Классификация назначение ттх специальных пожарных автомобилей. Основные пожарные автомобили общего и целевого применения. Общая классификация пожарных автомобилей

Парк специализированной техники для ликвидации пожаров состоит из нескольких десятков автотранспортных средств, каждое из которых имеет своё функциональное назначения. Однако, всё это многообразие машин можно условно поделить на три основные группы. При этом, не следует забывать, что каждый пожарный расчет обязан иметь соответствующую лицензию, которую выдаёт МЧС. Итак, классификация и виды пожарных машин.

Группа 1

Первая категория автомобильного транспорта для борьбы с огнём включает хорошо известные грузовые машины с цистернами. Подобные транспортные средства являются универсальными и содержат весь арсенал средств для противодействия пожарам.

Данные автомобили предназначены и используются для доставки пожарной команды и спецсредств (технического оборудования) непосредственно к месту возгорания. Кроме того, они оборудованы ручными и/или лафетными стволами, гидрантами, пенообразователями и баками с жидкостью, а также механизмами забора/подачи воды. Подобное оснащение позволяет данному виду пожарных машин успешно бороться с огнем самостоятельно.

  • машины, оказывающие неотложную медицинскую помощь;
  • технические средства для обслуживания аэропортов;
  • передвижные насосные станции.

Таким образом, первая группа специальных пожарных машин предназначена для общих нужд населения и используется для локализации и уничтожения очагов возгорания на производствах, в местах проживания и/или скопления людей, в аэропортах, на нефтегазовых и прочих социальных объектах.

Группа 2

Вторая группа включает специальные пожарные и аварийно-спасательные машины, используемые для выполнения различных работ по борьбе с открытым пламенем. Подобные транспортные средства чаще всего оснащены выдвижной лестницей механического типа, посредством которой пожарный расчет проникает к месту возгорания.

Кроме того, используется во второй категории и специальная техника, предназначенная для:

  • прокладывания и осуществления коммуникаций;
  • выполнения оперативных задач;
  • подачи освещения;
  • обустройства штаба.

Группа 3

К данному виду пожарной автомобильной техники относятся машины, основной задачей которых является поддержание работоспособности противопожарного оборудования и всех систем пожаротушения. К данной вспомогательной спецтехнике относятся:

Второстепенная классификация

Ко всему вышесказанному следует добавить, что существуют и другая классификация пожарных машин. Каждая из них имеет существенные отличия. Так, спецтехнику делят по.

Классификации пожарных автомобилей нужна для лучшей и слаженной организации ведения оперативных действий при тушении личным составом подразделений МЧС. Перед тем как перейти непосредственно к классификации необходимо понимать, от чего отталкивались, какие характеристики и особенности учитывались перед тем как классифицировать .

Обеспечение пожарной безопасности объектов и территорий соблюдается не только за счет профилактическими действиями со стороны органов надзора и контроля за , но и бывают к сожалению случаи, когда пренебрежение мер правил пожарной безопасности приводит к печальным последствиями которые зачастую сопровождаются пожаром.

Пожарная повозка

Тушение пожара уже непосредственная робота боевых подразделений МЧС, осуществления которой возможно лишь при наличии хорошего пожарно-технического оборудования и пожарной аварийно-спасательной техники. Применение пожарно-спасательной техники необходимо в связи с тем, что неконтролируемое (пожар) способствует появлению значительных температур вблизи очага пожара и как следствие появлением – дым, сажа, различные ядовитые вещества.

При таком варианте развития ситуации каждая минута на вес золота, таким образом, ликвидация пожара должна сводиться к элементарному разрушению , за счет подачи огнетушащего вещества в очаг пожара.

Так как горению могут подвергаться различные типы веществ со своими физическими свойствами и агрегатным состояниямогнетушащие средства должны подаваться под определённым напором с заданной интенсивность. Выше перечисленные качества могут быть реализованы за счет использования пожарной техники.

Если рассматривать, что собой являет общее понятие пожарная техника , то можно сказать, что это комплекс технических средств и приспособлений различной конфигурации и строения, используемые для тушения пожаров (или обеспечения ведения действий по тушению пожаров), локализации пожара, защиты человека и материальных ценностей.

На сегодняшний день пожарная техника представлена разнообразными средствами, начиная от элементарного огнетушителя и заканчивая пожарным танком.

Если рассматривать пожарную технику необходимую для обеспечения тушения пожаров, то рассмотрим детальнее классификацию пожарных автомобилей.

В соответствии с тактикой тушения во время пожара часто бывает необходимость производить роботы по , спасение пострадавших, вскрытию разнообразных конструкций за счет ручного аварийно-спасательного инструмента ( , ) или же . Выполнение выше обозначенных работ может быть реализовано с помощью специальной пожарной техники (автомобилей) и применения специального пожарного инструмента.

Классификация

Рассмотрим следующие виды пожарных автомобилей в зависимости от назначения: основные, специальные и вспомогательные.

Каждый из видов пожарных автомобилей предназначены для выполнения отдельных функций во время тушения пожара:

Основные

Служат для транспортировки к месту (пожара) пожарных, воды или других огнетушащих веществ для тушения пожара и исполнение задач по назначению. В свою очередь данная группа делится на автомобили:

1. Общего назначения – для тушения пожаров в жилом и промышленном секторе городов и населенных пунктов ( , пожарные насосы, пожарные автомобили первой помощи);

ПА общего применения принято относить:

  • Пожарные автоцистерны (АЦ);
  • Автомобили насосно-рукавные (АНР)
  • Автомобили первой помощи (АПП)
  • Автомобиль с насосом высокого давления (АВД)
  • Автомобили пожарно-спасательные (АПС, ПСА).

2. Автомобили целевого использования , приспособленные для тушения пожаров на производственных объектах в производстве которых могут использоваться вещества, тушение которых необходимо производить специальными огнетушащими составами, ведомственных объектах химической, нефтедобычи и нефтеперерабатывающей промышленности (автомобили воздушно-пенного тушения, газоводяного, комбинированного тушения, насосная станция и др.).

ПА целевого использования принято относить:

  • Аэродромные автомобили (АА);
  • Автомобили порошкового тушения (АП);
  • Автомобили пенного тушения (АПТ);
  • Автомобили комбинированного тушения (АКТ);
  • Автомобили газового тушения (АГТ);
  • Автомобили газоводяного тушения (АГВТ);
  • Автонасосные станции (ПНС);
  • Пожарные пеноподъемники (ППП).

Специальные

Служат для обеспечения специальных работ на пожаре ( , автомобили газодымозащитной службы, дымоудаления и др.)

К специальным пожарным автомобилям принято относить:

  • Пожарные автолестницы (АЛ);
  • Коленчатые автоподъемники (АПК);
  • Телескопические автоподъемники с лестницей (ТПЛ);
  • Автолестницы с цистерной (АЛЦ);
  • Коленчатые автоподъемники с цистерной (АПКЦ);
  • Аварийно-спасательные автомобили (АСА);
  • Водозащитные автомобили (АВЗ);
  • Автомобили связи и освещения (АСО);
  • Автомобили газодымозащитной службы (АГ);
  • Автомобили дымоудаления (АД);
  • Рукавные автомобили (АР);
  • Штабные автомобили (АШ);
  • Пожарные автолаборатории (АЛП);
  • Автомобили диагностики пожарной техники (АДПТ);
  • Автомобиль-базы газодымозащитной службы (АБГ);
  • Автомобили технической службы (АПТС);
  • Автомобили отогрева пожарной техники (АОПТ);
  • Пожарные компрессорные станции (ПКС);
  • Пожарно-технические автомобили (АТ);
  • Пожарные оперативно-служебные автомобили (АОС).

Вспомогательные

Это автомобили к которым относятся транспортные средства для обслуживания пожарных автомобилей, доставки личного состава, пожарной, специальной и аварийно-спасательной техники МЧС (топливозаправщики, передвижные автомастерские, лаборатории, автобусы, бензовозы и др.)

Типы

От величины допустимой полной массы:

  • легкие с полной массой от 2000 до 7500 кг (L-класс);
  • средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М-класс);
  • тяжелые с полной массой свыше 14000 кг (S-класс).

В зависимости от проходимости:

  • категория 1 - неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
  • категория 2 - полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
  • категория 3 - вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).

По посадочной формуле:

Пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава; 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений; 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений. В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй – численность личного состава.

По компоновочной схеме:

  • По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина), над двигателем (фронтальная кабина), перед двигателем (передняя кабина).
  • Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины.

По климатическому исполнению:

Делятся на три группы:

  • Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении (исполнение У).
  • Автомобили в северном исполнении (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) (исполнение С).
  • Автомобили в тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия) (исполнение Т).

Условные обозначения

Для облегчения идентификации всех видов пожарных автомобилей принято применять аббревиатуру, обозначающую функциональную принадлежность пожарного автомобиля к тому или иному типу. Также данную аббревиатуру принято обозначать на бортах автомобилей.

Для примера: пожарная автоцистерна – АЦ, пожарный автомобиль первой помощи – АПП автоцистерна, – АСА и др.

Также для простоты запоминания характеристик пожарного автомобиля в основу специального названия автомобиля принято добавлять основные параметры это характеристики, производительность (как например 40 л/с в АЦ-40 (130) 63Б) или высота подъема коленчатого подъемника (30 м в АЛ-30 (4310)).

Согласно все пожарные автомобили принято окрашивать в красный цвет – который как принято считать символизирует огонь, опасность и т.д. Для большей восприимчивости красный цвет разбавляется широкими белыми полосками.

Также нормативным документом регламентировано правило размещения надписей и опознавательных знаков.

Так номер пожарной части, к которой относится автомобиль и населенный пункт указываться на двери автомобиля, на задней части кузова указывается тип пожарного автомобиля (АНР).

Для усиления восприимчивости окружающими и понимания каждым того, что это пожарный автомобиль, на нем размещаются также звуковые и сигнальные маячки. Так как пожарный автомобиль относится к автомобилям повышенной внимательности и важности на нем размещаются светопроблесковые маячки синего цвета.

Что касается звукового сигнала, то на сегодняшний день звуковое оповещения окружающих производится от электрической сирены хотя в был вариант воспроизведения звукового сигнала за счет отработанных газов автомобиля через систему отвода газов – (чем и объясняется специфический звук пожарных автомобилей в старых художественных фильмах).

Первый в России пожарный автомобиль был построен в 1904 году на фабрике фирмы «Фрезе и К°». Автомобиль был оснащён одноцилиндровым двигателем мощностью 8 л.с., предназначался для доставки к месту пожара противопожарной команды из десяти человек. В состав оборудования входили две лестницы, стендер (колонка гидранта) и рукава длиной 80 саженей. В том же году пожарный автомобиль на шасси от «Даймлер», оснащённый цистерной, насосом, стендером, пожарными рукавами и предназначенный для перевозки противопожарной команды из 14 человек, был построен петербургским обществом «Г. А. Леснер». Первый пожарный автомобиль для Москвы построили также на фирме «Г. А. Леснер» в 1908 году. В 1913 г. Русско-Балтийский вагоностроительный завод выпустил несколько пожарных автомобилей на шасси «Руссо-Балт-Д24-40» .

Изображение автомобиля производства общества
«Г. А. Леснер» 1904 года на почтовой марке СССР

После революции в России осталось около десятка действующих пожарных автомобилей. В начале 20-х годов начали появляться самодельные пожарные автомобили. Старые грузовые автомобили переделывались в автолинейки . Имелись также автобочки , доставлявшие на пожар воду. Некоторые команды для оказания первой помощи использовали, так называемую, «газовку» или «газшприц». На такой машине размещали небольшую (до 500 литров) цистерну, баллон со сжатым воздухом или углекислым газом (давлением до 110 кг/см²). Подавая воздух или газ из баллона в цистерну, в ней создавали давление 2-3 кг/см², что обеспечивало дальность выброса струи до 30 м из водометного ствола. За непродолжительное время действия такой машины пожарные успевали развернуть и запустить в работу основную технику. Однако после использования запаса газа такой автомобиль оказывался бесполезным и не мог использовать мощность собственного двигателя для участия в тушении пожара. В настоящее время существует целая серия пожарных автомобилей первой помощи , у которых подача воды осуществляется вытеснением из ёмкости сжатым воздухом.

В период 1926-1932 годов в России было начато планомерное производство пожарных автонасосов . Первой такой автомашиной был автонасос АМО-Ф-15 . Грузоподъемность шасси 1,5 т, мощность двигателя 30 кВт. Коловратный насос мог подавать 720-940 л/мин воды. Её запас на машине был 350 л, противопожарный (боевой) расчёт состоял из 8 человек.

Первый пожарный автомобиль в России, предназначенный для освещения места тушения ночного пожара, изготовили сотрудники Ленинградской Государственной пожарной охраны в 1929 году. На шасси грузовика Я3 установили распределительный редуктор от пожарного автонасоса, электрогенератор мощностью 5 кВт с напряжением 127 В, понижающий трансформатор для питания прожекторных ламп на 12 В. В кузов грузили прожекторы и разнообразный инструмент. Предусматривалась возможность подключения трансформатора к ближайшей электрической подстанции. В дальнейшем прожекторный автомобиль сделали на базе автобуса ЗИС-8 . Салон разделили на три отсека. В заднем установили электрогенератор, на перегородке закрепили шесть прожекторов мощностью по 500 Вт. В среднем разместили 12 прожекторов мощностью по 250 Вт и два по 1000 Вт. Восемь катушек электрокабеля длиной по 50 метров в каждой размещались в ящиках, подвешенных к подножкам машины. В переднем отсеке размещался пульт управления освещением и боевая одежда пожарных.

Полная статья здесь: История пожарных автомобилей

Классификация пожарных автомобилей

Классификация пожарных автомобилей в зависимости от направления оперативной деятельности

В данный момент принято разделять пожарные автомобили в зависимости от назначения на:
  • Основные пожарные автомобили

Основные пожарные автомобили

Основные ПА - Пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью, вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования , а так же для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников .

Основные ПА общего применения предназначены для тушения пожаров в городах и других населенных пунктах .

К ПА общего применения принято относить:
Основные ПА целевого применения предназначенные для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах . К ПА целевого применения принято относить:

  • Пожарные аэродромные автомобили (АА) : Пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными службами.
  • Пожарные автомобили порошкового тушения (АП) : Пожарный автомобиль, оборудован-ный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара.
  • Пожарные автомобили пенного тушения (АПТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на пред-приятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.
  • Пожарные автомобили комбинированного тушения (АКТ) : Пожарный автомобиль, обо-рудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и пред-назначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.
  • Пожарные автомобили газового тушения (АГТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожаров.
  • Пожарные автомобили газоводяного тушения (АГВТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение.
  • Пожарные автонасосные станции (ПНС) : Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.
  • Пожарные пеноподъемники (ППП) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с пеногенераторами и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на высоте.

Специальные пожарные автомобили

Специальные ПА применяются для выполнения специальных работ на пожаре: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В качестве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функциональное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц , мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.

К специальным пожарным автомобилям принято относить:

  • Пожарные автолестницы (АЛ) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
  • Пожарные коленчатые автоподъемники (АПК) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой и (или) телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается платформой или люлькой, предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
  • Пожарные телескопические автоподъемники с лестницей (ТПЛ) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчато-телескопической стрелой (пакетом колен), последнее звено которой заканчивается люлькой, и имеющий лестничный марш, расположенный сбоку стрелы, предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.
  • Пожарные автолестницы с цистерной (АЛЦ) : Пожарный автомобиль, имеющий не более 3 человек боевого расчета, включая водителя, оборудованный стационарной раздвижной стрелой (пакетом колен), выполненной в виде непрерывного лестничного марша (лестницей), емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможного использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
  • Пожарные коленчатые автоподъемники с цистерной (АПКЦ) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой, телескопической или коленчато-телескопической стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой, емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.
  • Пожарные аварийно-спасательные автомобили (АСА) : Пожарный автомобиль, обору-дованный генератором, комплектом аварийно-спасательного инструмента и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования к месту пожара (аварии) и проведения действий при аварийно-спасательных работах.
  • Пожарные водозащитные автомобили (АВЗ) : Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостью для воды, оборудованием для сбора воды и предназначенный для защиты материальных ценностей от воды и ее удаления при тушении пожара.
  • Пожарные автомобили связи и освещения (АСО) : Пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и освещения и предназначенный для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.
  • Пожарные автомобили газодымозащитной службы (АГ) : Пожарный автомобиль, оборудованный агрегатами и пожарно-техническим вооружением и предназначенный для удаления дыма из помещений, освещения места пожара, проведения аварийно-спасательных работ с помощью специального инструмента и оборудования.
  • Пожарные автомобили дымоудаления (АД) : Пожарный автомобиль, оборудованный дымососом и комплектом пожарно-технического вооружения для удаления дыма из помещений и пред-назначенный для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее в помещение и на открытые очаги пожара, создания заградительных полос из воздушно-механической пены на пути распространения пламени.
  • Пожарные рукавные автомобили (АР) : Пожарный автомобиль, предназначенный для транспортирования пожарных рукавов и механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий, тушения пожаров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарного или переносных лафетных стволов.
  • Пожарные штабные автомобили (АШ) : Пожарный автомобиль, оборудованный электро-генератором, средствами связи и предназначенный для доставки и обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения на месте пожара и обеспечения связи между штабом, подразделениями и центром противопожарной службы.
  • Пожарные автолаборатории (АЛП) : Пожарный автомобиль, оборудованный средствами исследования пожаров и предназначенный для проведения оперативной группой специальных анализов и измерений в зонах пожаров.
  • Пожарные автомобили профилактики и ремонта средств связи (АПРСС) : Пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами диагностики и ремонта средств связи и пред-назначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения ремонтных работ.
  • Автомобили диагностики пожарной техники (АДПТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами оценки технического состояния пожарной техники и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения диагностических (ремонтных) работ.
  • Пожарные автомобиль-базы газодымозащитной службы (АБГ) : Пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами для обслуживания и зарядки средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных.
  • Пожарные автомобили технической службы (АПТС) : Пожарный автомобиль, оборудованный средствами для оценки технического состояния и ремонта пожарной техники и предназначенный для обеспечения работы пожарной техники.
  • Автомобили отогрева пожарной техники (АОПТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный нагревательно-отопительными приборами и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту пожара (аварии) и обеспечения функционирования пожарной техники при отрицательной температуре.
  • Пожарные компрессорные станции (ПКС) : Пожарный автомобиль, оборудованный компрессором и предназначенный для заправки кислородом (воздухом) баллонов средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных на передвижных базах газодымозащитной службы.
  • Пожарно-технические автомобили (АТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный устройством для съема контейнеров и предназначенный для доставки к месту пожара боевого расчета и контейнеров с мобильными системами быстрого развертывания для проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров.
  • Пожарные оперативно-служебные автомобили (АОС) : Пожарный автомобиль, оборудованный комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава оперативной службы и оборудования для его работы.

Классификация пожарных автомобилей в зависимости от величины допустимой полной массы

Классификация пожарных автомобилей в зависимости от проходимости

категория 1 - неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
категория 2 - полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
категория 3 - вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).

Классификация пожарных автомобилей по посадочной формуле

По посадочной формуле пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава; 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений; 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений. В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй - численность личного состава.

Классификация пожарных автомобилей по компоновочной схеме

По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина), над двигателем (фронтальная кабина), перед двигателем (передняя кабина). Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины.

Классификация пожарных автомобилей по климатическому исполнению

По приспособленности к климатическим условиям пожарные автомобили делятся на три группы:
  1. Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении (исполнение У ).
  2. Автомобили в северном исполнении (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) (исполнение С ).
  3. Автомобили в тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия) (исполнение Т

Неконтролируемое горение может возникнуть в любом месте. Для пожаров характерно ускоренное распространение огня с выделением огромных объемов тепловой энергии и повышением температуры возле мест возгорания. При этом в воздухе может образоваться высокая концентрация вредоносных газов, оксидов, других веществ. Материальные ценности уничтожаются и возникает серьезный риск для человеческой жизни.

Необходимо потушить пожар как можно скорее и поспособствовать снижению темпов развития процессов горения. Для этого используются специальные средства подходящего состава и интенсивности действия.

Сегодня к таким устройствам относится внушительный перечень разнообразных технических средств, применяемых для ограничения и ликвидации пожара, защиты человеческих жизней, а также материальных ценностей. Это средства связи , первичные устройства, специальные приспособления для ликвидации пламени и современные пожарные автомобили.

Перед ликвидацией пожаров принято выполнять такие работы, как разведка, очистка зданий от продуктов горения, вскрытие помещения, спасение пострадавших и так далее. Для выполнения таких действий необходимо специальное оборудование, установленное на соответствующих пожарных машинах.

Пожарные машины

Разнообразие условий, при которых приходится ликвидировать очаги возгорания при чрезвычайных происшествиях требуют применения машин различного назначения. Соответственно необходимым действиям спецтехника делится на несколько типов:

  • основные пожарные автомобили;
  • вспомогательные пожарные автомобили;

Техника, классифицируемая как основная, делится на пожарные машины целевого и общего назначения. Пожарные автомобили нужны для транспортировки огнетушащего оборудования, подразделений ГПС к пунктам подачи.

Техника общего применения используется при ликвидации возгораний в жилых секторах и на городских объектах. Машины целевого назначения необходимы при ликвидации возгораний на аэродромах, а также объектах химической или нефтяной промышленности.

К основным относятся АЦ — автоцистерны, АПП — кареты первой помощи, АНР — насосно-рукавные машины, АВД — с насосами повышенного давления.

К основным пожарным автомобилям целевого назначения относятся АА — автомобили аэродромные, АПТ — автомобили пенного тушения, АГТ — техника, предназначенная для газового тушения, АГВТ — газоводяные, АП — средства порошкового тушения, АКТ — установки комбинированного тушения, ПНС — пожарные насосные станции.

Предназначены для разборки конструкций, освещения, достижения необходимой высоты и т.д. В качестве основных параметров, описывающих назначение машин, выделяют, например, питание генератора, рабочую длину лестниц.

К специальным ПА относятся АЛ — автолестницы, АР — рукавные, АШ — штабные, ДУ — устройства для удаления дыма, АС — аварийно-спасательные средства, АПК — коленчатые автомобильные подъемники, ГДЗС — газодымозащитная служба.

Вспомогательные машины необходимы для транспортировки подразделений. Для выделения техники из общего потока транспорта на проезжих частях необходимо достижение определенного уровня информативности при помощи окраски, сигнализации, формы ТС.

К вспомогательным машинам относятся:

Для повышения информативности применяется контрастирующая белая краска. Опознавательные знаки, надписи, графическая схема, обязательные требования к звуковым и световым сигналам устанавливаются единым стандартом. На дверцах кабины всегда указывается название населенного пункта и номер части, а на корме — тип машины.

Бамперы всегда окрашиваются белым, а диски колес, рама и некоторые элементы ходовой — черным. В серебристый окрашиваются лестницы и подъемники.

Синие светопроблесковые маяки используются для световой сигнализации. Для звукового оповещения используются сирены, подающие несколько сигналов. В качестве источников питания сигнализации может использоваться постоянный ток, а также отработанные газы мотора.

ТТХ пожарных машин

Возможности каждого отделения большей частью обуславливаются тактико-техническими показателями служебных автомобилей и численностью сотрудников.

Перечень условий, определяющих технический потенциал оборудования, а также численность сотрудников и объем тушащих средств называют тактико-технической характеристикой.

Эти данные дают возможность оценивать состояние транспортных средств и их функциональные возможности. При тушении с использованием специальных пожарный автомобилей эти показатели всегда будут решающими.

Тактический потенциал машин определяется техническими данными, достаточным количеством необходимых устройств, перевозимых запасов в автоцистернах. Приоритетной всегда является возможность выполнения всех боевых действий за минимальный промежуток времени с максимальной эффективностью.

Тепловое состояние мотора, а также возможность своевременного запуска всегда должны контролироваться.На базовых транспортных средствах запуск осуществляется с использованием обыкновенных стартеров, работающих от аккумуляторов. На дизельных двигателях предусмотрена система запуска с использованием сжатого воздуха.

Продолжительность работы машин определяется мощностью мотора и качеством базового шасси. Это обуславливает использование мощных шасси с самыми лучшими показателями по прочности и проходимости.

Мощность моторов оборудованных на пожарных машинах может составлять 130-140 кВт. Скорость передвижения пожарного автомобиля — максимум 80-95 км/ч.

Боевое развертывание и тушение

Для выполнения поставленных задач все средства должны быть приведены в полную готовность. Оборудование всегда надежно закрепляется и при этом должно легко сниматься.

Каждое устройство должно быть размещено в соответствии с инструкцией по развертыванию. Техника, используемая чаще всего, размещается в доступных местах для удобства.

Съемное оборудование проектируется таким образом, чтобы один или двое пожарных имели возможность легко перенести его. Каждая система должна быть исправна и отрегулирована, а их разборка и соединение не должны требовать особых усилий.

Главной для пожарных автомобилей является возможность развертывания в ускоренном режиме, безопасность, устойчивость при проведении работ по ликвидации возгораний.

На технике предусмотрены огнетушащие средства, а также насосы для создания напора.

По вместимости цистерны делятся на:

  • легкие — до 2000 л;
  • средние — от 2000 до 4000 л;
  • тяжелые — от 4000 л.

Вместимость баков преобразователей варьируется от 200 до 500 л. Мощность подачи средств тушения при работе насосов приравнивается к 30-40 л/с. Напор в насосах на тяжелых машинах — 60 л/с, а на специальных станциях — 100-110 л/с.

Производительности всех насосов и объемов цистерн достаточно для ликвидации практически любого возгорания. Во время крупных возгораний цистерны монтируются на специальный источник или организуется напор для средств для тушения с применением пожарных насосных станций.

Техобслуживание пожарных машин

Для качественного технического обслуживания пожарных автомобилей ответственные сотрудники обязательно изучают все инструкции, представленные заводом-изготовителем автомобилей.

Контрольное тестирование проводится водителем и другими сотрудниками. В процессе техобслуживания в подразделениях используются инструменты водителя. Помещение для проведения работ подготавливается в специальной мастерской со специальной канавой и дополнительными устройствами. В каждом таком помещении обязательно устанавливается точильный и слесарный станок.

Дата публикации: 18-01-2017

Какие ассоциации вызывает у вас слова «пожар» и «пожарная техника»? Конечно, эти два понятия взаимозаменяемы и не могут быть друг без друга. Пожар — это неконтролируемое распространения огня, который губит имущество, а порой уносит и человеческие жизни. Нас с детских лет учат осторожно обращаться с огнем, но тем ни менее пожары довольно частое явление в повседневной жизни.Пожарная техника — это специализированная техника, предназначенная для ликвидации пожара.

Пожарный автомобиль — это автомашина, оснащенная самым необходимым материалом для предотвращения пожара, а также спасения людей из места пожара.

Для того, чтобы ликвидировать пожар необходимо учесть два фактора. Первый — чем быстрее приступить к тушению пожара, тем больше шансов спасти имущество от повреждения огнем. И второй фактор — при вызове пожарных необходимо детально описать место возгорания, чтобы пожарный расчет смог использовать на пожаре необходимую пожарную технику. При этом стоит учесть, что при вызове пожарного расчета нужно быть достаточно хладнокровным и как можно меньше говорить не нужной информации по телефону.
Различные типы очагов возгорания, а также способы их тушения привели к классификации пожарных автомобилей по способу их применения на пожаре. Выделяют основные, специальные и вспомогательные пожарные автомашины. Основные же, в свою очередь, распадаются еще на две ветки — это машины общего применения и машины целевого направления.

Классификация пожарных автомобилей

К основным пожарным автомобилям относят:

  • Пожарные автоцистерны. Эти автомашины оснащены емкостью и насосом для доставки огнетушащих смесей. В этой технике присутствует кабина для личного состава, а также специализированное оснащение, которое используют при ликвидации огня.
  • Насосно — рукавные пожарные автомобили. Эти машины имеют в своем составе насосно — рукавное приспособление, а также кабину для пожарных.
  • Пожарные автомобили первой помощи. Отличительной особенностью этой техники является то, что ее используют на первых уровнях возгорания. Имеет в своем составе насосную установку, емкость для огнетушащих компонентов, кабину для пожарных и необходимое оснащение для устранения огня на начальном уровне.
  • Пожарный автомобиль с насосом высокого давления. Эта спецтехника используются для ликвидации очагов возгорания на высоте. Оснащена насосом высокого давления.

Пожарные машины целевого направления включают в себя:

  • Пожарные аэродромные автомобили. Применяются для устранения очагов возгорания на аэродромах.
  • Пожарные автомобили порошкового тушения. Отличительным для этой техники является тара для пожаротушещего порошка.
  • Пожарные автомобили пенного тушения. Названия автомашины говорит само за себя. Эта машина оснащена оборудованием для пенного тушения очагов возгорания.
  • Пожарные автомобили комбинированного тушения. Эта автомашина оснащена средствами комбинированного тушения пожаров.
  • Пожарные автомобили газового тушения. Отличительной особенностью этого комплекса является то, что он имеет сосуд для сжиженных газов, который часто используют для ликвидации огня.
  • Пожарные автонасосные станции. Оснащен пожарным насосом. Используется при устранении крупных пожаров.
  • Пожарные автомобили газоводяного тушения. Особенностью этой машины является то, что она оснащена тарой для сжатых или сжиженных газов.

К специальным пожарным автомобилям относят такие виды спецтехники:

  • Пожарные автолестницы. Такая машина используется для устранения очагов возгорания на высоте, она оборудована специализированной пожарной лестницей.
  • Пожарные автоподъемники коленчатые. Эта спецтехника также используют для ликвидации огня на высоте, она оснащена специальной стрелой с платформой на конце.
  • Пожарные рукавные автомобили. Такая техника используются для перемещения пожарных рукавов.
  • Пожарные автомобили дымоудаления. Эти автомашины эксплуатируют для устранения излишнего дыма с места возгорания.
  • Пожарные автомобили газодымозащитной службы. Эти машины используют для высасывания дыма, а также для освещения места пожара.
  • Пожарные аварийно — спасательные автомобили. Такие автомашины используют для проведения аварийно — спасательных работ.
  • Пожарные штабные автомобили. Эту спецтехнику используют для поддержки связи между штабом и всеми пожарными расчетами, задействованных на пожаре.
  • Данная классификация является общепринятой и используется во многих странах мира.



mob_info