Учебно-тренировочная эвакуация воспитанников и сотрудников доу в случае возникновения пожара. Учебная эвакуация в детских садах: рекомендации родителям Эвакуации при чс в детском саду

Жизнь полна неожиданностей. Среди них немало опасных, особенно для детей. Не обладая многими знаниями, житейским опытом, они не могут до конца понять и правильно оценить происходящее, действовать «по-взрослому», в том числе из-за отсутствия необходимых физических сил и психологических качеств - смелости, хладнокровия, решительности. Вот почему важно научить ребёнка действовать в чрезвычайной ситуации грамотно, но не раздумывая, осторожно, но не паникуя, не теряясь, спокойно, но быстро, буквально автоматически. Разумеется, будучи вместе со взрослыми - слушаясь их, выполняя их распоряжения. Это обязательно необходимо делать на случай пожара в МБДОУ - ситуации всегда непредсказуемой, динамичной и несущей самые серьезные угрозы.Чтобы успешно преодолеть такую ситуацию, надо быть к ней готовым.
Отсюда одной из главных задач МБДОУ является регулярная подготовка детей и работающего с ними персонала к действиям в экстремальных условиях. А это достигается систематическими тренировками воспитанников и взрослых, отработкой планов эвакуации из зданий при пожаре и других опасных событиях.
17.04.2019 года в 9:30 мин. в МБДОУ №73 «Веснянка» была проведена учебно-тренировочная эвакуация воспитанников и сотрудников ДОУ в случае возникновения пожара. Место условного пожара – музыкальный зал в здании основного корпуса МБДОУ №73. Время 9:30-10:20. Тема - Эвакуация персонала и тушение условного пожара. Цель: проверить совершенствование навыков сотрудников при эвакуации. На время проведения тренировочных занятий в МБДОУ№ 73 находится 17 групп от 2-х до 7 лет.
Общее количество воспитанников - 318 детей, сотрудников - 65.

В ходе тренировки отработаны следующие основные вопросы:
1.Действия работников МБДОУ при возникновении ЧС.
2. Эвакуация воспитанников и работников при возникновении пожара.
В процессе тренировки сотрудники МБДОУ действовали в соответствии с поставленными задачами быстро и грамотно с соблюдением техники безопасности. Согласно плану эвакуации. Эвакуация из здания МБДОУ № 73 проведена за 8 минут. Эвакуация из здания модульного садика проведена за 8 минут. Полная эвакуация была проведена за 19 минут с выходом за территорию МБДОУ и построением на стадионе школы №39.
Воспитателями была произведена проверка наличия детей по спискам с последующим докладом заведующему.
Медсестра Крамаренко З.Т. с аптечкой первой помощи сопровождала эвакуируемых.





Заведующим подведены краткие итоги подготовки и проведения экстренной эвакуации воспитанников и персонала.
Общая оценка проведенной тренировки - хорошо.
Вывод: Итоги объектовой тренировки в целом положительные намеченные цели и задачи тренировки достигнуты. Действия административного и педагогического персонала при проведении эвакуации организованные и четкие, что говорит о качественной подготовке к действиям в случае возникновения различных чрезвычайных ситуаций.

Приказ «О противопожарном режиме в ДОУ» дополнен инструкцией, которая четко регламентирует действия при пожаре в детском саду. Она предлагает алгоритм мероприятий, которые должны совершать сотрудники в случае его возникновения. Учебные занятия должны проводиться не реже, чем раз в полгода, чтобы при возгорании персонал детского сада действовал оперативно и выверено. В первую очередь работники обязаны направить свои усилия на безопасность детей, а именно – на их спасение и вывода из здания детсада. С планом и последовательностью действий каждый из сотрудников ДОУ должен быть знаком под личную роспись.

  1. Объявление тревоги делает тот работник, который обнаружил возгорание в детском садике.
  2. Вызов служб на помощь входит в компетенции руководства, на происшествие должны быть вызваны МЧС, медицинские работники и полиция.
  3. Эвакуировать, то есть выводить детей с объекта должен педагог, это входит в перечень действий воспитателя при пожаре в детском саду.
  4. Все эвакуированные должны собраться в специальном месте, дети не должны оставаться без контроля взрослых.
  5. Завершаются мероприятия перекличкой, каждый ребенок и сотрудник должен быть назван и откликнуться.

Важно! Каждый работник должен четко знать свои обязанности, согласно порядку в ДОУ. Например, если воспитатель группирует и выводит детей из здания, то в зимний период его помощник собирает вещи и выносит их вслед за детьми. Затем оба взрослых одевают воспитанников.


Памятка для воспитанников ДОУ

Правила эвакуации при пожаре в детском саду предписывают обучение детей грамотному поведению при пожаре. Каждый воспитанник обязать знать схему выхода на улицу и уметь себя вести при ЧС. Вот основные методические рекомендации:

  • ребенок должен понимать, что важно быть спокойным и беспрекословно сгущаться педагога, который сгруппирует детей, пересчитает их и быстро выведет их из здания;
  • если в здании много дыма, то поможет мокрая повязка на рот и нос, ей сможет стать любая тканевая вещь;
  • если концентрация дыма в помещении увеличивается, то перемещаться по эвакуационным маршрутам нужно на коленках или ползком;
  • покинув здание, следует так же слушаться руководителя, выполнять его команды, обязательно дождаться переклички, чтобы воспитатель смог понять, сколько человек вышли из помещения.

На заметку! На учебной эвакуации в детском саду при пожаре занятиях взрослые должны добиться понимания у детей, в том числе и в ситуации, если ребенок остался в горящем здании без взрослых. Так, он не должен выпрыгивать в окно, а звать на помощь. В помещении не нужно прятаться от огня, иначе пожарники не смогут найти ребенка. Эти навыки дети должны получить еще до школы.


Действия воспитателя

Непосредственно эвакуация детей при пожаре в детском саду ложится на плечи воспитателя. Он обязан знать алгоритм правильных действий во всех формах: во время дневного отдыха, на утреннике или на спортивных занятиях. Инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре в ДОУ предписывает воспитателям:

  • не подаваться панике самому и успокаивать детей;
  • собрать детей и убедиться, что на путях эвакуации нет огня и сильного задымления;
  • выбрать наиболее безопасный маршрут эвакуации, согласно ситуации;
  • если пути безопасны, следует построить детей, пересчитать их и взять журнал. Где ведется посещаемость;
  • дети должны идти по двое, взявшись за руки, воспитатель ведет их, помощник завершает вереницу;
  • провести перекличку и находится неотлучно от группы до прибытия служб спасения;
  • если безопасного маршрута не существует, необходимо обеспечить каждого ребенка мокрой повязкой, предложить им присесть, а при звуках пожарных машин, немедленно подать сигнал, чтобы бойцы первым делом занимались спасением детей.

Действия заведующего ДОУ

Поскольку основная ответственность лежит на руководителе детского дошкольного учреждения, он должен обеспечить оперативность и правильность всех действий:

  • он должен сообщить по телефону в ближайшее подразделение МЧС о произошедшем событии, если это уже сделал его подчиненный, нужно продублировать и подтвердить вызов;
  • дать приказ завхозу о включении сигнализации и других систем оповещения, и об отключении инженерных коммуникаций: вентиляции, электросети и газопровода;
  • определить безопасные выхода эвакуации и указать место общего сбора на территории, прилегающей к детскому саду;
  • сообщить в местный орган образования о случившейся чрезвычайной ситуации;
  • контролировать выход детей и персонала с объекта;
  • руководить ликвидацией пожара первичными средствами;
  • если появилась угроза для детей, нужно принимать меры по спасению имеющимися средствами;
  • контролировать перекличку, по спискам и журналам, то есть проверять, все ли дети выведены из здания;
  • удалить из зоны опасности всех людей, не занятых в ликвидации ЧС;
  • контролировать меру безопасности людей, занятых тушением пожара, включая температурные воздействия и скопление опасных продуктов горения;
  • постараться эвакуировать из зоны опасности ценности, с указанием на какой участок их складировать.

Следует понимать! Несмотря на имеющее в ДОУ специальное должностное лицо, ответственное за противопожарную безопасность, полная ответственность лежит на руководителе учреждения. Именно он отвечает за слаженность и оперативность действий сотрудников. Поэтому важно регулярно проводить тренировки и отмечать их результаты в журнале.

Алгоритм действий при пожаре в детском саду

Порядок действий в случае возникновения пожара в детском саду разработан на базе экспериментальных данных и практики. Документ учитывает следующие параметры возгорания на подобных объектах:

  • в комнатах ДОУ пламя распространяется со скоростью от 1 до 1,5 метров в минуту;
  • в коридорах – достигает 5 метров в минуту;
  • если начинают гореть бумажные и мебельные изделия, то в воздухе концентрируется оксид углерода, в зависимости от интенсивности пожара, его смертельная доза скапливается в организме человека в течение от 5 до 10 минут.

В силу столь значительных показателей эвакуация должна проходить быстро и без паники, а для этого все действия должны быть максимально отработаны. Важна правильная реакция в самые первые минуты, от нее зависит здоровье и жизни детей.

Дети, особенно маленькие, дошкольного возраста, не в состоянии оценить степень опасности огня. С небольшим огнем они часто пытаются играть, и могут вовсе не сообщить взрослым о возникшем, пусть случайно, возгорании. Но если огонь переходит в стадию пожара, малыши впадают в панику и пытаются спрятаться под кроватями, в шкафах, в других «безопасных» (с точки зрения перепуганного ребенка) местах.

Поэтому тушение пожаров в детских учреждениях - это задача особой категории сложности. Порядок действий в случае возгорания подробно описывается в инструкции по эвакуации.

Обязательное ознакомление

Перед взрослыми, работающими в детских садах и других подобных учреждениях (ДОУ), при пожаре встает особая задача - не допустить паники среди воспитанников, не позволить никому «потеряться», вывести всех в безопасную зону, сохранив контроль над обстановкой.

Это нужно в первую очередь для безопасности детей, поскольку уверенные действия взрослых успокаивают их. Во-вторых, сохранение личного хладнокровия необходимо воспитателю для пересчета детей в начале эвакуации и после ее завершения.

Для того чтобы каждый сотрудник детского сада не терялся в случае пожара и точно знал, какие действия и в каком порядке ему необходимо предпринять, разрабатываются инструкции по эвакуации людей в ДОУ. (ДОУ - дошкольное образовательное учреждение.)

Их наличие в любом детском саду с точки зрения закона обязательно. Инструкция по эвакуации должна быть в безусловном порядке доведена до сведения каждого работника, а факт ознакомления с ней должен подтверждаться его собственноручной подписью - либо внизу под инструкцией, либо в специальном журнале.

В случае возникновения любого ЧП, связанного с огнем, пожарный надзор и другие контролирующие органы в первую очередь будут проверять, были ли сотрудники ДОУ ознакомлены с порядком действий по инструкции, и соответствовало ли их поведение этой инструкции на практике.

Особое значение имеет именно инструкция об эвакуации людей . Работники детского сада должны знать, в каком направлении двигаться в случае пожара. Первоочередная задача всех без исключения сотрудников ДОУ - спасти жизни воспитанников.

Заниматься пожаротушением они должны только в той мере, в какой это необходимо для обеспечения безопасной эвакуации малышей - например, с помощью огнетушителей перекрывать дорогу огню, распространяющемуся на пути отступления.

Любая инструкция по эвакуации при пожаре дает ответы на конкретные вопросы:

  1. какие первичные средства пожаротушения имеются в ДОУ, и где они находятся;
  2. кто отвечает за их сохранность и работоспособность;
  3. кто отвечает за эвакуацию детей;
  4. где находятся места сбора;
  5. кто должен сообщить о пожаре в МЧС и по какому телефону;
  6. кто должен осуществлять предварительное руководство эвакуацией и пожаротушением;
  7. кто должен обеспечить свободный проезд для пожарных машин к зданию ДОУ и показать им точки подключения к пожарным гидрантам;
  8. каковы действия каждого работника учреждения при возникновении возгорания.

Существуют типовые образцы инструкций по эвакуации в ДОУ, но для каждого конкретного детского сада рекомендуется написать свою, так как архитектура, месторасположение, количество воспитанников и другие важные факторы всегда различаются.

Максимально конкретная инструкция, в которой прописаны действия всех сотрудников, начиная от заведующего, продолжая воспитателями и заканчивая дворником - залог успешной эвакуации и минимальных материальных потерь.

Лучше всего, если в инструкции по эвакуации будет конкретно указано, кто из взрослых, какую группу воспитанников, и в какое место должен вывести. Кто осуществляет общее руководство эвакуацией, кто занимается предварительным тушением пожара (этот человек должен иметь соответствующие навыки).

На кого ложится обязанность обесточить все помещения, выключить вентиляционные и климатические установки, кто встречает пожарных, кто открывает ворота для заезда машин, и так далее. Инструкция по эвакуации должна быть максимально детализирована, и четко распределять обязанности всех работников ДОУ.

Средства тушения возгорания

Первичные средства пожаротушения, которые находятся в ДОУ, включают в себя следующие аппараты и материалы:

  • огнетушители;
  • емкость с песком или землей;
  • лопаты, и багры;
  • кошму - лист войлочного или асбестового негорючего материала площадью минимум в 1 квадратный метр.

Дополнительно (а в современных реалиях - обязательно) в детском саду обязательно должна быть установлена автоматическая система пожаротушения.

Огнетушители выпускаются различных типов - водно-пенные, углекислотные, порошковые и другие. Их количество и размещение в здании по путям эвакуации должно соответствовать установленным противопожарным нормам.

Конкретных указаний на тип огнетушителя, который можно применять в детском саду, нет. Рекомендуется выбирать углекислотные и порошковые виды, которыми можно тушить горящую электропроводку под напряжением. Любыми жидкостными огнетушителями ее тушить нельзя.

Углекислотным огнетушителем категорически нельзя тушить горящую на человеке одежду и вообще направлять его струю на людей, так как температура струи углекислого газа - минус 70 градусов Цельсия.

Кроме того, «углекислотники» имеют также значительные габариты и массу до 16-20 кг. С учетом особенностей контингента любого ДОУ, маловероятно, что большинство воспитательниц сможет воспользоваться ими в критической ситуации, поэтому предпочтение следует отдавать порошковым.

Для изоляции очага возгорания и быстрого тушения, если огонь не успел распространиться, его забрасывают землей или песком. Если огонь перекинулся на чью-то одежду, человека надо быстро накрыть кошмой, одеялом или чем-то подобным, чтобы перекрыть доступ воздуха.

Важные пункты

В любой инструкции по эвакуации людей, содержаться типовые пункты. Есть они и в подобных документах для ДОУ. Вот несколько их таких пунктов, на которые следует обратить внимание.

Работник, первым обнаруживший возгорание, должен сообщить об этом в пожарную часть по телефону 01 - с городского, 101 или 112 - с мобильного. После этого он должен поставить в известность руководство ДОУ.

И только в последнюю очередь он либо приступает к самостоятельному тушению пожара (если позволяет возможность), либо выполняет свои эвакуационные обязанности согласно штатному расписанию.

Заведующий, его зам или дежурный администратор дублирует звонок в пожарную часть. Надо сообщить точный адрес возгорания, должность и ФИО звонящего.

Далее лицо, осуществляющее общее руководство, дает приказ подчиненным задействовать систему тревожного оповещения, выключить принудительную вентиляцию и все сплит-системы, обесточить территорию ДОУ, включив аварийное освещение в местах, где проходят пути эвакуации.

Воспитательницы и другие лица в соответствии со штатным расписанием ДОУ осуществляют эвакуацию детей. Каждый ведет свою группу по безопасным путям эвакуации в соответствии с планом либо в соответствии с текущей обстановкой (если огонь перекрыл основной эвакуационный путь).

После вывода на утвержденную заранее в инструкции точку сбора, детей пересчитывают. Если все на месте, то лица, которым это вменено в обязанность штатным расписанием, занимаются предварительным тушением очага возгорания и спасением материальных ценностей (по возможности).

Иногда очень трудно сдержать эмоции. Наткнешься на какой-нибудь план эвакуации, созданный полиграфистами, возомнившими себя инженерами пожарной безопасности, и негодуешь. Отчего? Странно было бы реагировать по-другому, когда то дело, в которое ты вложил столько труда, от которого зависит безопасность дошколят, дело которое требует специальных знаний и образования низводится на уровень «просто бизнеса». Лишь бы подписать акт, лишь бы перечислили аванс, «сделать и забыть» - это принцип многих компаний. И когда от этого не зависит безопасность маленьких, это еще можно стерпеть. Но когда при разработке плана эвакуации детского сада не учитываются важнейшие, основополагающие принципы обеспечения безопасности детсадовцев, когда у некоторых разработчиков текстовая часть плана эвакуации совершенно разных объектов не отличается ничем это становится нетерпимым.

На такие мысли навел меня этот пример. Он взят с официального сайта разработчика и приводится на нашем сайте в некоммерческих целях анализа, разбора ошибок и подтверждения уже высказываемого нами мнения о важности составления текстовой части с учетом особенностей возможной эвакуации уязвимых групп населения.

Но страшна, не графическая часть этого. Она просто не соответствует ГОСТ, что не так критично. В рассматриваемом случае опасна именно текстовая часть плана эвакуации - «стандартная» и не отличающаяся от других инструкций того же самого разработчика.

Когда начинаешь разбираться с текстом, становится совершенно непонятно, зачем в Академии ГПС МЧС России идут многолетние исследования процесса эвакуации дошкольников, если они проигнорированы авторами этого макета, если они не используются на практике, если инструкция для детского сада ничем не отличается от такой же инструкции для торгового центра. А ведь исследования пожарных ученых дали очень интересные результаты, которые необходимо использовать в практической работе, в том числе и разработчикам эвакуационных схем.

Какие особенности разработчик должен учитывать, планируя действия детей в условиях пожара. Как отмечается в первая особенность, связанная с планом эвакуации - это сложность ориентирования на плане эвакуации. Половина пятиклассников не смогли правильно ориентироваться по плану, при том, что только четверть восьмиклассников испытали аналогичные трудности. Поэтому первое и очевидное - план эвакуации в детском саду - не для ребенка, а для взрослого человека, воспитателя. Т.е. действия малышей осуществляются ТОЛЬКО через него.

В этом случае план эвакуации должен выполнять профилактическую функцию пассивного и активного обучения воспитателей, формирование у них правильного алгоритма действий, с учетом специфики поведения детей при пожаре. В том же источнике утверждается, и, не согласиться с этим сложно, что организация действий детей воспитателем доминирующий фактор в уменьшении времени начала эвакуации, а значит, является залогом её успеха.

Там же указывается, что первостепенное значение имеет реакция воспитателя на обнаружение пожара или сигнал пожарного оповещения. По моей практике, памятен ответ одного работника детского дошкольного учреждения о том, на вопрос: что она будет делать при пожаре. По её мнению (закрепленному в её инструкции) она должна была немедленно отправиться вниз под лестницу (к рубильнику), и обесточить здание. Потом используя фонарь выводить детей…. Это реальный ответ. Я его не сочинил, и у меня есть аудиозапись этой беседы.

Поэтому в текстовой части эвакуационной схемы мы должны попытаться воздействовать именно на первую реакцию воспитателя. Это можно сделать в следующей словоформе.

«При сигнале речевого, звукового или светового оповещения о пожаре начните готовить детей к эвакуации! Не выполняйте других функций! Ваша цель - вывести детей в безопасное место. Начните их подготовку к выходу»

Второй сложный момент, также отмечает Самошин Д.А. в работе . Дети готовятся к эвакуации дольше, чем взрослые. Особенно это характерно для весеннего, осеннего и зимнего периода. Тот, кто пробовал одеть ребенка, должен знать насколько это сложно. А дети, как назло, пребывают в дошкольных учреждениях именно в эти сезоны. Поэтому следующая фраза, должна запечатлеть в голове воспитателя, что не нужно тратить время на одевание зимней одежды. Это можно описать так:

«Не теряйте время на одевание детьми верхней одежды. Приготовьте заранее теплые одеяла или используйте одеяла, применяемые для сна. Одежду можно взять с собой и одеть уже в безопасной зоне. Заранее обеспечьте обогрев детей вне здания, в котором случился пожар»

Коллеги из Академии проведи интересный эксперимент. Летом время подготовки группы детей к выходу из здания занимало 0,6 минуты, весной и осенью - пять минут, зимой 7,5 минут. Использование одеял помогло сократить этот важнейший фактор безопасности до 1,1 минуты!

При разработке действий для воспитателей нужно учесть тот факт, что при пожаре дети прячутся от опасности. Не учитывать это в текстовой части плана эвакуации - недопустимо. В инструкции это можно сформулировать так:

«Проверьте, не спрятался ли кто-то из детей под кровати, в шкафы, в углы помещений, за мебель»

Особое внимание нужно уделить действиям воспитателя в ночное время. Исследование, проведенное группой американских ученых, показало, что из 123 спящих детей только 20% проснулись от работающей системы оповещения. 61% спящих не прореагировали вообще никак, 17 процентов реагировали во сне, и 2% проснулись после того как сирена прекратила работать. Очень важный фактор поведения детей в ночное время указан в . После пробуждения дети не ориентируются в окружающей обстановке сразу и им нужны объяснение и внимание взрослых. Это обстоятельство понуждает включить в инструкцию по эвакуации следующую фразу:

«В ночное время и во время дневного сна - разбудите всех детей, убедитесь, что они проснулись. Спокойным голосом сообщите им, что спать уже не обязательно и можно собираться и идти на улицу. Не оставляйте проснувшихся детей без внимания!»

Подготовив детей к эвакуации следует начать двигаться к выходу. Здесь всех всегда беспокоит вопрос, где должен быть взрослый во время движения группы людей. Представляется правильным следующий алгоритм, который и нужно вписать в инструкцию следующий алгоритм:

"Если взрослый в группе детей один, то он должен находиться позади группы детей и контролировать, чтобы никто не отстал. Управление движением группы детей он, в таком случае осуществляет подачей голосовых указаний. Если взрослых двое, то один из них принимает на себя роль «направляющего», а второй - «замыкающего». Направляющий определяет безопасный маршрут и ведет группу. Замыкающий должен следить, на отстал кто-то от группы, не остался ли в здании»

При этом важно, организовать движение детей таким образом, чтобы они двигались слаженно, спокойно и управляемо. Это может быть достигнуто следующей рекомендацией:

«Скажите детям взяться за руки и положить свободную руку на плечо идущего впереди. Успокаиваете детей в процессе эвакуации. Говорите им громким, но ровным и спокойным, веселым голосом следующие фразы: «Все в порядке!» «Мы просто играем! Не бойтесь! Мы все сейчас дойдем до выхода»

Ну и напоследок, следует учесть, что когда дети выйдут из здания, кто-то может захотеть вернуться за любимой игрушкой. Данных о таком поведении нет, но теоретически это возможно. Поэтому следует предписать воспитателю: проследить, чтобы никто из детей не возвращался в здание.

Именно такие планы эвакуации должен требовать инспектор. Понимаю, что это сделать сложно, ведь такое подробное содержание нигде не нормируется. В этом и проблема. АБСОЛЮТНО не нужный фотолюминесцентный материал, его свечение и прочая, простите за слово, фигня, нормируется, а содержание инструкции для детских садов - нет. И поэтому план, представленный выше, как пример абсолютно неграмотной разработки текстовой части, пример не учитывающий никаких особенностей эвакуации зданий с дошкольниками - пропускается теми специалистами органов надзорной деятельности МЧС которые, так же как и разработчики этого плана не задумываются о его смысле.

Поэтому пока не будет знаний о пожарной безопасности у инспектора, который не обращает внимание на «эти мелочи», у заказчика, который готов принять и такую работы лишь бы «закрыть» вопрос с инспектором, до тех пор и будут такие планы эвакуации, как тот, который мы описываем. Планы эвакуации бесполезные и бессмысленные. Которые действительно НЕ нужны, так как они не следуют ни к одной из целей, о которых мы говорили



mob_info