предшествующего решения (приговора) верховного суда данной юрисдикции по аналогичному делу, поскольку эти принципы являются логически существенными и приемлемыми для обстоятельств, характерных для рассматриваемых ныне казусов.

Такой подход делает нормы «общего права» более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо-германской семьи, но одновременно делает право более казуистичным и менее определенным. Современные английские и американские суды имеют возможность своевременно осуществлять публикации своих решений. Строго периодически такие сборники публикаций выходят только с XIX в.

Судья, решая дело, обязан следовать имеющемуся прецеденту. При этом он пользуется большой свободой усмотрения в трактовке вопроса о сходстве рассматриваемого дела, отчего зависит применение той или иной нормы. Он может найти аналогию обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд ее нет. Наконец, он вообще может не найти такого сходства обстоятельств, и тогда, если отношения не регламентированы нормами статутного права, судья сам создает правовую норму, т.е. становится законодателем 2 .

Англия после норманнского завоевания управлялась обычаем 3 . Сегодня в англосаксонской системе обычай проявляется в основном в казуальном праве. Например, значения технических терминов в договорах определяются обычаем. Знание коммерческого обычая очень часто помогает судье, разрешающему дела, связанные с обязательствами, вытекающими из торговых сделок. Кроме того, сегодня юридическую силу имеют местные обычаи, которые установились в разных регионах Англии до 3 сентября 1189 г. (т.е. до коронации Ричарда Львиное сердце) и действуют там поныне. Однако в Англосаксонской системе обычай только тогда считается источником права, когда он получил санкцию судьи, то есть был подтвержден судьей хотя бы в одном его решении по конкретному делу.

Как ни странно, но англосаксонская правовая семья имеет так же, как и романо-германская, богатую законодательную историю 4 . В Англии нет писаной конституции. Но форма правления в Англии и принципы функционирования ее правительства определены не менее жестко и стабильно, чем в Конституции США, на основе той совокупности древних обычаев и статутов («Билль о правах», «Акт о престолонаследии», трехгодичный и семигодичный акты, «Билля о парламенте» и т. п.), которые составляют «неписаную конституцию» английского государства.

В США ситуация сложилась иным образом, в большинстве штатов в конце XIX в. - начале ХХ в. были созданы гражданские кодексы, уголовные кодексы и аналогичные процессуальные кодификации, однако кодексы носят чисто декларативный характер, закрепляя в себе некое идеальное право или право, каким оно должно быть, а на практике по-прежнему следует руководствоваться судебным или административным прецедентом. Кодексом в США именуются также различные систематизированные собрания действующего федерального законодательства или законодательства отдельных штатов. Такие кодексы не включают в себя нормы прецедентного права.

В некоторых государствах с англосаксонской системой суды имеют право на провозглашение отдельных законов противоречащими конституции страны. Причем в США не только Верховный суд страны и верховные суды штатов могут объявить тот или иной соответственно федеральный либо штатный статут противоречащим конституции Америки или штата. Подобные же полномочия есть и у нижестоящих федеральных судов.

В англо-саксонской правовой семье сама концепция права, система источников права, юридический язык совершенно иные, чем в правовых системах романо-германской правовой семьи. Основные структурные части английского прецедентного права – это «общее право» и «право справедливости» . Здесь нет деления права на частное и публичное. Нет ярко выраженного деления права на отрасли, поскольку суды могут разбирать разные категории дел: публично и частноправовые – гражданские, торговые, уголовные, а также по причине отсутствия кодексов европейского типа.

Закон (акт парламента), согласно английской традиции в сложившейся юридической доктрине, считается второстепенным источником права, который вносит лишь ряд поправок и дополнений к праву, созданному судебной практикой (т.е. прецедентному праву). Формально закон может изменить или отменить норму прецедентного права, и при коллизии с прецедентом приоритет принадлежит закону. Но фактически само действие закона осуществляется в русле и в контексте его судебно-прецедентного толкования и применения. Нормы, содержащиеся в законе, окончательно определяются и включаются в английское право лишь после судебного их истолкования и применения, причем именно в той форме и в том смысле, как это установит судебная практика. Поэтому английские юристы предпочитают цитировать не сам текст закона, а применяющее его решение суда.

В современных условиях наблюдается тенденция отхода от традиционной концепции закона и усиления его самостоятельной роли при регулировании новых общественных отношений (вопросов социального обеспечения, просвещения, здравоохранения и т.д.), которые находятся вне традиционной сферы действия прецедентного права. Такое законодательное право противопостовляется прецедентому праву (общему праву в широком смысле), и к нему не применяются принципы прецедентного права. Парламент, принимая законы, требует, чтобы они применялись именно в том виде, как он установил, а не традиционном порядке толкования и применения законов с позиций судебных прецедентов.

Подзаконные акты издаются органами исполнительной власти лишь в порядке реализации правомочий, делегированных им парламентом. При этом суды обладают правом в надлежащих случаях отменять акты исполнительной власти.

Существенное отличие американского права от английского состоит в том, что в нем наличествует и федеративное законодательство, и законодательство штатов. Кроме того, каждый штат имеет и свое прецедентное право. Суды каждого штата осуществляют свою юрисдикцию независимо друг от друга, и поэтому совершенно не обязательно, чтобы решения, принятые судами одного штата, соответствовали решениям судов других штатов. Нередки случаи, когда суды разных штатов принимают по аналогичным делам несовпадающие, а иногда и прямо противоречащие решения.

В США Верховный суд США и Верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям, и могут изменять свою практику.

До второй четверти XIX в., когда в Англии и США распространила свое влияние школа юридического позитивизма «доктринальные» описания в большинстве случаев играли роль комментариев к казусам – судьи во всех судах при рассмотрении дел должны были следовать решению вышестоящего суда по аналогичному делу. Согласно концепции юридического позитивизма, за судьями признавалось право на правотворчество. В результате, например, в США Верховный федеральный суд и верховные суды штатов получили возможность изменять судебный прецедент.

Мусульманская правовая семья

Распространенна в таких странах, как Афганистан, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты .

Система мусульманского права носит ярко выраженную религиозную окраску. Она основана на Коране (священной книге мусульман), Сунне (сборнике Хадисов, т.е. преданий о деятельности и высказываниях по конкретным случаям пророка Мухаммада) и обычаях - Адатах . Хадисы и Адаты интерпретируются и трактуются в толках (мнениях - Иджмах ) наиболее авторитетных ученых-правоведов - муджтахидов и факифов, и умозаключениях по аналогии (Кийас ).

В Коране не содержится базовой правовой теории. Нормативные предписания Корана и Сунны, трактующиеся лишь однозначно, сравнительно немногочисленны. Наиболее подробно они регулируют брачно-семейные и наследственные отношения. Большинство же положений Корана и Сунны не обладает жесткой нормативной направленностью, в них излагаются принципы, на которых должна строиться повседневная жизнь мусульман. Именно эти весьма абстрактно сформулированные принципы дают простор для их многообразного толкования.

Первые толкования появились в VII в., после смерти пророка Мухаммада. Они принадлежат перу сподвижников пророка, которые толковали не только его слова, но даже, в иных случаях, и молчание. После смерти сподвижников пророка роль толкователей и, по сути дела, создателей мусульманского права взяли на себя правоведы - основатели правовых школ-толков и их последователи.

Таким образом, развитие мусульманского права приобрело казуальный характер, однако параллельно шло становление теории мусульманского права, создававшейся на базе толкований этого права имамами (основателями толков - Мазхабов). Крупнейшие знатоки мусульманского права не только по-своему трактовали принципы - ориентиры поведения правоверных по Корану и Сунне, но и самостоятельно создавали новые, изменяя даже некоторые нормативные предписания Корана и Сунны.

Законодательная власть в мусульманских странах принадлежала не главе государства, а авторитетным представителям крупнейших правовых толков, поскольку большинство норм мусульманского права создано и создается ими и является итогом их доктринальной разработки. В результате к настоящему времени мусульманское право превратилось в собрание огромного множества возникших в различных исторических ситуациях разнообразных норм, в большинстве случаев формально не определенных. Благодаря широкому простору для его толкования авторитетными правоведами и свободе судейского усмотрения при выборе норм мусульманское право и ныне чрезвычайно гибко, хорошо приспосабливается к меняющимся условиям современной жизни, сохраняя при этом тесную связь с историческими традициями и одновременно поддерживая свой высокий сакральный авторитет.

В мусульманском праве до сих пор господствует важнейшее положение о том, что «обычай имеет значение нормы» . Обычай может служить оправданием даже отхода от некоторых предписаний Корана и Сунны. Разнообразные социальные и экономические условия жизни в мусульманских странах породили различающиеся между собой обычаи их жителей 5 .

Издревле мусульманское право носило казуальный характер. Согласно мусульманской доктрине под правом понимают не совокупность норм и принципов, специально разработанных и установленных, а конкретные решения, выносимые изо дня в день с учетом нужд конкретного момента.

Первые попытки создания кодификаций в мусульманских странах относятся ко второй половине XIX в. Почти параллельно шли работы по созданию гражданских, процессуальных и семейных кодексов. Они завершились принятием так называемой Маджаллы, охватывающей такие отрасли права, как гражданское и процессуальное право. После появления Маджаллы судьи (кади) были обязаны в первую очередь применять ее нормы, а не основывать свои решения на доктринальных толках. Кодекс запрещал толкование вопросов, урегулированных его нормами. Сегодня роль кодификации продолжает неуклонно возрастать.

Мусульманская правовая доктрина складывалась с VIII в. Именно тогда появились основные правовые школы. С XI в. мусульманские правители настаивали, чтобы в случае умолчания Корана или Сунны по данному казусу судьи руководствовались каким-либо толком и при вынесении решений и приговоров ссылались на комментарии той школы, на которую ориентировался халиф (принцип “ иджтихад” - свободное усмотрение судьи в случаях умолчания других источников относительно рассматриваемого дела.) С тех пор при отсутствии правового урегулирования какого-либо отношения судьи могли руководствоваться при вынесении приговора либо общими принципами мусульманского права, либо определенным доктринальным толком. В других отраслях мусульманского права доктрина ныне почти не используется в виде правового источника. Однако опосредованно она применяешься при разработке новых нормативных актов во всех отраслях права.

Мусульманское право как особое религиозное право общины верующих исламистов не следует смешивать с системой национального права той или иной мусульманской страны. Возникнув на исходной основе шариата, национальные системы позитивного права этих стран значительно отличаются друг от друга. Влияние западного права на национальные системы права мусульманских стран особенно усилилось в условиях современного международного сотрудничества различных государств и развития интеграционных процессов в области экономики, экологии, борьбы против международной преступности и т.д.

Судебная система. В основе шариата, как и других религиозно-нормативных систем (индусского права, иудейского права, права ряда стран Дальнего Востока), лежит идея религиозных обязанностей человека, а не его прав. 6 Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установленными самими нормами.

В странах мусульманского права существовал и существует дуализм судебной организации: наряду со специальными религиозными судами (кади) всегда функционировали и другие типы судов, применявшие примитивные обычаи или законодательные акты (регламенты) власти.

Индуистская правовая система

Индусское право основано на религии индуизма и регулирует поведение членов индусской общины 7 . Это не право Индии, а право общин, которые находятся в Индии, И ндонезии, Пакистане, Брунее, Бирме, Сингапуре, Бангладеше, Маньяме и Малайзии , а также в странах на восточном побережье Африки исповедует индуизм.

Главная черта индусского права – тесная связь с религией. Она является неотъемлемой частью индуизма, в состав которого наряду с правом входят также различные религиозные верования и обряды, моральные и философские ценности, предполагающие определенный образ жизни, общественный порядок, социальную организацию.

Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и догм морали. При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит. В качестве регулятора поведения допускается обычай. Позитивное индусское право в классическом варианте является обычным правом, в котором в той или иной мере деяния преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям. Собрание касты голосованием разрешает в местном масштабе все споры, опираясь при этом на общественное мнение. Оно располагает и эффективными средствами принуждения. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают его по совести, по справедливости.

Правительству разрешается законодательствовать. Судебные прецеденты и законодательство не считаются источником права . Даже когда имеется закон, судья не должен его применять по всей строгости. 8 Ему предоставлено широкое усмотрение, чтобы всеми возможными способами примирить справедливость и власть. Еще меньше, чем законодательство, на роль источника права может претендовать судебная практика.

На развитие индусского права значительное влияние оказали процесс английской колонизации и социально-экономические перемены, внесшие развитые экономические отношения, а также такие источники права как закон и судебный прецедент. Были отменены положения индусского права, связанные с кастовой дискриминацией, нормы о недееспособности женщин, запрещено самосожжение вдов и т.д.

Английские судьи, применявшие индусское право, восполняли пробелы в нем нормами из английского общего права, или создавая на его основе новые прецеденты. В результате судебной практики место классического индусского права постепенно заняло “ английско-индусское право” 9 . Тем не менее, полного вытеснения индусского права не произошло, и ряд его традиционных норм и институтов продолжал действовать.

Современное индусское право. Многие положения модернизированного индусского права, действующие в современной Индии, не распространяются на индусские общины вне Индии, где продолжают действовать нормы традиционного индусского права. В целом к настоящему времени проделана большая работа по кодификации индусского права 10 . Ныне сфера действия старых правовых обычаев резко сократилась. Однако и сейчас индусское право используется при регулировании таких вопросов, как правовое положение детей, опекунство, усыновление, брак, раздел и наследование имущества.

Каноническая система права.

Распространенна в таких странах, как Ватикан , Андорра, Испания, Судан, Аргентина, Армения, Босния и Герцеговина, Ирак, Бразилия, Пакистан, Венгрия, Грузия, Чили и др.

Исторически каноническое право складывалось в значительной мере на основе римского права и служило его «проводником» во многих странах мира, где действовали христианские церкви. В этом качестве оно сыграло важную роль в развитии многих правовых систем. С ослаблением светской власти пап церковная юрисдикция ограничивалась, а каноническое право все больше сближалось с собственно церковным правом.

Современное каноническое право представляет собой совокупность канонов как религиозно-правовых предписаний, регулирующих преимущественно отношения внутри церковной организации и вопросы брака. Оно не охватывает всей совокупности общественных отношений, а лишь формулирует некоторые принципы, которым для соблюдения христианской морали светское право должно придать силу и которыми должны руководствоваться верующие. Как и любое конфессиональное право, каноническое право католической церкви является не территориальным, а персональным. Оно выступает ныне в качестве одной из мировых правовых систем, влияние которой распространяется на десятки стран.

В наиболее чистом виде каноническая система права представлена в Ватикане. Правовая система Ватикана основана на каноническом праве, а также на законодательстве самого Ватикана и Италии. Главными источниками действующего в государстве-городе Ватикане права являются: а) Кодекс канонического права (Codex Iuris Canonici) и апостолические постановления; б) законы, промульгированные для города Ватикана Верховным главой церкви или делегированной им властью, а также постановления, издаваемые компетентными властями.

Закон Ватикана об источниках законодательства 1929 г. установил, что в Ватикане с рядом оговорок применяются Уголовный, Гражданский и соответствующие процессуальные кодексы Италии, а также целый ряд иных итальянских законов.

Каноническое право католической церкви складывается из решений церковных соборов и постановлений римских пап. Согласно доктрине Ватикана конечным материальным источником канонического права является "божественное право".

В настоящее время матримониальное каноническое право Ватикана находит весьма широкое применение во всех странах, где есть католические общины и признается (в той или иной мере) церковный брак 11 . Эти канонические нормы устанавливают, в частности, препятствия к браку, форму его заключения, условия для смешанных браков, права и обязанности супругов, принцип абсолютной нерасторжимости брака. При отсутствии института развода признаются все же две формы расторжения брака: провозглашение несостоятельности (констатация факта, что эти узы никогда не были действительным образом установлены) и расторжение брачных уз (разрыв действительным образом установленных брачных уз в исключительных случаях: признания супруга умершим, крещения полигамного супруга и т.п.). Католическое каноническое право строго запрещает аборты и планирование рождаемости.

Иудаистское (еврейское) религиозное право.

Распространенно в: Израиле , отдельных общинах в Пакистане, Марокко и др.

Основным источником еврейского религиозного права является Талмуд - кодекс религиозных, бытовых и правовых («Галаха») предписаний иудейства, составленный в III в. до н.э. - V в. н.э. и основанный в свою очередь на Торе (Пятикнижии Моисееве).

В настоящее время источниками израильского права являются законы , разного рода подзаконные акты, судебные прецеденты, правовые обычаи, правовая (в том числе религиозно-правовая) доктрина, иудаистские и мусульманские священные книги.

Семейное право основано на религиозных нормах . Института гражданского брака в стране не существует. Браки, разводы, рождения и смерти регистрируются соответствующими учреждениями тех религиозных общин, к которым принадлежат вступающие в брак, разводящиеся, родившиеся или умершие. В отношении евреев оформлением актов гражданского состояния занимаются раввинатские суды. При вступлении в брак имеется большое количество ограничений религиозного характера. Так, женщине запрещено выходить замуж за одного и того же мужчину более одного раза (например, если второй брак оказался неудачным и женщина решила вернуться к первому мужу). Развод может быть совершен только по обоюдному согласию сторон; без такого согласия брак не может быть расторгнут даже по решению суда. Если развода не желает жена, суд может просто позволить ее мужу жениться еще раз, поскольку Тора допускает многоженство.

В Ираке к представителям немусульманского населения (христианам, иудеям) применяются нормы их личного права (канонического либо иудейского) во всех случаях, за исключением наследственных отношений.

Религиозные общины Сирии применяют по вопросам личного статуса собственные правовые нормы (каноническое, иудейское право и т. д.). В стране есть специальные правила для разрешения коллизий права личного статуса. Так, в случае брака мусульманина и христианки применяется только мусульманское право личного статуса. На обратный случай правил не предусмотрено, поскольку браки мусульманок с христианами не признаются законом. В случае браков между представителями различных христианских общин применяется право той церкви, в которой был совершен брачный обряд 12 .

Социалистическая правовая система

Распространенна в таких странах, как: Куба, КНДР, Вьетнам (до 1990 гг. – Монголия, Венгрия, Болгария, Румыния, Чехословакия, Польша, Албания, страны бывшего СССР и др.)

На социалистические правовые системы Европы, Азии и Латинской Америки, составлявших «социалистический лагерь», существенное влияние оказала первая правовая система, считавшаяся социалистической, - Советская. Национальные правовые системы зарубежных социалистических стран являлись и являются (Китай, Куба, Северная Корея) разновидностями социалистического права. Социалистическая правовая система была создана первоначально в России в результате Октябрьской революции 1917 г., а после второй мировой войны в ряде государств Восточной Европы, Азии и Латинской Америки, провозгласивших социалистический путь развития. В СССР новое право возникло практически без восприятия юридических принципов и норм как бывшей царской России и Временного правительства, так и западных стран. В большинстве же других государств ряд положений старого законодательства, в основном кодексы, были восприняты новой властью и с определенными модификациями долгое время являлись действующим источником права 13 .

Социалистическая правовая семья составляет правовую семью, выделенную по идеологическому признаку. При значительном сходстве с континентальным правом правовые системы социализма имеют существенные особенности, обусловленные явно выраженным классовым характером. Единственным или основным источником социалистического права является вначале революционное творчество исполнителей, а позже нормативно-правовые акты, выражающие волю трудящихся, подавляющего большинства населения, а затем – всего народа, руководимого коммунистической партией.

Для социалистической правовой системы характерны такие признаки , как 14 :

господство социалистической и в первую очередь государственной собственности, отрицание частной собственности ;

законодательно признается роль коммунистической партии во всех сферах жизни;

частное право уступает господствующее место праву публичному;

право широко закрепляет и охраняет на социальные права граждан: право на труд, отдых, социальные льготы, образование, медицинское обслуживание и т. д.;

в источниках права официально закрепляется и провозглашается принцип равенства всех граждан перед законом и судом, однако эти принципы касаются только класса стоящего у власти – пролетариата и не распространяются на буржуазию и др.;

в теории исключается возможность для судебной практики выступать в роли создателя норм права, ей отводится лишь роль строгого толкователя права.

Многие социально-экономические права человека, общепризнанные мировым сообществом сегодня, были сформированы после 40-х годов под влиянием стран социалистической правовой системы. Это такие неотъемлемые и привычно звучащие сегодня права, как гарантированное право на труд и отдых, право на досуг, защиту материнства и детства, право на образование и здравоохранение, участие в культурной жизни общества и т. п.

Страны со смешанной правовой системой.

К ним относятся Алжир, Бахрейн, Бенин, Ботсвана, Бруней, Буркина-Фасо, Бурунди, Габон, Гана, Гвинея, Замбия, Индонезия, Ирак, КНР, Йемен, Мальта, Марокко, ОАЭ, Руанда, Тунис, Филиппины, Чад и др.

В Иордании существует смешанная правовая система, в которой большинство отраслей основано на праве, заимствованном у европейских стран, а вопросы личного статуса (брак, семья, наследование) и некоторые другие регулируются мусульманским правом. Кочевники - бедуины продолжают применять обычное право. Христианские меньшинства в вопросах личного статуса руководствуются соответствующим каноническим правом.

В Бутане семейные вопросы, такие как брак, развод, усыновление, обычно решаются путем обращения к буддистскому или индусскому религиозному праву. В середине ХХ в. было запрещено многомужество (полиандрия). Полигамия сохраняется и признается законом при условии, что первая жена дает свое разрешение. Мужчина может иметь до трех жен. Обычный в прошлом институт детских браков к концу ХХ в. практически исчез.

В Индонезии официально признается полигамия. Несмотря на прогрессивные перемены, произошедшие в ХХ в., многие из древних обычаев применяются и по сей день, особенно в сельской местности: заключение браков в детском возрасте, заключение браков по воле родителей или опекунов без согласия молодых. В некоторых областях с более сильным мусульманским влиянием брачные отношения подчиняются не адату, а мусульманскому праву.

Свои системы регулирования брачно-семейных отношений существуют у китайской общины, индуистов, буддистов, христиан. Европейцы и некоторые общины руководствуются брачно-семейным законодательством голландского образца. Институт национального правового развития подготовил проекты законов о браке и разводе для основных религиозных общин страны (мусульман, христиан, балийских индуистов).

Правовая система КНР представляет собой сплав древних правовых традиций и современного законодательства, основанного на идеях «социализма с китайской спецификой» и некоторых принципах романо-германского права.

Для правовой культуры Китая характерно традиционное преобладание норм морали над нормами права в регулировании любых вопросов общественной жизни, включая самые важные. Такое отношение к праву вытекает из конфуцианского учения. Согласно идеям конфуцианства на переднем плане должны находиться воспитание и убеждение, а не власть и принуждение. В следствии таких взглядов китайцы отрицательно относятся к европейской идее права с его строгостью и абстрактностью. Человек не должен настаивать на своих правах, поскольку долг каждого стремиться к согласию и забывать о себе в интересах всех. В любом случае конкретное решение должно отвечать справедливым и гуманным чувствам, а не быть втиснутым в рамки юридической схемы. Возмещение вреда не должно ложиться непомерным грузом на плечи должника и вести его семью к разорению.

Правовая система Мадагаскара носит смешанный характер. Господствующие позиции в ней занимает заимствованное у Франции европейское право, в то время как в регулировании многих общественных отношений значительную роль продолжает играть малагасийское обычное право. В соответствии с малагасийским законом от 19 июля 1961 г. нарушение обычая было приравнено к нарушению закона.

В правовой системе Габона все современные отрасли законодательства, начиная с конституционного, основаны на романо-германской правовой системе. В то же время население, особенно за пределами городов, продолжает широко применять местное обычное право. При заключении брака габонцы могут выбирать между гражданско-правовым и обычно-правовым режимом. В последнем случае супруги должны определить, намереваются ли они твердо придерживаться моногамных или полигамных отношений. Для моногамных браков обычным правом предусмотрено равное распределение имущества при разводе, в то время как жены в полигамных браках получают гораздо меньшую часть. При наследовании по обычному праву вдова допускается к наследству только с письменного разрешения семьи мужа.

Правовая система Джибути основана на французском, мусульманском и обычном праве. Французское право кодифицировано. Мусульманское право (шариат) применяется в вопросах личного статуса (правоспособность, наследственные и семейные отношения). Традиционное обычное право (Xeer) имеет первостепенное значение для кочевого скотоводческого населения страны, сохраняющего кланово-племенную структуру. Его нормы часто используются при разрешении конфликтов и компенсации причиненного жертве правонарушения ущерба. В частности, обычное право часто определяет, в каком размере выплачивается «выкуп за кровь» клану жертвы в случае убийства или изнасилования.

В Микронезии заимствованная у США система состязательного процесса противоречит национальным традициям. В силу этого большое количество уголовных дел не попадает в суды, а разрешается через примирительные процедуры с участием семей виновного и потерпевшего в соответствии с местными обычаями 15 .

Местное право действует в: Лесото, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленде, Сьерра-Леоне, Тувалу и др.

1 Общая теория государства и права: Учебник/ Под. ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1999. - С. 315.

2 Апарова Т.В. Прецедент в современном английском праве и судебное правотворчество // Труды ВНИИСЗ. - 1976. - №6. – С.79. За многовековую деятельность законодательного органа общее число принятых им актов составляет около 50 томов (более 40 тыс. актов). Ежегодно английский парламент издает до 80 законов. В то же время существует около 300 тыс. прецедентов.

3 Более того, полномочия королевского правительства также зиждились на обычае. Для того, чтобы в то время обычай был признан судебными органами, ему не надо было обладать особой древностью. Средний возраст действовавших тогда обычаев не превышал 10-15 лет. Некоторые обычаи из местных превращались в общенациональные благодаря тому, что общины перенимали наиболее полезные из них. Одним из наиболее распространенных был. Каждый манор, каждое графство и, возможно, даже каждая вилла имели свои обычаи обычай, известный под названием «английский бург», согласно которому земля по наследству переходила не старшему сыну, как при майорате, а младшему. Причем этот обычай остался в силе вплоть до 1920 г.

4 Англосаксы, как и скандинавы, создавали свои первые законы, записывая правовые обычаи и придавая им общеобязательную силу. Статуты, которые воспроизводили содержание правовых обычаев, составили так называемые англосаксонские думы. Позднее собрания древних обычаев и законов превратились в конституции и провизии. Законодательные акты того времени назывались по-разному: ассизами, статутами, конституциями, провизиями, хартиями и т. д.


Общая теория государства и права. Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. –3-е изд., - М.: Юристъ, 2001. - С. 316.

5 В Танганьике, например, мусульманское право сходно с обычным правом в вопросах брака, наследования, управления имуществом, в частности землей. Аналогична картина в Занзибаре: здесь местное право (native law) есть результат ассимиляции обычного права с мусульманским правом шафиитской школы. В то же время Занзибар — один из немногих районов Африки южнее Сахары, где мусульманское право является основным правом (fundamental law) при решении гражданских дел.

6 Давид Р. Основные правовые системы современности/Пер. с фр. - М., 1988. - С. 386.

7 Крашенникова Н. А. Индусское право: история и современность. – М., 1982. – С.234.

8 Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999. - С. 323.

9 Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я. Сухарев. – М.: Норма, 2000. – С.226.

10 В Шри-Ланка тамилы в вопросах личного статуса и ряде других руководствуются своим персональным правом (Tesawalarnai), основанным преимущественно на индуистских традициях. В отношении некоторых вопросов вещного права (например, сервитутов) оно является территориальным и применяется ко всем, кто владеет собственностью в Северной провинции (где тамилы составляют большинство населения).

11 В Экваториальной Гвинее в настоящее время одновременно существуют 3 типа брака - гражданский, обычно-правовой и католический. Гражданский брак регулируется действующими в стране законодательными актами (прежде всего, ГК), обычно-правовой - сложившимися юридическими обычаями, католический - каноническим правом. Обычное право некоторых племен допускает полигамию.

12 Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Под ред. А.Я.Сухарева. - М.: Норма, 2001.

13 Общая теория права: Учебник / Под. ред. А.С. Пиголкина. - 2-е издание, перераб. и доп. - М., 1995. - С. 365.

14 Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд. - М.: Юристъ, 2001. - С. 320.

15 Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Под ред. А.Я. Сухарева. - М.: Норма, 2001

Романо-германская правовая семья сложилась на основе рецепции (восприятия, заимствования) римского права в XII-XVI вв. и получила распространение в континентальной Европе.

Особенности этой семьи состоят в следующем:

1) основным источником права служит нормативный правовой акт (закон);

2) существует единая иерархическая система источников права;

3) признается деление на публичное и частное право, а также на отрасли права;

4) законодательство носит кодифицированный характер;

5) существует общий понятийный фонд, т. е. сходство основных понятий и категорий, в частности, норма права понимается как правило поведения, исходящее от государства;

6) относительно единая система правовых принципов;

7) в законодательстве ведущая роль принадлежит конституции, обладающей высшим юридическим авторитетом.

Существует и система кодексов, например гражданский, уголовный, процессуальный. Среди источников права большое место отводится подзаконным актам, обычаям и судебной практике. Однако прецедент не характерен для этой семьи, а судебная практика скорее служит вспомогательным источником, чем самостоятельным: следование решению кассационной инстанции необязательно для других судов, хотя и может восприниматься судами в качестве образца для решения аналогичных дел.

Правовая доктрина играет основную роль в процессе правотворчества. При правоприменении она используется лишь при толковании норм права, но судьи не могут ссылаться на мнения известных ученых-юристов в обоснование принимаемых решений.

Серьезное значение придается международному праву, нередко провозглашается его приоритет перед внутригосударственным правом (Германия, Россия). Рассматриваемой семье присущ и конституционный контроль в виде специальных конституционных судов или аналогичных органов.

Что касается обычая, то он имеет, как правило, ограниченное действие. Но его применение допускается в сфере частного права и нередко не только в дополнение к закону, но и кроме закона, если закон не регулирует ту или иную ситуацию.

Романо-германская правовая семья получила распространение в Латинской Америке, значительной части Африки, в странах Ближнего Востока, в Японии.

Семья общего (прецедентного) права (англосаксонская) существенно отличается от романо-германской правовой семьи. Здесь главным источником права выступает судебный прецедент, т. е. норма, сформулированная судьей в процессе рассмотрения дела. При этом прецеденты строго обязательны для других судей при разбирательстве аналогичных дел. Отсюда следует, что главными творцами права в этой семье являются судьи, которые, обобщая практику и руководствуясь уже сложившимися отношениями, вырабатывают на этой основе своеобразные юридические принципы - прецеденты, составляющие систему общего права.


Помимо указанных, семье общего права присущи следующие особенности:

1) своеобразное понимание норм права - они не отделены от судебного решения, поэтому носят казуистический характер. Каждому новому делу нужна новая норма права, но создавать прецеденты вправе не любые суды, а лишь вышестоящие судебные инстанции, например Апелляционный суд (состоящий из двух отделений - гражданского и уголовного), Высокий суд (все его отделения). Решения Суда короны, созданного в 1971 г. для рассмотрения особо тяжких преступлений, не считаются прецедентами. Прецеденты может создавать Палата лордов, выполняющая помимо прочего и судебные функции;

2) специфика структуры права: ей неизвестно деление на частное и публичное, а отрасли права не выражены четко.

В структуре английского права выделяют:

а) прецедентное право;

б) право справедливости;

в) статутное право.

Право справедливости представляет собой совокупность норм, сформировавшихся из решений лорда-канцлера, который действовал от имени короля при рассмотрении жалоб на решения обычных королевских судов. При этом его решения основывались на «королевской справедливости» и восполняли пробелы в общем праве, вносили коррективы в деятельность королевских судов. Статутное же право - это право парламентского происхождения. Акт парламента требует судейских толкований, которые становятся судебными прецедентами. Следовательно, суд наделен широкими полномочиями усмотрения в отношении статутного права;

3) придание важного значения формам судопроизводства, процессуальным нормам, источникам доказательств;

4) большая автономия судебной власти по отношению к другим ветвям власти. Это выражается не только в правотворческих полномочиях судебной власти, но и в отсутствии прокуратуры и административной юстиции;

5) некодифицированный характер законодательства, и хотя в последние десятилетия были приняты парламентом акты, консолидирующие правовые нормы в институты и отрасли (прежде всего гражданское право), тем не менее английское право продолжает оставаться прецедентным по своему характеру.

Как уже отмечалось, в структуре общего права можно выделить группу английского права, куда входят Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Австралия, некоторые бывшие английские колонии, а также право США, которое имеет своим источником английское право, но отличается большим своеобразием.

Оно проявляется в следующем:

1) в отличие от Великобритании в США имеется федеральная Конституция;

2) в дуализме правовой системы, поскольку наряду с прецедентным правом действует система законодательства. Но законодательные нормы входят в правовую систему США лишь после их неоднократного применения и истолкования судами, и ссылки делаются на судебные решения;

3) в федеральной системе США штаты обладают существенной самостоятельностью, и суды одного штата необязательно должны ссылаться на судебные решения другого штата, а могут принять иные решения;

4) в значительной маневренности, гибкости, приспособленности права к изменяющимся условиям, так как высшие судебные инстанции не связаны собственными прецедентами;

5) в кодифицированном характере законодательства многих штатов, например, уголовные кодексы действуют во всех штатах, во многих приняты гражданские и гражданские процессуальные кодексы, а в некоторых штатах - и уголовно-процессуальные;

6) в наличии судебного контроля за законностью федеральных законов и законов, принимаемых на уровне отдельных штатов. Особую роль здесь играет Верховный суд США, имеющий право толкования Конституции страны, а высшие судебные инстанции штатов - конституций своих штатов.

Славянская правовая семья стала называться в качестве самостоятельной только в самое последнее время. Считается, что еще дореволюционный русский юрист Н.М. Коркунов настаивал на ее выделении. В настоящее время активным поборником этой идеи выступает проф. В.Н. Синюков, сформулировавший особенности славянской правовой семьи. При этом указывается, что славянская ветвь правовой цивилизации основана главным образом на национально-культурных и географических факторах.

Самобытность славянской правовой семьи определяется следующими моментами:

Самобытностью государственности. Как известно, восточные и южные славяне уже в VI-XI вв. имели собственные государственные образования со своими традициями, своим отношением к государственной власти, формам ее организации;

Особыми условиями экономической жизни, где ведущей формой хозяйствования долгое время была крестьянская община, основанная на взаимопомощи, местном самоуправлении, ответственности по принципу «круговой поруки». Отсюда развитость начал коллективизма, кооперативности;

Тесной связью государства и права с православной ветвью христианства, что значительно сказывалось и продолжает сказываться на духовной жизни славянских народов, в том числе на связи права и нравственности;

Будучи прямой наследницей Византийской империи , славянская правовая семья через Византию унаследовала из юридических источников законодательные традиции римского права, а позднее - рецепцию германского права. Поэтому по технико-юридическим приемам она примыкает к романо-германской правовой семье.

Ведущее место в данной правовой семье принадлежит российской правовой системе, которая является своеобразным культурно-историческим и юридическим образованием, имеющим свои закономерности развития.

Латиноамериканская правовая семья характеризуется дуализмом, поскольку она восприняла, с одной стороны, романо-германскую правовую модель, а с другой - правовую систему США, как наиболее близко расположенной к Латинской Америке страны. Тяготение же к романо-германской правовой семье объясняется тем, что многие латиноамериканские государства были долгое время колониями Испании и Португалии, которые и перенесли в эти страны право метрополии.

Другая особенность латиноамериканских государств - заимствование у США президентской формы правления, конституции и некоторых конституционных институтов. В целом сфера публичного права у государств Латинской Америки сформировалась под воздействием США.

К числу особенностей латиноамериканской правовой системы следует отнести значительную роль делегированного законодательства, т. е. издание правительственных актов в форме законов, что объясняется длительными периодами правления военных и нефункционированием парламентов.

В федеративных государствах - Аргентине, Бразилии, Венесуэле и Мексике - правовая система носит федеративный характер, но основную массу составляет федеральное законодательство.

Обычай как источник права играет разную роль в отдельных странах, например, в Аргентине его роль достаточно велика, а в Уругвае - меньше. Но в целом обычай выступает дополнительным, а не основным источником права.

Серьезное внимание уделяется институту судебного контроля за конституционностью законов.

Латинская Америка, заимствовав у США судебную систему, серьезно изменила ее и судебную практику не рассматривает в качестве источника права. В литературе указывается, что латиноамериканские государства все чаще используют институты местного, национального происхождения.

Скандинавская правовая семья охватывает пять государств - Швецию, Норвегию, Финляндию, Исландию и Данию и отличается большой самобытностью. Несмотря на близость к континентальной Европе, названные страны не восприняли в полной мере романо-германскую модель. Например, судебная практика играет в Скандинавских странах более существенную роль, чем в странах, принадлежащих к романо-германской правовой семье. Скандинавскому праву неизвестно деление на публичное и частное право.

Скандинавское право действует как единая система, для него характерно большое число унифицированных актов, действующих в равной мере во всех Скандинавских государствах. Это объясняется сходством их языка, культуры, исторического развития, географического положения и экономического потенциала, отсутствием в целом политических различий, что обеспечило тесное правовое сотрудничество данных государств.

Вместе с тем правовые системы Скандинавских стран принято делить на две группы . Первая группа включает Данию, Норвегию и Исландию, право которых исторически развивалось на идентичных по содержанию компиляциях датского и норвежского права второй половины XVIII века. Во вторую группу входят Швеция и Финляндия, правовые системы которых строятся преимущественно на праве Шведского государства.

Для скандинавской правовой семьи характерно отсутствие кодексов, систематизирующих отдельные отрасли права. Закон является основным источником права. Роль суда традиционно значительна в Скандинавских странах, функции судьи не сводятся исключительно к применению законодательства. Судья обладает большой свободой в толковании законов и договоров, но формально он не может при разрешении конкретного спора создавать правовые нормы.

Мусульманское право относится к религиозным правовым системам, так как основано на исламе. Оно отличается сложностью, большим своеобразием, необычностью источников, структуры, терминов и т. д. и включает в себя не только юридические нормы, но и религиозные, нравственные регуляторы, обычаи.

Особенности мусульманского права состоят в следующем:

1. Норма права воспринимается как правило, адресованное всем мусульманам Аллахом, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда . В силу божественного происхождения этого правила оно не подлежит изменению, но нуждается в разъяснении и толковании для практического использования. По содержанию нормы мусульманского права не носят предписывающего или запрещающего характера, а представляют собой обязанность, долг совершать те или иные поступки. Так, мусульманское право определяет молитвы, которые мусульманин должен знать; посты, которые должен соблюдать; милостыни, которые необходимо подавать; паломничества, которые надо совершать. При этом нельзя принуждать к соблюдению установленных правил.

2. Выделяются четыре главных источника мусульманского права: Коран - священная книга мусульман, где собраны речи и проповеди пророка Мухаммеда; она посвящена вопросам религии, нравственности и лишь в очень незначительной части затрагивает вопросы правовых взаимоотношений мусульман. Второй источник - Сунна - сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий. В Сунне также доминируют нравственно-религиозные положения. Она содержит, по существу, интерпретации и пояснения правил Корана. Третий источник - Иджма - согласие мусульманского сообщества об обязанностях мусульманина. Четвертый источник - Кияс (Кийяс) - суждение по аналогии, т. е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной и Иджмой.

К второстепенным источникам относится закон, который не может противоречить исламу и религиозно-правовой доктрине. Судья при рассмотрении дела ссылается не на Коран или Сунну, а лишь на автора, авторитет которого общепринят.

3. В структуре мусульманского права отсутствует публичное и частное право, однако в современный период выделяются в качестве основных отраслей уголовное, судебное и семейное право. Мусульманское уголовное право различает твердо установленные наказания (за воровство, убийство, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков и др.) и дискреционные, назначаемые по усмотрению судьи, который может наказать за любое другое нарушение закона.

Судоустройство по мусульманскому праву отличается простотой, так как судья единолично рассматривает любые категории дел. Но к судьям предъявляются высокие квалификационные требования, особенно в отношении их религиозно-правовой подготовки. Некоторые мусульманские государства не знают иерархии судов, но в Судане, например, существует несколько судебных инстанций.

Семейное право представлено «правом личного статуса» и регулирует не только семейные, но и наследственные и некоторые другие отношения. По мусульманскому праву юридическое положение лица определяется его вероисповеданием. Полноправный личный статус имеют только мусульмане. Характерной чертой права личного статуса является неравенство мужчины и женщины. Брак рассматривается как религиозная обязанность мусульманина.

Семья мусульманского права включает Иран, Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Ливан, Судан и др. В ряде мусульманских государств мусульманское право сохранило свое значение лишь в отдельных сферах (Алжир, Египет, Сирия), но в Турции, например, которая провозгласила себя светским государством, нормы мусульманского права значительно потеснены заимствованным романо-германским правом.

Индусская правовая семья основана на своеобразном религиозном комплексе - индуизме и составляет одну из религиозно-традиционных семей права. К этой семье относятся правовые системы государств: Бангладеш, Непала, Гайаны, Бирмы, Сингапура, Малайзии, некоторых стран восточного побережья Африки, например Танзании, Уганды, Кении.

Индусская система права сформировалась более двух тысяч лет назад и, пройдя сложный путь развития, сохранила свое регулирующее значение до наших дней.

Для этой правовой семьи характерны:

1. Связь с кастовой системой, основной догмой которой является положение о том, что все люди с рождения разделены на определенные социальные иерархические группы - касты, каждая из которых имеет свои права, обязанности, свое миропонимание и мораль. Касты живут по своим обычаям, и собрание касты голосованием разрешает споры внутри своей группировки, применяя меры принуждения. Наиболее суровое из них - отлучение от касты.

2. Источником права и религии считаются веды - сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов, содержащих, по существу, правила поведения.

3. Индусское право основывалось на обычаях в регулировании вопросов права наследования, правового режима имущества отдельных членов неразделенной семьи и раздела семейного имущества. Поэтому в период британской колонизации, даже после введения системы общего права, семейное и наследственное право регулировалось главным образом обычаями.

4. Нормативные установления и решения судебной практики не составляли источника индусского права, которое опиралось на труды и комментарии ученых, представлявших собой описание обычного права.

5. После обретения Индией и другими британскими колониями независимости происходил процесс кодификации индусского права, был принят ряд законов, унифицировавших брачное право индусов и приспособивших его к современному мировоззрению, были приняты законы об опекунстве несовершеннолетних, о наследовании, об усыновлении и др., которыми современные судьи руководствуются при рассмотрении конкретных дел. Что касается кастовых дел, то суд не вправе пересматривать кастовые правила, он лишь следит за их соблюдением и правильным применением. Но суд может аннулировать решение собрания касты, если оно содержит «вызов национальному правосудию».

Семья обычного (традиционного) права охватывает страны Центральной и Южной Африки и Мадагаскар, в том числе государства Гану, Сьерра-Леоне, Гамбию, Малави, Сенегал, Берег Слоновой Кости, Того, Камерун и др. Для национальных правовых систем данной семьи характерно регулирование жизни обычаями . Эти обычаи многочисленны, и каждая община, племя, этническая группа имели свои обычаи и традиции.

Повиновение обычаю было добровольным из-за уважения памяти предков, а также боязни сверхъестественных сил. Африканский обычай значительно отличается от обычаев европейских народов. В представлении африканцев повиновение обычаю означает уважение предков , останки которых слились с почвой, а дух витает над живыми. Нарушение обычая может повлечь негативную реакцию духов земли, так как естественное и сверхъестественное, т. е. поведение человека и явления природы, взаимосвязаны.

Другая особенность африканского обычного права состоит в том, что это право групп, сообществ , а не право индивидов, не субъективные права отдельной личности. Поэтому в африканской среде справедливым считается то, что способствует сплочению группы, восстанавливает согласие и взаимоотношения между ее членами. Отсюда еще одна особенность обычного права - идея примирения сторон, заинтересованных лиц. И если суд европейского типа устанавливал право какого-либо индивида на что-либо, последний не мог им воспользоваться, так как для него было важнее сохранить сплоченность той группы, к которой он принадлежал.

В соответствии с африканским обычным правом брачный договор есть соглашение двух семейных групп, а не союз двух людей, следовательно, и развод возможен только с согласия семей. Право собственности на землю принадлежит всей социальной группе, и по наследству имущество переходит не к отдельному лицу, а к семье или иной группе. Поэтому идея о том, что индивид может быть собственником земли, противоречит существующим обычаям.

Компенсация ущерба, причиненного одному из членов клана, выплачивается всей семье или иной группе.

Таким образом, в обычном праве регулирование сводится преимущественно к сфере частного права - семейных отношений, обязательств гражданского характера, наследования, отношений земельной собственности.

В результате колонизации Африки возникла дуалистическая система права, включающая в себя право метрополии и обычное право. Метрополии прежде всего стремились запретить некоторые варварские обычаи, а также регулировали административные отношения, ввели уголовное и торговое право. Произошла реформа судов, наряду с европейскими судами действовали и туземные суды, которые разбирали споры на основе обычного права. После обретения африканскими странами независимости существование в одном государстве двух видов юстиции оказалось неприемлемым.

Поэтому в одних государствах туземные суды были упразднены (Сенегал, Мали, Бурунди), в других - временно сохранены, но в большинстве государств суды обычного права не существуют. Некоторые страны приняли решение о кодификации обычаев (Мадагаскар, Сенегал, Танганьика, Нигерия). Но и само обычное право переживает эволюцию, поскольку было направлено на обслуживание замкнутых сообществ. Широкие же международные связи, реалии рыночной экономики, появление рынка рабочей силы, распространение просвещения, возросшие возможности коммуникации, контакты с европейцами создают предпосылки для трансформации африканского обычного права и кардинальных реформ национальных правовых систем.

Дальневосточная правовая семья включает Китай, Японию, Гонконг, Индонезию, Корею и др.

Для данной правовой семьи характерно, во-первых , отрицательное отношение к праву вообще. Японцы, например, традиционно отождествляют право исключительно с уголовным законодательством, которое у них ассоциируется с тюрьмой.

Во-вторых , в дальневосточных обществах господствует идея примирения, добровольного соглашения сторон спора, т. е. конфликты предпочитают решать внесудебным путем. Но при решении споров в суде они чаще всего завершаются примирением участников спора. В суд обращаются после того, как исчерпаны все другие способы разрешения конфликта.

В-третьих , традиционный взгляд на общественный порядок как гармонию между человеком и природой, между самими людьми. Поэтому его охрана должна осуществляться методами убеждения, посредничества, самокритичными оценками поведения и не может быть втиснута в рамки юридических схем. Следовательно, законы не являются нормальным средством решения конфликтов. Их полезная роль ограничивается тем, что они предлагают образцы поведения и предостерегают тех, кто намерен совершить антиобщественный поступок.

В-четвертых , большинству стран дальневосточного региона присуща идеология конфуцианства, согласно которой основная ячейка общества - семья с иерархической организацией и абсолютной властью главы семьи, с подчинением младших старшим и запрещением любых возмущений. И хотя в III в. до н. э. в Китае, в частности, школа легистов проповедовала, что власть должна основываться не столько на добродетели, сколько на подчинении закону, позиции конфуцианства в целом не удалось поколебать существенным образом и его господство является постоянным. Идеи конфуцианства оказали большое воздействие и на официальную идеологию Японии.

Однако после установления республиканского строя в Китае и особенно после провозглашения Китая в 1949 г. Народной Республикой китайская правовая система стала развиваться по социалистической модели. В настоящее время в Китае действует Конституция 1982 г., появились важные законы в области уголовного права, уголовного и гражданского процессов, законы о патентах, иностранных предприятиях, разработаны основные принципы гражданского права, т. е. происходит активизация законодательной деятельности. Но это не дает оснований забывать о китайском менталитете и вековых китайских традициях.

Что касается Японии, то после Второй мировой войны на развитие ее правовой системы существенное влияние оказали США. Появились, в частности, Конституция 1947 г., а также экономическое законодательство (Закон о компаниях, антитрестовские законы). Япония избрала путь кодифицированного законодательства с преимущественным влиянием романо-германской правовой семьи; прецедент не является источником права, а главным источником считается закон.

В качестве источника права фигурирует и судебная практика, особенно толкования законов Верховным судом. Структура японского права - отраслевая. К основным отраслям относятся гражданское и торговое право; семейное и наследственное; трудовое; право социального обеспечения; уголовное и уголовно-процессуальное. Несмотря на развитое законодательство, национальная правовая система Японии представляет собой сложное переплетение действия законодательных актов и традиционных представлений о нравственности, долге, совести, достоинстве и чести, а общее благо оценивается выше личных интересов.

Семья социалистического права ведет свое начало с Октябрьской революции 1917 г . в России и образования ряда социалистических государств в Восточной Европе, Азии.

Данная правовая семья имеет следующие отличительные особенности:

Является идеологизированным типом права, поскольку основывается на идеологии марксизма-ленинизма и концепции социалистического права как высшего типа;

Носит ярко выраженный классовый характер, так как имеет своей направленностью воплощение в законах интересов классов, стоящих у власти, - пролетариата и крестьянства. В действительности формально декларируемые цели права сводятся к закреплению интересов партийно-государственной верхушки;

Устанавливает узконормативное понимание права, отождествляет право и закон, понимает право как исключительно исходящее от государства;

Объявляет основным источником нормативные правовые акты, причем приоритетное значение на практике придается не законам, а ведомственным актам, нередко ущемлявшим права и свободы населения;

Императивный характер нормативных правовых установлений. Для регулирования общественных отношений используются главным образом запреты и обязанности, не дающие личности свободы выбора варианта поведения;

Отрицает судебный прецедент как источник права. Судебным органам отводится роль лишь применителя права, и, хотя провозглашается принцип независимости судей, судебная власть не заняла самостоятельного места среди других государственных органов. Отсутствует конституционный контроль в стране;

Отрицает деление права на частное и публичное, все сферы его действия объявляются публичными;

Провозглашается приоритет государственных интересов перед личными и общественными, в частности за хищение государственного имущества в уголовном законодательстве устанавливается более строгая ответственность, чем за хищение личного имущества граждан;

Централизирует управление хозяйственной жизнью и детально регламентирует договорные отношения, нормирует трудовую деятельность и распределение социальных благ;

Отрицает свою преемственность от других правовых систем, в том числе и от предшествующей. Провозглашает свою исключительность.

В настоящее время к этой семье могут быть отнесены Китай, КНДР, Куба, Вьетнам. В этих государствах действуют социалистические по своему характеру конституции и законы.

Правовая семья -- одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования.

Сам термин правовая семья был введён в научный оборот немецким учёным Готфридом Лейбницем опубликовавшем в 1667 году на латинском языке свой труд Nova Methodus Discendae Docendaeque Iurisprudentiae (новые методы изучения и преподавания юриспруденции). В данном труде содержится § 7 под названием "Theatrum legale als Projekt einerumfassenden Darstellung des Rechts aller Vцlker, Lдnder und Zeiten" (Представление права в качестве проекта: всех народов, стран и времён). Именно в данной работе, используя родственно-генетический подход Лейбниц и выдвинул идею о возможном объединении права ряда стран в своеобразные семьи, подчёркивая единый исток и сходство развития. Каждая правовая семья уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем. Таким образом, формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями. Правовая система -- совокупная связь системы права (в том числе системы законодательства), правовой культуры и правореализации.

Правовую систему не следует путать с системой права, которая является лишь частью правовой системы. Понятие правовой системы часто используется для того, чтобы охарактеризовать историко-правовые и этнокультурные отличия права разных государств и народов. Если говорить о понимании самого понятия правовой системы, то следует обозначить следующий момент. Введение в научный оборот категории «правовая система» вызывало много споров, ещё С. С. Алексеев задавался вопросом, каким же понятием возможно охватить все нормативные и поднормативные элементы правовой действительности, чтобы в полной мере сохранить чёткость, «неразмытость» научной категории, выражающей объективное право, и пришёл к выводу, что им может служить понятие правовой системы.

Однако существует и противоположная точка зрения: некоторые исследователи полагают, что понятие «правовая система» не должно входить в категориальный аппарат правовой теории, поскольку не обладает научным статусом и является условным и размытым. Например, с точки зрения В. С. Нерсесянца «трактовки правовой системы в качестве какого-то нового правового понятия, охватывающие всё право (все правовые феномены и категории), по существу означают подмену общего понятия права неким довольно условным (и случайным) словосочетанием „правовая система“», и далее дополняет, что под правовой системой стали понимать совокупность всех правовых явлений и понятий, то есть фактически всё то, что в марксизме называется «юридической надстройкой», возвышающейся над «юридическим базисом».

В целом можно сказать, что появление понятия «правовой системы» было своеобразным компромиссом между сторонниками широкого и нормативного понимания права, или, как точнее было указано Ю. А. Тихомировым, «ещё одна грань в правопонимании -- попытка углубить представление о праве как о едином и целом с помощью понятия „правовая система“».

Однако, несмотря на то, что правовая система изучается в России уже несколько десятилетий, в современной теории права единообразия в определении предмета, объёма и содержания понятия «правовой системы» так и не появилось. Одни юристы отождествляют её с системой правовых норм, другие объединяют право как нормативное образование, правотворчество и правоприменение, третьи охватывают этим понятием внутренние связи правовых явлений, их организацию и структуру. Наконец, она характеризуется как совокупность юридических норм, принципов и институтов (нормативный элемент), как совокупность правовых учреждений (организационный элемент), как совокупность правовых идей и взглядов (идеологический элемент). Некоторые исследователи даже полагают, что категория правовой системы до сих пор остаётся слабо разработанной.

Существует множество определений понятия «правовой системы», которые можно свести к нескольким подходам. Например, по мнению В. В. Гаврилова в отечественной теории права таких подходов существует три.

Согласно первому подходу содержание понятия «правовая система» рассматривается в контексте различных форм внешнего выражения и закрепления правовых норм, а также их взаимодействия друг с другом. Так, например, Ю. А. Тихомиров определяет правовую систему как «структурно и функционально упорядоченный массив взаимосвязанных нормативно-правовых актов, создаваемых и действующих на основе единых принципов», другими словами правовая система это «базовое юридическое понятие, охватывающее все правовые акты и их связи в национально государственном масштабе». Здесь необходимо отметить, что, по мнению Ю. А. Тихомирова, доктринальная трактовка позволяет охарактеризовать правовую систему как «взаимодействие правовых идей и принципов правотворчества, правового массива и правоприменения. Именно в таком плане автор высказывал своё мнение около двадцати лет назад». К сторонникам первого подхода В. В. Гаврилов также относит С. Н. Егорова, который рассматривает правовую систему как «совокупность норм, изложенных в иерархической системе нормативных правовых актов, принятых политической властью».

В соответствии со вторым подходом понятие «правовая система» характеризуется через призму не только позитивного права, но и некоторых других тесно связанных с ним и между собой активных элементов правовой действительности. Сторонником этой точки зрения является С. С. Алексеев, согласно которому, правовая система -- «это всё позитивное право, рассматриваемое в единстве с активными элементами правовой действительности -- правовой идеологией и судебной (юридической) практикой». Третий подход отличает стремление относиться к понятию «правовая система» как категории, отражающей все правовые явления и всю правовую действительность, существующие в обществе. Данная позиция прослеживается в работах Н. И. Матузова, который считает, что «правовая система охватывает весь юридический аппарат, всю юридическую деятельность, осуществляемую в разных формах».

Необходимо также привести уже ставшую традиционной классификацию, согласно которой понятие «правовая система» рассматривается в широком и узком смыслах.

В широком смысле правовая система представляет собой правовую организацию общества, «совокупность внутренне согласованных и взаимосвязанных социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей». Указанное определение близко согласуется с мнением Ж. Карбонье, согласно которому правовая система является «вместилищем, средоточием разнообразных юридических явлений, существующих в обществе в одно и то же время на одном и том же пространстве».

В узком смысле правовая система сводится к объективному праву и рассматривается как «целостное единство правовых актов и норм национального права, разделённых на основе внутреннего согласования на части (правовые институты и отрасли права) в соответствии с предметом и методом правового регулирования, связанные между собой иерархическими и координационными отношениями и имеющие своим центром правовые принципы, в концентрированной форме выражающие сущность, цель, основные задачи и функции права».

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

Наиболее известной является классификация французского учёного Рене Давида, в соответствии с которой выделяются:

Романо-германская правовая семья,

Англосаксонская правовая семья,

Религиозная правовая семья (мусульманская, иудейская и др.),

Социалистическая правовая семья,

Традиционная правовая семья,

некоторые другие правовые семьи.

Романо-германская правовая система объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая система возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права - нормативный акт. Ей присуще чёткое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное. В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы. Законотворческие функции составляют монополию законодателя. Для большинства стран этой системы характерно наличие писаной конституции.

Англосаксонская правовая семья:

Общее право доминирует в национальных правовых системах Великобритании, Канады, США, Ямайки, Австралии и т. д. Прародительницей этой правовой семьи была Англия. В основе этой правовой системы - принцип stare decisis (лат. стоять на решённом ), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту. Основным источником права в Англо-саксонской правовой системе является обычай (подтверждённый судебным прецедентом), законодательство рассматривается как разновидность договора. Таким образом, в отличие от романо-германской системы, судебные решения играют большую роль в собственно формировании права, тогда как романо-германская система оставляет за судами функцию толкования и применения права.

Религиозная правовая система - это правовая система, где основным источником права выступает священное писание. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха). В Европе религиозное право не прижилось даже в Средние века, поскольку авторитет Церкви относился исключительно к духовной сфере; вопросы же наказания и гражданского права относились к исключительной прерогативе местных правителей. В допетровской Руси Церковь не имела судебной власти, однако в отдельных случаях церковное покаяние (уход в монастырь) с согласия Церкви могло служить заменой отдельных форм уголовного наказания.

Традиционные правовые системы до сих пор встречаются в некоторых странах Центральной и Южной Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. Для них характерно то, что внутри племенной общины или этнической группы регулирование общественных отношений происходит посредством многочисленных обычаев итрадиций. Они являются для них неписанными нормами поведения, которые складывались в течение длительного времени и вошли в привычку в результате многократного применения. Повиновение нормам обычного права происходит добровольно и основано на уважении духов предков или духов природы.

Семья социалистического права

Строго говоря, социалистическая правовая система не является самостоятельной системой, а лишь ответвлением романо-германской правовой системы. Для социалистической системы характерен государственный контроль над многими сферами общественной и экономической жизни в обмен на законодательное закрепление большого числа социальных гарантий, а также упрощённый порядок судопроизводства с фактическим отказом от состязательности. При этом практически во всех социалистических государствах сохранялись все формальные признаки романо-германской правовой системы. В рамках англосаксонской системы развитие в сторону социалистической системы не наблюдалось. Одним из характерных, хотя и второстепенных, институтов социалистического права являлся товарищеский суд.

Национальные правовые системы стран Дальнего Востока имеют множество сходных черт. В их основе лежат философские учения, главным образом идеология конфуцианства (для Китая также даосизм и легизм), которая особое внимание уделяет роли семьи в обществе, где абсолютной властью обладает непосредственно глава семьи, а младшие всегда подчиняются старшим. Особое место отводится моральным нормам и традициям, а все конфликты должны решаться предпочтительно внесудебным путём, когда стороны спора достигают примирения посредством соглашений и компромиссов. В суд принято обращаться только при исчерпании всех иных способов примирения. В целом правопорядок рассматривается как достижение гармонии между людьми, а также между человеком и природой.

33. Механизм государства. Понятие и структура. Принципы организации и деятельности государственного аппарата .

Государственный аппарат (механизм государства ) - это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. В юридической науке понятие «механизм государства » и «государственный аппарат » обычно употребляются как синонимы, Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:

· органы представительной власти;

· органы исполнительной власти;

· судебные органы;

· контрольно-надзорные органы;

2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

1. государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;

2. государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;

3. государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;

4. здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

ответствии с которыми образуется и функционирует механизм государства.

Всякий принцип представляет собой идею о том, как должен работать механизм государства, каким он должен быть.

Принципы организации и деятельности механизма государства зависят от политического режима и определяются им.

1. принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина

2. принцип разделения властей. Единая власть делится на три относительно самостоятельные ветви власти, которые взаимодействуют друг с другом.

3. принцип разграничения функций между органами государства;

4. принцип верховенства права и Конституции. В соответствии с ним право выступает ограничителем для деятельности механизма государства. В праве определяется порядок деятельности органов государства, их полномочия, компетенция;

5. принцип законности - означает обязанность для органов государства строгого соблюдения и исполнения законов, а также то, что органы создаются в строгом соответствии с требованиями закона;

6. принцип демократизма (демократизм - участие народа в формировании и деятельности органов государства, возможность народа влиять на власть);

7. принцип научности. В организации деятельности механизма государства должны использоваться достижения науки (управления, административное право, психология, экономика);

8. принцип гласности. Открытость деятельности гос. органов и информирование населения об их деятельности.

9. принцип компетентности и профессионализма (лица, работающие в государственных структурах, должны быть профессионально подготовлены к выполняемой работе, иметь соответствующее образование, пройти инструктаж).



mob_info