Обслуживание приборов безопасности грузоподъемных механизмов. Организация надзора за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин. Состав системы управления

Для обеспечения безопасной эксплуатации грузоподъемные машины оснащаются предохранительными и сигнализирующими приборами и устройствами , служащими для автоматической остановки механизмов и самой машины при подходе рабочих органов и частей машины к крайним рабочим положениям, а также в случае перегрузки машины или снятия напряжения.

Грузоподъемные машины с электрическим приводом оснащаются концевыми выключателями для автоматической остановки механизма подъема грузозахватного органа или стрелы перед подходом их к упору. Механизм подъема должен быть остановлен до того, как расстояние между грузозахватным органом и упором стрелы будет не менее 200 мм. Остановка механизма передвижения крана или его тележки производится в обе стороны при подходе их к крайнему положению или подходе одного крана к другому на одном крановом пути, причем двигатель должен отключаться до упора. Краны стрелового типа оборудуются ограничителями грузоподъемности, краны мостового типа оборудуются такими ограничителями, если по технологии производства не исключается их перегрузка. Ограничитель грузоподъемности крана мостового типа не должен допускать перегрузку более чем на 25 %. При наличии на кране двух механизмов подъема (главного и вспомогательного) оба они оборудуются концевыми выключателями.

Для предупреждения опрокидывания на стреловых и башенных кранах устанавливаются ограничители грузоподъемности и грузового момента, автоматически отключающие механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает номинальную грузоподъемность более чем на 10 %.

Краны должны снабжаться электроблокировкой люка, с помощью которой автоматически снимается напряжение с открытых токоведущих частей. Обычно для этого используются простые конечные выключатели. На козловых и мостовых кранах эти устройства устанавливаются на люках выхода из кабины, на дверях в торцевых ограждениях галерей входа в кабину. Блокировка устанавливается для того, чтобы исключить работу крана при открытой двери.

Во всех схемах управления двигателями на кранах мостового типа предусмотрена нулевая блокировка. Она позволяет включать линейный контактор и подавать напряжение к контроллерам, если они находятся в нулевом положении. Если это условие окажется невыполненным и какой-либо из контроллеров не будет поставлен в нулевое положение, то линейный контактор в защитной панели не включается, Нулевая блокировка служит для исключения самовключения механизмов крана. Грузоподъемные машины снабжаются сигнальными приборами - электрическим звонком (сиреной)/который должен быть хорошо слышен при выполнении работ. При устройстве сигнального прибора, приводимого в действие из кабины крана, чаша звонка обычно располагается снаружи,- под полом кабины. В этом случае должна быть исключена возможность случайного падения чаши звонка на пол. Обычно это обеспечивается за счет закрытия чаши звонка сеткой, которая, не снижая эффекта сигнала, гарантирует безопасность.

Одна из основных мер электробезопасности людей, обслуживающих грузоподъемные машины,- защитное заземление. Это преднамеренное электрическое соединение с землей или ее эквивалентом металлических нетоковедущих частей, которые могут оказаться под напряжением.

Для удержания от перемещения под сильным напором ветра краны снабжаются противоугонными устройствами. По принципу действия устройства делятся на остановы, при помощи которых затормаживаются неприводные ходовые колеса или ходовые тележки, и на рельсовые захваты, которые накладываются на головку рельса и закрепляются при помощи винтов. По принципу приве дения в действие эти устройства делятся на ручные и механические (полуавтоматические и автоматические).

Для обеспечения надежности работы захватов необходимо, чтобы подкрановые рельсы содержались в чистоте, а в пазах рельсов не было посторонних предметов. Замыкание автоматических захватов регулируется так, чтобы в нормальных условиях они вступали в действие после полной остановки крана. В противном случае возможны резкие толчки и сотрясения крана при остановке, а также поломка или преждевременный износ захватов.

Чтобы не допустить вращения поворотной части крана в одну или в другую стороны более чем на. 360°, что вызовет обрыв проводов, передающих электрический ток на электродвигатели, на нем устанавливается ограничитель поворота вращающейся части крана. Ограничитель устанавливается только в том случае, если передача электроэнергии на вращающуюся часть крана осуществляется не кольцевыми токоприемниками, а гибкими проводами, находящимися в металлическом шланге, одни концы которых закрепляются на ходовой раме или портале крана, а другие на поворотной части.

Для обеспечения безопасной работы на автомобильных кранах их оснащают следующими дополнительными приборами: указателем грузоподъемности, ограничителем вылета, указателем наклона крана, сигнализаторами АСОН и СКМ-3, ограничивающими зону работы крана.

В сборник включены: основные требования нормативных документов по осiiащению грузоподъемных машин приборами безопасности; порядок проектирования и изготовления приборов безопасности; сведения о приборах безопасности; монтаж приборов безопасности; эксплуатационное сопровождение приборов безопасности; подготовка персонала, обслуживаюiдего приборы безопасности; совершенствование приборов и сйстем безопасности; основные причины аварий и несчастных случаев при работе грузоподъемных машин.

В приложениях приведены информационные материалы по приборам безопасности грузоподъемных машин.

Включенные в сборник документы применяются в части, не противоречащей действующим законодательным и иным нормативным правовым актам.

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ НАЛАДЧИКОВ ПРИБОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ
ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ

РД 10-208-98

С Изменением № 1 [РДИ 10-474(208)-02], утвержденным и введенным в действие с 01.10.2002 постановлением Госгортехнадзора России от 19.07.2002 № 45

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Типовая инструкция разработана с учетом требований Правил применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 № 1540 (Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 1. С. 191), Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 № 263 (Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 11. С. 1305), Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00 )*, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 № 98, и устанавливает обязанности наладчиков приборов безопасности грузоподъемных кранов**.

1.2. Производственные инструкции для наладчиков разрабатываются на основании настоящей Типовой инструкции и могут содержать дополнительные требования, вытекающие из местных условий эксплуатации грузоподъемных кранов, указаний по техническому обслуживанию и ремонту приборов и устройств безопасности*, изложенные в руководствах по эксплуатации кранов и приборов безопасности.

1.3. Наладчики могут производить обслуживание и ремонт приборов безопасности после обучения по соответствующей программе и проверки знаний квалификационной комиссией (экзамена). Подготовка и проверка знаний наладчиков должны осуществляться в учебных центрах (пунктах), располагающих базой для теоретического и производственного обучения. Там же наладчики должны проходить ежегодную повторную проверку знаний с соответствующей отметкой в удостоверении.

1.4. Подготовка и проверка знаний (повторная проверка) наладчиков должны осуществляться по типовым программам и экзаменационным билетам, согласованным с Госгортехнадзором России. Программы рассчитаны на обучение рабочих, имеющих подготовку по меньшей мере по одной из специальностей электротехнического профиля (электрослесарь, электро- и радиомонтажник, наладчик приборов и средств автоматики и др.) в объеме программы профессионально-технических училищ и других учебных заведений, при наличии у них опыта работы не менее одного года 13 .

13 Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 и от 20.05.2004 № 649 функции Федерального горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзора России) переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзору). (Примем. изд.)

Аттестацию наладчиков проводит квалификационная комиссия при участии представителя органов Госгортехнадзора.

1.5. После проверки знаний наладчику выдается удостоверение установленной формы, подписанное председателем квалификационной комиссии и представителем органов Госгортехнадзора. В удостоверении наладчика указывается тип приборов безопасности, к обслуживанию и ремонту которых он допущен. В удостоверение должна быть вклеена фотокарточка. Во время работы наладчик должен иметь удостоверение при себе. Наладчик, прошедший обучение и имеющий удостоверение, перед допуском к самостоятельной работе должен пройти стажировку в течение не менее трех месяцев под наблюдением наладчика, имеющего стаж практической работы не менее двух лет. Перед переводом на обслуживание приборов безопасности, не указанных в его удостоверении, наладчик должен быть обучен по соответствующей программе и аттестован в указанном выше порядке. В этом случае обучение может проводиться по сокращенной программе.

1.6. Повторная проверка знаний наладчиков квалификационной комиссией без участия представителя органов Госгортехнадзора должна проводиться:

периодически (не реже одного раза в 12 мес);

при перерыве в работе более 6 мес;

досрочно по требованию инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин или инспектора Госгортехнадзора.

Результаты повторной проверки знаний должны оформляться протоколом с отметкой в удостоверении. Допуск к работе наладчика должен оформляться приказом (распоряжением) руководителя организации (предприятия).

1.7. Перед допуском к работе руководитель организации (предприятия) обязан выдать наладчику (под расписку) производственную инструкцию.

1.8. Наладчик обязан:

1) соблюдать требования производственной инструкции;

2) осуществлять техническое обслуживание, ремонт, установку и наладку приборов безопасности в соответствии с требованиями Правил и руководств по эксплуатации в установленные сроки в пределах своей квалификационной характеристики;

3) выполнять требования Правил и руководств по эксплуатации кранов (запрещается управлять кранами и производить строповку грузов при выполнении работ на кранах);

4) соблюдать требования промышленной безопасности.

1.9. Наладчик должен знать:

1) производственную инструкцию;

2) эксплуатационную документацию на грузоподъемные краны и приборы безопасности, разработанную и утвержденную предприятиями - изготовителями кранов и предприятиями - изготовителями приборов безопасности;

3) устройство, принцип действия и правила эксплуатации механических, электрических, электронных и микроэлектронных приборов безопасности;

4) устройство, принцип действия и правила эксплуатации электрических и электрогидравлических усилительных устройств в системе «прибор безопасности - исполнительный механизм крана»;

5) особенности установки на краны и сдачи в эксплуатацию приборов безопасности;

7) порядок оформления результатов работ по установке, наладке, обслуживанию и ремонту приборов безопасности;

8) порядок применения технических средств контроля, наладки и диагностирования приборов безопасности, правила их использования и проверки;

9) общие принципы устройства и работы стреловых башенных, мостовых, козловых и портальных кранов;

10) общие принципы построения и функционирования электрических и гидравлических схем грузоподъемных кранов;

11) основы электрослесарного, электромонтажного и радиомонтажного дела;

12) требования промышленной безопасности;

13) установленную Правилами систему знаковой и звуковой сигнализации, применяемую при подъеме и перемещении грузов;

14) требования по электробезопасности*.

*Наладчик должен иметь группу по электробезопасности не ниже III.

1.10. Наладчик должен уметь:

1) осуществлять пусконаладочные работы, техническое обслуживание и ремонт приборов безопасности в соответствии с эксплуатационной документацией;

2) определять правильность монтажа и работы приборов безопасности, выявлять и устранять неисправности;

3) пользоваться измерительными приборами, специальным контрольно-диагностическим оборудованием и техническими средствами для проверки, наладки и ремонта приборов безопасности;

4) делать записи в журнале наладчика по результатам обслуживания и ремонта приборов безопасности, оформлять протоколы (акты) их монтажа и ремонта.

2. ОБЯЗАННОСТИ НАЛАДЧИКА ПРИ ПРОВЕРКЕ СОСТОЯНИЯ ПРИБОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. Наладчик обязан проводить проверку состояния приборов безопасности в следующих случаях:

1) перед регистрацией крана;

2) при очередном полном техническом освидетельствовании крана;

3) при освидетельствовании крана с истекшим нормативным сроком службы;

4) перед заключением договора на обслуживание и ремонт приборов безопасности;

5) после ремонта приборов безопасности;

6) после замены приборов безопасности одного типа на приборы другого типа;

7) при расследовании аварии грузоподъемного крана;

8) в других случаях, предусмотренных руководствами по эксплуатации кранов и приборов безопасности.

2.2. При проверке состояния приборов безопасности наладчик должен определить, что приборы безопасности и их установка соответствуют требованиям Правил и эксплуатационной документации, а также что приборы находятся в исправном состоянии, обеспечивающем безопасную работу крана.

2.3. При осмотре приборов безопасности наладчик должен проверить:

1) наличие эксплуатационной документации приборов безопасности;

2) соответствие приборов безопасности, установленных на кране, проекту и эксплуатационной документации;

3) комплектность, техническое состояние и правильность монтажа приборов безопасности;

4) качество установки (крепления) приборов безопасности.

2.4. Наладчик должен проверить наличие и состояние пломб на приборах безопасности, оценить состояние прибора и его исправность.

При отсутствии пломбы на приборе безопасности наладчик должен поставить в известность инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и сделать соответствующую запись в журнале наладчика.

После наладки и проверки работоспособности прибора безопасности наладчик должен произвести его опломбирование, о чем сделать запись в журнале наладчика.

2.5. При проведении пусконаладочных работ наладчик должен использовать следующее оборудование:

1) при проверке ограничителей грузоподъемности - контрольные грузы или стационарные и переносные специализированные стенды;

2) при проверке приборов защиты от опасного напряжения и сигнализаторов опасного напряжения - макеты линий электропередачи или стационарные и переносные стенды;

3) при проверке анемометров - аэродинамические трубы или специальные стенды;

4) при наладке креномеров (сигнализаторов угла наклона) непосредственно на кране - измерительные инструменты (рейки, рулетки, уровни), в лабораторных условиях - стационарные стенды;

5) при проверке устройства защиты при обрыве фаз питающей электрической сети - электроизмерительные приборы;

6) при настройке предохранительных гидравлических клапанов - специальные гидравлические стенды.

3. ОБЯЗАННОСТИ НАЛАДЧИКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРИБОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Наладчик должен выполнять все виды технического обслуживания приборов безопасности, предусмотренные эксплуатационной документацией, с занесением результатов в журнал наладчика или составлением отдельных протоколов.

3.2. Наладчик должен выполнять следующие виды технического обслуживания приборов безопасности:

первое техническое обслуживание (ТО-1);

второе техническое обслуживание (ТО-2);

сезонное обслуживание (СО);

техническое обслуживание до консервации и транспортирования крана, а также после его расконсервации и транспортирования.

Техническое обслуживание приборов безопасности рекомендуется проводить одновременно с техническим обслуживанием кранов.

3.2.1. При выполнении ТО-1 наладчик должен произвести внешний осмотр приборов безопасности и проверить качество их монтажа на кране, состояние и подключение соединительных проводов, при необходимости очистить приборы от пыли и грязи, проверить целостность пломб, а также исправность и работоспособность приборов.

Наладчик должен производить настройку прибора безопасности и выполнять другие работы, предусмотренные руководством по эксплуатации.

О проведенном ТО-1 наладчик должен сделать запись в журнале наладчика.

3.2.2. При ТО-2 наладчик должен произвести все работы, предусмотренные ТО-1, и при необходимости выполнить мелкий ремонт. Ограничители грузоподъемности проверяются при помощи контрольных грузов, а в необходимых случаях - с применением специальных стендов, приборы защиты от опасного напряжения (сигнализаторы опасного напряжения) - с применением макета линии электропередачи.

3.2.3. При выполнении СО наладчик должен произвести все работы, входящие в ТО-2, обращая особое внимание на подготовку приборов к очередному сезону - летнему или зимнему. При этом следует проверить состояние уплотнений, смазки, лакокрасочных покрытий, изоляции проводов и качество разъемов и соединений, а также обратить внимание на состояние кабин кранов и их обогревателей, защитных кожухов электрооборудования.

3.3. Наладчик должен выполнять также другие виды технического обслуживания, предусмотренные руководствами по эксплуатации кранов и приборов безопасности.

4. ОБЯЗАННОСТИ НАЛАДЧИКА ПРИ РЕМОНТЕ ПРИБОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ

4.1. Ремонт приборов безопасности наладчики должны производить в соответствии с требованиями нормативных документов, руководств по эксплуатации, инструкций по ремонту и других эксплуатационных документов по кранам и приборам безопасности.

4.2. Наладчику запрещается производить ремонт приборов безопасности в период гарантийного срока их эксплуатации. Ремонт таких приборов производится в специализированных организациях или на предприятиях - изготовителях приборов безопасности.

5. ОБЯЗАННОСТИ НАЛАДЧИКА ПРИ МОНТАЖЕ ПРИБОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ

5.1. Монтаж приборов безопасности наладчик должен выполнять по заданию работника, ответственного за монтаж, и в соответствии с нормативными документами, инструкцией по монтажу и другими эксплуатационными документами кранов и приборов безопасности.

5.2. После монтажа прибора безопасности или отдельных его узлов наладчик должен произвести настройку и проверку работоспособности прибора на кране.

5.3. О проведенном монтаже приборов безопасности, настройке и проверке их работоспособности на кране наладчик должен уведомить работника, ответственного за монтаж.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Наладчики несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за допущенные ими нарушения производственной инструкции, руководств по эксплуатации приборов безопасности и руководств по эксплуатации грузоподъемных кранов.

Устройства и приборы безопасности грузоподъемных машин

Существуют различные устройства и приборы безопасности грузоподъемных машин. Они различаются по назначению и по конструкции.

Блокировочные контакты устанавливаются в кабинах машиниста и на люках выхода на смотровые площадки. Если дверь в кабину или люк открыт, то контакты разомкнуты, и все приборы и механизмы будут отключены.

Ограничители перемещений (тележки, крана, стрелы, поворота, подъема и опускания подвески) применяются, например, если на одном пути работают два крана и есть вероятность их столкновения. Ограничители грузоподъемности устанавливаются для защиты от перегрузок. Также на кранах установлены указатель грузоподъемности, креномер, ограничитель сближения крана, ограничитель перекоса, ограничитель движений (при работе крана вблизи ЛЭП), сигнализаторы скорости ветра.

Рельсовые захваты предназначены для надежного стопорения крана на путях. Также применяются фиксаторы, упоры, буфера и звуковой сигнал.

Ограничители грузоподъемности для пролетных и стреловых кранов имеют отличия. Ограничители грузоподъемности пролетных кранов ограничивает номинальную грузоподъемность с целью исключения остаточных деформаций металлоконструкций крана и поломки механизма подъема. Ограничители грузоподъемности стреловых кранов ограничивают вес поднимаемого груза допустимый на данном вылете с целью исключить возможное опрокидывание крана.

Организация надзора за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин

Мероприятия по организации надзора и обслуживания можно представить в виде трех блоков: люди, техника, документы.

Правильно (безопасно) обслуживать грузоподъемные машины могут только специально обученные люди (инженерно-технические работники).

На предприятии, где в производстве используются грузоподъемные машины, должны быть назначены лицо ответственное по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, лицо ответственное за исправное состояние грузоподъемных кранов, лица ответственные за безопасное производство работ кранами.

Ответственным по надзору может быть назначен главный инженер, технический директор, руководитель предприятия. Ответственным за исправное состояние - главный механик, главный энергетик. Ответственным за безопасное производство работ - мастер, прораб, начальник цеха, иногда бригадир.

Ответственные лица назначаются приказом по предприятию после прохождения обучения в специализированных организациях, имеющих лицензию на этот вид деятельности.

Повторная проверка знаний этих лиц производится раз в три года, а для ответственных за безопасное производство работ дополнительно ежегодно комиссией предприятия. Для этого на предприятии создается постоянно действующая комиссия в составе: ответственный по надзору, ответственный за исправное состояние, инженер по технике безопасности и представитель профсоюзной организации.

Фамилия и номер удостоверения ответственного за исправное состояние вписывается в паспорт крана. Во время отсутствия ответственных лиц приказом назначаются лица их заменяющие (тоже аттестованные по всем правилам).

Обслуживают грузоподъемные машины крановщики, помощники крановщиков, стропальщики, слесари-ремонтники грузоподъемных машин, электромонтеры, наладчики приборов безопасности. Весь обслуживающий персонал проходит обучение и аттестацию и назначается приказом по предприятию. Условия необходимые для назначения на вышеперечисленные должности следующие: возраст не моложе 18 лет, медицинское освидетельствование на соответствие физических возможностей характеру работ, обучение в учреждениях, имеющих лицензию, аттестация в комиссии учебного заведения, причем при аттестации крановщиков и их помощников необходимо присутствие инспектора Госгортехнадзора. По результатам аттестации крановщикам выдается удостоверение, в котором указаны типы и индексы кранов, на которых он может работать. В удостоверении должно быть фото и росписи председателя комиссии и инспектора Госгортехнадзора. Удостоверение должно быть все время при работнике во время производства работ.

Крановщики и помощники при перерыве в работе больше года аттестуются в комиссии предприятия, после этого стажируются для восстановления профессиональных навыков.

На предприятии должна быть создана ремонтная служба. Установлен порядок периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов, обеспечивающих содержание в исправном состоянии грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений, крановых путей и тары.

На предприятии, где производятся работы грузоподъемными машинами, разрабатываются следующие документы: инструкции для ответственных лиц и обслуживающего персонала, проекты производства работ, технологические карты (при производстве погрузочно-разгрузочных работ), схемы строповок (для нестандартного груза), журналы учета съемных грузозахватных приспособлений.

ООО Производственно-Технический центр «Сектор” предлагает полный пакет (спектр) услуг кранового сервиса, включающий в себя все необходимые меры, направленные на достижение максимально безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, автогидроподъемников (автовышек), эффективное производство работ автокранами, своевременное техническое обслуживание грузоподъемных механизмов, а также ремонт ГПМ всех видов в сжатые сроки!

Специализированное оборудование, такое как крановые механизмы и прочая техника, комплектуются приборами безопасности для гарантии защищённой эксплуатации. При возникновении неполадки в одном из приборов под угрозой находится безопасность всего механизма. Поэтому важно своевременно устранять неисправность, если не получилось её предотвратить.

В перечень услуг ООО ПТЦ «Сектор» входит ремонт, настройка и регулировка приборов автокранов и другой специализированной техники. Мы работаем с любыми моделями оборудования, обеспечивая квалифицированный подход и гарантию качества на все виды работ.

Ремонт приборов безопасности в компании «Сектор»

При возникновении поломки приборов безопасности могут наблюдаться различные отклонения от нормальной работы. Если таковые обнаружены на оборудовании, следует незамедлительно обратиться к услугам профессионалов.

В рамках услуги по ремонту приборов безопасности мы выполняем следующие работы :

  • диагностика: поиск неисправностей в приборах путём тестирования их показателей;
  • осмотр внешнего состояния приборов и оценка качества их монтажа;
  • проверка правильности и надёжности подключения соединительных контактов;
  • проверка целостности пломб;
  • исправление выявленных дефектов и неполадок;
  • при обнаружении неисправных элементов запчасти (запасные части) для приборов безопасности заменяются на новые;
  • очистка приборов безопасности от пыли, грязи, мелких частиц, скопление которых неизбежно в процессе эксплуатации.

При необходимости выполняется полная замена приборов на современные модели для эффективной и безопасной работы оборудования. При работе мы используем только высококачественные запчасти, приобретённые у официальных производителей.

В результате работы нами выполняется ряд действий, подтверждающих исправность приборов, а также безопасность их эксплуатации.

В частности, это :

  • считывание телеметрической информации а параметрах работы автомобильного крана;
  • тестирование работы всех приборов и составление подробного отчёта о проделанной работе;
  • распечатка данных регистратора работы автокрана;
  • выдача документов для ростехнадзора, подтверждающих исправность приборов и соблюдение техники безопасности при эксплуатации оборудования.

При необходимости проводится обучение персонала крановщиков работе с приборами безопасности для улучшения качества эксплуатации.

Приборы и устройства безопасности, устанавливаемые на кранах


Освещение и сигнализация

К основным приборам и устройствам безопасности, устанавливаемым на грузоподъемных кранах, относятся: ограничитель грузоподъемности (грузового момента), концевые выключатели, ограничители вылета стрелы, высоты подъема крюка, поворота вращающейся части крана, анемометр, сигнализатор АСОН-1, противоугонные устройства, выносные опоры, тормоза, буферные устройства, ограждения, галереи, площадки и лестницы.

Ограничитель грузоподъемности (грузового момента) - предохранительное устройство, автоматически отключающее привод механизма подъема груза в случае превышения допустимой грузоподъемности крана.

В кранах с постоянной грузоподъемностью ограничитель регламентирует лишь вес поднимаемого груза, в кранах с переменной грузоподъемностью - момент, создаваемый весом груза.

На стреловых грузоподъемных кранах широко применяется ограничитель грузоподъемности типа ОГП-1, состоящий из двух датчиков, релейного блока и панели сигнализации. Первый датчик измеряет усилие, возникающее при подъеме груза, и называется датчиком усилия (ДУС). Обычно его устанавливают в стреловой расчалке у оголовка стрелы и он является динамометром, преобразующим усилие динамометрического кольца в пропорциональный электрический сигнал. Второй датчик задает предельно допустимые усилия, возникающие при подъеме груза, в зависимости от вылета стрелы и называется датчиком угла (ДУГ). Его устанавливают на башенных кранах на кронштейн башни крана соосно с шарниром стрелы, на стреловых самоходных кранах - у оси пяты стрелы также соосно с ней. Релейный блок служит для сравнения электрического сигнала от датчика ДУС с сигналом от датчика ДУГ и выдает соответствующие команды приборам панели сигнализации и исполнительным органам крана. Панель сигнализации служит индикаторным устройством, благодаря которому крановщик может наблюдать по шкале прибора за степенью загрузки крана и включением исполнительных устройств.

Действие ОГП-1 основано на измерении усилия в стрелоподъемном полиспасте и сравнении его с предельно допустимым усилием, определяемым допустимой массой груза на данном вылете стрелы. Повышение усилия по сравнению с предельно допустимым приводит к срабатыванию ограничителя.

Согласно “Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов” стреловые краны для предупреждения их опрокидывания должны быть оборудованы ограничителем грузоподъемности (грузового момента), автоматически отключающим механизмы подъема груза, масса которого превышает нормальную грузоподъемность более чем на 10 %. Для стреловых кранов, имеющих две и более грузовые характеристики, применяют ограничитель грузового момента, имеющий устройство для переключения его на работу в соответствии с выбранной характеристикой.

На кранах мостового типа устанавливают ограничители грузоподъемности в тех случаях, когда возможна перегрузка кранов по технологическим причинам. Необходимость оборудования крана ограничителем должна быть указана при заказе на кран. Ограничитель грузоподъемности кранов мостового типа не должен допускать перегрузку его более чем на 25 %.

Концевым выключателем называется предохранительное устройство, предназначенное для автоматического отключения привода механизма крана при переходе его движущимися частями установленных положений. Концевые выключатели служат не для обычных остановок механизмов крана, а для тех аварийных случаев, когда из-за неисправности контроллеров или другой пусковой аппаратуры или из-за оплошности крановщика может возникнуть авария или несчастный случай.

Концевые выключатели, устанавливаемые на кранах, включаются в электрическую схему так, чтобы была обеспечена возможность движения механизма в обратном направлении. Для ограничителей грузоподъемности применяют выключатели с контактами мгновенного действия, которые при достижении рычагом определенного положения срабатывают мгновенно. Концевой выключатель механизма подъема должен быть установлен так, чтобы после установки грузозахватного органа при подъеме без груза зазор между грузозахватным органом и упором был не менее 200 мм. Концевой выключатель механизма передвижения должен быть установлен таким образом, чтобы отключение двигателя происходило на расстоянии до упора, равном не менее половины пути торможения механизмов, а у башенных кранов и козловых – не менее полного пути торможения.

Рис. 7. Ограничитель высоты подъема крюка 1 - концевой выключатель; 2 - трос; 3 - серьга; 4 - груз; 5 - направляющая скоба; 6 - грузовой канат; 7 - крюковая подвеска

Ограничители вылета служат – для автоматического отключения механизма вылета (вылета стрелы) при подходе стрелы к минимальному или максимальному рабочему вылету. Ограничитель вылета рычажно-ку-лачкового типа может быть совмещен с указателем вылета. Валик ограничителя через рычаг и тягу соединен с приводом стрелы. В крайних положениях, соответствующих минимальному и максимальному вылету. Соединенная с валиком стрелка указывает вылет по градуированной шкале.

Ограничитель высоты подъема крюка (рис. 7) служит для автоматического отключения механизма подъем а крюка при подходе его к верхнему крайнему положению.

Ограничитель высоты подъема, применяющийся на кранах с подъемными стрелами, состоит из конечного выключателя и груза с двумя направляющими скобами, в которые заведены ветви грузового каната. Груз через серьгу и тросик связан с рычагом конечного выключателя. В нормальном положении груза контакты выключателя замкнуты. Когда крюковая подвеска упирается в груз и приподнимает его, освобожденный от груза рычаг конечного выключателя поворачивается под действием собственной пружины и размыкает контакты. По такому же принципу, но с несколько другой конструкцией работает ограничитель высоты подъема кранов с грузовой тележкой.

Ограничитель поворота вращающейся части крана служит для того, чтобы не допустить вращения поворотной части крана в одну сторону более 2 раз в целях предотвращения обрывов токоведущих проводов, которые передают электрический ток на электродвигатели исполнительных механизмов. Ограничитель поворота устанавливается только в том случае, когда передача электроэнергии осуществляется гибкими проводами, одни концы которых закрепляются на ходовой раме, а другие - на поворотной части крана.

Анемометр предназначен для автоматического определения скорости ветра, при которой должна быть прекращена работа, и для включения аварийных устройств. Он состоит из датчика ветра, устанавливаемого на оголовке, и измерительного пульта, находящегося в кабине крановщика. Датчик и пульт соединены специальным экранированным кабелем. На измерительном пульте имеются три сигнальные лампы и указатель скорости ветра. Сигнальная лампа зеленого цвета загорается при включении анемометра в сеть, желтого - при увеличении скорости ветра до предельно допустимой величины, красного - при превышении скорости ветра допустимой величины. С загоранием красной лампы включается звуковой сигнал анемометра.

Стреловые самоходные краны (за исключением железнодорожных) снабжаются звуковым прибором АСОН-1, издающим звуковой сигнал оповещения о приближении стрелы крана к находящимся под напряжением проводам электрической сети или линиям электропередачи напряжением свыше 36 В.

Сигнализатор АСОН-1 состоит из антенны, установленной на стреле крана, усилительно-исполнительного блока и блока сигнализации. При приближении стрелы крана к линии электропередачи в антенне наводится электродвижущая сила (ЭДС), которая поступает в усилительно-исполнительный блок. Здесь ЭДС усиливается, и, когда стрела подойдет на опасное расстояние, ЭДС включит блок сигнализации, который оповестит крановщика об опасном приближении стрелы к линии электропередачи.

Для удержания крана от перемещения под действием ветровой нагрузки и предотвращения схода с рельсов ходовых тележек при работе башенного или козлового крана на крановых путях используются противоугонные устройства. С 1974 г. вновь выпускаемые, а также ранее выпущенные краны оснащают полуавтоматическими захватами конструкции ЦНИИОМТП Госстроя СССР. Они состоят из рельсового захвата и клинового упора, которые монтируют на ходовой тележке крана. Захват состоит из двух шарнирно-сочлененных щек и устанавливается в гнезде рамы ходовой тележки без ее переделки. При движении крана щеки рельсового захвата, наезжая на рельсовую накладку в месте стыка рельсов, свободно раскрываются и после прохождения накладки снова смыкаются. Клиновые упоры позволяют закрепить кран от угона ветром в нерабочем состоянии в любом месте рельсового пути. Для этого устанавливают упоры под ходовые колеса тележек крана (по два упора с каждой стороны). При действии на кран ветровой нагрузки ходовые колеса тележки наезжают на упоры и движение крана прекращается, при этом клиновые упоры работают совместно с рельсовыми захватами.

Для увеличения устойчивости самоходных стреловых кранов в рабочем состоянии применяются дополнительные выносные опоры. Они выполняются в виде выдвижных балок или откидных кронштейнов, крепящихся к опорной раме. Свободные,концы балок или кронштейнов оборудуют винтовыми домкратами, опирающимися на деревянные подушки, или гидравлическими толкателями. Винтовые домкраты работают от ручного привода и используются в кранах небольших грузо-подъемностей. Г идравлические толкатели выносных опор питаются от насосной установки, установленной на неповоротной части крана.

Тормоза на исполнительских механизмах грузоподъемных кранов предназначены для снижения частоты вращения механизмов, полной их остановки, удержания груза на весу в неподвижном состоянии, а в механизмах передвижения для остановки крана на определенном месте. По конструктивному решению применяют колодочные тормоза, у которых торможение осуществляется прижатием колодок к тормозному шкиву, и ленточные, у которых торможение происходит путем прижатия ленты к тормозному шкиву. Наиболее широко на грузоподъемных кранах применяется колодочный тормоз, так как он прост по устройству и надежен в эксплуатации.

На концах рельсового пути для предупреждения схода с них грузоподъемного крана должны быть установлены тупиковые упоры. Они закрепляются на каждом рельсе на расстоянии не менее 500 мм от концов рельсов. Устанавливать тупик необходимо так, чтобы буферная часть крана одновременно касалась амортизаторов обоих тупиковых упоров.

Грузоподъемные краны, движущиеся по рельсовому пути, и их тележки для смягчения возможного удара об упоры или друг о друга должны быть снабжены соответствующими упругими буферными устройствами. Буферные устройства делают в виде укрепляемых на торцах кранов массивных резиновых подушек, деревянных брусьев, пружин или гидравлических устройств. Резиновые подушки и деревянные брусья применяют на кранах малой массы, движущихся с небольшими скоростями. Пружинные и гидравлические буферы применяют в тяжелых кранах, двигающихся со значительными скоростями (более 0,5 м/с).

Для обеспечения безопасности работы все находящиеся в движении легкодоступные части крана ограждаются прочными металлическими съемными ограждениями, допускающими удобный осмотр и смазку ограждаемых частей.

Обязательному ограждению подлежат:
– зубчатые, цепные и червячные передачи;
– соединительные муфты с выступающими болтами и шпонками, а также другие муфты, расположенные на местах прохода;
– барабаны, расположенные вблизи рабочего места крановщика или в проходах (при этом ограждение барабанов не должно затруднять наблюдения за навивкой каната на барабаны);
– вал механизма передвижения кранов мостового типа при частоте вращения 50 мин-^ и более (при частоте вращения менее 50 мин-1 этот вал должен быть огражден в месте расположения люка для выхода на галерею).

Ограждению подлежат также валы других механизмов грузоподъемных кранов, если они расположены в местах, предназначенных для прохода обслуживающего персонала. Ходовые колеса кранов, передвигающихся по рельсовому пути (за исключением железнодорожных), и их тележек должны быть снабжены щитками, предотвращающим возможность попадания под колеса сторонних предметов. Зазор между щитком и рельсом не должен превышать 10 мм.

Все голые токоведущие части электрооборудования крана, расположение которых не исключает случайное к ним прикосновение, также должны быть ограждены.

Площадки и лестницы, расположенные на кранах, концевые балки кранов мостового типа, а также площадки и галереи, предназначенные для обслуживания кранов, должны быть ограждены перилами высотой 1 м с устройством сплошного ограждения понизу на высоту не менее 100 м.

Кроме того грузоподъемные краны должны иметь приборы освещения для работы в ночное время и в условиях недостаточной видимости. При установке на башенных кранах светильников, освещающих рабочую зону крана, освещение должно включаться самостоятельным выключателем, установленным на портале. Кабины управления краном, аппаратные кабины и машинное помещение должны иметь электрическое освещение. Освещение на кранах с электрическим приводом при отключении электрооборудования должно оставаться включенным. Цепи освещения и сигнального прибора, включенные до вводного устройства, должны иметь собственный выключатель.Грузоподъемные краны должны быть снабжены звуковым сигнальным прибором, хорошо слышимым в местах подъема и опускания груза.

К атегория: - Такелажные работы



mob_info