Закон об исполнительном производстве с комментариями. Комментарий к федеральному закону «об исполнительном производстве. Порядок создания и ведения банка данных исполнительных производств фссп в электронном виде

Время на чтение: 7 мин

Европейский суд по правам человека комментирует, что выполнение постановления органа высшей власти любой юрисдикции – неотъемлемая часть производства. Поэтому логическим завершением решения является его четкое исполнение. Наряду с этим законодательство Российской Федерации не позволяет выводить основные понятия судопроизводства и действий ФССП в один ранг. (в новой редакции 2020 года) содержит условия и порядок проведения мер для выполнения решения суда.

Уважаемые посетители!

Наши статьи носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.

Для решения конкретной задачи заполните форму ниже, либо задайте вопрос онлайн-консультанту во всплывающем окне справа внизу экрана или звоните по бесплатным номерам указанным на сайте (круглосуточно и без выходных).

СодержимоеПоказать

Основные положения, суть и задачи ФЗ «Об исполнительном производстве»

Под термином «исполнительное производство», исходя из действующих законов, подразумевается комплекс мероприятий. Работа приставов направлена на принудительное взыскание для выполнения пунктов, указанных в официальных документах и вступивших в силу.

Проведение судопроизводства – полномочия ФССП. Основным регламентом, которым руководствуются сотрудники органа – в редакции 2020 года. Кроме того, дополнительные нормативные акты установлены для урегулирования нюансов. Работа служащих ФССП подчинена требованиям, которые при предъявлении юр. и физ. лицам, обязательны для выполнения.

В ФЗ №229 «Об исполнительном производстве», принятом в 02.10.2007 г. неоднократно вносились корректировки. В нормативно-правовом акте содержится порядок, правила и условия для выполнения разных официальных документов. Кроме того, в своде установлен регламент и сроки, отводимые для процедуры, а также другие нюансы.

Действия ФЗ направлены на защиту законодательных интересов стороны взыскателя, при условии, что судебное решение вынесено в их пользу. Тем не менее, в законе существуют положения, препятствующие нарушению прав лиц с задолженностью. Поэтому все действия и мероприятия судоприставы должны осуществлять в рамках действующих законов РФ.

В ситуации, когда у членов семьи неплательщика существуют документы, указывающие на собственника имущества, либо есть показания очевидцев, то подобные деньги и средства не подлежат аресту.

Посмотрите видео: "Стадии исполнительного производства."

Структура федерального закона

В федеральном законе об исполнительном производстве в последней редакции, посвященном выполнению постановлений судебных органов и других инстанций, содержится 19 глав. Каждая часть действующего 229-ФЗ подробно описана. Обусловлено это нивелированием двоякой трактовки, а также для снижения риска правонарушений.

В таблице приведено постатейное краткое описание глав – структурно с 1 по 19 главу:

Таблица 1.

Порядковый номер Глав и ссылки на них Порядковый № статей Тезисы
1-11 Основные положения. В главе установлены условия и порядок принудительного взыскания. Дополнительно определяется регламент передачи средств физ. лицам и организациям. Раскрываются принципы исполнительного производства (ИП), в т. ч. выполнение требований судебного пристава в отношении иностранных лиц.
12-14 Исполнительные документы. К документам, на основании которых осуществляется принудительное взыскание, относятся:
судебный лист, определяющий обеспечительные мероприятия;
удостоверение, выданное КТС;
постановление судопристава;
Дополнительно в гл. №2 дано подробное описание содержания ИЛ, а также отражает суть, правила составления, возможность отмены и замены.
15-23 Сводное положение о сроках исполнительного производства. Указывает на окончание времени, отведенного для исполнения постановления. Последствия при пропуске, установленных законом №229, сроков. Дополнительно рассматривается восстановление пропущенного периода и порядок приостановления сроков.
24-29 Извещения и вызовы в ИП. Глава фиксирует порядок направления федеральной службой извещений сторонам о возбуждении производства. Последствия отказа от получения уведомления. соблюдать законные интересы лиц с долгами, не умаляя их чести и достоинства;
имущество родни и членов семьи ответчика остается неприкосновенным;
выдвигаемые требования должны быть соразмерными иску, а также используемых мероприятий для взыскания.
30-47 Исполнительное производство. Положение о регламенте проведения ИП:
порядок отказа;
процедура выполнения ИЛ;
сроки и процедура приостановления;
основания для прекращения;
причины возврата листа взыскателю.
48-63 Стороны и лица, которые участвуют в процессе производства.
64-68 Статьи содержат информацию о порядке проведения исполнительных действий судоприставами. Дополнительно включают список мероприятий для принудительного исполнения.
69-88.1 Положения описывают регламент обращения на имущество неплательщика – оценка, продажа, в т. ч. самостоятельная, а также передача под охрану. Статьи рассматривают особенности взыскания:
иностранной валюты;
ценные бумаги;
эмиссионные средства;
на имущество, находящееся у третьих лиц;
и другое.
Кроме того, указана процедура обращения к работодателю должника для наложения ареста на часть оплаты труда.
89-93 Сроки и регламент выставления имущества должника на аукцион и торги с целью реализации для последующей оплаты недоимки.
94-97 Особенности обращения взыскания на движимое и недвижимое имущество должника, а также меры по обеспечению требований суда.
98-102 Взыскание долга с з/п и других доходов гражданина. Размер и порядок удержания задолженности через работодателя неплательщик. Дополнительно приведен список источников доходов, не подлежащих взысканию.
103-104 Регламент наложения штрафных санкций за совершенное уголовное преступление. Процедура конфискации имущества. судебный лист, определяющий обеспечительные мероприятия;
удостоверение, выданное КТС;
бумаги из нотариата по соглашению о выплате алиментов;
постановление судопристава;
надписи от нотариуса;
документация от других инстанций, утвержденных в действующих законах РФ.
104.1-104.5 Исполнение судебных решений в отношении иностранного государства и имущества, которым оно владеет. Согласно новым поправкам в отношении граждан с иностранным статусом введен порядок выполнения ИЛ.
105-109.4 Применение исполнительных действий судоприставами в отношении неимущественных требований, указанных в документах.
110-111 Статьи устанавливают распределение взысканных средств, а также очередность удовлетворения требований между несколькими взыскателями.
112-115 Размер и срок исчисления исполнительского сбора. Дополнительно положения описывают ответственность за нарушение действующих законов РФ в рамках ИП.
116-117 Список расходов и порядок их возмещения по совершению мероприятий судоприставами.
118-121 Статья описывает нюансы подачи ходатайства, правила отказа приставов, а также указывает на возможность обжалования решения сотрудника службы.
122-128 Период и условия для обжалования решений и постановлений должностных лиц ФССП, в т. ч. их бездействие.
129-130 Заключительные положения ФЗ №229.
В качестве дополнительных санкций в отношении должников, помимо ареста банковских счетов и имущества, введено:
  • возможность наложения запрета на выезд за границу;
  • индексирование алиментов приставами.

Если по итогам 12 месяцев судопристав не смог найти имущество ответчика, то истцу направляется извещение о неудачном розыске. Сотрудник ФССП также проводит разъяснительные мероприятия со взыскателем о порядке обращения в органы суда для признания должника временно отсутствующим.

Судоприставы с 2015 года вправе работать с базой документов в электронном формате. Это стало возможным с вступлением в силу ПП №1121.

Нюансы пользования системой:
  1. При заполнении поисковой формы по базе данных указание даты рождения пользователя необязательно. Однако при совпадении с другими гражданами, эксперты рекомендуют включить информацию в формате ДД.ММ.ГГГГ.
  2. Если человек знает № производство, то допускается использовать раздел сайта «Поиск по номеру».
  3. БЕСПЛАТНАЯ консультация юриста!

    Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!

    Порядок создания и ведения банка данных исполнительных производств ФССП в электронном виде

    При формировании руководствуется следующими принципами:
    1. Внедрение стандартов по обработке, хранению, возобновлению и дублированию официальных документов. Необходимость продиктована формированием единой среды для базы данных по всем регионам страны.
    2. Информация из актов применяется с единственной целью – создание общего реестра по исполнительным производствам.
    3. В электронной системе представлена документация в 100% актуальном и достоверном формате.
    4. Сведения защищены от несанкционированного доступа, в т. ч. предупреждая риски искажения и подделки.
    5. В качестве средств формирования и обеспечения работы единого реестра выступает государственная информационная система.
    6. Введение в эксплуатацию базы данных осуществлено с 1 июля 2012 года.
    7. Период хранения документации определен согласно установленным нормам делопроизводства и принципу ведения номенклатурных дел.
    8. Ликвидация информации осуществляется в соответствии со сформированным актом по инициативе служащего ФССП.

    Внесенные изменения и дополнения в позволили судоприставам расширить сферу действий и мероприятий в отношении неплательщиков. Тем не менее, в процессе принудительного взыскания сотрудники службы обязаны соблюдать установленный регламент. А именно: не затрагивать средства и имущество, не принадлежащие ответчику.

    Кроме того, наложение ареста на банковские счета должно проходить с учетом остатка денег для проживания человека. Примечательно, что нормативно-правовой акт стоит на страже интересов родственников и членов семьи гражданина с долгами, охраняя их имущество.

    Наглядное схематическое пособие процедуры исполнительного производства

    Посмотрите видео: "Суд без должника. Практические рекомендации - как отменить судебный приказ."

Список сокращений

АПК РФ — Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ)

БК РФ — Бюджетный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ)

ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ; часть вторая: Федеральный закон от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ; часть третья: Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ; часть четвертая: Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ)

ГПК РФ — Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ)

ЖК РФ — Жилищный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ)

Закон о банках и банковской деятельности — Федеральный закон (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ) «О банках и банковской деятельности»

Закон о банкротстве — Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Закон о выезде из РФ и въезде в РФ — Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

Закон о регистрации прав на недвижимое имущество — Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

Закон о рынке ценных бумаг — Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»

Закон о судебных приставах — Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах»

Закон об ипотеке — Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»

ЗК РФ — Земельный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ)

КоАП РФ — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ)

КТС — комиссия по трудовым спорам

МРОТ — минимальный размер оплаты труда

НК РФ — Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ; часть вторая: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ)

Основы законодательства РФ о нотариате — Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1

СК РФ — Семейный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ)

ТК РФ — Трудовой кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ)

УИК РФ — Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ)

УПК РФ — Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ)

ФЗИП 1997 г. — Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»

ФССП России — Федеральная служба судебных приставов

ЦБ РФ — Центральный банк Российской Федерации

Предисловие

Основные начала исполнительного производства . Исполнительное производство служит целям восстановления прав кредиторов и любых взыскателей в гражданском обороте. В этом заключаются конституционно значимые цели системы принудительного исполнения, социальное предназначение и необходимость для общества в содержании службы судебных приставов и специальном регулировании ее деятельности.

Исполнение судебных и иных юрисдикционных актов — важнейший участок правовой практики, отражающий эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на мотивацию и поведение человека. Право, не реализованное в действиях его субъектов, хотя и подтвержденное судебным актом, является по сути несуществующим, и подобная ситуация не может считаться нормальной. В связи с этим неоднократно как в доктрине гражданского права <1>, так и в актах Конституционного Суда РФ отмечалась связь права на судебную защиту и права на исполнение судебного решения.

———————————

<1> См., например: Ярков В.В. Концепция реформы принудительного исполнения в сфере гражданской юрисдикции // Российский юридический журнал. 1996. N 2. С. 30, 31; Исаенкова О.В., Демичев А.А. Исполнение судебных исполнительных документов: проблемы правоприменения и перспективы правотворчества. М., 2005. С. 6; Малешин Д.Я. Исполнительное производство (функции суда). М., 2005. С. 98, 99 и след.; Еременко М.С., Устьянцев С.Е., Ярков В.В. Обращение взыскания на имущество коммерческих организаций: Учеб.-практ. курс / Под ред. В.В. Яркова. СПб., 2006. С. 16.

В частности, в п. 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский» отмечено следующее. Европейский суд по правам человека в решении от 19 марта 1997 г. указал, что «право на судебную защиту стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное, обязательное судебное решение оставалось недействующим к ущербу одной из сторон; исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть «суда» (дело Hornsby c. Grece — Rec. 1997-II, fasc. 33)».

В целом ряде решений Европейского суда по правам человека подчеркивается, что исполнение решения рассматривается как неотъемлемая часть судебного разбирательства в смысле ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. <1>.

———————————

<1> Выдержки из судебных актов Европейского суда по исполнению судебных актов см.: Сальвиа М. де. Прецеденты Европейского суда по правам человека. СПб., 2004. С. 300 — 302, 383.

Вместе с тем это не дает основания для отождествления понятий судопроизводства и исполнительного производства. Право на исполнение решения действительно является частью судебного разбирательства в его широком понимании и входит в целом в механизм судебной защиты, что, однако, не означает понимания исполнительного производства только как стадии судебного процесса.

Исполнительное производство находится на стыке судебной и исполнительной власти, поскольку включает деятельность как органов правосудия в части вопросов, отнесенных к их подведомственности, так и службы судебных приставов — федерального органа исполнительной власти. Об этом свидетельствуют многие характеристики исполнительного производства, в частности содержание ряда принципов, правовое положение субъектов, характер их деятельности и норм, регулирующих ее.

Во-первых, исполнительное производство не состязательно по своему характеру, иной характер имеют его принципы, права и обязанности участников. Судебным либо иным актом уже установлены права и обязанности сторон, и выбор вариантов поведения для должника, обязанного исполнить соответствующее решение, ограничен. Исполнительное производство в основном устанавливает правила специальной юридической правореализационной деятельности для обязанных субъектов.

Диспозитивность характерна только для действий взыскателя и заключается в его праве возбудить или не возбудить исполнительное производство, в возможности выбора (когда этот выбор есть) правовых средств воздействия на должника при каких-либо сбоях процесса исполнения, в праве отказаться от взыскания, заключить мировое соглашение. Выбор вариантов поведения для должника ограничен, поскольку он обязан исполнить акт — исполнительный документ. Должник вправе только выбрать в пределах, определенных законом, более удобный для себя вариант реализации решения, т.е. своего поведения. При этом он вправе сделать выбор до определенного момента, пока не вступает в действие механизм принудительного исполнения. Здесь свобода выбора поведения еще более ограничена. Нормы исполнительного производства определяют в основном однозначные варианты поведения должников.

То же самое можно сказать о большинстве других принципов исполнительного производства, определяющих самостоятельный правовой режим данной правовой сферы.

Во-вторых, иным является характер стадий исполнительного производства. Его возбуждение определяется в основном волей взыскателя. Стадия подготовки к совершению исполнительных действий не содержит того круга действий, которые характерны для судопроизводства. Стадия осуществления исполнительных действий не связана с установлением большого количества юридических фактов; доказывание происходит не в том виде, какой характерен для судебного процесса. Кроме того, в исполнительном производстве имеется и стадия его окончания, отражающая завершение исполнительных действий.

Таким образом, задача судов заключается в разрешении правового конфликта и вынесении судебного акта, а также в контроле за процессом исполнительного производства при подаче жалоб одним из его участников. Тем самым с судов сняты непосредственные обязанности по обеспечению исполнения принятых ими судебных актов и других исполнительных документов. Спор уже разрешен судом либо иным юрисдикционным органом, поэтому речь должна идти только о механизме быстрого и эффективного исполнения нормативных предписаний, выраженных во вступившем в законную силу правоприменительном акте. Отсюда следует и этим определяется характер построения и организационного взаимодействия системы органов исполнения и многое другое.

В силу того, что обязанности должника уже установлены решением суда, служба судебных приставов в лице ее уполномоченных должностных лиц — судебных приставов-исполнителей наделена правом применения мер принудительного характера в отношении лиц, обязанных исполнить судебное решение. В этом аспекте ч. 3 ст. 55 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Основные характеристики Федерального закона «Об исполнительном производстве» . Прежде всего Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ подробно и детально регулирует процессуально-процедурную деятельность органов принудительного исполнения в лице Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, судебных приставов-исполнителей и других должностных лиц Службы, наделенных полномочиями по влиянию на развитие исполнительного производства. Соответственно подробно в Законе раскрыта общая часть, которая содержит детальное регулирование многих основополагающих положений. При этом в данном Законе нашла отражение практика работы Службы, учтены правовые позиции, выраженные в постановлениях и определениях Конституционного Суда РФ, а также судебная практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов; отдельные положения взяты из проекта исполнительного кодекса РФ <1>.

———————————

<1> См.: Проект исполнительного кодекса Российской Федерации / Под ред. В.М. Шерстюка, В.В. Яркова. М., 2008.

В частности, впервые в законодательном акте по исполнительному производству сформулированы принципы гражданского исполнительного производства. К их числу ст. 4 Закона относит следующие пять принципов: законность; своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважение чести и достоинства гражданина; неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Кроме того, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 12 июля 2007 г. N 10-П признал существование ряда специфических принципов исполнительного производства, в частности следующих: преимущественная защита прав должника, несостязательный характер исполнительного производства, обязательность соблюдения минимальных стандартов правовой защиты, отражающих социально значимые цели исполнительного производства, направления правового регулирования и правоприменительной практики. Хотя указанные принципы прямо не выделены в Законе, их закрепление в Постановлении Конституционного Суда РФ придает им правовую форму и означает переход данных принципов из сферы правовой доктрины в область правовой действительности.

В Законе также расширено правовое регулирование исполнительных документов (гл. 2), сроков в исполнительном производстве (гл. 3), введена новая глава относительно извещений и вызовов (гл. 4). В гл. 5 «Исполнительное производство» сосредоточены основные нормы, регулирующие стадии его развития: возбуждение, осуществление исполнительных действий и формы приостановления, а также прекращение и окончание исполнительного производства. Глава 6 «Лица, участвующие в исполнительном производстве» и гл. 7 «Исполнительные действия. Меры принудительного исполнения» содержат нормы, охватывающие практически все виды и способы исполнения. Главы 8 — 14 регулируют отдельные виды исполнительных действий и дифференцируются в зависимости от предмета соответствующего исполнительного производства, характера исполнительного документа — о признании, о присуждении, о совершении определенного юридически значимого действия и по другим критериям.

Более детальная проработка положений Закона позволила снизить степень усмотрения правоприменителей и внести определенность в содержание и характер исполнительных действий. В отдельных юридико-технических деталях Закон иногда допускает неоднозначное толкование, но это может быть преодолено как путем внесения в него изменений, так и посредством судебной практики.

Представленное вниманию читателя второе издание комментария подготовлено на кафедре гражданского процесса УрГЮА и продолжает традицию кафедры по научному изучению и освоению исполнительного производства как вида юридической деятельности, учебной дисциплины и особой сферы правового регулирования. В частности, на кафедре уже были подготовлены комментарий к первому Федеральному закону «Об исполнительном производстве» 1997 г., два комментария к новому Закону, два издания настольной книги судебного пристава-исполнителя, три издания практикума по исполнительному производству, ряд других учебных и учебно-практических пособий.

В 2007 г. на кафедре был успешно выполнен проект для Министерства юстиции РФ на тему «Анализ деятельности Федеральной службы судебных приставов России посредством обзора материалов средств массовой информации, проведения опросов и серий интервью с представителями внешней и внутренней среды» для оценки целесообразности введения в России системы небюджетного (частного) исполнения. Специалисты кафедры приняли активное участие в подготовке проектов исполнительного кодекса РФ как 2004 г., так и 2007 г. Более того, в 2007 г. УрГЮА была избрана Министерством юстиции РФ как головная организация для работы над проектом исполнительного кодекса РФ, который, возможно, в будущем заменит действующий Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

Второе издание комментария учитывает новеллы Закона, которые появились в нем после принятия в 2007 г., судебную практику и практику органов Федеральной службы судебных приставов по применению исполнительного законодательства.

Авторы комментария являются специалистами из разных сфер, но все они профессионально связаны с исполнительным производством: руководители органов исполнительной власти, прошедшие все ступени своей профессии, начиная с судебного пристава-исполнителя, а также судьи, адвокаты, преподаватели, изучающие проблемы исполнительного производства на протяжении многих лет и публикующие работы по данной тематике. Поэтому второе издание настоящего комментария будет полезным для судебных приставов-исполнителей, судей, адвокатов, других категорий юристов, так или иначе связанных с исполнительным производством, а также для преподавателей и студентов юридических вузов и факультетов в рамках изучения курсов гражданского и арбитражного процессов, исполнительного производства.

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (УРГЮА)
КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА
2-е издание, исправленное и дополненное

Под редакцией заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора В.В. ЯРКОВА

Абушенко Д.Б., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА — гл. 9, 10;

Безруков А.М., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА, адвокат — гл. 8 (кроме ст. ст. 79, 85, 88);

Загайнова С.К., доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского процесса и директор Центра медиации УрГЮА — гл. 3, 4, гл. 13 (в соавторстве с В.П. Кудрявцевой);

Кудрявцева В.П., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского процесса УрГЮА — гл. 13 (в соавторстве с С.К. Загайновой);

Кузнецов Е.Н., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА — гл. 11;

Малюшин К.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА — ст. ст. 33, 46, гл. 7 (кроме ст. 67), ст. ст. 79, 85, 88 (в соавторстве с С.Е. Устьянцевым);

Мирошниченко А.А., магистр права — ст. 67;

Павин Д.В., исполняющий обязанности руководителя Главного управления Министерства юстиции РФ по Свердловской области, аспирант кафедры гражданского процесса УрГЮА — п. 3 комментария к ст. 60, гл. 12, гл. 14 — 16 (в соавторстве с Т.В. Ширяевой);

Панкратова Н.А., судья Свердловского областного суда, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА — гл. 5 (кроме ст. ст. 33 и 46), гл. 17, ст. 128;

Устьянцев С.Е., помощник полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе — ст. ст. 33, 46, гл. 7 (кроме ст. 67), ст. ст. 79, 85, 88 (в соавторстве с К.А. Малюшиным);

Ширяева Т.В., кандидат юридических наук, начальник отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮА — гл. 14 — 16 (в соавторстве с Д.В. Павиным), гл. 18 (кроме ст. 128);

Ярков В.В., заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского процесса УрГЮА, член научно-консультативного совета Федеральной службы судебных приставов и научного совета Международного союза судебных исполнителей — предисловие, гл. 1, 2, 6 (кроме п. 3 комментария к ст. 60), 19, общая редакция.

Закон об исполнительном производстве является связующим элементом между гражданским, семейным, налоговым, бюджетным и арбитражно-процессуальным кодексами. Его предназначение – регулировать правовые отношения между судебными приставами, взыскателем (истцом) и должником. В этом юридическом акте прописаны порядок, условия и сроки исполнения своих прав и обязанностей той или иной стороны.

Краткое описание основных глав закона

Текст закона состоит из 19 глав и 130 статей. Каждая статья регулирует определенную сферу применения закона на практике. По сути, это служебная инструкция, по которой обязаны действовать судебные приставы. Ниже дано краткое описание глав, которые считаются наиболее важными с точки зрения их использования:

  • Основные положения . В первой главе указано, какую сферу деятельности регулирует этот юридический акт; права и обязанности сторон; какие сведения являются общедоступными; правила составления исполнительных листов, порядок и размер допустимых требований по ним. В
  • Исполнительные документы . Какие виды исполнительных документов существуют: судебные приказы, нотариально удостоверенные копии соглашений и удостоверений и т.д. Порядок и форма их заполнения и подтверждения, список документов, которые нужно представить и куда, чтобы судебный пристав приступил к своей работе.
  • Сроки в исполнительном производстве . Время, требуемое для рассмотрения судебным приставом заявления от истца на принятие или отклонение решения о начале исполнительного производства. Под исполнительным производством подразумеваются действия по взысканию задолженности по кредитам, алиментам, обязательным платежам.
  • Извещения и вызовы . В четвертой главе прописаны условия признания даты, с которой начинается отсчет времени, отпущенного для удовлетворения требований заявителя или признание должника неспособным к погашению задолженности. В этой же главе прописаны способы, при помощи которых извещение может быть доставлено адресату и при каких условиях извещение считается полученным.
  • Исполнительное производство . Порядок и условия проведения процедур исполнительного производства прописаны в пятой главе. В ней прописано, в каких случаях может быть отказано в возбуждении исполнительного производство; порядок от начала и до закрытия дела; сроки, в течение которых длится весь процесс.
  • Обращение взыскания на имущество должника. То, как должен происходить процесс оценки, изъятия и продажи имущества ответчика и погашения задолженности за счет вырученных средств прописано в восьмой главе закона «Об исполнительном производстве». В этой же главе прописан порядок и условия наложения ареста на особо ценное имущество.
  • Обращение взыскания с зарплаты . Все особенности процесса взыскания долга с зарплаты неплательщика прописаны в 11 главе. В ней указано, при каких условиях судебный пристав может обратиться к работодателю должника за взысканием долга. Размер обязательных платежей в таком случае не может превышать 10 тыс.рублей.
  • Сроки и порядок обжалования постановлений . Условия и правила обжалования постановлений и действий судебных приставов и других должностных лиц прописаны в 18 главе. В ней прописаны условия, сроки, требования к содержанию жалоб и документов, которые используются при ее составлении в качестве доказательств неправомерных действий со стороны должностных лиц.

Хотя текст закона предусматривает правовое регулирование все сторон, наибольший акцент сделан на действиях или бездействии судебных приставов. Они являются основными действующими лицами. От качества их работы зависит насколько быстро и безболезненно для заявителя и должника пройдет исполнительное производство.

Последние изменения

Первая версия закона была опубликована в 2007 году. С тех пор текст периодически совершенствовался. В него вносились различные изменения. Последние правки были внесены в первой половине 2019 года . Последние изменения коснулись статьи 43, 44, 69 и 112. Ознакомиться с полным текстом документа можно на сайте «КонсультантПлюс» или «Гарант». Изменения были необходимы потому, что изменились другие законы РФ, которые были связаны с законом об исполнительном производстве. В частности были внесены изменения в закон «Об ипотеке и ипотечном законодательстве» и ГК РФ.

Согласно внесенным последним изменениям, были изменены условия взыскания задолженности по просроченным ипотечным кредитам, реструктурированным займам. Наибольшее влияние на изменение размера и условий взыскания задолженностей произвели правки в следующие юридические акты:

  • 539-ФЗ «О внесении изменений в закон об исполнительном производстве» В соответствии с внесенными изменениями увеличена сумма обязательных периодических платежей, которые взыскатель может получить, если обратиться за возвратом долга непосредственно к работодателю должника или в учреждение, через которое тот получает доход. Раньше это была сумма в размере 20 тыс.рублей, сейчас эта сумма выросла до 100 тыс.рублей.
  • 528-ФЗ Правки в этом акте дали полномочия внутренним органам (МВД) проводить мероприятия по розыску неплательщика, его имущества. Раньше этим занималось другое ведомство – миграционные службы. В соответствии с последними изменениями те обязаны по итогам исполнительного производства отправлять копии постановления в МВД, если должник был депортирован за пределы России.

За последние несколько лет произошло много событий политического и экономического характера. Были внесены изменения в законы и кодексы, которые так или иначе связаны с исполнительным производством.

Планируемые изменения

Несмотря на внесенные поправки, Правительство и президент продолжают совершенствовать закон об ИП. Изменения планируются и публикуются заранее, чтобы подготовить граждан к моменту их принятия. Так планируется с 1 января 2020 года внести изменения, касающиеся рынка ценных бумаг. Ценные бумаги также относятся к имуществу своего обладателя и могут быть проданы, а вырученные средства переведены в счет погашения долга.

С учетом цифровизации страны и перевода бумажного документооборота в электронный, были внесены изменения, касающиеся идентификации граждан. Внесен закон о цифровой подписи. Расширится список документов и средств подтверждения личности. Планируется уравнять фактический и юридический адреса при определении местоположения адресата. Должника можно будет определить по адресу фактического проживания, номеру ИНН, серии и номеру паспорта, свидетельству о регистрации ТС или водительскому удостоверению. Предпринимателя можно будет идентифицировать по номеру ОГРН. Все эти нововведения вступят не ранее 1 октября 2019 года.

Также планируется, что с 1 июня 2020 года вступят новые поправки (президент уже подписал закон), которые призваны защитить социально-незащищенные категории граждан. Так судебным приставам будет запрещено блокировать банковские счета, если человек получает с этого счета пенсию, пособие по безработице, детские; деньги, перечисляемые в счет лечения. Также приставы не могут заблокировать счет, на котором лежит материнский капитал.

Судебные акты, постановления государственных органов или отдельных должностных лиц должны подлежать принудительному исполнению российскими гражданами. Но каким образом можно контролировать исполнение тех или иных норм? Ответ на этот вопрос предоставляет № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" с изменениями от 2017 года.

Общие положения Федерального закона

Представленный нормативный акт содержит в себе ряд условий принудительного исполнения различных постановлений и документов. Что является задачами исполнительного производства? В статье 2 главы 1 "Основные положения" №229-ФЗ закреплены нормы, в соответствии с которыми задачами производства исполнительного характера является обеспечение своевременного и грамотного исполнения различных нормативных актов. Целью этого является, конечно же, защита прав, интересов и свобод человека и гражданина.

Исполнительное производство осуществляют специально на то уполномоченные органы - ФССП (служба судебных приставов федерального уровня) и ее территориальные отделения. Здесь же стоит выделить зарегистрированные коллекторские инстанции, также входящие в систему ССП.

В соответствии со статьей 3 рассматриваемого закона действует принцип приоритета международного права над национальным. Так, в случае противоречий должны действовать правила международного договора.

О принципах исполнительного производства

№ 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" базируется на ряде принципов, которые стоило бы обозначить. Согласно статье 4 рассматриваемого нормативного акта первым и самым основным принципом производства исполнительного характера является, конечно же, законность. № 229-ФЗ не должен противоречить российской Конституции и международным договорам. Вторым принципом является уважение достоинства и чести гражданина. Несложно догадаться, что нормативный акт, призванный защищать права и свободы человека и гражданина, не должен умалять достоинство людей. Третий принцип - обеспечение своевременного совершения действия исполнительного характера. Сюда же входит применение исполнительных мер в принудительном порядке. Этот принцип закрепляет обязанность качественно и эффективно осуществлять основные процессуальные действия.

Последние два принципа, согласно № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", касаются неприкосновенности установленного имущественного минимума должников и членов его семьи, а также соотносимости требований взыскателя и мер принудительного характера.

Участники исполнительного производства

Согласно статье 48, основными лицами в осуществлении производства исполнительного характера являются:

  • должник и взыскатель;
  • граждане, указанные в документе, занимающиеся исполнением требований;
  • переводчики, понятые, эксперты, свидетели и многие другие лица, указанные в документе по исполнительному производству.

Все стороны производства имеют право на ознакомление с материалами дела, на снятие с них копий, на подачу ходатайств и жалоб.

Исполнительные документы

Документация играет важнейшую роль в осуществлении производства исполнительного характера. Закреплены в статье 12, главе 2 № 229-ФЗ исполнительные документы следующего типа:


№ 229-ФЗ от 02.10.2007 закрепляет требования к документам исполнительного характера. В статье 13 говорится, что в любом из представленных выше типов документации должны содержаться сведения об органе, который выдал документ, информация о должнике или взыскателе, местонахождение отдельных органов и т.д.

О сроках в исполнительном производстве

В главе 3 № 229-ФЗ содержится информация о периодах исполнительного производства. Согласно статье 15, сроки должны определяться календарными датами. В них не могут быть включены выходные дни. Все сроки устанавливаются, конечно же, соответствующей инстанцией, в чьи обязанности входит составление документа о производстве исполнительного характера. А когда срок может быть завершен? Вот на что указывает статья 16:

  • день, указанный в документе по исполнительному производству;
  • день, предшествующий дню, установленному в документе, если необходимо совершить ряд действий до обозначенной даты.

Пропуск сроков, согласно статье 17 рассматриваемого закона, влечет за собой наложение ответственности.
Однако пропущенные сроки можно восстановить. Об этом гласит статья 18 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Для этого должно быть подано специальное ходатайство с указанием уважительных причин пропуска. ССП после его рассмотрения примет соответствующее решение. Сроки также можно приостановить и продлить. Решения здесь принимает соответствующий государственный орган.

Об исполнительном производстве

Возбуждает производство исполнительного характера судебный пристав-исполнитель. Подписывается заявление, в котором могут содержаться любые законные требования. Вся необходимая документация направляется по месту совершения исполнительных действий.

В возбуждении делопроизводства может быть отказано. На то должны быть следующие основания:

  • не все документы заверены или подписаны;
  • документы были направлены не туда, куда надо;
  • истек срок исполнительного производства;
  • документы уже были представлены ранее;
  • соответствующий судебный акт еще не вступил в силу.

Когда прекращается исполнительное производство? В действующей редакции № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" говорится о следующих случаях:

  • смерть должника;
  • утрата права на исполнение соответствующего документа;
  • отказ взыскателя от своих требований.

Оканчивается исполнительное производство только тогда, когда будут выполнены все указанные в документе требования.

Об исполнительных действиях

Важнейшим элементами осуществления исполнительного производства являются исполнительные действия. Согласно статье 64 № 29-ФЗ "Об исполнительном производстве" существуют следующие виды действий исполнительного характера:

  • проведение проверок документации;
  • запрос сведений и персональных данных об участниках производства;
  • вызов сторон производства исполнительного характера;
  • передача юридическим и физическим лицами требований, которые закреплены в документах исполнительного характера;
  • посещение жилья должника без его собственного согласия, но с разрешения судебного пристава;
  • наложение ареста на имущество;
  • осуществление розыска должника;
  • рассмотрение и анализ ходатайств и жалоб со сторон производства;
  • взыскание исполнительных сборов;
  • установление ограничений временного характера для должника;
  • проверка правильности исполнительных действий и т.д.

Таким образом, в обязанности лиц, осуществляющих исполнительное производство, входит по-настоящему большое количество функций.

Про исполнительный сбор

Что представляет собой исполнительный сбор? Ответ на этот вопрос предоставляет статья 112 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" с комментариями от 28.05.2017 года. Денежное взыскание, которое налагается на должника в случае неоднократных нарушений установленных судом правил, и есть взыскание исполнительного характера. Сборы от подобных взысканий поступают в бюджет федерации.

Размер исполнительного взыскания равняется семи процентам от суммы, которая подлежит взысканию. Однако сумма не должна быть меньше 1 тыс. рублей для физических лиц и 50 тыс. рублей для лиц юридических.

О защите прав участников производства

Глава 17 рассматриваемого нормативного акта закрепляет нормы защиты сторон производства. В статье 118 говорится про защиту прав взыскателя, если требования исполнительного документа были исполнены несвоевременно. Так, взыскатель вправе предъявлять лицам, что выплачивают должнику зарплату, стипендию или иные платежи, иски о взыскании денег с выплат.

В статье 119 говорится о возможности подавать ходатайства в суд в случае возникновения споров имущественного характера. То же самое касается и возмещения убытков. Можно оспаривать и действия судебных приставов. Все это должно осуществляться только в судебном порядке.

ФЗ-229 "Об исполнительном производстве" с изменениями от 28 мая 2017 года

Какие изменения были внесены в рассматриваемый нормативный акт в 2017 году? Стоит выделить дополнение статьи 22, в которой говорится перерыве срока документа исполнительного характера. Пункт 3.1 гласит о периодах возобновления действия исполнительных документов.

Статья 70, закрепляющая нормы про обращение взыскания в денежную форму, была дополнена правилом о возвращении документа банком в установленные сроки. Статья 98 про обращение взыскания в зарплату была дополнена нормами о работодателе должника и его обязанностях при обращении взыскания в зарплату.

Закон об исполнительном производстве регулирует правовые отношения граждан РФ. ФЗ-229 предусматривает порядок возврата денежных средств должниками. Описываются меры исполнения судебных предписаний в принудительном порядке. В ФЗ-229 описаны сроки и методы обжалования решения судебной комиссии.

ФЗ 229 был принят 14 сентября 2007 года Государственной Думой РФ. Вступил в силу Закон 2 октября 2007 года. Последние поправки были внесены 28 мая 2017 года.

Закон об исполнительном производстве регламентирует порядок и условия выполнения актов судебного характера.

Задачи структур исполнительного производства:

  • выполнение в срок судебных решений;
  • своевременное исполнение актов должностных лиц;
  • исполнение документов, предусмотренных для защиты прав человека.

Принципы исполнительного производства:

  • законность;
  • выполнение вовремя приказных действий и применение мер принудительного осуществления;
  • уважение достоинства и чести человека;
  • неприкосновенность определенной доли имущества для проживания человека-должника и его семьи;
  • соотношение требований и мер принудительного исполнения.

Положениями ФЗ-229 предусмотрен порядок обжалования судебных решений. Жалоба о несогласии с вынесенным заключением подается в течение 10 дней после оглашения решения.

Скачать ФЗ 229

Закон об исполнительном производстве включает в себя 19 глав. Каждая из них содержит от 2-х и более статей. Закон был одобрен Советом Федерации.

Скачать ФЗ-229 об исполнительном производстве можно по .

Последние поправки, внесенные в ФЗ-229

Последние поправки в ФЗ-229 вносились 28 мая 2017 года. Были дополнены статьи 22, 47, 70 и 98 .

В 22 статью главы 3.1 ФЗ-229 было внесено дополнение. Оно гласит, что если приказной срок был отозван взыскателем или возвращен в силу своего неисполнения, то период отчисления начинается со дня возвращения.

В статью 47 часть 2 ФЗ-229 были внесены поправки относительно возврата документов для исполнения. Судебный пристав должен указать причину возврата, сроки исполнения и денежную сумму за частичное исполнение.

В статью 70 часть 10.1 ФЗ-229 было внесено дополнение, касающееся возврата приказного документа.

Изменениям в данной редакции не подвергалась.

Статья 2

Статья 2 ФЗ-229 описывает основные задачи приказного производства. Они регулируют своевременное исполнение судебных документов, регулируют права человека и защищают законные интересы гражданина РФ.

После осуществленных поправок в 2017 году, статья 2 редакции не подлежала.

Статья 4

Статья 4 ФЗ-229 регламентирует главные принципы органов исполнительного производства. В них входит неприкосновенность минимальной доли имущества для должника и его семьи. Законом предусматривается уважение к каждому гражданину РФ.

Статья 4 Федерального Закона 229 при последней редакции не была затронута.

Статья 6

Статьей 6 ФЗ-229 предусмотрено обязательное выполнение требований судебного пристава. В случае их неисполнения он вправе применить меры, предусмотренные Законом в отношении нарушителя.

Законодательством предусмотрено привлечение к ответственности лиц, не соблюдающих предписания судебных приставов.

После последней редакции Закона дополнений в статью 6 не было внесено.

Статья 7

В статье 7 ФЗ-229 перечисляются категории граждан, которые должны в обязательном порядке выполнять требования, указанные в судебных документах. Порядок исполнения прописан в Федеральном Законе. Банки и кредитные организации не относятся к органам принудительного исполнения.

Изменениям статья 7 не подлежала.

Статья 9

Исполнительный акт о взыскании денежных средств, не превышающих 25 тысяч рублей, отправляется организации или другому физическому/юридическому лицу взыскателем лично.

Исполнительный документ должен подкрепляться заявлением, в котором указывается:

  • ФИО взыскателя;
  • удостоверение личности взыскателя;
  • реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств;
  • идентификационный номер плательщика налогов и его наименование.

После последней редакции статья 9 ФЗ-229 изменениям не подлежала.

Статья 23

В статье 23 ФЗ-229 указан способ восстановления пропущенного срока исполнительного листа. Для восстановления сроков необходимо обратиться в суд, который выдал лист. Он восстановит их, если это предусмотрено Федеральным Законом.

Не подлежат восстановлению сроки, не указанные в Законе № 229.

После последней редакции поправки и дополнения в статью 23 не были внесены.



mob_info