Плавание детей в детском саду. Плавание в дошкольных учреждениях. Что нужно для посещения бассейна в детском саду

Тюрина Оксана Николаевна, инструктор по физвоспитанию МБДОУ №54 “Искорка” г.Набережные Челны

Цель занятий по плаванию - создание необходимых условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей посредством формирования и развития двигательных умений и навыков в воде.

Основными задачами занятий по плаванию является:

Содействие укреплению здоровья, разностороннее и оптимальное развитие физических способностей детей;

Предупреждение, устранение функциональных отклонений в от­дельных органах и системах организма. Развитие привычки повседнев­но заботиться о своем здоровье, закаливание организма.

Обучение плаванию включает в себя выполнение детьми разнообразных упражнений которые благотворно влияют на состояние опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и дыхания.

Во время плавания вода делает тело ребенка легким. Давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник снижается. Мягкие движения ногами обеспечивают разностороннюю нагрузку на нижние конечности, создавая таким образом, условия для формирования и укрепления твердой опоры для ног.

При плавании большая динамическая работа ногами в безопорном положении оказывает укрепляющее действие на стопу и предупреждает плоскостопие. Кроме того плавание развивает координацию, ритмичность движений. Упражнения на занятиях по плаванию выполняются в основном в горизонтальном положении, т. е. в положении максимальной разгрузки позвоночника, что благотворно сказывается на его состояние, уменьшая его искривление, если имеется нарушение осанки у ребенка.

Во время занятий в воде мышцы конечностей напрягаются и расслабляются ритмично. При любых способах плавания руки принимают активное участие в движении. Это особенно характерно для кроля и плавания на спине. Эти способы плавания, вследствие активного попеременного движения руками в воде и над водой, влияют на гибкость позвоночника.

У детей, систематически занимающихся плаванием, развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движениями. При плавании человек дышит чистым, лишенным пыли и достаточно увлажненным воздухом. При вдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развивается, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.

Плавание является эффективным средством закаливания организма детей. В процессе закаливания участвуют практически все системы, регулирующие жизненные процессы. При этом важную роль в терморегуляции выполняет кожный покров, на который температура воды оказывает специфическое раздражающее действие. В результате влияния холодной воды происходит сужение кровеносных сосудов кожи. При систематическом купании плавании сосудистая система приобретает свойство быстро приспосабливаться к изменениям температуры воды. Ребенок привыкает длительно находится в среде с более низкой температурой. Температура кожи и тела в воде снижается меньше, быстро восстанавливается после купания. Возникает стойкое приспособление к холоду, т. е. ребенок становиться более закаленным к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

В занятие по плаванию можно включать разнообразные оздоровительные методики или их элементы, способствующие укреплению здоровья ребенка, при чем в любую часть занятия.

Упражнение №2 Ха-дыхание.

Разминку на суше желательно проводить на массажных ковриках.

Основная часть занятия включат активную деятельность воспитанника, связанную с двигательной нагрузкой. Чтобы снизить повышенную возбудимость ребенка после нагрузки также можно включать различные оздоровительные методикиглазную гимнастику (гимнастика с бабочкой) , самомассаж БАТ, массаж с использованием массажных шариков Су-Джок.

В качестве примера можно привести самомассаж БАТ «Крокодил» для профилактики простудных заболеваний.

Строки Движения

Крокодил ждет гостей

Пасть полна его гвоздей

Я спросила крокодила

«Здесь овца не проходила?»

А злодей лежит на дне

И подмигивает мне!

Для детей более младшего возраста можно использовать пальчиковую гимнастику или самомассаж ушей (лепим уши для Чебурашкипоглаживая ушные раковины лепим ушки снаружи, внутри по бороздкам, растираем за ушами -«примазываем глину чтобы ушки не отклеились») .

«Передышка»

«Воздушный шарик»

После занятий очень хорошо устроить фитобар, т. е попоить детей теплым фиточаем с использованием лекарственных трав. В раздевалках где дети переодеваются можно установить аромолампы и применять также аромотерапию с использованием разнообразных аромомасел.

Оздоровительные технологии в бассейне

В водную часть занятия можно включать дыхательную гимнастику с тонизирующим эффектом, т. е. настроить организм ребенка на предстоящую нагрузку.

Упражнение №1. Мобилизирующее дыхание.

ИП - стоя или сидя, спина прямая. Выдохнуть воздух из легких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 с, выдох такой же продолжительности, как вдох. Затем увеличивать фазу вдоха.

Упражнение №2 Ха-дыхание.

ИП - стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох, поднять руку и через стороны вверх над головой. Задержка дыхания. Выдох: корпус резко наклонить вперед, рукивниз перед собой, резкий выброс воздуха со звуком «ха».

Самомассаж БАТ «Крокодил» для профилактики простудных заболеваний (в основной части занятия в перерыве в качестве отдыха)

Дети, сидя делают массаж биологически активных зон. Счет можно заменить строчками из стихов для детей.

Строки Движения

Крокодил ждет гостей

Поглаживание ладонями шеи в направлении от шейного отдела позвоночника вперед к яремной ямке

Пасть полна его гвоздей

Мягко поглаживать большими пальцами шею (под челюстью)

Я спросила крокодила

Сжать пальцы в кулаки и большими пальцами быстро растирать крылья носа

«Здесь овца не проходила?»

Приставить ладони ребром ко лбу и растирать его движениями в стороны к центру

А злодей лежит на дне

Сильно раздвинуть указательный и средний пальцы, подложить их перед ушами и за ними и с силой растирать кожу

И подмигивает мне!

Потирая ладони, подмигнуть одним глазом.

В основную часть занятия в качестве отдыха после активных упражнений можно провести с детьми гимнастику для глаз «Лягушка ловит бабочку».

Инструктор раздает детям бабочек и говорит детям, что они «лягушки» и должны поймать бабочку. А для того чтобы ее поймать нужно не шуметь и следить за ней глазами, не поворачивая голову.

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадет в ловушку

И комар, и мушка.

Дети следят за «бабочкой» направляя ее вправо, влево, вверх, вниз.

В заключительную часть занятия также можно ввести оздоровительные методики, направлены на релаксацию - дыхательные упражнения, способствующие расслаблению, восстановлению всех систем организма после нагрузки.

«Передышка»

В течение 3 минут дышите медленно спокойно и глубоко, можно закрыть глаза, лежа в положении «Звезда».

«Воздушный шарик»

Все дети стоят в воде в кругу. Ведущий предлагает детям надуть воображаемые шарики: «Вдохните, поднесите шарик к губам и раздувая щеки медленно, через приоткрытые губы, надувайте его. Следите за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличивается на нем узоры. Дуйте осторожно, чтобы ваш шарик не лопнул. А теперь покажите шарики друг другу.»

Принята на заседании Утверждаю:

педагогического совета заведующий МДОУ

протокол №_____ «Детский сад компенсирующего

«_____»__________2013 г. вида № 000»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

инструктора по физической культуре (плавание)

МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 000»

Иммунология" href="/text/category/immunologiya/" rel="bookmark">иммунологические свойства, улучшает адаптацию к разнообразным условиям внешней среды; прививает умение и навыки самообслуживания; совершенствует органы кровообращения и дыхания, улучшает сердечную деятельность, подвижность грудной клетки, ритм дыхания, увеличивает жизненную емкость легких; укрепляет опорно-двигательный аппарат, правильно формирует позвоночник, вырабатывает хорошую осанку, предупреждает развитие плоскостопия; увеличивает работоспособность и силу мышц; гармонично развивает силу, быстроту, ловкость, гибкость, координацию движений, выносливость; совершенствует движения; повышает общий тонус организма, укрепляет нервную систему, крепче становится сон, улучшается аппетит.


Умение плавать является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях.

Огромное воздействие плавания на детский организм является общепризнанным, поэтому научить ребенка держаться на воде – значит привить ему жизненно необходимый навык.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что плавание является одним из важнейших звеньев в воспитании ребенка - СОДЕЙСТВУЕТ РАЗНОСТОРОННЕМУ, ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ, СТИМУЛИРУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕРВНОЙ, СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ, ЗНАЧИТЕЛЬНО РАСШИРЯЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка.

Актуальность данной программы состоит в том, что занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для воспитания смелости, дисциплинированности, уравновешенности у детей, способствуют развитию умения действовать в коллективе , помогать друг другу.

Цель : обучение детей дошкольного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма, обеспечение всестороннего физического развития.

Для достижения данной цели формируются следующиезадачи:

Обучающие:

Сформировать теоретические и практические основы освоения водного пространства;

Освоить технические элементы плавания;

Обучить основному способу плавания «Кроль»;

Познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на воде (на открытых водоемах , в бассейне).

Развивающие:

Развивать двигательную активность детей;

Способствовать развитию навыков личной гигиены;

Способствовать развитию костно-мышечного корсета;

Развивать координационные возможности, умение владеть своим телом в непривычной обстановке;

Формировать представление о водных видах спорта.

Воспитывающие:

Воспитывать морально-волевые качества;

Воспитывать самостоятельность и организованность;

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, привычку к закаливанию;

Воспитывать интерес к занятиям физической культуры;

Большое значение для физического развития приобретают занятия детей плаванием в бассейнах. В процессе занятий плаванием дети обогащаются не только двигательным опытом, но и эстетическим, эмоциональным, волевым, нравственным, спортивным, укрепляют навыки общения, что формирует у них уверенность в своих силах, служит основой для успешного овладения учебной программой .

Плавание способствует улучшению функциональных возможностей нервной системы, ее вегетативной функций, повышению подвижности нервных процессов. Особенно оно полезно чрезмерно возбужденным детям. Температура воды и однообразные циклические движения оказывают успокаивающее воздействие на нервную систему, делают ребенка более спокойным, обеспечивают крепкий сон. Занятия плаванием - лучшая тренировка дыхательной системы. Плавание закаляет организм ребенка, повышает его стойкость против температурных колебаний и невосприимчивость к простудным заболеваниям. Вода оказывает на кожный покров как механическое, так и термическое воздействие.


Для малыша плавать - средство для всестороннего физического развития и залог безопасности. Обучение способствует выработки у детей навыков сознательного и безопасного пребывания в воде.

В процессе закрепления умений и навыков предлагается варьирование сроков при выполнении той или иной задачи. Упражнения используются в порядке постепенного увеличения нагрузки.

Структура программы:

Программа рассчитана на младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 6 до 7 лет).

Программа включает:

Ознакомление ребенка с водой;

Овладение детьми навыком скольжения;

Обучение занимающихся плаванию определенными способами;

Совершенствование техники плавания разными способами;

Профилактика различных заболеваний;

Привитие культурно-гигиенических навыков;

Беседы о значении занятий плаванием для здоровья и развития организма.

Рабочая программа по плаванию составлена на основании:

- «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией, . Москва: «Мозаика – Синтез» 2012 г.

- «Программа обучения детей плаванию в детском саду» . Санкт – Петербург: «Детство – пресс» 2010 г.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ

В нашем детском саду функционирует плавательный бассейн. Температура воды поддерживается в пределах – 30-32 градусов, воздуха: 28 – 30 градусов.

Для занятий в бассейне каждому ребенку необходимо иметь:

Халат махровый с длинным рукавом с капюшоном;

Полотенце;

Резиновую шапочку;

Мыло и мочалку.

Плаванию обучаются дети с 3-х лет. Ведущей формой занятий является: групповая. Занятия проводятся в младшей и средней группах – 1 раз в неделю, в старшей и подготовительной группах – 2 раза в неделю. Группы делятся по подгруппам от 6-8 и до 10-12 человек.

Для всех возрастных групп установлена продолжительность пребывания в воде :

Младшая группа - 15 минут;

Средняя группа - 20 минут;

Старшая группа –минут;

Подготовительная группа - 30 минут.

Нагрузка варьируется в зависимости от возраста детей, их физического развития и усвоения ими пройденного материала.

Занятия по плаванию делятся на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап проводится на суше. Он включает несколько общеразвивающих упражнений для разогревания, разминки и имитирующие подготовительные и подводящие упражнения, способствующие лучшему усвоению в воде техники плавательных движений.

Основной этап проводится на воде. Выполняются упражнения по овладению техникой плавания, повторяется пройденное, проводятся игры на совершенствование усвоенных движений.

Заключительный этап - это самостоятельное, произвольное плавание (свободное плавание).

Если по каким-то причинам плавание не проводится (карантин, техническая неисправность и т. д.), то оно заменяется занятием на суше в игровой форме, но с должной нагрузкой. Комплекс упражнений «сухое плавание» должен соответствовать требованиям программы и подготовить детей к упражнениям на воде. На всех проводимых занятиях обязательно присутствуют элементы игры.

Игра является основной формой обучения в дошкольном возрасте. Превращению игровой ситуации в учебную способствует последовательный переход от простого передвижения по дну (привыкание к воде) к разучиванию определенных плавательных движений. Педагогический принцип перехода от простого к сложному выступает как условие усвоения более сложных приемов плавания, их техники и приучения ребенка к самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребенка).


Однако физическая нагрузка при играх дошкольников в воде превышает аналогичные на суше, и опыт показывает, что дети непроизвольно самостоятельно регулируют ее. Организм ребенка даже в условиях систематической тренировки не приобретает той экономизации функций, которая наблюдается у взрослых. Это позволяет говорить о низком "коэффициенте полезного действия" детского организма. Ребенок переносит экстенсивные нагрузки легче, чем интенсивные, так как последние даются ему с большим напряжением вегетативных функций. Поэтому не следует длительно отрабатывать отдельные плавательные движения – это может отрицательно сказаться на усвоении техники плавания в полной координации. Для формирования достаточно глубоких навыков выполнения отдельных элементов полезно разучивать их на занятиях в различных сочетаниях. Особо следует отметить, что ребенка чаще пугает не сама вода, а ее обилие. В воде внимание детей рассеивается, в результате они плохо воспринимают незнакомый материал. Поэтому более целесообразным представляется ознакомление с новым материалом в раздевалке до начала занятий на воде, там же подводятся итоги и дается задание на дом.

Весь спектр новых ощущений в водной среде – состояние "полувесомости", легкость, плавучесть, раскованность мышц и суставов, равномерность давления на всю поверхность погруженного в воду тела, повышение глубины дыхания, массирующее воздействие воды на кожу – само по себе оказывает мощное воздействие на психику и организм ребенка. Задача взрослого (педагога-инструктора, родителя) – умело придать этим впечатлениям позитивную окраску и разумно использовать их в дальнейшем обучении.

Необходимое условие успеха в работе с дошкольниками – это поддержание положительного отношения детей к занятиям на всех этапах обучения. Инструктор-педагог должен стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности и стремлению хорошо плавать. Часто именно похвала ведет к заметному улучшению результата, способствует росту уверенности в собственных силах и развитию волевых качеств ребенка.

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЛАВАТЕЛЬНОМ БАССЕЙНЕ:

1-АЯ МЛАДШАЯ

2-АЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

СРЕДНЯЯ ГРУППА

СТАРШАЯ ГРУППА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

ПОНЕДЕЛЬНИК

Методический день

Методический день

ЗАДАЧИ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЛЯ КАЖДОЙ ГРУППЫ

1 год обучения

Задачи:

1) Способствовать уменьшению периода адаптации к воде.

2) Обучить опусканию лица в воду.

3) Обучить различным видам передвижения в воде.

4) Способствовать формированию навыков личной гигиены.

5) Способствовать воспитанию морально-волевых качеств (смелость,

настойчивость, решительность).

Ожидаемый результат:

1) Уметь передвигаться в воде по дну бассейна различными способами.

2) Уметь опускать лицо в воду.

3) Уметь делать выдох в воду.

4) Погружаться в воду у опоры и без опоры с головой.


2 год обучения

Задачи:

1) обучить выполнению лежания на груди и на спине.

2) обучить выдоху в воду, опуская губы (лицо).

3) обучить умению открывать глаза в воде.

4) обучить движениям ног как при плавании способом кроль на груди и на спине.

5) содействовать формированию правильной осанки.

6) способствовать воспитанию смелости и решительности.

Ожидаемый результат:

1) уметь выполнять лежание на груди и на спине в течение 2-4 секунд.

2) уметь выполнять выдохи в воду, опуская лицо.

3) уметь выполнять движения ногами как при плавании способом кроль на груди у поручня (с подвижной опорой).

3 год обучения

Задачи:

1) обучить выполнению многократных выдохов в воду.

2) обучить скольжению на груди и на спине.

3) совершенствовать движение ног как при плавании способом кроль на груди и на спине.

4) обучить согласованной работе рук и ног при плавании облегченными способами.

5) способствовать формированию правильной осанки.

6) содействовать развитию координационных способностей.

Ожидаемый результат:

1) уметь выполнять многократные выдохи в воду – 3 - 4 раза подряд.

2) уметь выполнять попеременные движения руками как при плавании

облегченным способом кроль на груди (без выноса рук из воды).

3) уметь проплыть облегченным способом на груди или на спине

7-9 метров.

4 год обучения - подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Задачи:

1) Обучить согласованной работе рук, ног и дыхания при плавании облегченными способами на груди и на спине.

2) Совершенствовать технику плавания выбранным способом.

3) Способствовать закаливанию организма детей.

4) Содействовать формированию правильной осанки.

5) Способствовать воспитанию целеустремленности и настойчивости.

Ожидаемый результат:

1) Уметь выполнять многократные выдохи в воду 6-8 раз подряд.

2) Уметь проплывать облегченным способом на груди или на спине 10-15 метров.

3) Уметь проныривать под водой небольшое расстояние - 1,5-2 метра.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ. Занятия плаванием должны проводиться регулярно, в определенной системе. В условиях дошкольного учреждения, в зависимости от количества занимающихся, занятия могут проводиться от 2-х до 4 раз в неделю. Следует учитывать, что регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические. Многочисленные исследования показали, что частые и относительно непродолжительные занятия дают больший эффект, чем занятия, проводимые дольше, но реже.

ДОСТУПНОСТЬ . Объяснение и показ упражнений инструктором по плаванию, их выполнение и физическая нагрузка должны быть доступны детям. При проведении учебных занятий следует руководствоваться принципами: «от простого к сложному», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному», «от главного к второстепенному».

АКТИВНОСТЬ . Известно, что основной формой деятельности дошкольников является игра . Исходя из этого, необходимо применять как можно больше игр и игровых упражнений. Это позволит разнообразить занятия, повысить активность детей и сделать интересным процесс обучения плаванию.

НАГЛЯДНОСТЬ . Чтобы обучение проходило успешно, любое объяснение сопровождается показом упражнений. Не следует забывать, что дети лучше воспринимают наглядное изображение действия, движения или упражнения, нежели их словесное описание. Полезны в обучении наглядные пособия – рисунки, плакаты и т. д.


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ и ПОСТЕПЕННОСТЬ . При обучению детей плаванию простые и легкие упражнения должны предшествовать более сложным и трудным. Не следует форсировать разучивание большого количества новых движений.

К ним можно приступать только после хорошего освоения, правильного и уверенного выполнения предыдущих.

ДИАГНОСТИКА ПЛАВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Для отслеживания результативности своей работы с детьми в бассейне, правильности применения средств и методов физического воспитания, проводится постоянный медико-педагогический контроль. Проверка и оценка овладения двигательными умениями и навыками является важнейшим звеном воспитательно-образовательного процесса, помогает своевременно вносить коррективы в содержание занятий, менять характер педагогических воздействий. Этому служит диагностика плавательной подготовленности детей.

Цель – определение уровней плавательной способности, степени сформированности плавательных умений и навыков.

Задачи:

Выявление плавательных способностей, умений и навыков детей;

Определение стратегических задач по обучению плаванию на учебный год;

Планирование индивидуальной работы с детьми по освоению и развитию плавательных умений и навыков;

Анализ динамики уровня освоения плавательных умений и навыков.

1. Сроки проведения:

Начальная - октябрь;

Заключительная - май.

2. Для выполнения каждого упражнения дается одна попытка. Вторую попытку можно давать только в случае явно неудачной первой.

3. На основании результатов диагностики определяются группы готовности:

«Готов» - ребенок выполнил все нормативы или не выполнил один;

« Условно готов» - ребенок не выполнил 2-3 норматива;

«Не готов» - ребенок не выполнил 4 и более нормативов.

После начальной диагностики инструктор по плаванию планирует свои занятия, составляет коррекционный план на 1-ое полугодие, чтобы усвоение материала проходило лучше, потом на 2-ое полугодие. В конце года проводится заключительная диагностика, где сравниваются результаты на начало и на конец учебного года. Затем выводится процент.

Задача инструктора своевременно выявить детей с низкой результативностью, чтобы помочь им овладеть плавательными навыками, используя индивидуально – дифференцированный подход.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Плавательные доски.

2. Тонущие игрушки.

3. Надувные круги разных размеров.

4. Нарукавники.

5. Мячи разных размеров.

6. Разделительная дорожка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. , «Обучение плаванию в детском саду» Москва «Просвещение» 1991г.

2. «Программа обучения плаванию в детском саду» Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС»2003.

3. М. Рыбак, Г. Глушкова, Г. Поташова «Раз, два, три, плыви...» Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Москва, ОБРУЧ, 2010г.

4. , «Фигурное плавание в детском саду» Методическое пособие. Творческий Центр СФЕРА. Москва 2009г.

5. «Плавание и здоровье малыша» Ростов-на-Дону ФЕНИКС 2007г.

6. , «Плавание » Техника обучения детей с раннего возраста. «Издательство ФАИР» Москва 2008г.


7. «Физкультурные сюжетные занятия с детьми 5-6 лет.» Творческий Центр СФЕРА Москва 2012г.

8. Научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре дошкольного образовательного учреждения» СФЕРА», № 2,3,4 2010 г; № 1,2,3,4 2011г.

9. «Плавание: лечение и спорт» Серия «Панацея», Ростов-на-Дону, ФЕНИКС,2001г.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ План РАБОТЫ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

СЕНТЯБРЬ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

УПРАЖНЕНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ПЛАВАНИЮ

ИГРЫ

Ознакомить детей с правилами поведения в бассейне и с помещениями (раздевалка, душевая т. д.)

Экскурсия в бассейн. Беседа с детьми.

(для примера использовать куклу)

Посещение занятий в старших группах.

«Соберем куклу на занятия в бассейн».

Дать детям представление о том, как надо готовиться к посещению бассейна, рассказать, как они должны раздеваться, сложить одежду, вымыться под душем до и после посещения бассейна, вытереться, одеться.

Посещение раздевальных и душевой, показ приемов самообслуживания.

«Соберем зайку в бассейн».

Показать основные движения в воде, создать общее представление о плавании.

Посмотреть как старшие дети играют в воде, плавают, ныряют, входят и выходят из бассейна, идут в душевую.

Попробовать повторить движения старших ребят на суше.

«Делай как я»

ОКТЯБРЬ

Научить спускаться по лесенке в воду и выходить из нее, держась за руки преподавателя, попробовать окунуться.

Научить где и как складывать свои вещи, как пользоваться мылом и мочалкой.

Спуститься в воду с преподавателем;

Окунуться в воду;

Свободное купание;

«Поймай рыбку»

Научить спускаться в воду и выходить из нее, держась за перила лестницы. Вызвать интерес к занятию.

Войти в воду, держась за перила лестницы с помощью преподавателя.

Ходить и бегать по дну бассейна;

Окунуться, держась за руки преподавателя;

Свободное купание;

«Пойдем все вместе со мной», «Добежим до переходика».

НОЯБРЬ

Побуждать самостоятельные, активные передвижения детей в воде в определенном направлении; вызывать у них чувство радости от действий в воде.

Войти в воду самостоятельно, выполнять задания.

Упражнение «Все, все подойдите ко мне»;

«Принеси рыбку, мячик, обруч, «киндер» т. д.

Приучать детей самостоятельно передвигаться в воде в различных направлениях.

Войти в воду и сразу же всем окунуться.

Похлопать ладошками по воде;

Бросить мяч и догнать его;

Принести мяч преподавателю;

Свободные игры в воде;

«Сделаем дождик», «Хоровод», «Кораблики».

ДЕКАБРЬ

Приучать детей не бояться воды, передвигаться группой, взявшись за руки.

Войти в воду и ходить, взявшись за руки, взявшись за руки присесть.

Дойти до противоположного края бассейна, взять игрушку и принести преподавателю;

Свободная работа;

«Попрыгаем как зайчики», «Рыбки, домой», «Бегом за мячом».

Продолжать учить самостоятельно передвигаться по дну бассейна в разных направлениях, развивать координацию.

Выполнять задания в воде.

Упражнение «Фонтаны»;

Свободные игры с предметами;

Ходьба в присядку «Утка и утята»;

«Маленькие и большие ноги», «Догони меня»

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ПО ПЛАВАНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ 4
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ НА МЕЛКОВОДЬЕ (МЛАДШАЯ И СРЕДНЯЯ ГРУППЫ) 7
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ НА ГЛУБОКОЙ ВОДЕ (СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ) 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

ВВЕДЕНИЕ

Благоприятное воздействие плавания на детский организм является общепризнанным. В медико-физиологическом аспекте это укрепление различных функциональных систем детского организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и пр.), в психологическом аспекте - формирование произвольной регуляции движений и действий, в педагогическом - это не только обучение младшего школьника сложноорганизованным действиям, но и способ становления навыков саморегуляции.
В качестве базовой программы обучения плаванию, принятой педагогами большинства детских садов, можно считать методику Т.И. Осокиной. В этой методике большое внимание уделяется младшему и среднему возрасту, но недостаточно освещены вопросы обучения плаванию детей старших и подготовительных групп. Между тем инструкторы-педагоги по плаванию (не специалисты в плавании) испытывают значительные затруднения в обучении детей именно старшего дошкольного возраста.

1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ПО ПЛАВАНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ

Детей дошкольного возраста лучше всего учить плаванию в специально отведенных для этого местах. В дет¬ских садах - в плавательных бассейнах, а когда детям позволяют купаться в естественных водоемах, то при этом нужно придержи¬ваться следующих правил:
1. Выбирая место для купания, воспитатель должен проверить глубину, тщательно изучить дно, чтобы убедиться, что оно не со¬держит ям.
2. Уровень воды не должен превышать 80 см, дно не должно быть каменистым, течение - быстрым.
3. Дно должно быть ровным, вода проточной, берег сухим и не загрязненным.
4. Площадь, отведенная для купания детей, должна быть поме¬чена отчетливо видными цветными поплавками, флажками, изго¬родью и т.д.
5. Воспитатель, обучающий детей плаванию, прежде всего обя¬зан сам хорошо уметь плавать, знать правила оказания помощи, уметь моментально оказать первую помощь. Хорошо, если на заня¬тиях по плаванию присутствует кто-либо из медицинского персо¬нала или другие работники детского сада.
6. Купание и подготовка к плаванию должны сочетаться с сол-нечными ванными и организуются ежедневно во время прогулки или после дневного сна.
Сначала детям разрешается быть в воде 5-10 мин при условии, что ее температура 20-24° С, а температура воздуха 24-28°С. За¬метив, что детям становится хоть немного холодно (а об этом можно догадаться по побледневшему лицу), нужно потребовать немед¬ленного выхода из воды, проследить, чтобы дети как можно лучше вытерли полотенцем лицо, шею, голову, спину, живот и другие части тела, хорошо прочистили бы уши.
Пребывание в воде вызывает отдачу тепла, и она будет тем боль¬ше, чем ниже температура воды. При продолжительном пребыва¬нии в воде температура тела снижается. Переохлаждение недопу¬стимо. При систематических занятиях плаванием сосудистая систе¬ма дошкольника быстро приспосабливается к изменениям темпе¬ратуры воды и возникает устойчивость к холоду, что немаловажно при закаливании организма.
В 5-6 лет ребенок достаточно хорошо осваивает и выполняет различные движения, однако у него наблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения. В связи с этим движе¬ния дошкольников усиливают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Основная цель обучения плаванию дошкольников заключается в содействии их оздоровлению, закаливанию, в обеспечении всесто¬ронней физической подготовки, для вовлечения в раннем возрасте в занятия физкультурой и спортом, и, кроме того, плавание является таким же необходимым навыком, как и умение бегать, прыгать и т.д.
Необходимое условие успеха в работе с дошкольниками - это поддержание положительного отношения детей к занятиям на всех этапах обучения. Инструктор-педагог должен стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности и стремлению хорошо плавать. Часто именно похвала ведет к заметному улучшению результата, способствует росту уверенности в собственных силах и развитию волевых качеств ребенка.
Основная работа с детьми дошкольного возраста определяется общими задачами начального этапа обучения плаванию: научить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде, а также технически правильно и экономично плавать. Особое внимание обращается на педагогические приемы, позволяющие ребенку быстрее научиться владеть своим телом в воде, что ведет к росту его уверенности в себе. А это, в свою очередь, становится основой принципа самостоятельности ребенка в педагогической деятельности педагога-инструктора.
Занятия в течение учебного года предлагается проводить не реже 1-2 раз в неделю. В зависимости от возраста и подготовленности детей продолжительность пребывания детей в воде может колебаться от 10 до 25 минут.
Возрастные группы делятся на подгруппы. Численность детской группы на занятии не должна превышать 10-12 человек.
При составлении примерных планов занятий, формулировке задач и подборе конкретных упражнений очень важно учитывать возрастные различия детей. Так, начиная занятия со старшими дошкольниками, инструктор-педагог должен помнить, что они гораздо быстрее осваиваются в воде, чем младшие дети. Поэтому начальный период обучения (привыкание к воде) у детей старшего дошкольного возраста значительно короче, но последовательность выполнения упражнений для начального обучения сохраняется в работе с детьми всех возрастных групп.
Обучение плаванию сочетается с различными упражнениями в воде - гидроаэробикой: ходьба и бег по пояс в воде; ходьба, бег спиной вперед; подпрыгивания, прыжки; общеразвивающие уп¬ражнения: держась за поручень бортика типа велосипед, упражне¬ния на растяжку и др.
Ребенка учат выполнять традиционные упражнения: дельфин, крокодил и др.; проводят подвижные игры, игровые упражнения, хороводы, эстафеты и т.д. Навыки, полученные ребенком, завер¬шаются в спортивных праздниках.
Эффективность методики обучения специальным двигательным навыкам в водной среде детей дошкольного возраста определяется степенью двигательной свободы ребенка в данной среде. Обучение плаванию целесообразно проводить в два этапа - на мелководье и на глубокой воде.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ НА МЕЛКОВОДЬЕ (МЛАДШАЯ И СРЕДНЯЯ ГРУППЫ)

Младшая группа. В младшей группе обучение плаванию начинается с ознакомления ребенка с водой и ее свойствами: плотностью, вязкостью, прозрачностью. Продолжительность ознакомительного периода определяется возможностью ребенка безбоязненно и уверенно с помощью взрослого либо самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть.
По мнению Т.И. Осокиной, к концу учебного года дети младшей группы в воде должны уметь: достать со дна игрушку, погружаясь в воду с открытыми глазами; сделать выдох в воду (5-6 раз); скользить на груди (2-3 раза); выполнять упражнение «поплавок» (2 раза); с помощью взрослого лежать на спине (2 раза).
При таком подходе уже в младшей группе выполняются требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» по плаванию.
Средняя группа. На занятиях в средней группе дети обучаются держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы в течение непродолжительного времени, тем самым получая представление о выталкивающей и поддерживающей силе воды. Кроме того, дети должны научиться самостоятельно произвольно выполнять вдох-выдох в воду несколько раз.
Состав упражнений в средней группе определяется исходя из следующих посылок:
1) Не следует начинать обучение движениям ног или рук до тех пор, пока у ребенка не получилось идеального скольжения.
2) Не рекомендуется выполнять данное упражнение у опоры, так как, работая ногами, ребенок не сможет почувствовать продвижения вперед.
3) Также не советуют использовать поддерживающие предметы, поскольку при этом нарушается горизонтальное положение тела, что, в свою очередь, ведет к появлению грубых ошибок в работе ног.
Основной задачей организации занятий по плаванию в средней группе является обучение ребенка умению свободно лежать на груди и на спине. Для этого необходимо научить его погружаться, нырять и открывать в воде глаза, не протирая их после этого руками. Умение открывать глаза помогает сохранить нужное направление движения и облегчает ориентировку под водой. Если ребенок в состоянии задерживать дыхание, можно научить его доставать со дна различные предметы (игрушки, шайбы, ракушки).
Очень важно обратить внимание ребенка на то, что под действием выталкивающей силы он всплывает к поверхности воды.
Дети также должны усвоить, что не смогут нырять, если их легкие заполнены воздухом. Чтобы убедить их в этом, можно предложить присесть под воду после глубокого вдоха и после энергичного выдоха (упражнения «Надуй шар», «Лопнул шар»).
Для получения представления о плавучести тела и действии подъемной силы Т.И. Осокина предлагает использовать упражнение «Поплавок»: «стоя сделать вдох, присесть глубже, обхватить руками ноги чуть-чуть ниже колен, опустить лицо к коленям и сгруппироваться».
Как же ребенку дать понять, что вода его держит? Можно использовать для этого упражнение «Крокодил». В программе Т.И. Осокиной оно описывается следующим образом: «лежать, опираясь на руки, держа голову над водой и вытянув назад ноги… попробовать лежа оттолкнуться руками от дна и отвести сразу обе руки к бедрам, расслабиться и немного полежать в таком положении». По ходу выполнения упражнения необходимо добиться правильного дыхания - чередования короткого вдоха и медленного выдоха.
После овладения лежанием на груди можно перейти к обучению лежания на спине также на мелкой воде. Для этого ребенок, сидя на дне и слегка опираясь на него локтями, пытается лечь на спину, затем расслабиться и спокойно полежать, не запрокидывая голову назад и не прижимая подбородок к груди (носик и животик вверх).
На первых порах необходимо помочь ребенку избавиться от лишнего напряжения: инструктор, стоя сзади, мягкими руками уверенно поддерживает голову ребенка и, подбирая нужные слова, добивается цели.
Когда ребенок научится лежать на мелкой воде без помощи взрослого, можно переходить к выполнению этого упражнения на большой глубине (по пояс - по грудь). В пособии Т.И. Осокиной предлагается следующий вариант: «стоя, руки опущены вниз, сделать вдох, задержать дыхание и спокойно лечь на спину. Подбородок следует опустить и прижать к груди, а живот подтянуть к поверхности воды. Желательно, чтобы, падая назад в воду, дети видели стоящего рядом преподавателя». Ребенку будет проще удержать грудь и живот на поверхности воды, если сверху положить какой-нибудь плоский предмет типа формочки. На начальном этапе необходимо поддерживать ребенка под затылок или подбородок, при этом его голова должна свободно лежать на воде (можно использовать обруч или сачок).
Не следует страховать детей под спину (или под живот при плавании на груди), так как, убирая впоследствии руку, инструктор сразу лишает ребенка всякой опоры, и он тотчас же прекращает выполнять упражнение.
Очень важно научить детей вставать из положения лежа на спине. Т.И. Осокина описывает этот прием следующим образом: дети «вытягивают руки вдоль тела и энергично нажимают ими на воду вниз; ноги подтягивают к туловищу (ребенок как бы садится). Тело принимает вертикальное положение; после этого ноги вытягиваются и встают на дно».
Чтобы ребенок ощутил продвижение в воде, можно использовать традиционные упражнения с буксировкой (держась за руки, за обруч, сачок и т.п.), а также проныривание в вертикально стоящие обручи (это может быть серия обручей разного диаметра).
Упражнение «Привет!» выполняется следующим образом: прыгая в обруч, ребенок отвечает преподавателю рукопожатием, который, в свою очередь, придает телу ребенка ускорение. Далее скольжение выполняется самостоятельно. Первое время дети сразу встают на дно, и это естественно. Необходимо добиваться длительного скольжения до полной остановки.
При выполнении скольжения важную роль играет технически правильный и сильный толчок. Поэтому значительное внимание надо уделять прыжкам, которые придают занятию эмоциональную окраску, помогая ребенку преодолеть неуверенность, воспитать решительность и смелость.
Формирование этого навыка зависит от объективных возможностей бассейна. Можно прыгать и с лестницы, но удобнее и безопаснее прыгать с прикрепленной к лестнице съемной тумбы со ступенями, высота которой соответствует уровню воды. При обучении прыжкам должны соблюдаться основные дидактические принципы, так как эти упражнения могут вызвать чувство страха, которое поставит под угрозу весь процесс обучения. Нельзя принуждать ребенка к прыжку, ни в коем случае нельзя толкать ребенка, если он боится. Во избежание травматизма преподаватель во время прыжков должен стоять на тумбочке и следить за тем, чтобы место, куда будет прыгать ребенок, было свободно.
Начинать лучше с элементарных прыжков ногами вниз. Дети выполняют с удовольствием выполняют следующие упражнения: в обруч разного диаметра, лежащий на поверхности воды («В колодец - из колодца»); «В глубокий колодец» (прыжок с погружением в воду и выныриванием из обруча под водой); через натянутую горизонтальную веревку; с досками, надувными подушками и т.п. («Кто дольше» и «Оседлай коня»).
После освоения этих прыжков переходят к освоению прыжков головой вперед (прыжок поверхностный). Первое время дети «плюхаются» в воду, разводя руки и ноги в стороны. Необходимо научить ребенка хорошо отталкиваться, прыгать как можно дальше, а потом лежать как можно дольше (до полной остановки). Робким детям можно предложить прыжок на надувной матрац, пенопленовый коврик, с доской в руках - это придает уверенность, а значит, ребенок быстрее овладеет этим навыком. Дальность полета заметно улучшится, если прыгать в вертикально стоящий обруч, который держит инструктор. Расстояние между тумбочкой и обручем постепенно увеличивается для каждого ребенка индивидуально («Как стрела», «Прыжок тигра в горящее кольцо»). Для детей более подготовленных предлагаем выполнить акробатические упражнения (кувырок вперед, назад и т.п.) на пенопленовом коврике.
Отрабатывать и контролировать скольжение можно только тогда, когда дети, прыгая головой вперед, выполняют хороший толчок. Дети одинаково хорошо должны уметь скользить на груди и на спине. В процессе обучения необходимо видоизменять и усложнять задания (например, выполнять скольжение с последующим выдохом в воду, различным положением рук и т.п.).
Следует также постоянно создавать игровые ситуации (например, «Кто проскользит дальше всех»), придавать упражнениям развлекательную окраску («Как стрела», «Торпеда» и другие).
Т.И. Осокина указывает на некоторые ошибки, возникающие при обучении скольжению: «тело ребенка чрезмерно погружено в воду, сильно прогнута спина, провисает живот, голова поднята слишком высоко вверх или опущена вниз, напряжены мышцы туловища, плотно закрыты глаза, сжаты губы».
Таких грубых ошибок при свободном лежании на воде не возникает, если соблюдена последовательность выполнения подготовительных упражнений. Ошибки возникают чаще всего у детей, пропускающих занятия, которые, в свою очередь, требуют пристального внимания инструктора-педагога, а дополнительные занятия с ними проводятся во время свободного купания.
Таким образом, основной задачей обучения плаванию на мелководье является создание педагогических условий, способствующих возникновению у ребенка уверенности в себе и ощущения, что вода его любит и держит. А приобретенные на мелкой воде навыки и умения впоследствии совершенствуются на глубокой воде.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ НА ГЛУБОКОЙ ВОДЕ (СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ)

Объем временных затрат на проведение занятий на мелководье делает возможным проведение занятий на глубокой воде лишь начиная с конца средней группы.
Большое значение в обучении на глубокой воде имеет показ упражнения в целом и отдельных его элементов. Показывать упражнение лучше всего непосредственно перед выполнением его детьми. Привлечение к показу помощников также значительно облегчает объяснение. Демонстрация движений должна сопровождаться четким и доходчивым разъяснением деталей, что помогает предупредить неправильное усвоение.
На этапе обучения отдельным движениям речь инструктора-педагога может быть образной, но при этом не должна иметь оттенка развлекательности. Дети во время выполнения упражнений должны быть сосредоточены.
Основным показателем возможностей ребенка выполнять плавательные движения является полноценное выполнение им скольжения. Правильно выполняемое скольжение определяется следующими показателями: а) исходное положение перед отталкиванием, б) сила толчка, в) положение тела во время скольжения. При обучении плаванию именно скольжению должно уделяться 80% затраченного времени, и только после длительного его выполнения можно приступать к обучению движениям.
Какую же программу движений и в какой последовательности нужно создать и довести до автоматизма, чтобы дошкольник с его неустойчивой нервной системой и недостаточным координационным багажом овладел таким сложным видом спорта, как плавание?
Кроль на груди - самый быстроходный способ плавания. Подчиняясь общему закону механики - экономичности и эффективности гребковых движений, он оказался наиболее приемлемым и в обучении плаванию дошкольников.
Предварительно детям показывается способ плавания в целом, при этом их внимание обращается на движение рук (как при ходьбе и беге). Затем попеременные движения руками (сопровождаемые пояснением: «до ноги - в потолок - на ухо») отрабатываются на суше и закрепляются дома.
При плавании кролем на груди ребенок свободно лежит на поверхности воды, голова находится между рук. Гребок выполняется прямой рукой, в момент окончания гребка большим пальцем нужно коснуться бедра (условно). При удачном выполнении рука с легкостью проносится по воздуху и снова погружается в воду. Не следует требовать от детей сложной траектории движения руки над и под водой (как это рекомендуется в методической литературе), главное на данном этапе обучения - равномерное продвижение по прямой линии с сохранением горизонтального положения тела.
Принцип экономичного плавания предполагает разумное распределение сил пловца на дистанции. Поэтому необходимо обучать детей плавать медленно, сохраняя непрерывность движений (без наплыва). Первое время дошкольники рефлекторно выполняют движения руками очень быстро, результатом чего являются короткие гребки. Необходимо сразу добиваться выполнения длинного гребка. Соревновательный дух обучения придает динамичность упражнениям и удерживает высокую активность детей на протяжении всего занятия.
В плавании существует присказка: «Плавать умеет только тот, кто владеет дыханием». Ребенку гораздо проще овладеть дыханием, плавая медленно и только при помощи рук. Учитывая уровень подготовки ребенка, лучше выбирать короткие дистанции, но выполнять упражнение многократно (чтобы не нарушалась координация). Постепенно осваивая кроль на груди в описанной последовательности, детям достаточно быстро удается приспособить движения ног к движениям рук. Исходя из физических возможностей и индивидуальных особенностей, ребенок сам подбирает ритм движений ногами.
Способ «кроль на спине» по структуре движений отличается от кроля на груди лишь положением тела на воде и изменением ведущих конечностей - основой согласования движений является работа ног. Техника выполнения данного способа целиком определяется координационными возможностями ребенка, а также умением создавать силовую тягу ногами.
Освоение кроля на спине проводится на мелкой и спокойной воде. Не всем детям удается достаточно хорошо продвигаться за счет ног - это обусловлено двигательными возможностями стопы, которые, в свою очередь, определяются подвижностью голеностопного сустава и площади тыльной поверхности стопы (ласты). Поэтому предварительно на суше, а затем в воде отрабатываются попеременно ударные движения ногами вверх-вниз, которые выполняются только носочками (носки оттянуты и вогнуты внутрь - «как у медведя»). Для контроля сгибания ног в коленях предлагается держать над коленями ребенка доску или руку (при правильном выполнении движения прикосновений нет).
Круговые вращения руками назад предварительно разучиваются на суше, а в воде выполняется «мельница назад», которая сопровождается пояснением, как и в кроле на груди: «до ноги - на ухо». Поскольку гребок на спине выполняется через сторону, это вызывает чрезмерное смещение ног. Сохранить прямолинейность продвижения позволяет только высокий темп движения руками.
Максимальный эффект достигается при выполнении задания со старта на спине. Высокий ритм движений ног позволяет ребенку сохранить точность и слитность только на коротких дистанциях, которые проплываются, как правило, на задержке дыхания. Старт на спине выполняется следующим образом: зацепиться руками за поручень (бортик, лестницу); упереться в стену ногами, согнутыми в коленях (пальцы ног в воде).
На начальном этапе детям предлагается плавать медленно. При этом они имеют возможность произвольно координировать собственные движения, продвигаясь в основном при помощи ног (бедра и голень в воде) и выполняя гребки руками с остановкой у бедра (дыхание произвольное).
Дальнейшая работа по совершенствованию плавательных навыков направлена на широкое применение контрастных упражнений в обучении, что помогает ребенку понять разницу между экономичным и неэкономичным плаванием. Ребенок сможет быстро избавиться от индивидуальных ошибок, если предложить ему их усугубить: при сильной «молотьбе» руками предложите сделать это еще чаще; высоко поднимает голову при скольжении - поднять голову еще выше и т.д.
При последовательном решении задач на глубокой воде: а) научить свободно и долго лежать на воде, б) максимально далеко скользить, в) правильно выполнять движения руками и ногами - у детей старшего дошкольного возраста не формируются грубые ошибки в технике плавания, а незначительные погрешности легко исправляются в процессе дальнейшего обучения.
Каждое занятие посвящается определенной теме, хотя в ходе его проведения решается сразу несколько задач (используется материал из разных разделов). Задачи и содержание занятий располагаются в порядке возрастающей сложности и с учетом постепенного увеличения нагрузки. Переходить к новой теме рекомендуется только в том случае, когда большинство детей в группе освоят все задания предыдущей темы. До этого момента материал необходимо повторять полностью и частично, добиваясь успешного обучения каждого ребенка.
При повторении лучше менять содержание занятий, используя задания и игры одного типа. Инструктор-педагог должен помнить о том, что нельзя ожидать от детей одинакового уровня владения навыками плавания при разной продолжительности обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практическое значение занятий плаванием огромно. Оно все-сторонне развивает и закаливает организм (особенно дыхательную систему), так как на него при этом воздействуют сразу вода, солн¬це и воздух. Ребенку легче держаться на воде, нежели взрослому, поскольку подкожный жировой пласт у детей толще. Уже достиг¬нув 7-9 месяцев, ребенок может (должен!) суметь самостоятель¬но продержаться на поверхности воды 8-10 мин. Однако этого можно достигнуть только при условии систематических и разнооб¬разных тренировок на воде.
Важную роль при обучении плаванию играет ознакомление ре¬бенка с лучшими спортсменами-пловцами, формирующее и вос¬питывающее у него интерес и любовь к спорту.
Обязательным условием обучения ребенка плаванию является теснейший контакт с родителями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Осокина Т. И. Учите детей плавать. - М.: Просвещение, 1985.
2. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду для воспитателей детского сада и учителей.- М.: Просвещение, 1991.
3. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендацмм. – М.: Мозайка-Синтез, 2006. – 96 с.
4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Изд. центр "Академия", 2001. - 368 с.
5. Фирсов 3. П. Плавание для всех. - М.: Просвещение, 1983.
6. Фирсов З.П. Плавать раньше, чем ходить// ФиС. - 1987. - № 6.

Ирина Боброва

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития, как умственного, так и физического. В это время ребёнок получает и усваивает информации в несколько раз больше, чем в период школьного обучения . Сегодня, следуя моде времени, родители больше внимания обращают на умственное развитие своих детей, не проявляя должной заботы о развитии физическом. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма ; совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды . Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость. Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребёнка, но и на формирование его личности. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремлённость, настойчивость, самообладание, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе. Задачи детского сада – приобщить детей к активным занятиям физической культурой вообще и занятиям плаванием в частности , начиная с младшего возраста.

Основной формой восприятия мира ребенком до 7 лет является игра. Купание, игры в воде, плавание благоприятно для всестороннего физического развития ребенка. Ведь не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся глубины, именно поэтому первые шаги в обучении детей плаванию направлены на то , чтобы помочь ребёнку преодолеть это неприятное чувство. Работаю по программе «Детство » и с удовольствием использую методику развивающего обучения плаванию В . Канидовой. Занятия основаны на игровом методе с использованием подвижных и тематических игр и игровых упражнений, что способствует развитию образного мышления, закреплению сенсорных эталонов и элементарных математических представлений. Такие занятия создают хорошее настроение у детей, положительно влияют на последующую деятельность.

Организация обучения плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми разнообразными формами физкультурно – оздоровительной работы, так как только сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливания организма. Задачей занятий по плаванию является не только закаливание организма детей, но также предоставление им возможность научиться плавать , преодолеть чувство страха и боязнь глубины. Успешность обучения дошкольников плаванию и степень его оздоровительного влияния зависят от того, насколько чётко будут соблюдены все основные требования к его организации, обеспечены меры безопасности, выполнены необходимые санитарно – гигиенические правила.

Хочу выделить несколько этапов обучения плаванию в детском саду .

Первый этап начинается с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами. Он продолжается до того момента, когда ребёнок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть. Младший дошкольный возраст – возраст активного приобщения к воде, подготовки к занятиям плаванием . Первое посещение бассейна – это событие в жизни маленького ребёнка и очень важно, чтобы у детей остались только яркие воспоминания.

Большинству малышей не свойственна боязнь воды, как это принято считать. Они любят купаться, с удовольствием входят в воду. Все занятия проходят в игровой занимательной форме, с использованием художественного слова. После того, как дети привыкнут к воде, надо приучать их к простейшим передвижениям, к погружению. Ходьба, бег, прыжки в воде знакомят детей с сопротивлением воды. Передвигаясь на разной глубине, они ощущают, насколько труднее двигаться на воде, чем на суше. Особое место занимают передвижения по дну на руках, вытянув ноги. Эти упражнения подводят к умению принимать горизонтальное положение тела в воде (ходим «как крокодильчики» ). Широко используется приём образных сравнений, выполняемый в парах («нос утонул» , «глазки в воде» и т. д.).

Второй этап связан с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надёжно. На занятиях дети учатся держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы краткое время, получают представление о её выталкивающей и поддерживающей силе. У детей средней группы закрепляются умения и навыки плавания , приобретённые в младшем возрасте. Упражнения и игры выполняются на большей глубине с помощью кругов, плавательных досок , нарукавников.

Усложняется передвижение в воде , дети ходят в полуприсяде на глубине по пояс, наклонив туловище вперед и опираясь руками о доску, на глубине по грудь пробуют ходить вперёд и назад, делая «мельницу» руками. Новое для детей – научиться открывать глаза в воде. Оно помогает сохранять нужное направление движения, облегчает ориентировку во время ныряния, разыскивания каких – либо предметов на дне. Упражнение на открывание глаз в воде с успехом проводится парами.

Начинается обучение погружению в воду с головой. Дети подныривают под обруч, круг, стараясь оказаться в центре его. Затем дети учатся свободно лежать на воде, что является составной частью скольжения в положении на груди и спине.

В результате третьего этапа дети должны уметь продержаться на поверхности воды, сохраняя согласованность движений рук, ног и дыхания.

В старшей группе осваиваются умения и навыки определённого способа плавания , разучивается техника, продолжают разучивать скольжение на груди и спине с помощью поддерживающих средств. В процессе упражнений движения совершенствуются. Ребёнок непринуждённо лежит на поверхности воды. Чувствуя себя свободно, ребёнок начинает замечать окружающую обстановку, делать произвольный выдох в воду. Движения его свободные, ритмичные. Плавание на спине для многих детей оказывается легче. Они довольно быстро овладевают движениями ног, которые разучивают вначале на мелководье, держась за поручень, с поддержкой, а потом при помощи плавательной доски .

На четвёртом этапе продолжается усвоение и совершенствование техники способа плавания , простых поворотов, элементарных прыжков в воду. В подготовительной к школе группе завершается обучение плаванию в детском саду . Первые попытки плавания в полной координации рекомендуется выполнять на небольших отрезках дистанции, чтобы не нарушилось согласование движений. Дыхание сначала произвольное, позже вырабатывается определенный ритм дыхания. Плавание на спине в полной координации проводится на таких дистанциях, проплывая которое дети способны сохранить вытянутое положение тела.

В плавании существует присказка : «Плавать умеет только тот , кто владеет дыханием» . Ребёнку гораздо проще овладеть дыханием, плавая медленно и только при помощи рук.

Важно поддерживать положительное эмоциональное отношение детей к занятиям на всех этапах обучения – стремиться к тому , чтобы упражнения и игры доставляли детям удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо плавать . При обучении плаванию детей дошкольного возраста надо давать им возможность пробовать плавать всеми способами – кролем на груди, кролем на спине. Бывают случаи, когда ребёнок никак не может овладеть каким – либо способом, а другой схватывает без затруднений и быстро.

Склонность ребёнка к тому или иному способу плавания надо обязательно учитывать наряду с его индивидуальными данными и поддерживать. Можно позволить ребёнку учиться тому способу, который ему нравится больше, в этом случае и результаты обучения будут лучше .

Умение плавать - жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Хорошо плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде.

Опыт работы показывает, что не всегда и не все родители поддерживают и одобряют закаливание детей, обучение их плаванию . Поэтому одной из задач является широкая пропаганда плавания среди родителей воспитанников. Ещё до начала работы бассейна на родительских собраниях родителям сообщаю, что в детском саду буду детей обучать плаванию . Объясняю, как важно, чтобы дети были здоровыми, закалёнными.

Для пропаганды обучения детей плаванию организовываются открытые просмотры занятий, праздников. Желательно, чтобы в подготовке и проведении праздника деятельно участвовали родители. Это поможет им лучше узнать своих детей, сблизиться с ними. Наблюдая приёмы и методы работы, а также реакцию самих детей при различных процедурах и занятиях, родители убеждаются в необоснованности своих опасений. Встречаясь с бывшими воспитанниками, радуемся, когда узнаём, что все они физически крепкие, многие продолжают заниматься плаванием , хорошо учатся в школе.

Поэтому чем раньше приучить ребёнка к воде, научить плавать , тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма .

Праздники на воде являются неотъемлемой частью обучения плаванию . Они создают условия для творческого проявления умений детей в весёлых играх и соревнованиях, для укрепления дружеских взаимоотношений в детском коллективе . Участие в праздниках объединяет детей общими радостными переживаниями, приносит большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение («День Нептуна» , «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» и т. д.). Праздники на воде – прежде всего эффективная форма активного отдыха детей, источник радости, веселья и красоты. Совместная со сверстниками деятельность, достижение хороших результатов командой, преодоление трудностей сплачивают коллектив, вызывают у детей чувство ответственности. Дети приучаются сопереживать успехам и неудачам товарищей, радоваться их достижениям. Участие в праздниках помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в плавании для достижения желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям. Художественное оформление бассейна должно вызывать у детей приподнятое настроение и радостное ожидание праздника.

Обучая ребёнка плавать , всегда найдётся возможность не только сформировать конкретный навык, но и внести свой вклад в формирование личности каждого из своих воспитанников. Последовательность в системе обучения детей помогает успешно овладеть всей предложенной им программой. Привычка ребёнка к регулярным занятиям плавания с целью укрепления здоровья или использования данного навыка для активного отдыха в дальнейшей жизни – самый важный итог всей работы.

Так пусть вода, представляющая естественную стихию, играет в человеческой жизни не только роль незаменимого элемента, но служит неисчерпаемым источником веселья, радости, ощущения собственной красоты и здоровья.



mob_info