Знакомим дошкольников с народным искусством. «Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством. Средняя и старшая группа

Народное декоративно-прикладное искусство многофункционально, в нем заложены большие воспитательные возможности. На важность использования ДПИ в дошкольном образовании одна из первых выступила Флерина Е.А.. Данной проблеме посвящены работы и таких ученых как Силивон В.А., Горунович Л.Б., Саккулина Н.П. и др.

Младший дошкольный возраст: знакомить с доступными детскому восприятию произведению декоративно-прикладного искусства; знакомить с народной игрушкой (глиняной, деревянной), обращать внимание на средства художественной выразительности: цвет, форму основных частей, деталей, материал, звук (игрушка-свистулька); стимулировать интерес детей к народным игрушкам как разновидности народного декоративно-прикладного искусства, желание играть с ними.

Средний дошкольный возраст: формировать представления о белорусском декоративно-прикладном искусстве (знакомить с видами, специфическими чертами: традиционность, простота форм, сдержанность декоративного решения, преобладание геометрического орнамента); знакомить с назначением различных изделий декоративно-прикладного искусства, композиционными особенностями их декорирования (повтор узора, чередование, ритм, симметрия).

Старший дошкольный возраст: расширять знания о декоративно-прикладном искусстве, познакомить с функциями и спецификой, с народным и профессиональным декоративно-прикладным искусством, его видами, со специфическими чертами декоративно-прикладного искусства других народов.

Младшая группа.

Ознакомление детей с ДПИ имеет две фазы. Первая фаза – это восприятие, обследование, любование , вторая – действие.

Для раннего возраста свойственна только первая фаза. На втором этапе задача усложняется. Дальнейшее знакомство нацелено на развитие у детей способностей замечать образ: игрушка веселая, она поет, прыгает, сидит и т д. на каждом этапе необходимо обязательно обыгрывать функциональные возможности игрушки, учить не спеша любоваться игрушкой, играть с ней.

Как видно процесс ознакомления с народной игрушкой в младшей группе связан с тремя основными моментами: узнаванием игрушки, рассматриванием ее и обязательным обыгрыванием.

Средняя и старшая группа

В среднем возрасте содержание и характер восприятия народной игрушки, ее обследование и анализ более глубокий, подробный, продолжительный по времени, сопровождается любованием. Это связано с возросшими возможностями детей, их умением замечать наиболее характерные особенности игрушечного образа. Рассматривание можно организовать двумя способами: от характерного, самого интересного к общему, и, наоборот, от общего к частному.

Простота формы, выразительность пластического решения игрушки не только вызывает у детей радость, восхищение, но и побуждает их к самостоятельной лепке, творчеству.

Дети 5 – 6 лет знакомятся с еще одним видом народной пластики – белорусской керамикой. Это разнообразные миски, масленицы, горлачи, збаны и др. Все они имеют характерные для гончарного искусства Беларуси художественные особенности. В процессе исследования и анализа необходимо помочь детям определить их. Сначала рассматривается форма, выявление связи формы и функциональности. Дальнейшее рассматривание связано с анализом декора, которым украшены гончарные формы. Сначала определяются основные элементы. Чаще всего ими являются различные волнистые, прямые, узкие и широкие линии. В заключении определяется основная цветовая гамма.

Современная декоративная пластика представлена и малыми скульптурными формами. В процессе рассматривания, необходимо помочь воспитанникам увидеть и почувствовать объем, форму, пластику, фактуру материала, другие выразительные средства, которые использовал мастер, чтобы передать жизнерадостный или грустный характер персонажей.

Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено ознакомление детей с разными видами народных промыслов - белорусской народной росписью, вышивкой, ткачеством, а также с русским прикладным искусством – дымковской игрушкой, хохломской, городецкой, жестовской росписью.

Для знакомства с произведениями декоративно-прикладного искусства рекомендуется проводить дидактические игры ("Найди по описанию", "В чем сходство и в чем отличие", "Сложи узор" и др.).

Использование произведений ДПИ в декоративной деятельности дошкольников (рисование, лепка, аппликация) способствует формированию у дошкольников художественно-практических навыков и умений, обогащает знаниями о свойствах и качествах материалов, расширяет эстетическое восприятие, образное видение, развивает детское творчество.

Знакомство воспитателей с традициями и обычаями народа, решение задач нравственно-патриотического воспитания через ознакомление дошкольников с народным прикладным искусством, формы работы с детьми по ознакомлению дошкольников с народным промыслом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Ознакомление дошкольников с народным декоративно – прикладным искусством»

Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством.

В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к красоте и народной мудрости. По верованиям всех народов, символы, используемые при оформлении того или иного предмета, их расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое значение. Земледельцы из глины и дерева изготавливали фигурки в форме животных, украшали их орнаментом, исполняли магические обряды, которые должны были принести плодородие их нивам и благоденствие их семьям. После выполнения ритуальных действий фигурки отдавали детям. Так появились новые игрушки.

В наши дни, любуясь изделиями карго-польских или богородских мастеров, мало кто знает, что для людей, живших в далеком прошлом, конь являлся символом солнца, медведь - могущества и пробуждения природы, баран или корова - изобилия и плодородия, козел - добра, олень - удачного брака.

Вышивка, воспринимаемая современными людьми только как украшение, по представлениям наших предков, защищала владельца от злых сил, а изображения птиц на тканых, керамических и деревянных изделиях должны были принести их обладателю радость и счастье.

Форма и каждый элемент орнамента, украшавшего изделия народных мастеров, несли определенную информацию. Волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии с расположенными между ними точками - землю и зерна; капли, наклонные линии - дождь; спираль - ход солнца; ромб - плодородие, крест - веру. Значение того или иного элемента узора зависело и от его цвета. Например, в росписи дымковской игрушки оранжевый круг символизировал солнце, а красный - дом.

Ознакомление дошкольников с народным – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог не только дает детям определенный объем знаний о промыслах, но и учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

Начинать эту работу следует с составления перспективного плана по всем возрастным группам. При этом надо определить наличие в детском саду подлинных предметов народного искусства, учесть возможность посещения детьми выставочных залов и музеев, организации встреч с народными мастерами. Во многих дошкольных учреждениях педагоги оформляют мини-музеи народного творчества, русские "избы" и "горницы", где дети могут ознакомиться с изделиями разных видов декоративно-прикладного искусства.

На базе таких мини-музеев иногда организуются изостудии и кружки народного творчества, где педагоги дополнительного образования имеют возможность познакомить детей с народными традициями и ремеслами.

Определив, с какими видами декоративно-прикладного искусства будут знакомиться дети, старший воспитатель намечает последовательность проведения тех или иных мероприятий, продумывает связь тематики занятий, планируемых воспитателями, с работой музыкального руководителя и преподавателя изостудии. При разработке циклов занятий в разных возрастных группах следует учитывать не только возраст детей, но и уровень их знаний, умений, изобразительных навыков.

При ознакомлении дошкольников с каким-либо народным промыслом воспитатель может использовать следующие формы работы:

  1. организация выставок;
  2. беседы по ознакомлению с искусством;
  3. занятия по декоративному рисованию, лепке и аппликации;
  4. проведение праздников и досугов.

При посещении выставок дети получают некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию). При этом задача воспитателя - научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства. Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства, его традиций и средств выразительности. Например, в начале учебного года старшие дошкольники рассматривают фигурки птиц, сделанных дымковскими мастерами, сравнивают их, выявляя сходства и отличия. На следующем занятии воспитатель показывает им тверские глиняные игрушки, также изображающие птиц, и предлагает не только сравнить их между собой, но и сказать, чем они похожи и чем отличаются от дымковских.

На занятиях по декоративному рисованию, лепке и аппликации, помогая детям овладевать некоторыми навыками и приемами, используемыми народными мастерами, воспитатель должен сам владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия, а также иметь соответствующие материалы. Например, лепить дымковскую игрушку следует только из глины, а не из пластилина. А рисовать узоры по мотивам хохломской росписи дети должны только на тонированной бумаге (желтого, красного или черного цвета) гуашевыми красками.

Составляя узоры по мотивам какой-либо росписи, воспитатель должен учитывать и характерные для нее композиционные построения. Например, при оформлении дымковских игрушек используются композиции типа "ткани" (полосатая, клетчатая), свободное расположение элементов (по мере убывания размера), а так же узор в круге или розетте (украшение хвоста индюка). Для растительного узора Городецкой росписи характерно объединение цветов в гирлянды (на полосе и в круге), изображение симметричных (от середины формы) и асимметричных композиций. При этом сначала художники рисуют самые крупные элементы узора - цветы, тесно прижатые друг к другу, затем в промежутках между ними - листья, решетки и травинки.

Планируя познакомить детей с каким-либо композиционным построением, воспитатель должен не только подготовить бумагу соответствующей формы, но и показать предмет народного искусства, украшенный аналогичной композицией.

В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации воспитатель может использовать следующие методы и приемы:

  1. создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;
  2. сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;
  3. использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);
  4. показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;
  5. сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).

Умение видеть на предметах каждого вида народного искусства вариативность элементов, колорита и композиции, замечать, как мастер, не выходя за пределы традиций промысла, создает каждый раз новое, неповторимое произведение, поможет детям самостоятельно выбирать сочетания элементов и композицию в зависимости от назначения и формы предмета, который они украшают.

С детьми старшего дошкольного возраста периодически могут проводиться занятия творческого характера, на которых они придумывают узоры в стиле какой-либо росписи. Например, воспитатель может предложить нарисовать эскиз ткани для платья Снежной королевы, используя мотивы Гжели; украсить кокошники в стиле дымковской росписи; изобразить букет, составленный из городецких цветов; нарисовать сказочный лес, используя элементы и колорит хохломской росписи, и т.д. Дети под руководством педагога могут выполнять роспись декораций к спектаклям настольного театра, рисовать эскизы костюмов для героев сказок, оформлять рамки для портретов и фотографий.

Сделать занятия по знакомству с декоративно-прикладным искусством интереснее, разнообразнее воспитателю поможет использование музыки, литературного материала, элементов театрализованной деятельности. И от того, насколько эмоционален будет педагог, как он организует эту работу, во многом зависит, сможет ли он воспитать у детей любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев.


Разделы: Работа с дошкольниками

Человек не может жить и двигаться вперед, не оглядываясь на прошлое и не используя накопленный поколениями опыт. Как дерево не может жить без корней, так человек не может чувствовать себя свободным в обществе, не опираясь на традиции и обычаи своего народа. Поэтому возрождение и изучение быта и уклада жизни наших предшественников оказалось очень важной и актуальной темой. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы и, краски, доступно и интересно ребенку, что, по моему убеждению, является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, я использую его для развития у ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть, воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство, стимулирует развитие творческих способностей.

И в своей педагогической деятельности я отдаю огромное воспитательное значение народному искусству. Я считаю, что через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.

При знакомстве детей с декоративно-прикладным искусством использую в своей работе богатый зрительный ряд. Это в первую очередь подлинные предметы народного искусства. Организованные выставки интересны своим разнообразием. Это и выставка самоваров, хохломы, гжели, дымковской игрушки, матрешки, шкатулок. Эти выставки с большой охотой посещают дети, и их родители, и педагоги.

Поэтому после экскурсий на выставку в моей изостудии открывается мастерская для детей и их родителей. Ознакомление с народным искусством я осуществляю на основе собственной деятельности дошкольника, при этом сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает. Я стараюсь в работе с детьми добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активно включались в работу.

Одним из интересных и любимых занятий детей является рисование “Украшение пряника” и лепка “Архангельский пряник”. Зрительный ряд на этих занятиях включает в себя наглядные пособия: элементы росписи, фигурные пряники, муляж пряника, натуральный тульский пряник, иллюстрации современных пряников. На таких занятиях дети приобретают знания о традициях чаепития, о возрасте пряника, его разнообразии (печатные, вырубные, свадебные, рождественские).

Воспитательное воздействие произведений народного искусства усиливается, если дети не только любуются готовыми изделиями народных мастеров, а после ознакомления с ними учатся составлять свои узоры по мотивам того или иного промысла. Народное искусство положено в основу различных видов художественно-творческой деятельности, и как показывает работа с детьми, эффективно способствует развитию таких психических процессов как: восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различным содержанием знаний и не только в детском саду, но и в школе, и на основе которых у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности.

В процессе знакомства с народным искусством, кроме решения специальных эстетических задач: развития умения видеть красоту, создавать и беречь ее, развивать творческую активность, считаю важным развивать и психические процессы, необходимые для успешной творческой деятельности и для общего развития детей (памяти, мышления, воображения, познавательной и эмоционально-волевой сферы). А также задачи нравственного воспитания, уважения к своему народу, к труду народных мастеров, гордость за их талант и труд, за русское народное искусство, любовь к Родине. Все эти качества пригодятся детям, когда они уйдут из детского сада и станут школьниками.

Я предлагаю, примерные конспекты занятий, проводимых в моей изостудии.

Занятие-развлечение. Украшение пряника

  • воспитывать у детей любовь к искусству;
  • познакомить с народными художественными традициями;
  • учить украшать силуэт пряника, используя элементы росписи фигурного пряника: линии, мазки, точки;
  • закреплять навыки аккуратного рисования красками; ормировать умение использовать тычок для создания узора.

Зрительный ряд:

  • имитация ярмарочных прилавков (павло-пасадские платки, дымковские свистульки, расписной самовар, бублики, пряники),
  • таблицы “Фигурные пряники”, таблицы с элементами росписи; муляж пряника.

Материалы: силуэты пряника на каждого ребенка, палитра, гуашь, кисть, тычок, вода, салфетка.

Оборудование: обруч с лентами - “карусель”,

Ход занятия

Появляются Скоморохи :

Сюда, сюда все приглашаются,
Ярмарка начинается!
Мальчишки и девчушки,
Откройте глаза, навострите ушки!
Русская ярмарка не каждый день бывает.
Чего здесь не наслышишься,
Чего здесь не навидишься!
Все будут довольны, никто не обидится!
Здесь и свистульки, здесь и игрушки.
Чай из самовара, пряники печатные, игры занятные!
Здесь на всех, друзья хватит радости,
Будут игры, веселье, подарки и сладости. (Скоморох протягивает сундучок-подарок)

Вот вам и подарок: сундучок с сюрпризом!

Ребята, вам интересно узнать, что в нем? Давайте посмотрим (достаю из сундучка муляж пряника: петушок). Что это? Конечно же, это петух, а как вы думаете, он простой? Действительно это не игрушка, это пряник. А вы любите пряники?

Скоморох:

Этот пряник необычный:

За долами, за лесами,
Есть резной, чудесный дом.
На крыльце петух с ключами,
Дед и баба за столом.
Перед ними тесто горкой
Меду целое ведерко,
Сливки в глиняном горшке.
Дед и баба все в муке
Слепили коровку масляну головку.
С нею рядышком коза
Леденцовые глаза.
Пастушок с дудочкой,
Рыболов с удочкой,
Дом и речка с мостиком,
И собака с хвостиком
Хлебные кони стоят на ладони,
Воду пьют, копытом бьют,
Просятся в поле - землю пахать,
На вольной ниве гривой махать.
Лепили, лепили, все в печь посадили.
Пусть поджарятся, подрумянятся!
Будут пряники пудовые,
Золотые и медовые!

О чем говориться в этом стихотворении? Правильно, о пряниках, какими назвал их Скоморох? – медовые, золотые. И, правда, посмотрите, как красивы они (рассматриваем муляж пряника). Цвет темно-коричневого медового теста, а сверху пряник украшен глазурью из цветного сахара (обращаю снимание детей на цвета глазури).

Пряники пекли на Руси с давних времен, их готовили к праздникам, свадьбам, их продавали на ярмарках. И конечно, пряники были любимым лакомством детей. Для них делали пряники в виде птичек, разных животных.

Русские люди очень любят пить чай. И в городе Туле был изобретен самовар. Тула стала родиной не только самовару, но и Тульскому прянику. Тульские пряники медовые, со слоем повидла внутри, украшены белой глазурью. На этих пряниках даже делают надписи: “Родом я из Тулы – самовару брат!”

Мы с вами находимся на настоящей Ярмарке. Оглянитесь, здесь очень весело, звучит задорная музыка, все веселятся, пляшут. Подходим к “прилавку,” на котором стоят игрушки - свистульки

Скоморохи:

А про игрушки то мы позабыли.
Игрушка – игра. А делают ее настоящие мастера.
Русская игрушка повсюду славится,
Она и взрослым и детям нравится.
Дому украшение, ребятам утешение.
Кто-то дырочки умело сделал птахе у спины,
И синица вдруг запела голоском самой весны.

Здесь продают свистульки, попробуйте-ка (раздают детям свистульки), какие они звонкие (дети играют на свистульках).

Скоморох (показывает ребятам “карусель” - обруч с лентами):

Ай, люли-люли-люли, карусель видна вдали.
Хотят кататься детушки, и Ванюшки и Танюшки,
Мальчики и девочки, куда же вы шагаете?

Идите вы на карусель – место прозеваете! (Дети подходят к обручу с лентами, каждый берет в руку ленту и двигается по кругу)

Скоморох:

Закрутили, завертели колесо у карусели.
Весело, весело, вместе ехать весело!
Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите!
Раз, два, раз, два!
Закружилась голова.

Скоморох:

Катались, свистели, да есть захотели.
А что за честь, коли нечего есть!
У нас есть угощенье, всем на удивленье.
Расступись народ честной, самовар кипит большой!

Ребята, да здесь пряниками всех угощают, и чаю наливают, хотите чаю отведать? Пока самовар будет греться, украсим узорами пряники (дети садятся за столы).

Пряник, который мы с вами будем украшать – Архангельский, он украшен красочной глазурью. Каких цветов? (ответы детей) Напоминаю детям как можно получить розовый цвет. Какими узорами украшен наш петух? Да на хвостике перышки, которые очень похожи на еловую веточку, гребешок и крылышко украшено точками, для этого используем тычок. Каждый из вас может придумать свой узор для пряничного петуха. Постарайтесь работать красками аккуратно, не забывайте после каждого цвета хорошо промывать кисть. А для хорошего настроения рисовать будем под русскую народную музыку. (Дети рисуют под музыку, по необходимости педагог оказывает индивидуальную помощь). Какие красивые пряники получились, давайте рассмотрим, какие пряники получились красочные, яркие и аппетитные.

Ребята пока мы с вами украшали и рассматривали пряники, закипел самовар. Приглашаю всех к столу пить чай с пряниками медовыми. Приятного аппетита!

Лепка. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ пряник.

Задачи: учить создавать плоскостное изображение пряника, с помощью шаблона; побуждать к самостоятельному выбору изображаемого предмета, и украшению его с помощью налепов; формировать навыки работы в технике соленого теста; воспитывать интерес к народным традициям.

Зрительный ряд:

  • таблицы “Фигурные пряники”, таблицы с элементами росписи;
  • фотоматериалы “Современные пряники”; натуральные тульские пряники, муляж архангельского пряника, вырубные металлические формы.

Материалы:

  • соленое тесто: коричневого (какао), желтого, розового, зеленого, белого
  • цветов, шаблоны;
  • стека, скалка, розетка с водой, кисть щетинная, клеенка, салфетка.

Музыкальное оформление: русские народные песни, мелодии.

Ход занятия

Ребята, скажите, пожалуйста, какой недавно прошел праздник? Да, конечно же это рождественский праздник. Калядовщики к вам приходили? А чем вы их угощали? А в стародавние времена на Руси калядовщиков одаривали пряниками – “козулями”.

Не один Новый год или Рождество не проходили без красивых, ярких, праздничных пряников. Для детей и взрослых они были забава и лакомство, подарок и угощение, они приносят радость и поднимают настроение.

Пряники делали разные, были совсем маленькие (2-3 см.) и совсем огромные, которые едва умещались на возу. Были простенькие, с единственным украшением – надписью. Были такие расписные, что их было жалко кушать.

Пряники бывают вырубные и печатные. Как вы думаете, как это, вырубные, печатные? Печатный пряник делали с помощью доски, которая была украшена каким – либо изображением. Над печатным пряником всегда трудились резчик по дереву, чтобы изготовить печатную доску (рассматриваем иллюстрацию доски), и пекарь, чтобы испечь пряник по специальному рецепту. А вырубной пряник в отличие от печатного оттискивался не печатной доской, а вырубался контурной формой, изготовленной из легкого металла.

Изображали чаще всего сказочных зверей и птиц, рыб. После того как пряник испекся, его украшали цветной сахарной глазурью. Посмотрите на иллюстрации как можно украсить пряник.

Сегодня мы с вами тоже будем “печь” пряники, только наши пряники в отличие от настоящих будут из соленого теста, и есть их, конечно же, будет нельзя, ну а вот играть… сколько пожелаешь.

Ребята, у всех вас есть кусочки цветного теста.

  1. Из большого коричневого куска раскатываем с помощью скалки лепешку,
  2. Далее с помощью стеки из лепешки вырезаем по шаблону пряник.
  3. Когда форма пряника будет вырезана, смочите салфетку водой, и аккуратно загладьте края “пряника” по контуру, чтоб они стали гладкими.
  4. Теперь необходимо украсить “пряник” “сахарной глазурью”: налепами цветного теста. предварительно надо смочить поверхность пряника в тех местах, где будет прикреплено украшение, для того чтобы украшение не осыпалось когда высохнет.

Теперь возьмите понравившийся вам шаблон и приступайте к работе. В процессе лепки помогаю детям советом, если возникают трудности или ошибки, показываю каким способом преодолеть, исправить их. Дети работают под музыкальное сопровождение русских народных мелодий.

По окончании работы проводим анализ работ, отмечаем какие разные, необычные получились пряники, вместе с детьми выбираем самый оригинально украшенный пряник и присваиваем автору работы звание “Пряничного умельца”. Когда “пряники” высохнут, дети смогут использовать их в своих играх.

Рисование. Сказочный терем Снегурочки

(роспись сырной доски)

  • учить детей видеть красоту зимней природы, передавать в рисунке цветовую гамму и сказочность зимнего пейзажа, используя приемы гжельской росписи;
  • учить рисовать многофигурные композиции, располагая дворец, дома, деревья на ближнем и дальнем планах;
  • закреплять знания о промысле, колорите, элементах росписи, приемах рисования;
  • закреплять умения рисовать маковой росписью, концом кисти;
  • воспитывать уважение к труду народных мастеров-умельцев, интерес к их работе;
  • развивать самостоятельность и творческую фантазию.

Материалы: кисти № 2, № 5; палитры; гуашь; заготовки посуды.

Зрительный ряд:

  • иллюстрации с изображениями сказочных дворцов;
  • таблицы с изображениями окон, крыш на башнях, входов и т.п.

Ход занятия

Здравствуйте ребята, рада приветствовать вас у себя в мастерской.

В России очень много самых разных глиняных промыслов, у каждого из них свои особенности. Давайте с вами поиграем в игру “Угадай-ка”: предлагаю детям выбрать из предметов, среди которых много изделий разных промыслов или современной посуды, произведения гжельских мастеров. Правильный выбор подтверждается сюрпризом, находящимся в изделии сувениром.

Молодцы, ребята, вы хорошо знаете особенности гжельского промысла.

Вы, конечно, знаете, что каждый мастер выполняет определенную работу:

Как вы думаете, что делает лепщик посуды и игрушек? (лепит игрушки и посуду)

А чем занимается грунтовщик?

Мастер по краскам?

Художник эскизов?

Ребята, а кто же наносит рисунок на изделие? Да, это художник по росписи изделий.

Ребята, на выставке вы обратили внимание, какими узорами гжельские мастера любят украшать свои изделия. Узор обычно бывает растительным: веточки, листья, травинки, цветы, завитки, сеточки. Главный рисунок помещается в центре изделия, отдельные элементы украшают края. Но очень часто мастера использовали посуду для того, чтобы писать настоящие картины на излюбленные темы. А любили они изображать наряду с животными и птицами различные архитектурные сооружения. Не составляет большого труда найти на изделиях мастеров самые разные здания, мосты, дворцы, избы, храмы. Посмотрите, мастера лепщики сделали для вас заготовки сырных досок, грунтовщики покрыли их специальным раствором – грунтом, чтобы краска хорошо ложилась на доску. А художник сделал эскиз росписи этой доски. Художник нарисовал сказочный терем, причем, обратите внимание, что его левая половина зеркально похожа на правую половину.

Русский народ богат своей фантазией, умением работать и своими мастерами, которые делают такие прекрасные изделия. Но даже самый умелый и талантливый мастер, ребята, говорит о том, что и он когда-то ничего не умел, но смог научиться своему мастерству. Есть даже такая русская пословица: “Всему можно научиться – важно не лениться”.

Мы с вами тоже сегодня будем рисовать узоры гжельской росписи. Хотите попробовать? Тогда за дело! Давайте с вами представим, что вы гжельские художники по росписи изделий, и каждый из вас украсит свою сырную доску сказочным дворцом для Снегурочки.

Дети приступают к рисованию. В процессе рисования напоминаю детям о правилах композиции, о переднем и дальнем планах.

По окончании работы дети рассматривают расписанные доски, и дарят их Снегурочке, она отмечает наиболее удачные работы в плане:

  • композиционного решения,
  • красоты, необычности сказочного терема,
  • цветового решения;

и дарит детям значки “Художник по росписи гжели!”

Елена Гунченко
Знакомство дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством

Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и мастерами , создающими их, впитывают уважение к труду. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства .

Одной из основных задач, решаемых коллективом, является воспитание любви к своей малой Родине.

В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа . Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к красоте и народной мудрости . По верованиям всех народов , символы, используемые при оформлении того или иного предмета, их расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое значение.

Ознакомление дошкольников с народным – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Мы даем детям не только определенный объем знаний о промыслах, но и учим их видеть и понимать красоту, воспитываем уважение к труду народных мастеров , знакомим с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

Академик Д. С. Лихачёв писал : «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему.

Старинная мудрость напоминает нам : «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего» . Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам

Цель. Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с народно- декоративно-прикладным искусством , через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

Задачи :

Способствовать формированию патриотических чувств у детей : любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории .

Продолжать знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством .

Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям .

Создать условия для активации творческого мышления детей.

Расширять сотрудничество с родителями.

Длительность работы над опытом.

Работа по «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством » ведется систематически :

Анкетирование родителей,

Диагностическое обследование детей,

Изучение методической и специальной литературы по данной теме,

Оформление уголка родного края;

Организация кружковой работы,

Сотрудничество с социальными партнерами в деле воспитания и развития дошкольников : краеведческим музеем, Этнокультурным центром, детской библиотекой;

Разработка тематических планов, конспектов, сценариев, плана работы.

Обобщение опыта, оценка результатов (диагностическое обследование, описание опыта.

Новизна опыта заключается в создании организационно-педагогических условий патриотического воспитания дошкольного возраста при использовании краеведческого материала, через :

Игровую образовательную деятельность, с элементами краеведения;

Тематическое планирование;

Цикл дидактических, подвижных и народных игр ;

Тематику консультаций для родителей и для педагогов ДОО.

Использование литературных произведений.

(поговорок, прибауток, пословиц, загадок для развития желания познать и сохранить семейные, родовые традиции, речевую культуру русского народа ).

Начала свою работу с составления перспективного плана по всем возрастным группам. При этом определила наличие в детском саду подлинных предметов народного искусства , учла возможность посещения детьми выставочных залов и музеев с родителями, организации встреч с народными мастерами .

На первом этапе большое внимание уделяла знакомству с народно-прикладным искусством и культурой , природой, с литературным краеведением. Дети с рождения слышат от своей мамы колыбельные песни, потешки, сказки, поэтому значительно легче, опираясь на определенные знания детей, поддерживать их активность на занятиях. Одновременно дети получают общее представление о нашем городе, стране, углубляют знания о своей семье.

На втором этапе особенности своего края мы изучали более детально, подробно. Продолжала формирование познавательного интереса к историческому прошлому, к народно-прикладному искусству и культуре Кубани . Дошкольники знакомятся с традиционной одеждой, предметами старины, ремеслами.

В наши дни, любуясь изделиями карго-польских или богородских мастеров, мало кто знает, что для людей, живших в далеком прошлом, конь являлся символом солнца, медведь - могущества и пробуждения природы, баран или корова - изобилия и плодородия, козел - добра, олень - удачного брака.

Вышивка, воспринимаемая современными людьми только как украшение, по представлениям наших предков, защищала владельца от злых сил, а изображения птиц на тканых, керамических и деревянных изделиях должны были принести их обладателю радость и счастье.

Форма и каждый элемент орнамента, украшавшего изделия народных мастеров , несли определенную информацию. Волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии с расположенными между ними точками - землю и зерна; капли, наклонные линии - дождь; спираль - ход солнца; ромб - плодородие, крест - веру. Значение того или иного элемента узора зависело и от его цвета. Например, в росписи дымковской игрушки оранжевый круг символизировал солнце, а красный - дом.

На третьем этапе большое внимание истории названия города, сел, поселков, рек, природе, заповедникам и памятным местам. Расширяются знания детей о выдающихся земляках, чьи имена носят улицы нашего города.

Дети знакомятся с гербами города Краснодара, флагом. Семье, родовым и семейным традициям и преданиям отводится особое место. Полученные знания закрепляются детьми на экскурсиях по городу, в музей, в лес, библиотеку, во время встреч с интересными людьми.

В нашем ДОО стало традицией посещение музея школ МБОУ МО г. Краснодар «Лицей № 90» , Гимназии № 87, где дети знакомятся с посудой , одеждой, предметами быта кубанских казаков.

При ознакомлении дошкольников с каким-либо народным промыслом я использую следующие формы работы :

Организация выставок;

Беседы по ознакомлению с искусством ;

Занятия по декоративному рисованию , лепке и аппликации;

Проведение праздников и досугов.

При посещении выставок дети получают некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию) . При этом задача - научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так , чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства . Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства , его традиций и средств выразительности. Например, в начале учебного года старшие дошкольники рассматривают фигурки птиц, сделанных дымковскими мастерами, сравнивают их, выявляя сходства и отличия. На следующем занятии воспитатель показывает им тверские глиняные игрушки, также изображающие птиц, и предлагает не только сравнить их между собой, но и сказать, чем они похожи и чем отличаются от дымковских.

В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию , лепке и аппликации использую следующие методы и приемы :

Создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;

Сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;

Использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);

Показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;

Сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью) .

На протяжении многих лет я веду дополнительный кружок в ДОО по ИЗО деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ИЗО . Кружок проводится один раз в неделю.

Сделать занятие интересным и разнообразным мне помогает использование музыки, литературного материала, элементов театрализованной деятельности.

Составленный план работы кружка позволяет использовать в полной мере разнообразные методы и формы работы : сбор природного материала, рисование, организацию выставок детских и совместных с родителями работ, рассматривание и изготовление народных игрушек , сочинение сказок, рассказов, проведение игр-путешествий, оформление познавательных уголков и многое другое, подготовка презентаций.

Вся работа проводится при активном участии родителей, которые пополняют предметами старины, предметами народно-прикладного искусства уголок познавательного развития. Взрослые должны осознать, что они воспитывают детей прежде всего своим примером, каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его познавательную сферу, его личность. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях внимание родителей обращается на необходимость повседневного внимания к детским занятиям, на поддержание познавательного интереса детей, их стремление узнать новое. Ребятам это помогло не только правильно называть свои имена, фамилии, домашний адрес, но и без труда вспоминать имена и отчества родителей, бабушек, дедушек, а иногда и прабабушек.

В ходе диагностики выявилась положительная динамика развития детей по теме опыта к концу обучения (дети 6-7 лет) .

К концу обучения дети очень много знают о народно декоративно -прикладном творчестве :

Умеют различать разные виды народно -прикладного творчества;

Владеют навыками и умениями расписывая игрушки;

С гордостью рассказывают о достопримечательностях города Краснодара и о знаменитых земляках;

Знают флаги и гимны России, города Краснодара.

Детей сформировано позитивное отношение к своей малой Родине.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания декоративного богатства своего народа , освоения народной культуры .

Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным

искусством

«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, то, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин

Изучение народного декоративно-прикладного искусства является основой для развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры детей дошкольного возраста.

Декоративно-прикладная деятельность детей занимает особое место в системе эстетического воспитания в детском саду. Постоянное продуманное знакомство с промыслами, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, воспитывает интерес к народному творчеству.

Народное творчество благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность радоваться жизни.

Через родную песню, сказку, загадку, поговорки и пословицы, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.

В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к красоте и народной мудрости.

По верованиям всех народов, символы, используемые при оформлении того или иного предмета, их расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое значение. Земледельцы из глины и дерева изготавливали фигурки в форме животных, украшали их орнаментом, исполняли магические обряды, которые должны были принести плодородие их нивам и благоденствие их семьям. После выполнения ритуальных действий фигурки отдавали детям. Так появились новые игрушки.

В наши дни, любуясь изделиями каргопольских или богородских мастеров, мало кто знает, что для людей, живших в далеком прошлом, конь являлся символом солнца, медведь - могущества и пробуждения природы, варан или корова - изобилия и плодородия, козел - добра, олень - удачного брака.

Вышивка, воспринимаемая современными людьми только как украшение, по представлениям наших предков, защищала владельца от злых сил, а изображения птиц на тканых, керамических и деревянных изделиях должны были принести их обладателю радость и счастье. Форма и каждый элемент орнамента, украшавшего изделия народных мастеров, несли определенную информацию. Волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии с расположенными между ними точками - землю и зерна; капли, наклонные линии - дождь; спираль -ход солнца; ромб - плодородие, крест - веру.

Значение того или иного элемента узора зависело и от цвета. Например, в росписи дымковской игрушки оранжевый круг символизировал солнце, а красный - дом.

Ознакомление дошкольников с декоративно - прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог дает детям определенный объем знаний о промыслах, учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

Начинать эту работу следует с составления перспективного плана. Определить наличие подлинных предметов народного искусства, учесть возможность посещения детьми музеев, выставок, возможной организации встреч с народными мастерами. В русской "избе" дети могут ознакомиться с изделиями разных видов декоративно-прикладного искусства. Во время образовательной деятельности педагог познакомит детей с народными традициями и ремеслами.

При разработке циклов непосредственно образовательной деятельности следует учитывать не только возраст детей, но и уровень их знаний, умений, изобразительных навыков.

Дети получают некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию). При этом задача воспитателя - научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства.

Во время непосредственно образовательной деятельности по декоративному рисованию, лепке и аппликации, помогая детям овладевать некоторыми навыками и приемами, используемыми народными мастерами, воспитатель должен сам владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия, а также иметь соответствующие материалы. Например, лепить дымковскую игрушку следует только из глины, а не из пластилина.

Узоры по мотивам хохломской росписи дети рисуют на тонированной бумаге (желтого, красного или черного цвета) гуашевыми красками.

Составляя узоры по мотивам какой-либо росписи, воспитатель должен учитывать и характерные для нее композиционные построения. Например, при оформлении дымковских игрушек используются композиции типа "ткани" (полосатая, клетчатая), свободное расположение элементов (по мере убывания размера), а так же узор в круге или розетте (украшение хвоста индюка).

Для растительного узора Городецкой росписи характерно объединение цветов в гирлянды (на полосе и в круге), изображение симметричных (от середины формы) и асимметричных композиций. При этом сначала следует рисовать самые крупные элементы узора - цветы, тесно прижатые друг к другу, затем в промежутках между ними - листья, решетки и травинки.

Планируя познакомить детей с каким-либо композиционным построением, воспитатель должен не только подготовить бумагу соответствующей формы, но и показать предмет народного искусства, украшенный аналогичной композицией.

В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации можно использовать следующие методы и приемы:

· создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;

· сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;

· использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);

· показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;

· сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).

С детьми старшего дошкольного возраста периодически могут проводиться занятия творческого характера, на которых они придумывают узоры в стиле какой-либо росписи. Например, воспитатель может предложить нарисовать эскиз ткани для платья, используя мотивы Гжели; украсить кокошники в стиле дымковской росписи; изобразить букет, составленный из городецких цветов; нарисовать сказочный лес, используя элементы и колорит хохломской росписи, и т.д. Дети под руководством педагога могут выполнять роспись декораций к спектаклям настольного театра, рисовать эскизы костюмов для героев сказок, оформлять рамки для портретов и фотографий.

Знакомить детей с декоративно прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. И от того, насколько эмоционален будет педагог, как он организует эту работу, во многом зависит, сможет ли он воспитать у детей любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев.

  • Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.
  • В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, чётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.
  • Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Всё это позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Следовательно, знакомя детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, дошкольное образовательное учреждение в лице педагогов осуществляет единство эстетического и трудового воспитания дошкольников и их духовного развития через декоративно-прикладное искусство и традиционные виды народного художественного промысла




mob_info