Сформировано II коалиционное Временное правительство. Как временное правительство довело россию до революции Министр иностранных дел во временном правительстве

В начале 1916 г. в России сложилась сложная внутриполитическая обстановка. Прежде всего нужно отметить два основных фактора, которые привели к революционному взрыву в феврале 1917 г:.

  • 1) затянувшаяся Первая мировая война (1914-1918), в которой участвовало 38 государств, в том числе Россия. К 1916 г. война приобрела затяжной характер, и в тылу русской армии стали возникать антивоенные демонстрации разных слоев населения, требования которых, в общем, были одни и те же - прекращение участия России в мировой войне. Как писал в своих мемуарах бывший премьер-министр России (1911 - 1914) В. Н. Коковцев : «Дела на фронте принимали все более и более грозный вид. Внутри нарастало нервозное положение под влиянием постоянных военных поражение русской армии» ;
  • 2) в России в начале 1916 г. стал назревать не только политический, но и экономический кризис. Была введена карточная система, в стране стала наблюдаться инфляция, возросли военные расходы, все это не могло не отразиться на экономической ситуации внутри страны. Кроме этого рост забастовочного движения на фабриках и заводах также сказался на уровне производства.

Например, в Оренбургской губернии в 1915 г. было зарегистрировано шесть забастовок, в которых участвовало свыше 3 тыс. рабочих. В феврале бастовали 2 тыс. рабочих в мае - июле 1915 г. было четыре забастовки сезонных рабочих на торфоразработках в Верхнеуральском уезде. В 1916 г. забастовочное движение поднимается на новую ступень. В губернии произошло 12 забастовок, и все они носили активный, наступательный характер. 15 декабря 1916 г. были прекращены работы в котельном, а затем и других цехах главных мастерских железной дороги. Рабочие протестовали против увольнений и требовали повышения заработной платы. Выступление было прекращено только под угрозой отправки бастующих на фронт.

Началось расследование громких коррупционных скандалов в высших эшелонах власти. К примеру, в своих воспоминаниях В. Н. Коковцев пишет, что « в начале 1916 года он был назначен уполномоченным для проверки финансовой деятельности бывшего военного министра Сухомлинова». И как далее отмечает Коковцев: «Эти сведения мне были нужны, чтобы осветить вопрос, очевидный для всякого беспристрастного человека, что причина нашей негодности к войне заключалась в том хаосе, который существовал при Сухомлинове во всех заготовленных операциях, в отсталости заказов, в нескончаемых переменах технических условий и в том, что никакого законченного плана на самом деле у нас не было» .

Все эти факторы отразились, прежде всего, на неспособности правительства России того времени справиться с кризисной ситуацией. На протяжении 1916 - начала 1917 г. происходила постоянная смена кабинета министров. Должность премьер-министров в России занимали люди посредственные и зависимые от дворцовых интриг и политических группировок. Как выразился А. Ф. Керенский премьер-министр (в будущем) Временного правительства: «18 января 1916 года был смещен И. Л. Горемыкин, который к тому времени полностью растерял остатки своего влияния в Царском селе. 19 января на его место был назначен Б. В. Штюрмер, человек крайне реакционных взглядов... 10 ноября Штюрмер был освобожден от занимаемой должности. Его приемником стал А. Ф. Тренов, крайне правый член Государственного совета и человек, близкий к царю» . Штюрмер пробыл на своем посту 48 дней, его сменил князь Н. Д. Голицын.

Таким образом, в России начался кризис исполнительной власти и чехарда постоянных отставок премьер-министров. К тому же надо отметить усиливающееся влияние Г. Е. Распутина, который фактически мог назначать и снимать любого министра и премьер-министра, чиновника любого ранга, так как он имел огромное влияние на императрицу и императора. Общественная оппозиция хотела спасти Россия от революции, существовало несколько заговоров среди депутатов Государственной думы, однако все они не смогли добиться должного результата. В декабре

1916 г. Григорий Распутин был убит, однако остановить надвигающуюся катастрофу уже было невозможно. 23 февраля 1917 г. началась всеобщая стачка. 24 февраля стачка переросла в политическую манифестацию, рабочих и жителей города поддержал Петроградский военный гарнизон. 25 февраля появились первые убитые и раненые. А 26 февраля работа Государственной думы была прервана высочайшим царским Указом от 25 февраля 1917 г., что означало фактический ее роспуск. «Утром 27 февраля начался мятеж в резервных батальонах гвардейских частей. Кавалерийские подразделения, отозванные с фронта, не прибыли в столицу. В то же утро правительство князя Голицына престало существовать» .

К концу февраля 1917 г. после роспуска Государственной думы и очередного кризиса исполнительной власти самодержавие пало. В начале марта 1917 г. император Николай II отрекся от престола в пользу своего брата великого князя Михаила Александровича, а затем и сам Михаил отказался от власти. В России был создан Временный комитет Государственной думы под руководством князя Львова, который стал основой для создания Временного правительства. В результате Февральской революции власть в России перешла к партиям, прежде находившимся в оппозиции царскому режиму. Многие видные общественные деятели, представители разных политических сил входили в течение марта - октября

1917 г. в состав Временного правительства: П. П. Юренев, Н. М. Кишкин,

С. С. Салазкин, Ф. Ф. Кокошин, князь Д. И. Шаховской, князь Львов и др..

Временное правительство. С приходом к власти Временного правительства ситуация в стране не улучшилась. Как свидетельствует Я. Я. Милюков , занимавший в этот период должность министра иностранных дел: «Мы все, решительно во всех областях жизни, получили тяжелое наследство от низложенного режима. В области экономической, финансовой, административной, в особенности социальной и национальной, нас ждали трудноразрешимые задачи» .

Среди важных вопросов того времени, которые стояли перед Временным правительством, П. Н. Милюков выделяет вопрос о войне.

Он пишет: «На первом плане стоял... коренной вопрос о войне. Мы знали, что старое правительство было свергнуто ввиду его неспособности довести войну “до победного конца”. Именно эта неспособность обеспечила содействие вождей армии при совершении переворота членами Государственной Думы» . Однако, несмотря на все это, Временное правительство не отказалось от планов продолжения войны. Как объясняет это Милюков, «выход России из мировой войны был бы возможен только, при заключение сепаратного мира с Германией». «А это рассматривалось как позор, несовместимый с честью и достоинством России» . Несогласие по этому вопросу привело к первому кризису Временного правительства в апреле 1917 г., результатом стала отставка П. Н. Милюкова с поста министра иностранных дел и А. И. Гучкова с должности военного министра.

Кроме того, Временное правительство попыталось решить ряд важных социально-экономических проблем России : защита гражданских и политических прав, принятие закона о кооперативном движении, аграрный вопрос, разработка трудового законодательства, судебная реформа и т.д.

Перед Временным правительством в начале его деятельности стояли четыре основные задачи. А. Ф. Керенский сформулировал их следующим образом:

  • - «продолжить защиту страны (лозунг Временного правительства “Война до победного конца”);
  • - воссоздать по всей стране действенный административный аппарат; провести необходимые коренные и социальные реформы;
  • - подготовить путь для преобразования России из крайне цен трализованного государства в федеративное» .

В период с марта по октябрь 1917 г. Временное правительство активно занималось реорганизацией государственного аппарата. Первая же попытка в этом направлении оказалась не совсем удачной. Речь идет о чистке учреждений от сторонников царского режима. Из Министерства внутренних дел были удалены все высшие чины, которые не соответствовали по своей прежней деятельности новым политическим условиям. 5 марта князь Г. Е. Львов отправил циркуляр на имя губернаторов: «Временное правительство признало необходимым временно устранить губернатора и вице-губернатора от исполнения обязанностей по этим должностям. Управление губерний возлагается на председателей земских управ в качестве губернских комиссаров Временного правительства... На председателей уездных земских управ возлагаются обязанности уездных комиссаров... Полиция подлежит переформированию в милицию» . Характеризуя эти действия правительства, В. Д. Набоков, лидер Конституционно-демократической партии - партии кадетов, в очень резкой форме отмечал: «В целом ряде губерний, где председателем управы являлось лицо, назначенное старым правительством, это распоряжение сводилось к лишенной всякого смысла и основания замене одних чиновников другими, далеко не лучшими... Председатель управы был нередко ставленником реакционного большинства» .

С началом своей работы Временное правительство сразу же приступило к законодательной деятельности. Прежде всего правительством были предприняты меры, направленные на установление политических и гражданских прав:

  • - провозглашена независимость судей и судов;
  • - ликвидированы все «специальные» суды, а все «политические» дела, связанные с государственной безопасностью, впредь подлежали рассмотрению в суде присяжных, как и обычные уголовные дела;
  • - отменены все религиозные, этнические и сословные ограничения; провозглашена полная свобода совести;
  • - восстановлена независимость православной церкви и создан церковный совет для подготовки Собора;
  • - женщинам предоставлены те же политические и гражданские права, что и мужчинам;
  • - разработан закон о выборах в Учредительное собрание, в основу которого были положены всеобщее избирательное право и пропорциональное представительство.

Кроме этого следует выделить, тот факт, что Временное правительство приступило также к разработке следующих законов:

закона о кооперативах, предусматривающего включение кооперативного движения в экономическую систему страны, как одного из ее компонентов;

  • - закона о профсоюзах и местных органах управления ;
  • - закона о земле. В области экономической и социальной политики вопрос о земле был главным. Меры, которые предложило Временное правительство, носили революционный характер, ибо предусматривали полную передачу земли тем, кто ее обрабатывает;
  • - декрета об аграрной реформе. Он был подготовлен министром сельского хозяйства членом партии кадетов А. И. Шингаревым. Для этого был создан главный земельный комитет с отделениями по всей стране, члены которого выбирались на основе нового избирательного закона. 20 мая этот комитет объявил, что «основным принципом аграрной реформы является передача обрабатываемой земли тем, кто ее обрабатывает» . Предполагалось, что к осени 1917 г. разработка проекта реформы должна была быть закончена и утверждена на Учредительном собрании. А к весне 1918 г. земля должна была быть законным образом передана крестьянам. По мнению А. Ф. Керенского: «Если бы это случилось, то крестьяне перестали бы быть рабами одного-единственпого земледельца - государства» .

Трудовое законодательство. Временное правительство предоставило рабочим беспрецедентные в то время трудовые права".

  • - был введен восьмичасовой рабочий день (предложение министра торговли и промышленности А. И. Коновалова);
  • - рабочие комитеты и профсоюзы получили полную автономию;
  • - закреплено и гарантировалось равноправное положение «организованной рабочей силы и промышленников».

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что А. Ф. Керенский был отчасти прав, утверждая, что «установление в России политической демократии одновременно привело к торжеству социальной демократии» .

Однако не все эти проекты приобрели силу закона. В основном Временное правительство ограничилось следующими действиями:

  • 1) была проведена политическая и уголовная амнистия;
  • 2) отменены социальные сословия и уравнены в правах как в армии (приказ от 1 марта 1917 г. № 1), так и в других государственных и гражданских учреждениях;
  • 3) отменена смертная казнь (однако постановлением Временного правительства от 12 июля 1917 г. она была введена на фронте и учрежден военно-революционный суд);
  • 4) установлен восьмичасовой рабочий день;
  • 5) созданы фабрично-заводские комитеты для решения трудовых споров между рабочими и фабрикантами (создание последних было предусмотрено Соглашением между Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов и Петроградским обществом фабрикантов и заводчиков о введении восьмичасового дня, организации фабрично-заводских комитетов и примирительных камер от 10 марта 1917 г.);
  • 6) ликвидированы все судебные органы власти и Отдельный корпус жандармов;
  • 7) провозглашены свобода слова, печати, стачек.

Одним из главных вопросов, который стоял перед Временным правительством, был вопрос о власти. Удержать власть в стране было чрезвычайно трудно, так как первые месяцы показали, что во Временном правительстве нет единства. Апрельский кризис привел к выходу из состава правительства кадетов и октябристов. В начале апреля 1917 г. в России прибыл лидер большевиков В. И. Ленин (Ульянов), который в своих апрельских тезисах провозгласил курс на пролетарскую революцию. А. Ф. Керенский, который вскоре стал во главе нового коалиционного Временного правительства, назвал выступление большевиков 4 июля 1917 г. в Петрограде «ударом Ленина в спину революции» . Хотя выступление большевиков и было подавлено, а вожди большевиков были объявлены в розыск по обвинению в попытке государственного переворота, политическая ситуация еще больше обострилась. Однако вся деятельность Временного правительства фактически сводилась к тому, чтобы удержать власть до созыва Учредительного собрания. Подготовка к этому Собранию началась с первых мартовских дней революции. На собрании предполагалось решить важные для государства вопросы. Прежде всего - вопрос о государственном строе в России. Как написал в своих мемуарах В. Н. Коковцев: «Весна 1917 года прошла в каком-то чаду, под неумолкаемый гул выстрелов на улицах и под гнетом ежедневных декретов Временного правительства, расшатавших нашу государственную машину с какой-то злорадной поспешностью и незаметно, но верной рукой подготавливающих захват власти большевиками» .

С 12 по 15 августа 1917 г. в Москве прошло Государственное совещание, в котором приняли участие многие демократические партии и не участвовали правые монархисты и большевики. Однако это Совещание демократических партий не привело к созданию единого мнения на будущее России. Наоборот, каждая из партий попытались использовать это событие в своих целях. Большевики, например, пытались организовать всеобщую политическую демонстрацию, дабы показать свое превосходство и силу. Буржуазные партии пытались наладить и укрепить связи для создания нового коалиционного правительств. Более реакционные партии выдвинули идею военной диктатуры во главе с верховным главнокомандующим Русской армией, кандидатом на должность которого рассматривался генерал Л. Г. Корнилов.

Февральская революция. Начало 1917 г. ознаменовалось массовыми стачками и антиправительственными демонстрациями. Они проходили под лозунгами: «Долой войну!», «Хлеба!», «Долой самодержавие!» Во второй половине февраля резко обострилась обстановка в столице страны Петрограде. Поводом к всплеску массового недовольства послужил конфликт между администрацией и рабочими Путиловского завода. 23 февраля, в Международный женский день (8 марта по новому стилю), на улицы Петрограда вышли рабочие и работницы. Число стачечников достигло 128 тыс. человек. 23 февраля 1917 г. обычно считается началом февральской революции.

25 февраля забастовка в Петрограде переросла во всеобщую. Николай II в это время находился в Ставке, в Могилеве. Оттуда он направил телеграмму командующему войсками Петроградского военного округа С.С. Хабалову с категорическим требованием прекратить беспорядки. Тогда же был принят указ о перерыве заседаний Государственной думы. Попытки властей с помощью полиции и войск подавить революционные выступления в столице не дали результата. 27 февраля начался массовый переход войск на сторону восставшего народа, последовали аресты министров. Императорская власть в Петрограде перестала суще-ствовать.

27 февраля Николай II предпринял попытку переломить ситуацию в свою пользу. Он распорядился отправить в Петроград войска под командованием генерала Н. И. Иванова, а на другой день сам выехал в Царское Село. Однако ни карательная экспедиция Иванова, ни царский поезд не достигли намеченных целей, так как не были пропущены революционно настроенными солдатами и рабочими.

Образование новых органов власти. Днем 27 февраля Таврический дворец, где ранее заседала Государственная дума, превратился в центр восстания. Здесь при участии меньшевиков, эсеров, профсоюзных лидеров возник Временный исполнительный комитет Советов рабочих депутатов. Он обратился к коллективам заводов и фабрик с призывом выбрать своих представителей в Петроградский совет. К концу дня были зарегистрированы первые десятки депутатов. Для руководства Петроградским советом было решено избрать Исполнительный комитет. Его председателем стал меньшевик Н.С. Чхеидзе, заместителями — А.Ф. Керенский (эсер) и М. И. Скобелев (меньшевик). В состав исполкома вошли представители всех социалистических партий, включая большевиков . Но руководящая роль в нем принадлежала эсерам и меньшевикам .

Исполком Петроградского совета взял на себя поддержание общественного порядка и снабжение населения продовольствием. 1 марта Петроградский совет пополнился делегатами от солдат и матросов и был преобразован в Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, который в тот же день издал «Приказ № 1» о демократизации армии. Солдаты уравнивались в гражданских правах с офицерами, запрещалось грубое обращение с нижними чинами, легализовывались солдатские комитеты, вводилась выборность командиров. Петроградский гарнизон был подчинен Совету. Последний, таким образом, приобрел реальную военную и политическую опору.


Организация властных структур левой частью политического спектра заставила лидеров думских фракций поспешить с формированием нового правительства. На частном совещании думцев, состоявшемся 27 февраля, было решено образовать Временный комитет Государственной думы во главе с М. В. Родзянко. Комитет получил задачу восстановить государственный и обществен-ный порядок. С этой целью он попытался установить свой контроль над министерствами, а также вступил в переговоры со Ставкой, Николаем II и исполкомом Петроградского совета.

Отречение Николая П. В ночь на 1 марта М. В. Родзянко направил телеграммы в Ставку и в штаб Северного фронта, в которых сообщал, что если Николай II не отречется от престола, то Временный комитет Государственной думы не сможет удержать столицу и страну от анархии. 2 марта, удостоверившись в отсутствии поддержки в армии, Николай II приказал Ставке составить проект манифеста о своем отречении в пользу сына Алексея и назначении регентом великого князя Михаила Александровича.

В 15 часов 2 марта манифест был подписан. Но после приезда в Псков, где находился Николай II, представителей Временного комитета А.И. Гучкова и В.В. Шульгина манифест об отречении было решено переделать. В его новом варианте Николай II отрекался от престола в пользу Михаила. И хотя манифест был составлен поздно вечером, в нем указывалось прежнее время — 15 часов. Одновременно Николай II подписал указ о формировании Временно-го правительства. Указ был помечен — 14 часов 2 марта.

На другой день, 3 марта 1917 г., великий князь Михаил Александрович после консультаций с Временным правительством отказался занять престол, передав решение вопроса о будущей форме правления в России Учредительному собранию.

Временное правительство. Состав и программа Временного правительства были согласованы в ходе переговоров Временного комитета Государственной думы и исполкома Петроградского совета. Подписание Николаем II указа о формировании Временного правительства было формальностью, на которой настаивала часть думцев, полагавших таким способом придать революционной власти легитимный характер.

Временное правительство было сформировано 2 марта 1917 г. Его возглавил князь Г.Е. Львов, в прошлом активный деятель земского движения. В правительство вошли: П. Н. Милюков (министр иностранных дел), А. И. Гучков (военный и морской министр), М.И. Терещенко (министр финансов), А.И. Шингарев (министр земледелия), Н.В. Некрасов (министр путей сообщения), А. И. Коновалов (министр торговли и промышленности), А. А. Мануйлов (министр народного просвещения), А. Ф. Керенский (министр юстиции), И. В. Годнев (государственный контролер) и В.Н. Львов (обер-прокурор Синода). Пост министра внутренних дел достался главе правительства Г.Е. Львову.

Из 11 министров десять относились к буржуазно-либеральному лагерю (шестеро были кадетами или примыкали к ним, двое — октябристами, один — прогрессист и один — беспартийный). Лишь А. Ф. Керенский представлял партии социалистической ориентации и вошел в правительство от Петроградского совета. Подобный партийный расклад не отражал реального соотношения сил в русской революции, но отвечал доктринальным установкам эсеров и меньшевиков, имевших большинство в Петроградском совете и полагавших, что буржуазная революция должна привести к власти буржуазию, и потому отказавшихся от всей полноты правительственной ответственности.

Новое правительство провозгласило себя временным, так как должно было довести страну до созыва Учредительного собрания, перед которым обязывалось сложить с себя властные полномочия. Декларация Временного правительства, обнародованная 3 марта, содержала программу первоочередных мер: амнистия по политическим и религиозным делам, включая террористические покушения, военные восстания и аграрные преступления; свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек; отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений; подготовка созы-ва Учредительного собрания; замена полиции народной милицией; выборы в органы местного самоуправления. Решение фунда-ментальных вопросов: о форме правления, о государственном устройстве, аграрной реформе и т. д. — откладывалось до созыва Учредительного собрания, хозяина земли Русской.

Двоевластие. Февральская революция свергла монархию, но не решила главного вопроса любой революции — вопроса о власти. Несмотря на создание общероссийской власти в лице Временного правительства, в стране фактически установилось двоевластие, т.е. наличие одновременно двух систем власти. Одна власть была представлена Временным правительством и его учреждениями, другая — Советами. Петроградский совет наблюдал за деятельностью Временного правительства, вмешивался в процесс принятия им решений, участвовал в формировании его новых составов. Такое положение сохранялось до начала июля 1917 г., когда Со-веты утратили реальные рычаги воздействия на Временное правительство.

Кризисы власти. Впериод со 2 марта по 25 октября 1917 г. в России сменилось четыре Временных правительства. Первое Временное правительство, получившее название однородно-буржуазного, просуществовало ровно два месяца (2 марта — 2 мая 1917 г.). Причиной его отставки стал кризис, вызванный нотой П.Н. Милюкова, в которой он подтверждал обязательства России перед союзниками по Антанте и в завуалированной форме признавал необходимость аннексий при заключении мира. После ее опубликования по стране прокатилась волна антивоенных митингов и демонстраций, заставивших П.Н. Милюкова и А.И. Гучкова уйти из правительства.

5 мая 1917 г. Временное правительство и исполком Петроградского совета достигли соглашения о создании коалиции между буржуазно-либеральными и социалистическими партиями. Так было сформировано первое коалиционное правительство. В его составе оказалось шесть министров-социалистов (из 16). Возглавил правительство Г.Е. Львов. Первое коалиционное правительство продержалось до 2 июля 1917 г. Провал июньского наступления на фронте и разногласия по вопросу о предоставлении автономии Украине привели к развалу коалиции.

Политический кризис был осложнен антиправительственными демонстрациями и кровопролитием 3-5 июля. 8 июля 1917 г. Г.Е. Львова на посту премьера сменил А. Ф. Керенский. 24 июля им было сформирова-но второе коалиционное правительство. Впервые оно было создано без санкции Советов. В правительстве А. Ф. Керенского изменилось соотношение между буржуазно-либеральными и социали-стическими элементами в пользу последних. Однако второе коалиционное правительство смогло удержаться у власти еще меньше, нежели первое; после начала корниловского выступления 26 августа 1917 г. оно распалось.

Поскольку новый кризис власти грозил затянуться, А. Ф. Керенский 1 сентября сформировал переходный кабинет из пяти министров — Директорию. В тот же день Россия была официально провозглашена республикой. 24 сентября 1917 г. было создано третье коалиционное (и четвертое по счету) Временное правительство, которому суждено было стать последним. Возглавлял его все тот же А. Ф. Керенский. Через месяц, 25 октября 1917 г., оно было свергнуто большевиками.

Государственные учреждения Временного правительства. Формально Временному правительству принадлежала вся полнота законодательной и исполнительной власти в стране. Оно заменило свергнутого монарха, Государственный совет и Государственную думу, а также Совет министров. Другие высшие органы — Сенат, Синод, Особые совещания были поставлены в зависимое от него положение. С 5 марта стал выходить официальный орган «Вестник Временного правительства».

Из центральных ведомств было упразднено лишь Министер-ство императорского двора и уделов. Находившиеся в его управлении дворцы, земли и предприятия перешли в ведение других министерств. Серьезной реорганизации подверглось Министерство внутренних дел. Были ликвидированы Штаб отдельного корпуса жандармов, Департамент полиции и ведавшее цензурой Главное управление по делам печати. В целях обеспечения личной и иму-щественной безопасности граждан вместо полиции создавалась милиция.

В мае 1917 г. появились четыре новых министерства: труда, продовольствия, государственного призрения, почт и телеграфов, в августе еще одно — Министерство исповеданий. Важное значение имело учрежденное Временным правительством Юридическое совещание. Оно должно было давать предварительные заключения на все правовые акты Временного правительства и превратилось в промежуточную инстанцию между ним и министерствами при разработке новых законопроектов. Для расследования деятельности высокопоставленных чиновников прежнего режима была учреждена Чрезвычайная следственная комиссия (март 1917 г.).

Органами власти на местах стали губернские и уездные земские собрания и городские думы. Они работали под руководством комиссаров Временного правительства, которые обычно назначались из председателей земских и городских управ. В мае 1917 г. был принят закон о волостном земстве, система земских учреждений стала трехзвенной (губернское, уездное и волостное земство). Изменения затронули судебную систему. Сразу после революции была отменена смертная казнь (восстановлена в августе 1917 г.), расширены полномочия мировых судей, создана административная юстиция, в юрисдикцию которой входило разрешение конф-ликтов между государственными органами, с одной стороны, об-щественными организациями и гражданами, с другой.

В августе 1917 г. в Москве открылся церковный Собор, в котором принимали участие представители черного и белого духовенства и миряне. Он в корне изменил систему церковного управления. Высшая власть в церкви перешла к Поместному собору. Во главе Синода, осуществлявшего высшую церковную власть в межсоборное время, был поставлен патриарх. Однако выборы нового патриарха про-изошли уже после свержения Временного правительства. В ноябре 1917 г. патриархом Московским и всея Руси был избран Тихон (в миру В. И. Белавин).

Главной своей задачей Временное правительство считало проведение выборов в Учредительное собрание, которое должно было определить будущее государственное и общественное устройство страны, принять конституцию, решить другие вопросы — аграрный, рабочий, национальный и т.д. Подготовка к выборам в него началась сразу после свержения монархии. 25 мая 1917 г. Временное правительство образовало Особое совещание по подготовке закона о выборах в Учредительное собрание. Его возглавил видный юрист Ф. Ф. Кокошкин, позднее занявший пост государственного контролера во втором коалиционном правительстве.

Был подготовлен один из самых демократических на тот период времени избирательных законов в мире. Впервые в истории страны право голоса получили женщины. В августе 1917 г. приступила к работе Всероссийская по делам о выборах в Учредительное собрание комиссия, подготовившая списки избирателей. 11 октября решением Временного правительства была создана Особая ко-миссия по составлению проекта Основных государственных законов Российской республики. Разработанный ею проект конституции предполагалось передать на рассмотрение Учредительного собрания. Но дальнейшее развитие революции в России перечеркнуло этот конституционный процесс.

С целью расширить свою социальную базу, добиться консолидации общества и выработать меры по выходу из политического, экономического и социального кризиса Временное правительство периодически созывало многолюдные политические совещания. 12-15 августа в Большом театре в Москве прошло Государственное совещание. В его работе приняли участие около 2 тыс. представителей буржуазных и социалистических партий, профсоюзов, кооперации, военных, духовенства, интеллигенции, делового мира. Однако примирить различные политические силы не удалось. Пра-вительство подвергалось критике и справа и слева.

14 сентября в Мариинском театре в Петрограде открылось Демократическое совещание. На него были приглашены 1,5 тыс. че-ловек. Его работа проходила в условиях очередного правительствен-ного кризиса. 21 сентября было принято решение об избрании постоянно действующего Временного совета республики, или Предпарламента, который состоял из 313, позднее — 555 человек и должен был выполнять роль органа контроля за деятельностью Временного правительства. Первое его заседание состоялось 7 октября.

Однако к этому времени Временное правительство уже утратило контроль за развитием политической ситуации в стране. Буржуазно-демократическая республика доживала свои последние дни.

Советы

Советы, как об этом говорилось выше, после Февральской революции превратились в параллельную систему власти. В течение трех месяцев они были созданы в городах, поселках, селениях. Полным ходом шло формирование губернских, уездных и волостных советов. Советы были также образованы в воинских частях и на фронте. Советы являлись выборными представительными органами рабочих, солдат и крестьян. Политическое руководство ими оказалось в руках социалистических партий, прежде всего — эсеров и меньшевиков. Большевики входили в советы всех уровней, но весной и летом 1917 г. составляли в них меньшинство.

3 июня 1917 г. в Петрограде открылся I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. На нем рассматривались различные вопросы: отношение к Временному правительству, проводимой им политике, к войне и т.д. Съезд завершил создание системы советских органов. Он образовал Всероссийский централь-ный исполнительный комитет (ВЦИК) во главе с Н.С. Чхеидзе.

Несколько раньше в Петрограде состоялся I Всероссийский съезд крестьянских депутатов, основное внимание на котором было уделено вопросу о земле. Крестьянские депутаты избрали свой Центральный исполнительный комитет. Его председателем был выбран правый эсер Н.Д. Авксентьев. Система крестьянских сове-тов существовала обособленно от советов рабочих и солдатских депутатов.

В июле 1917 г. Временному правительству удалось освободиться от опеки со стороны Советов. После провала корниловского мятежа большевики начинают вытеснять меньшевиков и эсеров из руководящих органов местных советов. Этот процесс получил назва-ние большевизации Советов. 25 сентября 1917 г. сменилось политическое руководство самого влиятельного в стране Петроградского совета. Его председателем стал большевик Л.Д. Троцкий .

Получив большинство в Петроградском совете, большевики использовали его в качестве легального прикрытия для подготовки вооруженного восстания в целях свержения Временного правительства. Выполняя волю ЦК большевистской партии и ее лидера В. И. Ленина , исполком Петроградского совета 12 октября 1917 г. вынес решение о создании при Петросовете Военно-революционного комитета. 24-25 октября 1917 г. Военно-революционный комитет сверг Временное правительство, захватил власть и передал ее открывшемуся в Петрограде II Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов.

Либерально-буржуазные и правосоциалистические партии, находившиеся у власти с марта по октябрь 1917 г., не сумели понять всей глубины социальной напряженности в стране и не удовлетворили основные требования народа. Они не вывели Россию из войны, не решили аграрный, рабочий и национальный вопросы. Демократический строй в тех исторических условиях ока-зался бессилен перед разрухой, угрозой голода и дальнейшим обнищанием народа. Экономический и социальный кризис, ра-зочарование масс в результатах деятельности Временного правительства, паралич государственного аппарата усилили тоску по «сильной руке» в различных слоях общества. На этом социально-политическом фоне произошел переход от буржуазно-демократической республики к диктатуре пролетариата, диктатуре большевиков.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите новые органы власти, появившиеся в результате победы Февральской революции.

2. Когда, как и кем было образовано Временное правительство? Ка-кие политические силы были в нем представлены?

3. Расскажите о кризисах власти в марте-октябре 1917 г.

4. Перечислите важнейшие государственные учреждения Временного правительства.

5. Какие меры были осуществлены Временным правительством по подготовке выборов в Учредительное собрание?

6. Какую роль играли Советы в период буржуазно-демократической республики?

Случилась революция. Самодержавие было свергнуто, и на место монарха пришло Временное правительство.

Оно было создано 15 марта 1917 года, и с тех самых пор, вплоть до 7 ноября, вся полнота власти в России находилась в его руках.

Сформировано Временное правительство было в результате переговоров Временного комитета ГД (Государственной Думы) и Петроградского совета.

Правительство сосредоточило в своих руках исполнительную и законодательную власть, на местах же интересы Временного правительства представляли уездные и губернские комиссары.

В состав Временного правительства вошли представители различных политических движений России начала 20 века. Тут были и «кадеты» и эсеры, октябристы и прогрессисты. Несмотря на различные политические взгляды, министры на первых парах нашли общий язык.

16 марта была опубликована декларация, где министры поведали о своих ближайших намерениях. Через три дня члены нового правительства обратились к народу. Министры вещали о подготовки созыва Учредительного собрания, провозглашали демократические ценности и обещали реформы, говорили об амнистии и реформе МВД.

Внешняя политика Временного правительства свелась к идее «Войны до победного конца». Такая позиция была заранее выигрышной. Союзники России по Антанте, с удовольствием признали легитимность новой русской власти.

Во внутренней политике Временное правительство решило взять курс на охрану порядка и решению агарного вопроса. Задача так и не была решена. Правительство отказалось признать независимость Украины и Финляндии. Суверенитет получила только Польша.

Новый орган государственной власти два раза поражали кризисные ситуации.

Первый кризис Временного правительства - апрельский. Итогом его стало создание коалиционного правительства с социалистами. Из-за этого союза, Временное правительство лишилось Гучкова и Милюкова, не пожелавших работать в таком составе.

Второй кризис - июльский. Событиям кризиса предшествовало наступление русской армии на Юго-Западном фронте. В армии в то время царили антивоенные настроения, в этой организационной структуре наступил глубокий кризис.

В Росси нарастал продовольственный кризис, в руинах оказалась и все производство. Провал наступления армии только усугубил ситуацию, и вызвал конфликт в самом Временном Правительстве, между его министрами. Эти воспользовались большевики, организовав беспорядки, которые в итоге были подавлены.

В ходе июльского кризиса в отставку ушел глава Временного правительства - князь Львов. Новым председателем органа стал - Керенский . Эсеры и меньшевики объявили Керенского спасителем революции и выразили ему полную поддержку.

После июльского кризиса страну всколыхнули новые потрясения. Видя беспомощность новой власти, Лавр Корнилов, представляя контрреволюционные и монархические силы, организовал мятеж. К сожалению, благие намерения генерала Корнилова потерпели фиаско.

Временное правительство постоянно действовало с опозданием, вовремя не принимая важные и нужные решения. Положение только усугублялось. Принятые законы не исполнялись. Общество шло в тупик. В связи с вышеизложенными обстоятельствами, складывались обстоятельства для государственного переворота. Рос государственный долг, правительство начало выпуск собственных денег, в народе эти «бумажки» получили название "керенки ».

7 ноября в Петрограде произошло вооруженное восстание большевиков. Временное правительство было свергнуто. За месяцы существования Временного правительства в его состав входили 39 человек. В основном это были люди, имеющие депутатское прошлое в . Керенский, Милюков, Родичев, Львов, Гучков и т.д.

Большинство министров имели высшее образование. В дальнейшем только 16 министров Временного правительства приняли перемены и сотрудничали с большевиками. Остальные подались в эмиграцию (кто-то сразу, а кто-то после «командировки» в Добровольческую армию, на Дон), где вели активную антибольшевистскую деятельность.

Обращение к Временному правительству

Глубоко потрясенный известием об угрожающей Родине братоубийственной войне, Всероссийский Поместный Собор Православной Церкви видит в этом новом испытании новое напоминание о великой ответственности всех русских людей пред Богом и перед Родиной.

Исстари величие Русской Державы защищалось грозной ратью христолюбивого воинства, крепко связанной внутренним духовным единством и внешней дисциплиной. Сила русского воина заключалась в том святом воодушевлении, которое пробуждалось верю и молитвой, и в беспрекословном подчинении военной власти ради спасения России.

Теперь, когда вера русского воина ослаблена соблазнами противных христианству учений и власть русского военачальника подорвана, русское войско перед лицом внешнего врага готово распасться на два враждующих стана. Не со вчерашнего дня началась эта междоусобная распря. За последние месяцы от руки своих же братьев-солдат погибло великое множество офицеров, преданных долгу Родины. Верная своим священным заветам, Церковь Православная не принимает участия в борьбе политических партий. И, однако, ныне, как и в дни священномученика Патриарха Ермогена, она не может оставаться равнодушную зрительницей распада и гибели Родины.

Собор свидетельствует, что упавший воинский дух русской армии может быть восстановлен не прельщением вещественными благами, а только верою Христовой, которая побуждает к бескорыстным подвигам. Этим создается та дисциплина духа, которой утверждается дисциплина внешняя.

Необходимость восстановления власти военачальников во всей ея полноте неоднократно засвидетельствована вождями русской армии перед лицом всей России. Собор полагает, что пренебрежение этими указаниями уже само по себе служит источником величайшей опасности, ибо оно приводит к отчаянию и создает безвыходные столкновения.

Междоусобие должно быть предотвращено, братоубийство должно быть оставлено окончательно, примирение обоих враждующих станов должно быть полным и прочным. Не должно быть места для недостойных актов кровавой мести. Памятуя о лежащей на нем обязанности служить делу мира во Христе, Собор указывает, что непременным для того условием должно служить отрешение от односторонних точек зрения класса и партий. Власть должна быть не партийную, а всенародную. А народно-русскою может быть только власть, просветленная верою Христовою.

Несокрушимо веруя, что для спасения Родины требуется Божья помощь и самоотверженная любовь ее сынов, Собор ждет от русской государственной власти тех подвигов этой любви, которая сделает ее достойной благословения Божия.

Деятельность Временного правительства (февраль-июнь 1917 года).

После отречений Николая 2 и Михаила (Александровича?) единственным законным органом центральной власти стало Временное правительство, пришедшее 2 марта на смену думскому Комитету.В России сложилась своеобразная политическая ситуация. Одновременно существовали два органа власти – Временное правительство и Совет рабочих и солдатских депутатов. Эту ситуацию называют двоевластием. Создание Временного правительства явилось тем компромиссом, к которому были вынуждены прибегнуть Временный комитет и Петроградский Совет. Первый олицетворял собой умеренные силы общества, которые одни только к этому времени являлись более или менее организованной силой. Второй представлял реальную, но совершенно не организованную силу толпы и поэтому мог диктовать условия Комитету, но был не в состоянии организовать управление государством.

Возникнув, Временное правительство заявило о своей приверженности принципами демократии, отменило си­стему сословий, национальных ограничений, осуществи­ло ряд других мероприятий, чем, безусловно, снискало уважение и признательность своих сограждан. Однако окончательное решение этих и других вопросов было от­ложено до созыва Учредительного собрания. Народу предлагалось довести войну до победного конца. Первый кризис правительства возник в апреле в связи с нотой ми­нистра иностранных дел П.Н. Милюкова. В ней он писал, что «продолжая питать полную уверенность в победонос­ном окончании настоящей войны в полном согласии с союзниками, Временное правительство совершенно уве­рено в том, что поднятые этой войной вопросы будут раз­решены в духе создания прочной основы для длительного мира». Кризис был преодолен путем формирования в мае 1917 г. нового правительства. В его состав вошли б ми­нистров - социалистов (А.Ф. Керенский, М.И. Скоблев, Г.И. Церетели, А.В. Пешехонов, В.И. Чер­нов, П.Н. Переверзев) в качестве представителей Советов.

Предполагалось, что данный тактический ход усилит по­зицию правительства, повысит авторитет Советов путем усиления контроля над деятельностью правительства. Идея нашла свое дальнейшее развитие в решениях I Съезда Со­ветов (июнь 1917 г.). Съезд сформировал ВЦИК, санк­ционировал давно готовящееся наступление на фронте. В вопросе о власти подтверждалась необходимость коа­лиции. Преодоление кризиса в экономике делегатам съезда виделось на пути усиления централизации управ­ления народным хозяйством, в «умеренном» обложении налогами предпринимателей.

Свержение Временного правительства. Приход большевиков к власти.

Провал летнего наступления на фронте стал причиной нового политического кризиса. В столице прошли демонстрации с требования­ми передачи всей полноты власти в руки Советов, отставки правительства. Выступления вызвали замешательство в рядах умеренных социалистов. В организациях меньшевиков и эсеров стали формироваться леворадикальные фракции. Ситуация ос­ложнилась ухудшающимся экономическим положением. 2 июля министр продовольствия А.В. Пешехонов инфор­мировал о продовольственном кризисе, охватившем столи­цу и ее окрестности. Топливный комитет сообщил о надви­гавшейся остановке фабрик и заводов из-за отсутствия топлива. Подобное наблюдалось и в других промышленных центрах.

Выход из кризиса виделся на пути более жесткого курса в отношении революционного движения. 3 июля партия кадетов объявила об отзыве своих министров из состава правительства. Искусственно созданный прави­тельственный кризис преследовал цель подтолкнуть уме­ренных социалистов к более решительным действиям. Идея нашла поддержку и понимание. В тот же день Оргкомитет партии меньшевиков постановил сформировать новое пра­вительство «по возможности с преобладанием в нем пред­ставителей буржуазии». Предложение поддержали ЦК партии эсеров, ЦИК Советов. Принятые вслед за этим меры по стабилизации обстановки - подавление демонст­раций силой оружия, закрытие левой прессы, введение смертной казни на фронте, отсрочка выборов в Учредитель­ное собрание - характеризуют выбранный курс, но его ре­ализация имела и негативные последствия. Из сферы поли­тического диалога между различными политическими си­лами борьба все более переходила в сферу насилия и оже­сточения, поляризуя российское общество. Партия боль­шевиков на своем VI съезде (август, 1917) приняла решение о вооруженном восстании, конечной целью которого явля­лось свержение правительства и завоевание политической власти.

В конце августа 1917 г. правыми силами была пред­принята попытка осуществления государственного пере­ворота, установления военной диктатуры в стране. В ка­честве диктатора был избран Л.Г. Корнилов. Им было сформировано и направлено на усмирение столицы 33 ударных батальона. Заговор потерпел поражение. Поведение кадетов накануне и в ходе кризиса привело к резкому падению авторитета партии сре­ди народа. Из-за внутренних разногласий о форме и структуре нового пра­вительства, путях выхода страны из кризиса углубляется раскол среди социалистов, в партиях эсеров и меньшеви­ков.

Неудачный военный переворот генерала Л. Корнилова остановил процесс ста­билизации обстановки в стране и армии, достигнутый Вре­менным правительством летом 1917 г. Советы, все более контролируемые большевиками, вышли из кризиса с воз­росшей популярностью среди народа. Если в Петроградском Совете 2 марта за резо­люцию большевиков против передачи власти в руки Вре­менного правительства было подано 19 голосов против 400, то 31 августа абсолютное боль­шинство Совета поддерживало большевиков. 1 сентября Временное правительство под влиянием выступления Л.Г. Кор­нило­ва, провозгласило Россию республикой. В этот же день А.Ф. Керенский информировал ЦИК о создании Дирек­тории из 5 человек как временного органа для оперативно­го руководства страной. 2 сентября ЦИК Советов одоб­рил идею созыва Демократического совеща­ния, которому и предстояло решить вопрос о власти, а пока ЦИК призывал к поддержке сформиро­ванного Керенским правительства.

14 сентября 1917 г. начало работу Демократическое совещание. Основным вопросом его заседаний стал ха­рактер будущей власти и правительства. Демократическое совещание одобрило возможность коалиции с буржуазией, оконча­тельное решение вопроса о правительстве возлагалось на Предпарламент, создаваемый из делегатов совещания. В резолюции подчерки­валось, что правительство будет стремиться к заключе­нию мира между воюющими государствами и выражать волю народа. Затянувшийся правительственный кризис завершился созданием 25 сентября третьего коалицион­ного правительства. В его состав вошли 4 кадета, Керен­ский остался главой и верховным главнокомандующим. Здесь же было принято решение о созыве 20 октября Все­российского съезда Советов. После завершения работы Демократического совещания большевики выступили за скорейший созыв съезда Советов и провозгласили лозунг «Вся власть Советам».

После Демократического совещания «левые больше­вики» (В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий и др.) начали активную подготовку вооруженного восстания. Эта активность в зна­чительной степени определялась тем, что в руках больше­виков оказалось значительное число вооруженных сил и формирований отрядов Красной гвардии. Активность большевиков нарастала на фоне усиления экономического кризиса. 10 октября ЦК большевиков принял предложе­ние левых о подготовке вооруженного восстания. С при­нятием решений имевшие место противоречия среди большевиков по вопросам тактики не исчезли. Против восстания выступают Л. Каменев и Г. Зиновьев.

В последующие дни принятия решения о восстании большевики стремятся, надо отметить - не без успеха, расширить поддержку своей программы на предстоящем съезде Советов. В свою очередь правительство в лице А.Ф. Керенского предпринимает некоторые усилия по подавлению возможного выступления левых сил. В сто­лицу стягиваются верные правительству войска, но их немного. 24 октября А.Ф. Керенский выступил в Пред­парламенте с анализом ситуации в стране. Итогом обсуж­дения стало принятие резолюции, предложенной левыми фракциями меньшевиков и эсеров. Она предлагала под­держку правительства при условии немедленного осуще­ствления радикальной программы «земли и мира», созда­ние комитета общественного спасения с участием представителей Советов. Предложение было отклонено А.Ф. Керенским, ибо в нем в завуалированной форме вы­ражалось недоверие правительству.

Вечером 24 октября большевики начали вооруженное восстание. В течение ночи и последующего дня - ген­штаб, телеграф, вокзалы и другие объекты - находились в руках восставших. Утром 25 октября Военно-революци­онный комитет Петроградского Совета рабочих и солдат­ских депутатов объявил Временное правительство низло­женным. Позднее того же дня начал работу II Всерос­сийский съезд Советов. Из 670 делегатов 507 поддержали переход власти в руки Советов.

Съезд принял два основных документа. «Декрет о мире» содержал предложение всем воюющим народам и правительствам немедленно начать переговоры о спра­ведливом и демократическом мире. «Декрет о земле», согласно которому вся земля передавалась в обще­народное достояние, частная собственность на землю отменялась, каждый мог обрабатывать землю только сво­им трудом на основе уравнительного землепользования. Съезд подтвердил гарантии созыва Учредительного со­брания, обеспечение права наций на самоопределение. Власть на местах передавалась в руки местных Советов. На съезде был сформирован новый состав ВЦИК - 101 человек. В него вошли 62 большевика, 29 левых эсе­ров. Сформировано правительство из большевиков, на однопартийной основе - Временный Совет Народных Комиссаров во главе с В.И. Лениным. Первыми совет­скими наркомами стали Л.Д. Троцкий, А.И. Рыков, В.П. Милютин, И.В. Сталин и другие, всего 13 человек.



mob_info