Консультация для родителей:"Использование УМК в домашних условиях". УМК для родителей консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему Правила изучения родителей по умк


Консультация для родителей
Тема: «Как дошкольник становится школьником?»

Казалось бы, ответить на этот вопрос можно просто: поступает в школу. Но это иллюзия простоты. Есть дети, которые, обучаясь в первом и даже во втором, третьем классе, остаются дошкольниками. А есть и такие, что, поступив в школу, теряют черты дошкольника, но по-настоящему в школьников так и не превращаются. Разница между дошкольником и школьником - не внешняя, а внутренняя, психологическая. И определяется она тем, как ребенок относится к другим людям - взрослым, сверстникам, к заданиям, которые он выполняет, и тем, насколько развиты у него психические качества, необходимые для систематического усвоения знаний.
Для начала попробуем набросать психологический портрет младшего школьника, и не просто школьника, а, так сказать, идеального школьника, то есть ребенка, который любит ходить в школу, успешно учится и, главное, под влиянием обучения успешно продвигается в своем умственном развитии. И первое, что нас интересует, - это отношение ребенка к школе, учению, учителю, сверстникам, то есть так называемая "позиция школьника", по определению известного психолога Л.И.Божович. Школа - это особое место, где учат и учатся, то есть делают важное, необходимое и почетное дело. Учиться - это не то, что играть. Ты все время узнаешь что-то новое, становишься старше и умнее. И все понимают, что твоя учеба - это как папина работа, к ней надо относиться всерьез. Поэтому, когда тебе задали урок, ты имеешь право попросить, чтобы выключили радио, телевизор, чтобы тебе не мешали работать. И хорошо, когда задают уроки потруднее, - лучше чувствуешь, что к тебе относятся всерьез. Учитель - самый знающий, самый уважаемый человек. То, что он говорит, всегда правильно и обязательно для всех. Он справедливый, любит всех детей одинаково. Отметку ставит за то, что ты знаешь и как стараешься. Очень приятно получать пятерки, но, если это не всегда получается, значит, надо стараться больше и в конце концов обязательно получится. Самые лучшие дети в классе - это те, кто выполняет школьные правила, старательно учится и помогает товарищам...
Чувствуете, что у нас начал вырисовываться некий эталон "ученика", на которого остается только молиться учителям и родителям... Ничего не поделаешь, это и есть позиция школьника в ее "чистом" виде. Да и в самом деле многие младшие школьники достаточно явно ее придерживаются, нередко удивляя родителей своим педантизмом в соблюдении школьных установлений. Но пойдем дальше в составлении задуманного портрета.
Что еще должно войти в психологический портрет воображаемого отличника? Конечно, на уроках он весь внимание. Не ерзает, не болтает с соседом по парте и уж во всяком случае не вскакивает с места и не отправляется гулять по классу. Нет у него в парте и любимого зайчонка или маленькой машинки, которую время от времени можно потихоньку покатать взад-вперед. Ведь, во-первых, что может быть для него важнее, чем рассказ учительницы, а во-вторых, он уже научился управлять собой, быть внимательным, не отвлекаться, даже если рядом происходит что-то необычное (например, сосед лезет под парту искать укатившуюся ручку). Это - произвольность поведения. Она сказывается во всем - в сосредоточенности внимания, в умении следить за ходом рассуждений учителя и других детей, своевременно выполнять указания, действовать в соответствии с правилами, целенаправленно заучивать заданное. Но одной произвольности недостаточно. Ведь нужно не только слушать, но и понимать то, что рассказывает учитель, не только внимательно читать учебник, но и представлять себе то, о чем в нем написано, не только запоминать правила, но и соображать, как их можно применить в том или другом случае. А значит - не обойтись без развитого восприятия, мышления, воображения, обеспечивающих сознательное усвоение и применение школьных знаний. Их тоже необходимо включить в портрет, особо подчеркнув логическое мышление - умение сопоставлять факты, последовательно рассуждать, делать выводы. Пожалуй, на этом можно было бы и закончить, если бы ребенок мог продержаться только на сознательности и произвольности. Практически это невозможно, и на помощь приходит интерес к самому учебному материалу - к тому, как жили люди в старину, как они живут в разных странах, к миру животных, к причинам, порождающим явления природы, и к тайнам математических вычислений.
А теперь обратимся к типичному дошкольнику и посмотрим, в какой мере он соответствует требованиям, предъявляемым к "идеальному" ученику. Позиция дошкольника основана на совсем ином отношении к окружающим людям и своим собственным занятиям, чем позиция школьника. Мама и папа тебя любят, прощают тебе шалости и капризы и уж во всяком случае не будут ругать, если ты нечаянно разбил чашку. Конечно, бывает, что они сердятся и даже наказывают, потому что обижаются на тебя, но все это легко исправить: стоит только, даже если ты всерьез набезобразничал, сказать: "Я больше не буду", чтобы тебя простили. Конечно, им, взрослым, хорошо: им все можно, а вот тебе почему-то многое запрещается. Детский сад - место, где играют. Занятия - это тоже игра: приходит Петрушка и просит помочь ему посчитать, сколько нужно чашечек, чтобы напоить чаем всех кукол. А если ты чего-нибудь не понял, сделал не так, тебя все равно похвалят - ведь ты старался. Елена Петровна, воспитательница, - как мама, только ей труднее: детей много, а она одна. За всеми не уследишь. Поэтому ей надо сочувствовать, слушаться, не слишком шуметь. Вместе с тем, вполне возможно, что жизнь заготовила для этих детей немало чудесных сюрпризов, и потому было бы несправедливо обрекать их на скучное, ограниченное существование, в то время как совсем небольшие усилия со стороны родителей, несложные специальные занятия, неожиданный подход к тому или иному делу, могут сделать ребенка многогранной личностью, что в будущем откроет перед ним все возможные двери.


Приложенные файлы

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки !

Новые подходы в обучении детей татарскому и русскому языкам с использованием учебно-методических комплектов (УМК) освещены по адресу http://mon.tatarstan.ru/rus/umk_doshkolniki.htm
Здесь Вы найдете много интересного и разнообразного материала для занятий с детьми

На телевизионном канале ТРК «Новый век» для наших детей показываются серии передач на татарском языке:

"В стране сказок" («Әкият илендә») по воскресениям в 9 часов 30 минут,
по будням - передача
"Гостинчик для малышей" (Күчтәнәч") днем в 15 часов 15 минут и вечером в 21час.00 минут.


Всегда можно просмотреть эти программы по следующему адресу http://mon.tatarstan.ru/rus/ekiyat_ilende.htm

Мультфильмы на татарском языке производства студий «Татармультфильм» и Союзмультфильм» (в переводе) размещены на сайте http://mon.tatarstan.ru/rus/info.php?id=539365

- Сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан, раздел "Дошкольное образование" :

УМК (учебно-методический комплект)

Цикл телепередач для детей дошкольного возраста “Әкият илендә» http://mon.tatarstan.ru/rus/ekiyat_ilende.htm

Рабочая тетрадь “Говорим по-татарски” http://mon.tatarstan.ru/rus/info

- Сайт детского журнала "Салават күпере"

- Сайт детского телеканала "Яшь ТНВ"

- Просмотр детских телепрограмм "Күчтәнәч"

http://psihotesti.ru

http://psyparents.ru/univer.html

Музыкальный проект «Поем и учим татарский язык» http://tnv.ru/main/katalog/detskie/poem_i_ushim_tatarskii_yazik/

Телевизионная игра "ПЕРЕВЕДИ! Татарча өйрәнәбез" http://tnv.ru/main/katalog/poznavatelnye13/perevedi_tatarcha_oiranabez/ /upload/images/files/УЧИТЕ С НАМИ старш, подг (1)

На поляне детства Хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей http://anatele.ef.com

Мультимедийной библиотеки “БАЛА”.

Адресу [email protected]

На сайте бала.рф можно бесплатно посмотреть и скачать мультфильмы для детей на татарском языке.

Увидеть трилогию «Зилантовы сказки» можно на открытом Интернет-канале www.tatarcartoon.ru .

- http://mon.tatarstan.ru/rus/info

> Мультфильмы на татарском языке - Дошкольное образование

  • ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ВХОДА И РЕГИСТРАЦИИ
  • В СИСТЕМЕ ОН-ЛАЙН ШКОЛЫ «АНА ТЕЛЕ».
  • При регистрации:
  • 1. Зайти на сайт http://anatele.ef.com/
  • 2. На стартовой странице необходимо нажать на окно «Регистрация».
  • 3. Ввести имя и фамилию латиницей, адрес электронной почты, придумать и ввести пароль.
  • 4. В окне появиться шкала 9 уровней и пояснение по заполнению профиля языковых компетенций. Необходимо внимательно ознакомиться и кликнуть на окно «Начать».
  • 5. Пошагово выбирать свой уровень знаний татарского языка и выбирать уровень, которого хотите достигнуть. Каждый раз после выбора кликать на окно «Далее», расположенном в правом верхнем углу.
  • 6. Если Вы согласны с результатами, то кликнуть на окно «Сохранить мои отчеты», если нет, то на окно «Начать снова» и пройти шаги, указанные в пункте 5 настоящей инструкции.
  • 7. Далее начать прохождение разделов

Родительское собрание в ДОУ по теме «Искусство воспитывать» (нетрадиционная форма проведения)

Тема нашей встречи: «Искусство воспитывать». Мы поговорим с вами о том, как правильно общаться с детьми в семье, чему их нужно научить в первую очередь, узнаем, умеете ли вы использовать правильно методы поощрения и наказания.

Цель:

Педагогическое просвещение родителей в вопросах: как правильно общаться с детьми в семье и вырастить ребёнка здорового, жизнелюбивого, общительного; как правильно использовать в процессе воспитания детей методы поощрения и наказания.

Воспитание – очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правильного воспитания нельзя откладывать на более поздний срок, оно должно начинаться с первых дней рождения ребёнка. Думаю, что большинство родителей испытывают серьезные затруднения в процессе воспитания.

«Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети, - говорит украинская народная мудрость. Старость неотвратима, смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».

Вы, конечно, хотите иметь хороших детей: умных, добрых, вежливых, отзывчивых, трудолюбивых, т. е. высоконравственных. Когда в семье такие дети, семья счастлива. Давайте объединим наши усилия в воспитании подрастающего поколения.

Общение играет огромную роль в жизни любого человека и тем более ребёнка. От самого процесса общения и его результатов между родителями и детьми во многом зависит психическое здоровье ребёнка – его настроение, его чувства и эмоции, а, следовательно, развитие.

Дети требуют не столько внимания - опеки, сколько внимания - интереса, который им можете дать только вы – их родители. Общение по его интересам приносит ребенку массу положительных радостных переживаний. Лишенный общения малыш впадает в тоску, личность его травмируется, и не только личность. Такие виды общения, как улыбка и взгляд, увеличивают силу взаимного притяжения малыша и его родителей. При дефиците внимания, любви, ласки, при жестком обращении у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчужденности.

Завершить свою беседу хочется словами С. Соловейчика – писателя, большого знатока детских душ, который утверждал: «Любить – значит принимать человека таким, какой он есть», и далее на вопрос «Как бороться с недостатками детей? » отвечал: «Бороться - то, конечно, можно, но победить их можно лишь любовью. Ведь перед нами не враг, а собственный ребенок

Принципы построения общения :

Уметь выслушать своих детей – основной и наиболее важный принцип общения , но большинство родителей никогда не делают этого . Они заняты " чтением морали " своим детям и рассказами , как следует поступать в том или ином случае . Это приводит к пропасти в общении между родителями и детьми .

Принять ребенка таким , какой он есть , без всяких условий , со всеми его индивидуальными особенностями , плюсами и минусами . В семье этому способствует безусловная любовь , которую малыш должен чувствовать всегда .

Не переходить с оценки конкретных действий на оценку его личности . Говоря о внешнем виде ребенка , его рисунках , поделках , особенно в случае неудач , нельзя делать выводы о его низких умственных способностях или предсказывать ему в будущем плохую жизнь .

Общение должно иметь положительный эмоциональный фон . Нужно замечать успехи ребенка , радоваться им . А также ребёнок должен чувствовать , что вы его любите . Почаще смотрите на него восхищёнными глазами и говорите ему , какой он « хороший ». Но не « сюсюкайте » с ребёнком : « сюсюканье » делает ребёнка капризным нытиком .

Ребенок не должен чувствовать отчуждения : дети , лишенные веры в любовь родителей , становятся неуверенными в себе , приобретая ряд отклонений , что и сказывается на его развитии .

Разговаривать в семье взрослые между собой должны культурно , спокойно . Для ребенка вы являетесь образом речи , поскольку дети , как правило , всегда говорят и выражаются так , как их родители .

Не забываете , что ключ к сердцу ребенка лежит через игру . Именно в игре можете передать те навыки и знания , понятия о жизненных ценностях и просто лучше понять друг друга , сблизится .

В завершении хотелось бы сказать и о принципах единства требований в семье : это единство не следует понимать упрощенно - все требуют одно и то же . Нет ! Каждый в семье ведет свою партию , важен принцип совместимости и дополнения ».

Шпаргалка для родителей

Как решить проблему :

Пожалуйста , действуйте осторожно , не тревожа ребенка , пока сами не разберетесь в причинах своего неудовольствия или тревоги .

Обдумайте , какие именно черты вам не нравятся , понаблюдайте за ребенком – как , в каких ситуациях они проявляются , быть может , вы какими - то своими действиями провоцируете его на эти негативные проявления .

Попробуйте взглянуть на эти не устраивающие вас черты иначе . Например , ребенок " упрямый , настырный ". Если причина упрямства – не вы , то посмотрите , как эти качества проявляются в самостоятельной деятельности малыша : возможно , приняв решение , он обязательно выполняет его ; начав дело , доводит его до конца , несмотря на внешние помехи (вы требуете , чтобы он немедленно шел обедать ). Нет ли здесь положительных черт ?

" Обратной стороной медали " могут оказаться такие черты , которые желательны или компенсируются другими особенностями ребенка . Например , дошкольник , на взгляд родителей , очень несобран , неаккуратен с вещами . Более внимательный взгляд на поведение малыша может открыть возможную причину этих явлений – у него буйная фантазия , он все время что - то придумывает , а беспорядок – следствие развитого воображения в большей степени , чем прямая неаккуратность .

Самое главное : постарайтесь увидеть лучшие черты личности своего ребенка , осознайте их значимость и ценность .

Если вы не уверены в возможностях ребенка :

Иногда родителям кажется , что дети друзей и соседей более развиты , более самостоятельны . Иногда вызывает сомнение успешность ребенка в занятиях математикой или рисованием , в играх со сверстниками . Родителей пугает перспектива обучения в школе и возможного визита к специалистам .

Как предотвратить проблему :

Постарайтесь точно определить , чем вызваны ваши сомнения : не полагайтесь только на свое субъективное мнение , спросите об этом других членов семьи , воспитателей .

По возможности понаблюдайте несколько раз за действиями ребенка в той сфере , которая вызывает ваше сомнение , и обязательно за его деятельностью в целом , постарайтесь записать то , что видите .

Вернитесь к вашим первоначальным определениям и дайте себе искренний ответ : это настоящая проблема ребенка или результат вашей гипертревожности .

Чаще инициируйте разговоры с воспитателями о текущей ситуации в развитии , перспективах , особенностях , потребностях ребенка : это позволит раньше выявить проблему , если она действительно есть .

Как справиться с проблемой , если она уже есть :

Помните , что ваше эмоциональное состояние передается ребенку быстрее , чем прозвучит слово , и ваша неуверенность может стать причиной его неуспеха .

Постарайтесь избавиться от высказываний типа : " У тебя не получится ", " Ты не сумеешь ".

Замените их конструктивными фразами : " Ты решил помыть посуду ? Прекрасно . С чего ты начнешь ? "; " Ты пробовал построить башню из книг , и она рассыпалась ? Давай попробуем теперь из кубиков . Какой ты положишь первым ? "

Никогда не позволяйте себе и другим упражняться в диагнозах вашему ребенку . Все дети развиваются в своем темпе , по своей траектории .

Если вы видите , что чем - то ребенок отличается от других , найдите его сильные стороны , посмотрите , что можно исправить , подчеркивая положительные черты его характера .

Не пугайтесь визита к специалисту , если это действительно необходимо .

« Завершить свою беседу хочется словами С . Соловейчика писателя , большого знатока детских душ , который утверждал : « Любить значит принимать человека таким , какой он есть », и далее на вопрос « Как бороться с недостатками детей ? » отвечал : « Бороться - то , конечно , можно , но победить их можно лишь любовью . Ведь перед нами не враг , а собственный ребенок .

*** Психологическая игра - рекомендация « Рассерженные шарики ».

Я вас научу посредством этой игры формировать способы отреагирования гнева , обучу приёмам саморегуляции эмоциональных состояний , а вы обучите этому своих детей .

Родители встают в круг (они дети ). Психолог это мама предлагает детям научиться злиться , никого при этом не обижая . Для этого каждому ребёнку предлагает надуть воздушный шарик и удерживать его в руках , чтобы он не сдувался .

« Представьте себе , что шарик это ваше тело , а воздух внутри шарика это ваша злость . Как вы думаете , что случится с шариком , если его сейчас выпустить из рук ? (Он улетит ). Попробуйте отпустить его и проследить за ним .

Вы видите , что шарики мечутся по комнате , они стали совершенно неуправляемыми . Так бывает и человеком когда он злится , может совершать поступки , не контролируя себя .

Надуйте теперь другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями ».

Что теперь происходит с шариком ? (Он понемногу сдувается ) .

А что происходит с гневом внутри шарика ? (Он потихоньку выходит из него ) .

Сравните , опять же шарик , с нашим телом : « Правильно , этим гневом можно управлять ».


Хайретдинова Гузель Нурулловна, воспитатель по обучению
татарскому языку, МАДОУ «ЦРР-д/с №383» г.Казани РТ

Региональная программа дошкольного образования Р. К. Шаеховой.

Данная программа задает содержание образования детей от 3 до 7 лет с учетом климатических, национально – культурных и демографических условий Республики Татарстан.

Программа основывается на положениях фундаментальных исследований отечественной психолого – педагогической науки о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста, о личностном и деятельностном подходах в его развитии (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) , научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования.

Программа разработана в соответствии с культурно – историческими подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста, сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости. Ее реализация основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования, строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми.

Программа обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих совместную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей, предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям учебной модели при осуществлении образовательного процесса с детьми от 6 до 7 лет, обеспечивает преемственность с примерными основными общеобразовательными программами дошкольного образования. Программа направлена на всестороннее физическое, социально – личностное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения, изучения татарского (русского) языка.

«Освоение национальной культуры, духовности своего народа, обогащение ее культурой народов совместного проживания, ориентация ребенка на культуру как на ценность позволит ему в в дальнейшем понять и культуру мировую. Лишь такой широкий взгляд на культуру собственного народа, восприятие ее в контексте более масштабных культурных процессов может стать основой формирования и развития творческой личности, позволяющей ее не просто пассивно созерцать национальную культуру, в вносить в нее свой индивидуальных вклад, включаться в культуросозидающий процесс» (Ф. Ф. Харисов) в программе задачи психолого – педагогической работы распределены по четырем направлениям: физическому, социально – личностному, познавательно – речевому, художественно – эстетическому.

В направление «Физическое развитие входят образовательные области «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», в которых заложены начала формирования здорового образа жизни. Все самое ценное, что веками сформировано мудростью и культурой татарского народа, является частью системы дошкольного образования.

В содержании направления «социально – личностное развитие» в качестве основы выступает общение ребенка на родном языке со взрослым и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности в широком культурном контексте выступают как главное условие присвоения ребенком традиций, формирования начал гражданственности, любви к своей семье, родному краю, Родине, как основа формирования его самосознания. В этом направлении представлены образовательные области «Социализация» и «Труд».

В содержании направления «Познавательно – речевое развитие главным выступает развитие устойчивого интереса к татарскому (русскому) языку, желание общаться на родном языке. Заложить основы правильного звукопроизношения, интонационной выразительности речи, определенного запаса лексических единиц помогут информационно – коммуникационные технологии, аудио, видеозаписи, учебно-методический комплект, детская художественная литература.

Специально обозначены задачи развития познавательного интереса в области ознакомления с историей, культурой, архитектурой, природой родного края. Интеграция национальных ценностей и системы образованияпроцесс постоянного совершенствования содержания дошкольного образования, его целей, ценностей, смысловых установок. Введение элементов национальной культуры в содержание познавательно – исследовательской деятельности ребенка способствует формированию личности с высоким уровнем национального самосознания и духовной культуры.

Интеграция не самоцель, а потребность перехода системы регионального образования в новое состояние. В этом направлении представлены образовательные области «познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Направление «Художественно – эстетическое развитие»

Рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами национальной культуры. Включение национальной культуры в систему дошкольного образования осуществляется посредством педагогического потенциала элементов национальной культуры – музыки, изобразительного искусства, театра, фольклора, народных песен, народных танцев, игры. Это направление представляют образовательные области «Художественное творчество», «Музыка»

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программы

Режим дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей, который устанавливается дошкольным образовательным учреждением самостоятельно с учетом:

Времени пребывания детей в группе

Действующих санитарно – эпидемиологических правил и нормативов (СанПин)

Федерльных государственных требований в сфере дошкольного образования;

Специфики условий (климатических, демографических, национально – культурных и т. д.) осуществления образовательного процесса.

Времен года и др.

Деятельность взрослых и детей по реализации и освоению Программы организуется в режиме дня в двух основных моделях – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется не на жестко регламентируемых занятиях, а через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно – исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально – художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм проблемно – игровая ситуация, чтение художественной (познавательной литературы, наблюдение, подвижная игра, игровое упражнение, детское экспериментирование, проектная деятельность и др) выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно.

Для обеспечения целостности представлений ребенка о родном крае рекомендуется использовать комплексно – тематических подход, отражающий определенный фрагмент действительности и задающий общий контекстный смысл, соответствующий интересам и возрастным возможностям детей. Следует учесть, что новая информация осваивается детьми через разные каналы восприятия (зрительный, слуховой, кинестетический) , в связи с чем предлагается при освоении ее содержания использовать различные виды деятельности должны отражать систему образовательного содержания. Они могут расширять и углублять содержание примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, что позволяет удовлетворить образовательные потребности родителей, познавательный интерес детей, реализовать развивающий потенциал регионального компонента.

Воспитателю следует помнить, что дети дошкольного возраста, изучающие татарский язык осваивают его в условиях искусственно созданной языковой среды. Языковая среда должна иметь развивающий характер. Понятие языковой среды включает как собственно языковое окружение (языковую среду) , так и предметно – развивающую среду ребенка. Полезным представляется создание специальной комнаты для занятий татарским (русским языком) . В такой комнате могут быть государственные символы РТ и РФ, фотографии города, столицы, красочные альбомы татарского (русского) декоративно – прикладного искусства, развивающие игры, различные детские рисунки, проекты, мнемосхемы, игрушки – герои татарских сказок, детская художественная литература, аудио, видеозаписи и т. д.

Научиться говорить на татарском (русском) языке – это не только выучить слова и выражения, но и научиться жить в другом культурном пространстве. Изучение другого языка – это и знакомство с другой культурой, с праздниками и обычаями другого народа, сказками, детскими играми и фольклором. Таким образом, следует уточнить понятие языковой среды и добавив слово «культурная». Такая среда не только сообщает детям новые знания, но и помогает им лучше узнать свою культуру, так как процесс обучения проходит в сравнении.

Одним из основных средств создания иноязычной среды выступает иноязычная речевая деятельность взрослых в дошкольном учреждении. Обучающий характер должен проявляться не только в специальных учебных речевых ситуациях на занятиях. Но и в процессе различных видов детской деятельности и в режимных моментах. Такие естественно возникающие диалоги являются моделью речевого поведения для детей и образцом для подражания.

Интегрированный подход к организации обучения рассматривается как формирование совокупности способов познания и познавательной мотивации, перенос способов познания из одного вида деятельности в другие. Ведущее внимание в них уделяется развитию интегративных качество ребенка в разных видах деятельности, которые не существуют автономно, дифференцированно, а взаимодополняют друг друга, объединяются в единый целостный педагогический процесс.

Особенностью интегрированного обучения является то, что оно базируется на основе одной главной или доминантной деятельности, являющейся своеобразным стержнем обучения. Остальные интегрируемые с ней деятельности помогают глубже понять главное содержание обучения, существующие связи и возможность применения полученных знаний в самостоятельной детской деятельности

Образовательные задачи разных направлений развития дополняют в взаимно обогащают друг друга. Часто одни и те же образовательные задачи могут решаться на разном содержании. Кроме того, в одном виде деятельности можно решать несколько задач развития. Например, в продуктивных видах кроме технического освоения самой деятельности могут решаться познавательные задачи (познакомить детей с искусством кожаной мозаики, рассмотреть кожаные ичиги, цветные узоры, расположенные на передки и украшающие голенища) , задачи формирования творческих способностей, развития речи (дети рассказывают о своих замыслах, о результатах работы) , игровой деятельности, если созданный эскиз включается в игровую ситуацию.

При определенном построении процесса обучения образовательные задачи способны обогащать друг друга. Такие возможности взаимообогащения образовательных задач следует учитывать при планировании образовательного процесса.

Планирование образовательного процесса предусматривает объединение комплекса различных видов специфически детских видов деятельности вокруг единой темы. Инициатива в выборе темы может принадлежать педагогам, детям и их родителям. В качестве видов могут выступать тематические недели, события, проекты, сезонные явления в природе, праздники, традиции и др. Освоение заданного содержания реализуется в его самостоятельной деятельности.

Детские виды деятельности рекомендуется выстаивать таким образом, чтобы каждое последующее содержание обогащало имеющиеся представления, позволяло по – новому взглянуть на данное событие, явление, а продуктивная деятельность – позволяла их воплощать. Такой подход дает возможность осознанно и творчески осваивать историю, культуру, природу родного края и самостоятельно использовать полученные знания. Воспитателю рекомендуется использовать не жестко фиксированный, а подвижный график деятельностей, самостоятельно определять их последовательность, обеспечивая баланс разных видов активности детей. Для решения тех или иных задач можно заменять одни виды деятельности другими в рамках времени, отведенного для них в режиме дня.

Планируя содержание, важно предусмотреть использование разных форм взаимодействия взрослого с детьми: прямое, опосредованное обучение, равноправное сотрудничество. В прямом обучение воспитатель занимает активную позицию, раскрывает содержание, которое дети не могут освоить самостоятельно (показывает символику города, рассказывает о его достопримечательностях, истории) . Им необходимо помочь осознать предоставленную информацию. Партнерская деятельность взрослых с детьми и детей между собой чаще используется на разных этапах освоения, что зависит от специфики содержания и опыта детей. Ребенок развивается не только в совместной деятельности со взрослым и сверстниками, но и в самостоятельной деятельности. Поэтому воспитателю важно организовать развивающую предметную среду в группе, стимулирующую процессы самостоятельного развития ребенка, его самостоятельные творческие проявления.

Планирование воспитательно–образовательного процесса с детьми разных возрастов имеет специфику. Если в младшей, средней, старшей возрастных группах образовательный процесс строится преимущественно в свободных формах, то в подготовительной к школе группе значительное место занимают специально организованные обучающие занятия. Использование на занятиях учебно–методического комплекта, введение учебно–игровой задачи способствуют развитию элементов учебноигровой задачи способствуют развитию элементов учебной деятельности: умению принять задачу, действовать по инструкции, контролировать себя. Но при этом важно не преувеличивать роль организованного обучения. По особенностям возраста детям гораздо ближе наблюдения за реальными событиями, действия с конкретными объектами, деятельность игрового и соревновательного характера.

Проектируя воспитательно–образовательный процесс, важно через планирование объединять деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения: воспитателей, учителей – логопедов, инструкторов по физической культуре, музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования. Необходима систематическая работа по согласованию содержания деятельности педагогов по реализации региональной программы дошкольного образования.

Освоение детьми определенного контекстного содержания может завершаться организацией того или иного кульминационного момента, итогового события, досуга, праздника, спектакля, выставки, на которых дети обобщают полученные знания, демонстрируют свои успехи.

Использование интегрированного подхода к проектированию воспитательно-образовательного процесса имеет явные преимущества: развивающие и образовательные задачи становятся ядром содержательно – смыслового поля, что повышает мотивированность детской деятельности, обеспечивает уменьшение психологических нагрузок на детей при усилении развивающего эффекта. Способствует усилению степени самостоятельности и активности, формированию целостных представлений об окружающем мире. Обеспечивается взаимодействие между всеми участниками педагогического процесса, вырабатывается единый взгляд на развитие ребенка. Успехи становятся достоянием родителей.

Детство - страна удивительная. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ярким и интересным. Для этого достаточно быть ребенком, воображения и творчество которого могут создавать чудеса. Однако, будут ли они развиваться или угасать зависит от того как растить ребенка. Требования ФГОС предполагают, развитие ребенка по пяти областям и ДОУ строят свою работу, опираясь на данные требования, но не следует забывать, что главная роль отводится семье, родителям. Период с 3 до 7 лет принято называть периодом дошкольного детства. Он связан с изменением условий развития ребенка, его взаимоотношений с взрослыми. Кто как не самые близкие ребенку люди могут организовать познавательную деятельность ребенка, развивать его память, речь, волю, помогать овладеть видами деятельности: рисованием, лепкой, конструированием, элементами учения и труда. Взрослый - образец для подражания, и дошкольник копирует его. Взрослый интересен теперь ребенку с точки зрения его оценки поступков других людей, событий. Значима положительная оценка того, что делает ребенок. Решение этих задач успешнее всего реализуется через игру, именно через игру ребенок учится общению, развивается физически, укрепляется морально, осваивает разные виды деятельности. Наблюдения педагогов показывают, что выбор игры ребенком определяется его впечатлениями, его общением с близкими людьми. Чтобы игра была содержательной родители должны читать ему сказки, книги, посещать кукольные спектакли, ходить с ним на выставки. Для физического и общего развития большое значение имеют игры на свежем воздухе. Понаблюдайте, как дети с удовольствием чередуют подвижные игры с творческими, играют в песочнице, строят сооружения из различных материалов, если компанию им составят родители, тогда им хочется показать все свои навыки и умения. Необходимым атрибутом является игровой материал, он нужен для продуктивного обучения и развития детей. Следует обратить внимание, что помимо привычных игрушек появляются новые технологии (интерактивное оборудование), современная развивающая предметная среда включает в себя высококачественные игрушки и игровые пособия пригодные для игр и занятий в помещении и на улице, развивающие у детей познавательную активность, тактильную чувствительность, интерес к творчеству и движению. Но покупая игрушки, следует выбирать игры с учетом возраста детей. Знакомить ребенка с временами года можно и по сказкам,и по картинкам. Но все-таки ценнее самостоятельные организованные родителями наблюдения. Ознакомление с природой включает расширение представлений ребенка о животном и растительном мире. Немало увлекательных наблюдений за животными можно провести во время прогулок в парке или лесу. Важно развить в ребенке умение видеть красоту, явления природы. Эти впечатления он сможет передавать в своих рисунках. Домашние наблюдения дают другую возможность: подробно познакомиться с ростом какого-либо цветка, проследить, как зарождается бутон. Можно увидеть, как растет котенок, как он научается есть. Растения надо поливать - иначе они засохнут. Домашних животных надо кормить. Очень хорошо, если в уходе за растениями и животными принимает участие ребенок. Еще более важная сторона которую родители не должны игнорировать - социальная действительность, жизнь общества членом которого со временем станет ребенок. Проходя мимо строящегося дома, можно обратить внимание как слаженно работают строители, песок,посыпанный дворником, не даст нам упасть. Разные профессии, транспорт-это общественная жизнь за порогом вашего дома. А что в доме? Такие необходимые навыки как приучить ребенка самостоятельно одеваться, раздеваться, убирать игрушки и книги, и т.п. большинство родителей считает «уж в детском саду научат», конечно, но нужно понимать правильно - поможет, а основа - семья. Не стоит отказываться от желания ребенка помочь в домашнем труде - да долго, да подчас больше мешает, чем помогает, но это практическое приобщение к труду взрослых, основа будущей социальной активности. Общаясь с ребенком, радуясь каждому новому слову, взрослые не всегда задумываются и понимают, что это их вклад, их влияние на развитие речи, что это они формируют у маленького человека сложный мир слов и несут за это ответственность. Называя каждый предмет, действие, отмечая словом хорошее и плохое, доброе и злое, мы формируем не только новые знания об окружающем мире вещей, но и очень важную эмоциональную сферу ребенка, эмоции: сочувствие, сопереживания, которые определяются речью, речевым мышлением. Поэтому следует понять и осмыслить роль взрослых в формировании общечеловеческих ценностей малыша. Важно обратить внимание не только как говорит ребенок, но и что говорит, как он чувствует. Следует объяснить ребенку, что только человек может творить добро, и кто такой добрый человек. Всегда радостно и приятно видеть совместное участие детей и родителей в мероприятиях проводимых в нашей группе и нашем детском саду - как гордо приносят дети собранные природный материал или гербарий сделанный вместе с мамой - папой, творческие поделки, плакат-рисунок по теме «Мой детский сад», участие в праздничных мероприятиях - «Масленница», утренники - с изготовлением масок - костюмов. Семья, квартира, двор, детский сад - вот, пожалуй и все, с чем хорошо знаком ребенок. Но за всем этим стоит «большой мир», в котором ребенку предстоит жить, когда он станет взрослым. Готовить его к жизни нужно уже с дошкольного возраста, а советы и консультации воспитателей должны помочь родителям.

Марина Ершова
Использование УМК по татарскому языку в работе с детьми и родителями (из опыта работы)

Согласно статье 8 Конституции Республики Татарстан татарский и русский языки являются равноправными государственными языками , поэтому растущее поколение должно стать поколением билингвальным.

В современных условиях развития общества татарский язык становится обязательным компонентам обучения не только в школе, но и в дошкольных учреждениях. Раннее обучение татарскому языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес языковому и культурному многообразию Республики Татарстан , уважение к языку и культуре татарского народа , способствует развитию коммуникативно-речевого такта.

Основной задачей изучения татарского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме .

Реализуя ФГОС дошкольного образования и УМК, нужно учитывать тот факт, что у дошкольников основной вид деятельности – это игра. Новая методика по обучению татарскому языку предусматривает проведение таких игр, как сюжетно-ролевые, подвижные, хороводные, пальчиковые, настольные, театрализованные, а также интересные речевые физкультминутки.

ФГОС указывает на необходимость вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс, так как семья играет важную роль в усвоении ребёнком родной речи.

в группах заведены журналы регистрации аудио и видео материалов родителям , для домашнего просмотра совместно с детьми , что позволяет ближе познакомиться с тем, чем живет их ребенок в саду, что изучает;

в каждой возрастной группе педагогами создана картотека дидактических, сюжетно-ролевых игр, наглядно-демонстрационных материалов;

на ширмах-передвижках в своей группе размещаем информацию о том, что дети изучили на занятиях, знакомим с новостями в области дошкольного образования;

родителям было предложено зарегистрироваться на сайте http://anatele.ef.com и пройти «УРОКИ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА ОНЛАЙН "С НУЛЯ";

родители нашей группы посещают официальный сайт МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ в разделе «Дошкольное образование» , где размещены новые учебно-методические комплекты по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях для ознакомления и использования по закреплению пройденного материала по татарскому языку в семье и другая необходимая информация;

ФГОС дошкольного образования и УМК по татарскому языку предусматривают использование при работе с детьми и родителями мультимедийной техники. С помощью этого оборудования каждый родитель имеет возможность совместно с ребенком просмотреть мультфильмы на татарском языке производства студий «Татармультфильм » и «Союзмультфильм» (в переводе на татарский язык ) ; анимации. Дети и родители принимают активное участие в конкурсе рисунков " В мире сказок";

родители нашей группы совместно с детьми смотрят на канале ТНВ трансляцию телепередачи на татарском языке «кият теленд” ("В стране сказок", что позволяет им изучать татарский язык , начиная с самых его азов. Татарские слова в этих передачах знакомы детям, что дает возможность родителям поинтересоваться , побеседовать с детьми о том , что им было интересно, о чем говорилось. Проходит конкурс рисунков по содержанию передачи;

дети совместно с родителями очень любят заниматься по красочным рабочим тетрадям . Рабочая тетрадь является частью УМК по обучению детей татарскому языку . С помощью этой тетради закрепляется словарный запас ребенка, а также умение отвечать на вопросы, развивать навыки связной речи, понимать речь взрослого, по словесному указанию находить предметы;

дети нашей группа показывают пальчиковые игры и привлекают к этому родителей ;

родители принимают участие в сюжетно-ролевых играх;

было проведено тренинговое занятие с использованием УМК "Растем, играя";

родители группы оказывают помощь в составление альбома "Повторяем, закрепляем";

родители наших воспитанников имеют возможность наблюдать и радоваться успехам своих детей на открытых просмотрах НОД;

систематически проводятся консультации, беседы, даем рекомендации и советы по обучению татарскому языку ;

родители нашего ДОУ положительно влияют на желание детей к изучению второго языка . После проведённого анкетирования выяснилось :

все родители знают , что в РТ два государственных языка , большинство родителей , не владеющих татарским языком , готовы обучаться, чтобы поддержать ребенка.

Публикации по теме:

Использование физкультминуток в работе с дошкольниками (из опыта работы) Использование физкультминуток в работе с дошкольниками Игра – основной и ведущий вид деятельности дошкольников. В.

«Реализация компетентностного подхода в работе с родителями с использованием инновационных форм» (из опыта работы) Реализация компетентностного подхода в работе с родителями с использованием инновационных форм 3. Цель работы: Поиск и внедрение актуальных.

Использование ИКТ в работе с детьми и родителями В наше время компьютер занимает огромную роль в жизни взрослых и детей. Нравиться нам это или нет, но приходиться идти в ногу со временем.

Использование технологии проектирования в работе с детьми (из опыта работы) Основоположником проектов считают Джона Дьюи (1859-1952, американского педагога-демократа, автора более тысяч книг и статей по проблемам.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСОВАНИЮ (из опыта работы). "Детское изобразительное творчество-это отражение.

Из опыта работы «Использование в работе с дошкольниками игр-шуток, игр-минуток» В своей практике я часто использую различные игры-шутки, игры-минутки, которые помогают привлечь внимание детей, организовать их, обогащают.



mob_info