Автономные округа россии и их столицы на карте. Как разделены округа России? Федеральные, автономные и городские округа России - в чем особенности? Российская федерация 4 автономных округа

Для того чтобы произвести административно-территориальное разделение нашей огромной страны, были выделены различные субъекты государства. С помощью такого деления можно легко составить единую, в частности обособленную, систему органов власти и местного самоуправления. К организации этого процесса имеют отношение не только обширность территорий, принадлежащих стране, но и разнообразные условия: климатические, демографические, экономические - в разных уголках России.

Территориальные единицы РФ

Осуществление административно-территориального деления имеет под собой очень большую правовую подоплеку, система обеспечивает деятельность всего государства и его субъектов в частности.

Административно-территориальное деление России в настоящее время подразумевает 3 уровня:

  • Федеральные округа.
  • Субъекты РФ.
  • Экономические районы.

Федеральные округа РФ

Указом Президента в 2000 году были учреждены федеральные округа России в количестве 7 объектов. Однако в 2010 году действующий на тот момент президент Д. А. Медведев указал выделить из состава Южного ФО территорию, которая стала отдельной и носит название Северо-Кавказского ФО, тем самым увеличив количество округов на 1.

А в 2014 году наша страна присоединила дополнительную территорию, и вместе с тем количество округов увеличилось еще на одну государственную единицу - Крымский ФО.

Центральный федеральный округ, административным центром которого является столица РФ – город Москва, включает в себя 18 субъектов: 17 – это области в западной части страны и 1 город федерального значения. Это достаточно большой по плотности населения округ, а также самый урбанизированный. Своей большой популярностью он обязан расположению здесь большому, густонаселенному и самому экономически привлекательному городу страны – Москве.

Северо-Западный ФО располагается в северо-западной части страны, охватывает 11 субъектов РФ, из которых 7 областей, 2 республики, один автономный округ и один город федерального значения - Санкт-Петербург.

Южный ФО расположен южнее Центрального ФО, охватывает 6 субъектов РФ: 4 области и 2 республики. Это достаточно интересная с экономической точки зрения территория, здесь сосредоточено 73% термальных вод страны и 30% минеральных. Кроме того, округ обеспечивает население всего государства продукцией сельского хозяйства.

Дальневосточный ФО располагается на Дальнем Востоке страны. В состав этого округа России входит 9 единиц: 3 области, 3 края, 1 автономная область, 1 автономный округ, 1 республика. Здесь расположены богатые запасы золота и алмазов, нефти и газа, а в прибрежной зоне водится большое количество рыбы.

Сибирский ФО – еще одна уникальная территория государства. Кроме того что это самое большое вместилище охотничьих угодий, отличительной чертой этого округа России являются экстремальные условия Крайнего Севера для проживания. В состав округа входят 5 областей, 3 края, 4 республики.

На Урале расположился Уральский ФО, включающий 4 области и 2 автономных округа. Это своеобразный мост между двумя мирами: Европой и Азией. Здесь сложилась воедино совокупность условий Дальнего Севера и южный климат побережья Карского моря.

К юго-востоку от Центрального ФО располагается Приволжский ФО. В него входит 6 республик, 1 край, 7 областей.

Северо-Кавказский ФО не самый молодой, но моложе, чем другие округа России. Образовался на Северном Кавказе в 2010 году, включает в себя 6 республик и 1 край.

Последний присоединившийся к территории России округ – Крымский. Здесь располагается Крымская республика и город Севастополь федерального значения. Располагается ФО на территории Крымского полуострова и является самым маленьким среди других.

Субъекты Российской Федерации

Все субъекты РФ в совокупности и образуют нашу страну. На сегодняшний день такое звание могут носить все без исключения области страны, края и города федерального значения, а также республики, автономные области и автономный округ, который всего один в нашем государстве.

Как по отношению к органам государственной власти, так и по отношению друг к другу все субъекты РФ имеют равные права. Местные органы власти могут решать ряд проблем на региональном уровне, однако подчиняются в любом случае все администрации президента.

Автономные округа РФ

В составе некоторых областей нашего государства есть особые территории, носящие автономный характер и поэтому названные автономными округами. С самого начала задумывались эти автономии как национально обобщенные и одновременно отделенные от других территории.

На сегодняшний день образовались автономные округа России в количестве 4.

Городские округа РФ

В Российской Федерации название городского округа носит городское поселение, не входящее в состав муниципального образования. При этом такое образование имеет полномочия как поселения, так и муниципалитета.

С самого начала городские округа России задумывались как самые большие, экономически и промышленно важные города страны. Примерно так и произошло в 2003-2005 годах. Кроме того, статус округа получили города, не имеющие особых заслуг в экономике, но занимающие большую территорию и обладающие высокой урбанизацией.

Такая реформа не получила большого признания, так как в это время другие высоко промышленные города продолжали входить в состав того или иного муниципального образования. На начало 2014 года насчитывалось 520 городских округа России, причем это не только города, но и поселки. Кроме того, в последние года в состав городских округов начали входить целые муниципальные районы.

В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов находятся: Еврейская автономная область; Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий автономные округа.

Еврейская автономная область является одной из форм национальной государственности народов Российской Федерации - национально-государственным образованием. Прежде она входила в состав Хабаровского края. В настоящее время в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1990 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" <*> она была выведена из состава края и включена в Российскую Федерацию непосредственно.

Автономный округ - национальное государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Автономный округ является формой национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. До 1990 г. автономные округа находились в составе краев или областей. Законом от 15 декабря 1990 г. автономным округам была предоставлена возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в состав Федерации - через край, область или непосредственно. Этим правом воспользовался Чукотский автономный округ, который в соответствии с Законом Российской Федерации от 17 июня 1992 г. входит непосредственно в состав Российской Федерации.

Однако действующая Конституция Российской Федерации такой возможности не предусматривает. В ней указывается (ч. 4 ст. 66), что отношения автономных округов, находящихся в составе края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. В ней также указывается (ч. 3 ст. 67), что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Автономные округа обладают огромной территорией при небольшой численности населения. Семь из 10 автономных округов имеют территорию от 181,5 тыс. кв. км (Ненецкий) до 860,2 тыс. кв. км (Таймырский), причем пять из них - более полумиллиона квадратных километров. В то же время только в одном из них, Ханты-Мансийском, население составляет более полумиллиона человек.

В каждом автономном округе проживает, как правило, несколько народностей. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе проживают ханты, манси, коми и ненцы; в Корякском - коряки, чукчи, ительмены и ламуты; в Чукотском - чукчи, эскимосы, эвены, коряки и юкагиры.

Статус автономной области и статус автономного округа определяются Конституцией РФ, Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации; другими федеральными актами.

Согласно Конституции РФ (ст. 66), по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Устав в соответствии с Конституцией РФ и Федеративным договором закрепляет за автономной областью, автономным округом право решать все вопросы их компетенции, иметь символику, издавать нормативные правовые акты. Автономная область, а также каждый автономный округ имеют свой административный центр.

Являясь субъектами Российской Федерации, автономная область и автономные округа располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами РФ могут быть изменены с согласия автономной области, автономного округа.

Статус автономной области и автономного округа может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и автономной области или автономного округа в соответствии с федеральным конституционным законом.

Автономная область, автономные округа образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют на основе Конституции РФ, Федеративного договора; уставов автономной области и автономных округов.

Действующая Конституция Российской Федерации обеспечивает непосредственное участие представителей автономии в решении вопросов, отнесенных к компетенции РФ. Для этого от автономий избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации. Представительные органы власти автономной области и автономных округов пользуются правом законодательной инициативы в федеральном парламенте.

Автономная область и автономные округа являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, республиками в составе Российской Федерации, автономной областью, автономными округами в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации. Координация международных и внешнеэкономических связей автономной области и автономных округов осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

Взаимоотношения между автономными округами, находящимися в составе краев или областей, определяются уставами этих краев, областей и уставами соответствующих автономных округов. Так, в Уставе Иркутской области (гл. 6) указывается, что Усть-Ордынский Бурятский автономный округ находится в составе Российской Федерации, является ее субъектом и входит в Иркутскую область. Область строит свои взаимоотношения с этим автономным округом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, своим уставом, а также принятыми договорными обязательствами с учетом взаимных интересов. Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу гарантируется представительство в Собрании области. Органы государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа по соглашению с органами государственной власти области могут передавать последним осуществление части своих полномочий. Законы области в части полномочий, переданных автономным округам в соответствии с двусторонними соглашениями, обязательны для исполнения на территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Конституция РФ и уставы автономной области и автономных округов определяют предметы ведения автономной области и автономных округов. Часть из них составляет предметы совместного ведения Федерации и автономий в ее составе. Эти вопросы решаются как федеральными органами, так и органами автономной области и автономных округов. Вопросы, относящиеся к ведению самих автономий и, следовательно, находящиеся вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации, решаются ими самими.

В области государственного строительства в совместном ведении Российской Федерации и автономий в ее составе находятся обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов автономной области и автономных округов Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон.

К совместному ведению Российской Федерации и автономий в ее составе отнесен значительный круг вопросов законодательного регулирования. Это - административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Вопросами совместного ведения Российской Федерации и автономий в ее составе в этой сфере являются также кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура и нотариат, установление общих принципов организации системы органов власти и местного самоуправления.

В области экономического и социально-культурного строительства к совместному ведению Российской Федерации и автономий в ее составе относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируются кодексами, законами Российской Федерации и правовыми актами автономной области, автономных округов. Статус федеральных природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти автономий в составе Российской Федерации с учетом необходимости сохранения и поддержания исторически сложившихся традиционных форм хозяйствования и использования природных ресурсов на соответствующих территориях.

Российская Федерация и автономии в ее составе совместно ведают общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; охраной памятников истории и культуры; защитой исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; координацией вопросов здравоохранения; защитой семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защитой, включая социальное обеспечение; осуществлением мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацией их последствий.

Согласно Конституции РФ (ст. 76), по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Правда, согласно Федеративному договору, по вопросам совместного ведения федеральные органы государственной власти РФ издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы государственной власти автономной области осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты, а органы государственной власти автономных округов осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции в соответствии с Основами законодательства, кодексами, законами Российской Федерации, а также договорами с краями и областями, в состав которых входят автономные округа. Однако в этой части Федеративный договор не действует, поскольку в соответствии с п. 1 Раздела второго Конституции РФ в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ.

Автономные округа и область

Площадь (км 2 )

Население (2013)

Административный центр

Ненецкий автономный округ

Нарьян-Мар

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Ханты-Мансийск

Чукотский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Салехард

Еврейская автономная область

Биробиджан

Города федерального значения (2)

Экономические районы Российской Федерации

Территориальное деление России на экономические районы называется экономическим районированием России. В настоящее время в Российской Федерации используется деление территории Российской Федерации на 11 экономических районов.

Список экономических районов:

    Центральный

    Центрально-Черноземный

    Восточно-Сибирский

    Дальневосточный

    Северный

    Северо-Кавказский

    Северо-Западный

    Поволжский

    Уральский

    Волго-Вятский

    Западно-Сибирский

Административно-территориальное деление Волгоградской области

Сталинградский край был образован 10 января 1934 года путём разделения Нижне-Волжского края на Саратовский и Сталинградский края.

Сталинградской области появилась 5 декабря 1936 года в результате реорганизации Сталинградского края в связи с преобразованием Калмыцкой автономной области в Калмыцкую АССР и выделением её из состава Сталинградского края.

Административным центром Волгоградской области является город-герой Волгоград .

Современное административно-территориальное деление

Административно-территориальные единицы

Волгоградская область для осуществления функций государственного управления, в

соответствии с Уставом Волгоградской области и Законом Волгоградской области «Об административно-территориальном устройстве Волгоградской области», состоит из следующих административно-территориальных единиц:

    районы (32)

    города областного подчинения (6).

При этом территория районов включает в себя сельсоветы, а также городские и сельские поселения. [НПА 2]

Муниципальные образования

Для осуществления местного самоуправления в области выделены :

    муниципальные районы(33), в состав которых входят 452 поселения:

    • сельские поселения (423)

      городские поселения (29)

    городские округа (6)

Территориальные округа

Кроме административно-территориальных единиц с 2001 по 2010 годы существовали региональные округа, созданные согласно постановлению главы администрации Волгоградской области Николая Максюты. [НПА 3] Целью их создания было «укрепление вертикали власти для эффективной реализации главой администрации Волгоградской области своих полномочий, обеспечение взаимодействия органов государственной власти Волгоградской области с муниципальными образованиями, усиление контроля за исполнением решений главы администрации Волгоградской области». К 2010 году в области существовало 10 региональных округов:

Региональный округ

Состав округа

Волжский

Среднеахтубинский муниципальный район, Городской округ город Волжский

Иловлинский

Городищенский муниципальный район, Дубовский муниципальный район, Иловлинский муниципальный район, Суровикинский муниципальный район, Чернышковский муниципальный район

Калачевский

Калачёвский муниципальный район, Котельниковский муниципальный район, Октябрьский муниципальный район, Светлоярский муниципальный район

Камышинский

Камышинский муниципальный район, Городской округ город Камышин

Волгоградский

Городской округ город-герой Волгоград

Михайловский

Клетский муниципальный район, Кумылженский муниципальный район, Городской округ "город Михайловка" , Серафимовичский муниципальный район

Новоаннинский

Даниловский муниципальный район, Еланский муниципальный район, Киквидзенский муниципальный район, Новоаннинский муниципальный район, Руднянский муниципальный район

Палласовский

Быковский муниципальный район, Ленинский муниципальный район, Николаевский муниципальный район, Палласовский муниципальный район, Старополтавский муниципальный район

Урюпинский

Алексеевский муниципальный район, Нехаевский муниципальный район, Новониколаевский муниципальный район, Урюпинский муниципальный район, Городской округ город Урюпинск

Фроловский

Жирновский муниципальный район, Котовский муниципальный район, Ольховский муниципальный район, Фроловский муниципальный район, Городской округ город Фролово

В январе 2010 года Анатолий Бровко упразднил отделы по работе с муниципальными образованиями аппарата главы региона, тем самым ликвидировав систему полномочных представителей главы администрации в территориальных округах области.

Российская Федерация - большая страна, которая поделена на экономические районы. Их насчитывается всего 12, а те в свою очередь поделены на субъекты, количество которых варьируется в зависимости от географического положения.

Общая информация

Экономические поделены на следующие территории: Центральный, Центрально-Черноземный, Калининградский, Волго-Вятский, Северный, Северо-Западный, Поволжский, Уральский, Северо-Кавказский, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Крым (не входит ни в один район).

Они в свою очередь поделены на субъекты, в состав которых входят области, республики, края, автономная область, автономные округа и города федерального значения.

Например, в состав Центрального района входит 13 субъектов, а в состав Северо-Западного - всего три.

Автономная область и автономный округ: различия

В настоящий момент в РФ насчитывается 85 субъектов, которые отличаются друг от друга особенностями конституционно-правового статуса. Преобладают области, которых насчитывает 46 субъектов, далее идут национальные республики со статусом, позволяющим создавать свою Конституцию. Их насчитывается 22 субъекта. Также есть 9 краев, 4 автономных округа и всего одна автономная область. Не стоит забывать также и о их всего три. Они также считаются отдельными субъектами.

Следует отметить одну особенность: все автономные субъекты сформировались под влиянием национального признака. Например, такие народы, как евреи, ненцы, ханты, чукчи и другие. Другим признаком является территория, на которой и проживают эти народы. Статус автономной или округа определяется Конституцией РФ и другими важными документами. Юридическая самостоятельность нужна для урегулирования вопросов которых существует великое множество в нашей многонациональной стране.

Еврейская автономная область: история появления

Если в Российской Федерации насчитывается 4 автономных округа, то область существует всего одна и расположена она в Дальневосточном федеральном округе.

Была образована в 1934 году, главным городом является Биробиджан. Интересно, что по подсчету численности населения на 2010 год, процент евреев составлял менее 1% от всех жителей. Всего население на тот момент составляло 164 тысячи человек.

В период революций евреи не имели статус почетного народа, их скорее недолюбливали, хотя после 1917 года все были уравнены в правах. В советский период с ними стала даже сотрудничать власть с целью привлечения евреев к труду.

В 1928 году было принято решение заселить трудящихся евреев на те земли, которые пустовали, но их необходимо было осваивать и развивать, как, например, приамурскую полосу. В 1934 году по постановлению ВЦИК район получил статус Автономной Еврейской национальной области.

До 1991 года существовало еще несколько подобных областей, но после преобразования СССР в РФ данные субъекты получили статус республик. Оставили только одну область автономной. Хотя в СССР их насчитывалось 19. Часть из них после распада отошла другим государствам, отделившимся от страны.

Общие сведения

Автономная область расположена на Дальнем Востоке в одном из благоприятных уголков. Здесь есть и горы, и равнины, крупная река Евразии - Амур, а также такие реки, как Биракан, Урми, Биджан, Бира и другие.

Благодаря умеренному климату, здесь можно выращивать различные сельскохозяйственные культуры, такие как зерновые, овощи, бахчевые и картофель. Важной отраслью является производство мяса и молочных продуктов. Зимы здесь не холодные, и даже на самых высоких точках температура не опускается ниже -30°C. А летом здесь тепло, выпадает достаточное количество осадков. Температура не поднимается выше +35°C.

На территории автономной области произрастают кедровые, еловые, дубовые леса, поэтому здесь очень много видов животных и растений. Были выявлены и разведаны месторождения полезных ископаемых, таких как олово, золото, марганец, железо, графит, брусит и другие.

По последним данным, на территории Еврейской автономной области проживает 164 тысячи человек, из них русские составляют 92%, украинцы - 2,8%, евреи - 1%. Все остальные национальности входят в 4,2%.

Самым крупным городом является Биробиджан, в нем проживает 74 тысячи человек. Остальные населенные пункты гораздо меньше, и проживает в них не более 10 тысяч человек.

АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - национально-территориальное образование, форма национально-политической автономии в СССР (до 1977 г. - национальный округ), а в настоящее время в Российской Федерации. Введен постановлением ВЦИКСССР от 19 декабря 1930 г.; до этого в качестве эксперимента были образованы Коми-Пермяцкий (25 февраля 1925) и Ненецкий (15 июля 1929) автономные округа.

Автономный округ отличаются особенностями быта и этнического состава населения и находятся в составе области и края. Эта форма автономии используется для создания благоприятных условий развития прежде всего малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В составе РФ находятся десять автономных округов - субъектов Российской Федерации. Это: Агинский Бурятский в составе Читинской области (образован 26 сентября 1937); Коми-Пермяцкий в составе Пермской области; Корякский в составе Камчатской области (образован 10 декабря 1930); Ненецкий в составе Архангельской области; Таймырский (Долгано-Ненецкий и Эвенкийский в составе Красноярского края (образованы 10 декабря 1930); Усть-Ордынский Бурятский в составе Иркутской области (образован 26 сентября 1937); Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий в составе Тюменской области (образованы 10 декабря 1930); Чукотский А. о., который в соответствии с Законом Российской Федерации от 17 июня 1992 входит непосредственно в состав РФ.

В действующей Конституции РФ указывается (ст. 66), что отношения автономных округов, находящихся в составе края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономных округов и соответственно органами государственной власти края или области.

Автономные округа обладают огромной территорией при небольшой численности населения. В каждом А. о. проживает, как правило, несколько этносов. Например, в Ханты-Мансийском А. о. проживают ханты, манси, коми и ненцы, в Корякском - коряки, чукчи, ительмены и ламуты; в Чукотском - чукчи, эскимосы, эвены, коряки и юкагиры. Автономные округа обладает элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Являясь субъектом РФ, автономный округ располагает своей территорией, которая не может быть изменена без его согласия. Статус автономного округа может быть изменен по взаимному согласию РФ и автономного округа в соответствии с федеральным конституционным законом. Автономный округ образует органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют на основе Конституции РФ, устава автономного округа. Устав в соответствии с Конституцией РФ закрепляет за автономным округом право решать все вопросы их компетенции, издавать нормативные правовые акты, иметь символику.

Взаимоотношения между автономными округами, находящимися в составе края или области, определяются уставами этих краев, областей и уставами соответствующих автономных округов, являющихся самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, республиками в составе РФ, автономной областью. Автономный округ в соответствии с Конституцией и законами РФ имеет свой административный центр.

Автономные округа, хотя и равноправны в соответствии с Конституцией с другими субъектами Федерации, имеют значительные отличия в конституционно-правовом статусе.

См.: Автономия, Автономия национально-территориальная, Автономная область, Автономная республика.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 17-19.



mob_info