Каталог товаров, работ и услуг: порядок формирования и ведения, правила использования. Как правильно указать код позиции ктру в документации Что такое тру по 44 фз

В ЕИС существует единый каталог товаров, работ и услуг (КТРУ), которые являются объектами госзакупки. Сегодня расскажем о том, как он формируется, а также научим им пользоваться.

Что такое Каталог и зачем он нужен

КТРУ представляет собой систематизированный перечень всех товаров, работ и услуг, которые могут закупаться в интересах государственных и муниципальных заказчиков. Закон 44-ФЗ ссылается на Каталог в статье 23. В части 3 сказано, что на основе содержащихся в нем наименований объектов формируется (ИКЗ). А в части 6 установлено, что порядок формирования и ведения КТРУ, а также правила его использования, определяются Правительством.

Назначение КТРУ заключается в стандартизации наименований и описаний объектов закупки. Это значит, что в закупках любого заказчика во всех документах, относящихся к закупке определенного товара, он будет поименован и описан одинаково. Благодаря этому исключаются какие-либо разночтения и ситуации, когда из описания объекта не до конца следует, что же именно заказчик желает приобрести.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Важно! Названия позиций каталога формируются на основе ОКПД2.

Правовое регулирование

Все, что касается содержания Каталога, входит в зону ответственности Правительства. Своим постановлением от 08.02.2017 № 145 оно закрепило правила ведения и использования КТРУ. В документе, в частности, определено, что за формирование каталога отвечает федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (в настоящее время - Минфин). Кроме того, установлено, какая информация в отношении каждого объекта должна включаться в КТРУ, как формируется каждая его позиция и прочие моменты.

Также в постановлении № 145 подробно расписано, в каких документах и по каким правилам заказчики должны использовать данные Каталога.

Где искать КТРУ

В статье 23 закона 44-ФЗ сказано, что Каталог ведется в ЕИС . То есть найти его можно на сайте госзакупок. Ссылка на него дана непосредственно на главной странице (нужно промотать ее немного вниз). При переходе по ссылке откроется форма поиска по Каталогу.

На первой странице сайта системы госзакупок есть ссылка на Каталог

В отношении каждой позиции в КТРУ указывается такая информация:

  • дата включения в Каталог;
  • код позиции по КТРУ;
  • код по ОКПД2
  • наименование;
  • единица измерения;
  • дата начала и окончания применения.

О каждом товаре, работе и услуге должны быть даны общие сведения

Кроме того, приводится описание объекта закупки, которое может включать конкретные значения характеристик, сведения техрегламентов, спецификации, чертежи, эскизы, фотографии, цены, производителя, условия поставки и так далее.

Ниже представлено описание товара

Как пользоваться Каталогом

В верхней части КТРУ размещена строка поиска, по которой можно осуществить быстрый переход к нужной позиции. Например, если известно ее точное наименование, код по ОКПД2 или какие-либо иные характеристики.

Также можно воспользоваться расширенным поиском , где можно указать:

  • диапазон дат, когда позиция была включена в каталог;
  • диапазон дат, когда ее необходимо применять;
  • код ОКПД2;
  • характеристики (функциональные, качественные эксплуатационные и либо технические, а также потребительские свойства объекта закупки).

Окно расширенного поиска по КТРУ

КТРУ для заказчиков

Упомянутое выше постановление № 145 обязывает заказчиков применять позиции каталога при составлении закупочных документов , а именно:

  • плана и плана-графика закупок;
  • формы обоснования закупки;
  • извещения о закупке или приглашения принять в ней участие (для закрытых способов);
  • закупочной документации;
  • контакта;
  • реестра контрактов;
  • иных предусмотренным законом документов.

Обратите внимание! У каждой позиции каталога указана дата, с которой ее необходимо применять заказчикам . До этой даты они могут пользоваться сведениями каталога по желанию.

При формировании документов заказчики должны брать из каталога такую информацию:

  • название объекта закупки;
  • единицы измерения;
  • описание.

Однако помимо признаков и характеристик, содержащихся в каталоге, заказчики могут использовать и другие элементы описания. Но с 1 января 2018 года включение дополнительных характеристик в документацию необходимо обосновывать.

Обратите внимание! Изначально предполагалось, что в части лекарственных средств каталог будет наполнен к марту 2017 года, а в части иных товаров и услуг - к октябрю 2017 года. Однако на сегодняшний день работа над КТРУ не завершена.

Учитывая то, что каталог только начал наполняться, многих позиции в нем пока нет. Вместе с тем закон обязывает заказчика применять позиции КТРУ, которые уже в него внесены. А в отношении прочих объектов закупок следует действовать так:

  • наименование и код товара или услуги брать из классификатора ОКПД2;
  • описание объекта закупки составлять с учетом норм статьи 33 закона 44-ФЗ.

Для чего нужен каталог ТРУ, где его найти и как им пользоваться, а также, какая ответственность за неправильное использование справочника, узнайте из нашей статьи.

КТРУ в госзакупках

КТРУ – это каталог товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных и госнужд. Он представляет собой систематизированный перечень работ, товаров, услуг, который сформирован на основе ОКПД 2 (п. 2 Правил, утв. ПП от 08.02.2017 № 145). Справочник КТРУ размещен в ЕИС. Он доступен без взимания платы круглосуточно. В позицию справочника входят следующие данные:

  • код позиции, представляющий собой уникальный цифровой шифр на основе кода ОКПД2;
  • название работы, товара, услуги, которое не является торговым наименованием;
  • единица измерения;
  • описание работы, товара, услуги;
  • справочная информация;
  • дата включения позиции в каталог КТРУ в ЕИС;
  • дата начала обязательного применения позиции.

Где найти и как пользоваться

Чтобы найти каталог госзакупок нужно:

Справочник нужно использовать для:

  • указания информации о товаре в плане-графике , в закупочной документации, госконтракте и в других документах, оформляемых в рамках 44-ФЗ;
  • описания объектов закупок при составлении плана-графика и закупочной документации.

При проведении закупок госзаказчики должны использовать КТРУ в ЕИС для указания названия закупаемой продукции, работ, услуг, их единицы измерения и описания.

Как пользоваться КТРУ по 44-ФЗ

Разберем использование на конкретном примере. Необходимо закупить холодильник. Вводим в поисковую строку нужный нам товар. Выбираем реестровую запись 27.51.11.110-00000025, где 27.51.11.110 – ОКПД2, обозначающий холодильник бытовой.

Описание объекта закупки по КТРУ будет следующим:

  • название закупаемой продукции Холодильник бытовой;
  • единица измерения – Штука;
  • описание (вид холодильника: встраиваемый или отдельностоящий;
  • инверторный компрессор: Да/Нет, указываемый общий объем холодильника, например, менее 50 литров).

К холодильнику применяются 3 обязательные характеристики, которые необходимо прописать (вид, объем, наличие/отсутствие инверторного компрессора).

Подбирайте КТРУ и ОКПД2 без ошибок в сервисе Ассистент заказчика!

Спросите умного помощника в сервисе Ассистент заказчика.
1. 1. Зайдите в Ассистент в раздел «Сервисы»;
2. В разделе «Подбор ОКПД2 и КТРУ» напишите словами, что будете закупать;
3. Умный помощник подберет подходящий код.

Найдите нужный код для любой закупки в несколько кликов! Защитите себя от штрафов и будьте уверены в своей работе!

Как использовать КТРУ-2020 при описании объекта закупки – услуги

Рассмотрим на примере услуг междугородной связи. КТРУ 61.10.11.110-000000005:

  • название – Услуги междугородней телефонной связи;
  • единица измерения – Условная единица;
  • описание услуги.

В описании обязательно указываем:

  • вид тарификации (абонентская, комбинированная, повременная система оплаты);
  • доступ к системе информационно-справочного обслуживания;
  • доступ к услугам связи сети связи общего пользования, кроме услуг местной и внутризоновой телефонной связи;
  • междугородные соединения по сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и передачи данных.

Каталог против заказчика: как планировать закупки, если КТРУ постоянно дополняют

Чтобы вовремя исправить плановые документы под новые позиции каталога ТРУ используйте проверенные нами быстрые способы поиска по каталогу и алгоритм обновления плановых закупок. Ведь ежедневно в каталоге ТРУ появляются десятки новых позиций и только за декабрь их набралось две тысячи. Если вовремя не учесть обновление каталога в плане - закупки встанут до тех пор, пока вы не исправите ошибку.

Из статьи вы узнаете :
◈ Почему каталог ТРУ помогает поставщикам и в чем путает заказчиков;
◈ Как правильно искать позицию в каталоге: 3 способа;
◈ Что делать с плановыми документами, если объект закупки появился в каталоге не вовремя;
◈ Какие неочевидные ошибки в плановых документах при работе с КТРУ вы рискуете допустить.

Обоснование дополнительных характеристик КТРУ

По общему правилу заказчик должен использовать характеристики продукции, которые содержатся в КТРУ на 2020 год. При необходимости может указать дополнительную информацию и дополнительные характеристики товара при условии, что обоснует необходимость таких допхарактеристик. Отсутствие обоснования является нарушением (см., например, решение Омского УФАС России № 03.10.1/334-2018 от 1.10.2018).

Например, заказчик установил конкретный размер игл, тогда как в каталоге содержится диапазонное значение показателей. Он указал, что значения указаны в соответствии с государственным стандартом, при этом не сделал ссылку на такой стандарт. УФАС посчитало, что надлежащее обоснование в этом случае отсутствует (решение УФАС по Пермскому краю от 15.08.2018 № 2018001200470021150002). Такое решение было принято Челябинским УФАС 22.10.2018 по делу № 641-ж/2018, когда заказчик обосновал доптребования заботой о безопасности пациентов.

Ответственность за неправильное использование справочника КТРУ 44-ФЗ

Неиспользование КТРУ по 44-ФЗ или неправильное применение, например, необоснование дополнительных характеристик товара влечет административную ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Эта норма предусматривает штраф, накладываемый на должностных лиц, в размере 3 000 рублей.

Вложенные файлы

  • Как заказчику применять в своей работе каталог ТРУ.pdf
  • Руководство пользователя каталога КТРУ.pdf

«Основные вопросы закупок для нужд заказчиков
(особенности закупок лекарственных средств)»

При закупке лекарственных средств заказчику необходимо быть в курсе изменений нормативной правовой базы, грамотно готовить техническое задание, работать над подготовкой проекта договора, следить за работой поставщика, чтобы планировать возможность выстраивания дальнейших деловых отношений с ним.

Федеральные законы, регулирующие размещение заказов

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

Предполагается, что после внесения касательно 223-ФЗ количество жалоб в адрес заказчиков по 223-ФЗ увеличится.

В соответствии со ст.449 Гражданского кодекса торги, проведенные с нарушением установленных правил, могут быть признаны судом недействительными. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Проведение торгов (конкурсов, аукционов) не всегда является оптимальным способом проведения закупки, поскольку в этом случае увеличивается срок приема заявок, а у заказчика появляется обязанность заключить контракт с победителем. Поэтому специалисты зачастую рекомендуют по возможности выбирать иные способы проведения закупок.

44-ФЗ жестко регламентирует работу в сфере закупок в соответствии с правилами, прописанными в его положениях. 223-ФЗ лишь определяет, что заказчик работает в соответствии с разработанным им Положением о закупке. Из этого следует, что заказчик может изменять документальное основание проведения закупок не исходя из изменений в законодательной базе, а руководствуясь собственными потребностями. Но существует 135-ФЗ, и поставщик может посчитать, что заказчик, предъявляя требования к объекту закупки, ограничивает конкуренцию, нарушая 135-ФЗ.

Согласно 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

  1. координация организаторами торгов (заказчиками) деятельности его участников;
  2. создание участнику или нескольким участникам преимущественных условий участия закупке, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
  3. нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;
  4. участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.

Правовая основа закупки товаров, работ, услуг

Является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Если у вас возникают вопросы по регистрации на Официальном сайте РФ, специально для вас мы проводим бесплатные практические семинары во всех регионах России. Для участия в семинарах оставьте заявку на обучение по 223-ФЗ!

Принципы и основные положения закупки ТРУ

  1. информационная открытость закупки;
  2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к УПЗ;
  3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение ТРУ (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к УПЗ.

В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Пример 1 структуры Положения о закупках («классическая»)

  1. Политика в области закупок
  2. Общие положения
  3. Управление закупочной деятельностью
  4. Способы закупок и условия их выбора
  5. Планирование закупок
  6. Подготовка закупки
  7. Проведение закупки
  8. Особые закупочные ситуации
  9. Заключение и исполнение договора
  10. Обжалование
  11. Отчетность
  12. Ответственность

Пример 2 структуры Положения о закупках

  1. Основные положения о закупках
  2. Положение о способах закупок (условия проведения)
  3. Положение об оценке заявок
  4. Положение о работе комиссии

Участник закупки

В отличие от 44-ФЗ, где участником закупки может быть любое физическое или юридическое лицо, подавшее заявку, участником по 223-ФЗ может быть физическое или юридическое лицо (несколько юридических лиц), которое соответствует требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч.5 ст. 3 Закона №223-ФЗ).

Участник закупки вправе действия/бездействие заказчика в случаях:

  1. неразмещения в ЕИС положения о закупке, изменений, вносимых в положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с 223-ФЗ размещению в ЕИС, или нарушения сроков размещения;
  2. предъявления к участнику требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
  3. осуществления заказчиками закупки в отсутствие утвержденного и размещенного в ЕИС положения о закупке и без применения положений 44-ФЗ;
  4. неразмещения или размещения в ЕИС недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Официальный сайт (единая информационная система, ООС, ЕИС)

Информация о закупках по 223-Фз и по 44-ФЗ размещается на одном и том же сайте (www.zakupki.gov.ru), но на разных серверах, поэтому при входе в личный кабинет, заказчик выбирает 223-ФЗ либо 44-ФЗ.

ЕИС :

  • Общероссийский источник информации о проводимых закупках (в том числе в соответствии с 223-ФЗ)
  • Общероссийский источник информации об итогах закупок
  • Общероссийский источник для размещения планов-графиков

Если отсутствует доступ на ЕИС, заказчик размещает информацию на своем официальном сайте, а когда открывается доступ на ЕИС, размещает информацию там.

При использовании торгов как способа закупки извещение и прочая документация должны быть размещена в ЕИС не позднее, чем за 20 дней до дня окончания приема заявок на участие в торгах.

Если изменения в извещение о закупке (торги ), документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, то срок подачи заявок на участие должен быть продлен так, чтобы срок со дня размещения в ЕИС внесенных изменений до даты окончания подачи заявок составлял не менее 15 календарных дней.

Протоколы, составляемые в ходе любой закупки (не только торги), выкладываются в ЕИС в течение трех дней со дня подписания. Закон не определяет, кто подписывает протокол (вся комиссия или секретарь).

Независимо от формы закупки в ЕИС (в соответствии с ч.5 ст.4 Закона №223-ФЗ) размещается :

  • информация о закупке — извещение о закупке;
  • документация о закупке, включая ТЗ;
  • проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке;
  • изменения, вносимые в извещение и документацию, разъяснения документации;
  • протоколы, составляемые в ходе закупки;
  • иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено 223-ФЗ и Положением о закупке.

Извещение о закупке:

  • способ закупки (предусмотренный положением о закупке способ);
  • наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес эл. почты, номер контактного телефона заказчика;
  • предмет договора с указанием количества ТРУ;
  • место поставки, выполнения, оказания ТРУ;
  • сведения о Н(М)ЦД (цене лота);
  • срок, место и порядок предоставления документации о закупке;
  • место и дата рассмотрения предложений УПЗ и подведения итогов закупки.

Порядок проведения конкурса по ЕОСЗ



Требования к УПЗ в ЕОСЗ

Участник закупки должен обладать гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения договора по результатам процедуры закупки, в том числе:

  1. быть зарегистрированным в качестве юр. лица или ИП в установленном в РФ порядке (для российских участников);
  2. обладать необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на поставку ТРУ в соответствии с действующим НПА РФ и если такие ТРУ приобретаются в рамках заключаемого договора…;
  3. не находиться в процессе ликвидации (для юр. лица) или быть признанным по решению арбитражного суда несостоятельным (банкротом);
  4. не являться организацией, на имущество которой в части, необходимой для выполнения договора, наложен арест по решению суда, административного органа и/или экономическая деятельность которой приостановлена;
  5. соответствовать иным требованиям, установленным в документации о закупке на основании поручений Правительства РФ либо НПА ФОИВ.

Запрос цен (запрос котировок)

Такая процедура как (котировок) не попадает под действие статей 447 - 449 и статьей 1057 - 1061 Гражданского кодекса (нет обязательства заключать договор). Отличительная особенность от торгов состоит в возможности отмены процедуры в любой момент до ратификации договора.

Граничное условие

— сумма закупки от 100 (500) тыс. руб. (без НДС)

— до 10 млн. руб. (без НДС) (в т.ч. — объединенной или многолотовой закупки).

Сфера применения — простая продукция (товары), для которой существует сложившийся рынок, имеющейся в наличии у поставщиков (лек. средства, средства мед. назначения)

Преимущества: простая процедура; минимальные затраты времени (срок подачи заявок и рассмотрения не установлен 223-ФЗ); хорошо автоматизируется; «дешевая» для участников.

Спецификации — заказчик четко и однозначно специфицирует закупаемые ТРУ; только один критерий оценки — цена.

Процедура проведения запроса цен

Условия проведения запроса цен. ПРИМЕР (Росатом) :

Проводится (п.10.7.5)

  • открытым или закрытым (п.10.16.1 и 10.16.2);
  • не в эл. форме (раздел 20) или в эл. форме (дополнительно с учетом раздела 27);
  • с выбором нескольких победителей по одному лоту (подраздел 23.8).

Не проводится (п.10.7.7)

  • в многоэтапной форме (подраздел 10.17);
  • с правом подачи альтернативных предложений (подраздел 10.21);
  • с квалификационным отбором (подраздел 10.18);
  • с проведением переторжки (подраздел 10.20).

Запрос предложений

Граничные условия:

— сумма закупки от 100 (500) тыс. руб. (без НДС);

— например, до 10 млн. руб. (без НДС) (в т.ч. — объединенной или многолотовой закупки);

— использование процедуры конкурса с учетом затрат времени или по иным веским причинам нецелесообразно.

Преимущества: простая процедура; относительно небольшие затраты времени, сравнительно небольшой объем бумажной работы, небольшие материальные затраты. Проведение закупки способом не накладывает на Заказчика обязательств, в случае отказа от закупки (и заключения договора) на любом этапе проведения процедуры.


Процедура проведения запроса предложений

Конкурентные переговоры

Граничные условия:

— сумма закупки от 100 тыс. руб. (без НДС);

— до 10 млн. руб. (без НДС) (в т.ч. — объединенной или многолотовой закупки);

необходимо провести переговоры с УПЗ , а использование процедуры конкурса с учетом затрат времени или по иным веским причинам нецелесообразно.

Преимущества — простая процедура (конкурс—light); небольшие затраты времени, можно поменять условия закупки в процессе (проведение переговоров) , небольшие материальные затраты. Проведение закупки способом запроса предложений не накладывает на Заказчика обязательств, в случае отказа от закупки (и заключения договора) на любом этапе проведения процедуры.

После завершения переговоров заказчик может выбрать победителя сразу , либо просит всех УПЗ представить к определенной дате окончательное предложение (оферту).

Процедура может проводиться столько раз, сколько необходимо для выбора победителя, либо до отказа Заказчика от процедуры (закупки).

При необходимости, заказчик после проведения конкурентных переговоров может не заключать договор, а объявить конкурентную процедуру, пригласив на него участников переговоров.

Процедура проведения конкурентных переговоров(см. слайд 38)

Техническое задание

Нет нормативного правового акта, устанавливающего требования к ТЗ по закупке лекарственных средств.

Лотирование закупаемых товаров

223-ФЗ и другие НПА не определяют порядок формирования лотов на товары. Возможное разбиение на лоты:

  • по группам ОКДП (или ОКП, или АТХ), по МНН;
  • по способу назначения — одежда, простыни, для наружного применения и т.д.;
  • по сроку годности ЛС;
  • по отделениям (например, Лот1. Терапевтическое отд.; Лот2. Хирургическое отд.);
  • по удаленности получателя (по региону, области);
  • произвольно (вообще без лотов, т.е. каждое ЛС — отдельный лот или закупка).
  • в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 06 июля 2010 года № 1141-р (Перечень стратегически значимых ЛС, производство которых должно быть обеспечено на территории РФ)
  • по клинико-фармакологической группе (например, средства действующие на ЦНС; сердечнососудистые средства; стимулятор лейкопоэза и т.п. ).
  • по Стандарту (реестру) лечения (когда отдельный лот — целый комплекс ЛС, необходимых для лечения больного).

Закупки менее 100 (500) тыс. руб.

  • условие применения

— сумма закупки до 100 тыс. руб. (без НДС);

— потребность в конкретном объеме товара;

— времени на проведение процедуры нет.

  • НПА не описывает требования по «как часто и по какому товару можно проводить закупку до 100 тыс. руб.»
  • Заказчик сам устанавливает возможность закупки до 100 тыс. руб. в своем Положении о закупках.
  • Нет ответственности за «дробление» всего объема закупок на закупки до 100 тыс. руб.

Сроки исполнения контракта

223-ФЗ не определяет сроки поставки (как всего объема товара, так и отдельной партии), штрафные санкции за недопоставку, срыв поставки и пр. коллизии. Заказчик вправе предъявлять любые требования, не противоречащие Гражданскому кодексу РФ.

Вопросы слушателей

ВОПРОС: Если заказчик не закупает инновационную и высокотехнологичную продукцию, то план о таких закупках не размещается или размещается пустой план?

ОТВЕТ: Как показывает практика, целесообразно размещать пустой план закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, где указать, что такая продукция не закупается.

ВОПРОС: Возможно ли закупать лекарственные средства на сумму до 100 тыс. руб. постоянно, без ограничений или обязательно необходимо проводить конкурентные процедуры?

ОТВЕТ: Возможно, если в Положении такая закупка будет описана как закупка у единственного поставщика.

ВОПРОС: Если в ЕИС размещен план закупки лекарственных средств на три года, необходимо ли отдельно размещать план на 2015 год? Положение о закупке публикуется ежегодно единожды, и в него вносятся изменения?

ОТВЕТ: Планы и Положение могут изменяться так часто, как это прописано в Положении, а также при необходимости. Иногда заказчики устанавливают, что подведомственные учреждения не имеют права вносить изменения в план-график и Положение чаще, чем раз в месяц.

ВОПРОС: До того, как организация попала под действие 223-ФЗ, был заключен рамочный договор с поставщиком на три года, что потом было отражено в Положении, и полгода закупки проходят без конкурентных процедур по этим рамочным договорам. Нарушается ли законодательство?

ОТВЕТ: Нарушения законодательства нет, так как обстоятельства совершения сделки возникли до того, как организация попала под его действие, что отражено в Положении о закупке.

ВОПРОС: Включаются ли в отчеты о закупках расходы на услуги банков.

ОТВЕТ: Да, включаются.

ВОПРОС: Автономному учреждению выделяются целевые средства на приобретение лекарственных средств. По какому закону необходимо работать?

ОТВЕТ: Автономное учреждение здравоохранения работает в соответствии с утвержденным Положением о закупке, целевые средства осваиваются по 223-ФЗ. По 44-ФЗ только капитальные вложения.

ВОПРОС: Организация закупает лекарственные препараты только по прайс-листам. Можно ли прописать это в Положении и работать без выставления на торги.

ОТВЕТ: Можно. Но целесообразно прописать и случаи, когда проводятся торги.

Правила описания объекта закупки по 223-ФЗ начали действовать с 01.07.2018 (ч. 6.1 ст. 3). Ранее законодатель оставлял заказчику определенную свободу в этом вопросе. Заказчик сам устанавливал правила, а единственной обязанностью было прописать их в . Теперь регламентирует описание объекта закупки 223-ФЗ.

Как описать объект закупки по 223-ФЗ по новым правилам

Описывая предмет закупки в документации, нужно указать следующее:

  • функциональные характеристики (способность выполнить основную функцию, достигнуть результата);
  • технические и качественные свойства (параметры, физические величины, регламент и порядок выполнения работ, соответствие стандартным требованиям);
  • эксплуатационные параметры (характеристики надежности и работоспособности: прочность, долговечность и т. п.);
  • требования по безопасности (соответствие стандартам, СанПиНам);
  • способ упаковки;
  • порядок отгрузки;
  • результаты работы или услуги.

Предъявляемые условия должны соответствовать техническим регламентам и документам о стандартизации ( , СанПиНы). Если заказчик предъявляет иные требования, он должен это обосновать в документации (ч. 10 ст. 4).

Введено ограничение использовать при описании ТРУ:

  • знаки обслуживания;
  • фирменные наименования;
  • патенты;
  • промышленные образцы;
  • наименование страны происхождения.

Не допускается устанавливать иные необоснованные требования к ТРУ, которые могут ограничить конкуренцию:

Как использовать товарные знаки при описании продукции

Под товарным знаком, как указано в ст. 1477 ГК РФ, понимается обозначение, которое обеспечивает индивидуализацию товаров. Описание может быть словесным или в виде изображения.

В описании объекта закупки допускается указать товарный знак, если нет другого способа четко прописать требования, в следующих случаях:

  • со словами . При этом в документации нужно обязательно прописать критерии эквивалентности. В этом случае поставщик может предложить товар другой марки, но соответствующий показателям эквивалентности. В заявке участник укажет марку и характеристики своего товара;
  • несовместимость продукции других марок с имеющейся у заказчика;
  • заказ запчастей и расходников;
  • покупка товаров, которые необходимы для выполнения госконтракта;
  • в случаях, если это предусмотрено условиями международных договоров.

Если в документации и описании объекта указана марка и нет слов «или эквивалент», поставщик должен поставить товар именно указанной марки, поставка эквивалентного товара не допускается.

Если контрольным органом будет установлено, что заказчиком предъявлены требования, ограничивающие конкуренцию, процедуру отменят.

Как составить техническое задание

Техническое задание 223-ФЗ определяет как одну из частей документации о закупке. Оно содержит основные требования к закупаемым ТРУ. Описание должно быть объективным, понятным, непротиворечивым. Не следует включать в одну закупку технологически и функционально не связанные товары, лицензируемые и нелицензируемые услуги ().

Образец технического задания по 223-ФЗ должен содержать информацию:

  • характеристики ТРУ, их результаты: диапазон характеристик продукции, при необходимости можно приводить изображения, чертежи, эскизы;
  • объем товаров, услуг или работ;
  • тара, упаковка;
  • сроки поставки и график выполнения работ;
  • необходимость монтажа и наладки;
  • гарантийный срок;
  • ссылка на используемые документы о стандартизации, техническом регулировании.

Законодательство о контрактной системе обязывает заказчика использовать каталог товаров, работ, услуг для указания наименования объектов закупки. Это должно унифицировать и стандартизировать процесс формирования документов, связанных с закупками, и тем самым упростить деятельность заказчиков, а также помочь в автоматизации контроля за осуществлением закупок. В статье мы рассмотрим, что такое каталог и как с ним работать.

В Школе электронных торгов, где эксперты и практики делятся опытом участия в закупках, комментируют изменения в законодательстве, позицию ФАС и судов.

Что такое каталог товаров, работ, услуг

Прежде всего, разберемся, что же представляет из себя каталог. Это шаблон описания предмета заказа, созданный на основе ОКПД-2 и включающий в себя перечень типовых характеристик каждого товара, работы, услуги (ТРУ).

Цели создания каталога следующие:

  • единообразие в наименованиях объектов закупки. Это позволяет исключить случаи сокрытия заказчиками информации о закупках посредством использования «нетрадиционных» наименований;
  • нормирование характеристик, чтобы исключить заказы с завышенными потребительскими свойствами;
  • обеспечение сопоставимости цен закупаемых товаров, работ или услуг.

Как использовать каталог

Правила формирования, ведения, а также использования каталога утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145.

Каждая позиция каталога включает в себя следующие сведения:

  1. Уникальный 21-разрядный код каталога.
  2. Наименование ТРУ (данное наименование не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара).
  3. Единица измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ).
  4. Информация, содержащая описание ТРУ (эти сведения включаются в позицию каталога при условии, что Минэкономразвития РФ получает согласование такого описания со стороны Минфина РФ и ФАС).
  5. Справочная информация: коды, соответствующие данным ТРУ согласно российским и международным системам классификации, каталогизации, стандартизации (при наличии); информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке данных ТРУ (при наличии). Эта информация подлежит включению в соответствующую позицию каталога с 01.01.2018.
  6. Дата включения в каталог соответствующей позиции.
  7. Дата начала обязательного применения соответствующей позиции каталога. Такая дата устанавливается по истечении 30 календарных дней со дня включения позиции в каталог, если иное не будет установлено Минэкономразвития РФ.
  8. Дата окончания применения соответствующей позиции каталога.
  9. Дополнительная информация: информация о характеристиках конкретного товара, его производителях, торговых наименованиях, наименованиях мест происхождения товара, ценах за единицу количества товара, объема работы, услуги и (или) ценах за единицу измерения количества товара, объема работы, услуги, условиях поставки товара, выполнения конкретных работ, оказания услуг. Данная информация формируется в том числе производителями и (или) поставщиками (подрядчиками, исполнителями), в отношении лекарственных средств она подлежит включению в соответствующую позицию каталога с 01.03.2017, а в отношении всех остальных ТРУ — с 01.10.2017.

Обязательное использование каталога предусмотрено в следующих документах:

  • плане закупок;
  • плане-графике закупок;
  • формах обоснования закупок ТРУ при формировании и утверждении плана закупок, плана-графика закупок;
  • извещении об осуществлении закупки;
  • приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом;
  • документации о закупке;
  • контракте;
  • реестре контрактов, заключенных заказчиками;
  • отчете об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения;
  • иных документах, предусмотренных Законом № 44-ФЗ (например, протоколах комиссий и т.д.).

Также каталог используется заказчиками для описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке и формирования идентификационного кода закупки (Письмо Минэкономразвития России от 12.01.2017 № Д28и-27).

Повышайте квалификацию на курсе « » для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Когда использовать каталог

Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог. Однако ответственным исполнителям организации-заказчика стоит учесть, что с даты, наступающей по истечении 30 календарных дней с того дня, когда позиция была официально размещена в перечне, они обязаны использовать все необходимые сведения при планировании, подготовке и осуществлении заказа. Стандартизировать необходимо следующие показатели:

  • наименование объекта (предмета) заказа;
  • единицу измерения;
  • объем закупаемых ТРУ;
  • техническое описание.

В случае внесения изменений в план-график в части закупки, в отношении объекта которой уже наступила дата начала обязательного применения соответствующей позиции каталога, информация по такой закупке в плане-графике закупок, форме обоснования закупок к нему уже должна указываться согласно соответствующей позиции каталога.

Правила допускают ситуацию, когда заказчик планирует и осуществляет закупку тех ТРУ, которые в каталоге отсутствуют. Каким образом заказчик должен осуществлять описание и кодировку товара в этом случае?

В соответствии с положениями п. 7 Правил использования КТРУ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, в случае осуществления закупки товара, в отношении которого в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание такого товара в соответствии с требованиями ст. 33 Закона № 44-ФЗ, а в качестве кода заказчик должен указать код такого товара из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 — ОКПД2.

В том случае, когда один лот состоит из нескольких ТРУ, но позиции каталога действуют не для всех наименований товаров, работ или услуг, заказчик должен использовать только доступные позиции.

В этом видеосовете эксперт Светлана Китаева, ведущая вебинара « » расскажет об изменениях, которые произошли в 2018 при формировании и ведении каталога товаров, работ, услуг.

Добавим, что информация, что содержится в каталоге, доступна для ознакомления на сайте Единой информационной системы круглосуточно без взимания платы, а для его пользователей должна функционировать техническая поддержка с использованием единого федерального номера «горячей линии» и электронной почты.

Для отображения формы необходимо включить JavaScript в вашем браузере и обновить страницу.



mob_info