Правовая помощь по гражданским и семейным делам. Правовая помощь в международном гражданском процессе Основы правовой помощи по гражданским делам

Вопрос 432. Международная правовая помощь по гражданским делам.

Акты международных организаций, межгосударственные и межправительственные договоры и внутреннее законодательство РФ предусматривают оказание международной правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.

В настоящее время действуют двусторонние договоры РФ, предусматривающие оказание правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам с Азербайджаном, Албанией, Алжиром, Аргентиной, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Египтом, Индией, Испанией, Ираком, Ираном, Кипром, Китаем, КНДР, Кореей, Кыргызстаном, Кубой, Латвией, Литвой, Македонией, Монголией, Молдовой, Польшей, Румынией, Тунисом, Финляндией, Францией, Югославией, Чехословакией, Словенией, США, Эстонией.

Также действуют следующие многосторонние договоры, предусматривающие оказание правовой помощи:

Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам (15 ноября 1965 г.);

Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам (18 марта 1970 г.);

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (22 января 1993 г.);

Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (28 марта 1997 г.);

Дополнительный Протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (17 марта 1978 г.).

Перечень действующих международных правовых документов, касающихся правовой помощи, публикуется на сайте Министерства юстиции России (http://www.minjust.ru/activity/worldwide/russia_agreements).

Направление запроса о правовой помощи возможно и в отсутствие международного договора об оказании правовой помощи на условиях международной вежливости.

Договоры о правовой помощи определяют правила подведомственности и подсудность. Например, иски к физическим лицам, проживающим на территории одного из договаривающихся государств, предъявляются в суды этого государства (независимо от гражданства ответчика), а иски к юридическим лицам – в суды государства, на территории которого находится орган управления юридического лица, его представительство или филиал. Иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в суды по месту нахождения этого имущества.

В соответствии с положениями этих договоров сделки регулируются законом места их совершения (за исключением сделок с недвижимым имуществом, которые регулируются законом страны местонахождения имущества). Обязательства сторон по сделкам определяются по законам места их совершения. Вопросы исковой давности разрешаются по законодательству, которое применяется для урегулирования соответствующего правоотношения.

Правила выдачи и срок действия доверенностей определяются по законодательству государства, на территории которой она была выдана.

Помимо вопросов правовой помощи и правовых отношений по гражданским делам, договоры регламентируют и вопросы оказания помощи по семейным и наследственным делам. Так, условия заключения брака определяются для каждого из супругов законодательством страны его гражданства, а личные и имущественные правоотношения – по законодательству страны, на территории которой супруги имеют совместное местожительство. Расторжение брака производится по законодательству страны, гражданами которого являются супруги. Если супруги имеют различное гражданство, применяется закон государства, учреждение которого рассматривает дело о расторжении брака. Правоотношения родителей и детей определяются по закону страны, на территории которой постоянно проживают дети. Установление или оспаривание отцовства или материнства производится по закону страны гражданства ребенка. Установление или отмена опеки и попечительства производится по закону страны, гражданином которой является лицо, в отношении которого осуществляются данные действия. Усыновление или его отмена производится по закону страны, гражданином которого является усыновитель. При этом если усыновляемый является гражданином другого государства, требуется согласие его законного представителя или компетентного государственного органа (в некоторых случаях – согласие самого ребенка).

Правовая помощь по международным договорам, в частности, предусматривает: составление и пересылку копий документов в сфере актов гражданского состояния по запросам органов загса, нотариусов, иных органов и по обращениям граждан; исполнение поручений судов о вручении документов; истребование и передачу вещественных доказательств; истребование по запросам нотариусов копий наследственных дел, материалов по ним, сведений о денежных вкладах; признание и исполнение судебных решений; предоставление информации о действующем в отдельных странах законодательстве и о практике его применения судебными органами и пр.

Одним из видов правовой помощи является легализация иностранных официальных документов – процедура, выполняемая дипломатическими или консульскими представителями страны, на территории, где документ должен быть представлен, для удостоверения подлинности подписи, качества лица, подписавшего документ, подлинности печати, которой скреплен этот документ.

Действие Гаагской конвенции 1961 г., отменяющей легализацию иностранных официальных документов, распространяется на официальные документы, которые были исполнены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающего государства. Единственной формальностью, которая требуется для удостоверения их подлинности, является проставление апостиля.

Обязательность на территории РФ постановлений судов иностранных государств установлена международными договорами РФ (ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»). Решение иностранного суда может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трех лет с момента вступления решения в законную силу. Правовая помощь оказывается органами, в чью компетенцию входит рассмотрение данных дел (суды, органы юстиции, нотариат и т.д.). Выполнение поручений о правовой помощи производится в порядке, предусмотренном международными договорами, ст. 407 ГПК, ст. 215 АПК. В соответствии со ст. 407 ГПК суды РФ исполняют переданные им поручения иностранных судов за исключением случаев, когда исполнение поручения противоречит суверенитету или угрожает безопасности Российской Федерации; исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

Ходатайство о принудительном исполнении решения суда подается в суд страны, где решение подлежит исполнению. Оно может быть подано и в суд, который вынес решение по делу. Этот суд направляет ходатайство в иностранный суд, который вправе вынести решение по ходатайству. К ходатайству прилагаются:

а) заверенная копия решения суда и документ о том, что решение вступило в законную силу;

б) документ о том, что сторона, в отношении которой было вынесено решение, не принявшая участия в процессе, была в надлежащем порядке и своевременно вызвана в суд.

Ко всем документам прилагаются заверенные переводы на язык запрашиваемой стороны.

Суд государства, на территории которого должно быть осуществлено принудительное исполнение, рассматривающий ходатайство о признании и разрешении принудительного исполнения решения, должен ограничиться установлением того, что условия, предусмотренные конвенциями, соблюдены. В случае если условия соблюдены, суд выносит решение о принудительном исполнении.

Порядок принудительного исполнения определяется по законодательству страны, на территории которой должно быть осуществлено принудительное исполнение.

В признании решений судов и в выдаче разрешения на их принудительное исполнение может быть отказано в случаях, если:

а) ответчик не принял участия в процессе вследствие того, что ему не был своевременно и надлежаще вручен вызов в суд;

б) по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию на территории страны, где должно быть признано и исполнено решение, было уже ранее вынесено вступившее в законную силу решение или имеется признанное решение суда третьего государства либо если учреждением этой страны было ранее возбуждено и ведется производство по данному делу;

в) дело относится к исключительной компетенции учреждения государства, на территории которого решение должно быть признано и исполнено;

г) истек срок давности принудительного исполнения по законодательству стороны, суд которой исполняет поручения.

Признание и исполнение иностранных арбитражных решений в Российской Федерации осуществляется на основании Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 10 июня 1958 г.), Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже (Женева, 21 апреля 1961 г.), договоров о правовой помощи по гражданским делам, соглашений о поощрении и защите капиталовложений, торговых соглашений, а также в соответствии с Законом РФ от 07.07.1993 № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже».

Из книги Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве автора Решетникова И. В.

Глава 1. Доказывание по гражданским делам 1.1. Дела о признании сделки недействительной Положения о доказывании по делам о признании сделок недействительными имеют значение и при рассмотрении некоторых жилищных споров. Как известно, в соответствии с ГК РФ сделки могут

Из книги Экологическое право автора Сазыкин Артем Васильевич

56. Международная эколого-правовая ответственность Международная юридическая ответственность в области охраны окружающей среды и регулирования использования природных ресурсов – общая часть системы ответственности по международному публичному праву.

Из книги Адвокатура и нотариат автора Шалагина Марина Александровна

17. Условия участия адвоката в обжаловании решений по гражданским делам Решение, вынесенное мировым судьей, может быть обжаловано в апелляционном порядке сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в соответствующий районный суд через мирового судью в течение 10

Из книги Международное право автора Вирко Н А

15. Международная правовая ответственность государств. Главные органы ООН Международно-правовая ответственность – это юридическая обязанность правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права в результате

Из книги Настольная книга судьи по гражданским делам автора Толчеев Николай Кириллович

Настольная книга судьи по гражданским делам Предисловие Гражданские дела - это дела, связанные с разрешением судом самых разнообразных конфликтов, возникающих из широкого спектра правоотношений (гражданских, публичных, трудовых, семейных, жилищных, земельных и т.д.).

Из книги Адвокат как субъект доказывания в гражданском и арбитражном процессе автора Власов Анатолий Александрович

Глава III Осуществление адвокатом доказывания по гражданским и арбитражным

Из книги Конвенция ООН против коррупции автора право Международное

Статья 46 Взаимная правовая помощь 1. Государства-участники оказывают друг другу самую широкую взаимную правовую помощь в расследовании, уголовном преследовании и судебном разбирательстве в связи с преступлениями, охватываемыми настоящей Конвенцией.2. Взаимная

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Прокурорский надзор. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

99. Прокурорский надзор по гражданским делам в стадии кассационного производства Если на судебное решение принесен протест или подана кассационная жалоба, прокурор принимает участие в кассационном производстве.Пределы рассмотрения дела в кассационной инстанции:– суд

Из книги Экзамен на адвоката автора

Вопрос 53. Методика составления апелляционной и кассационной жалоб, жалобы в порядке надзора по гражданским делам. Методика работы адвоката в судах требует знания оснований, по которым суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций отменяют судебные

Из книги Стандарты справедливого правосудия (международные и национальные практики) автора Коллектив авторов

Вопрос 173. Представительство в суде по гражданским делам. Понятие, виды; объем и порядок оформления полномочий представителя. Граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу

Из книги автора

Вопрос 185. Письменные доказательства, вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи. Понятие, особенности использования в доказывании по гражданским делам. Письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для

Из книги автора

Вопрос 220. Пересмотр судебных постановлений по гражданским делам в порядке надзора. Полномочия суда, пересматривающего дело в порядке надзора, основания к отмене или изменению судебных постановлений. Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части

Из книги автора

Вопрос 433. Международная правовая помощь по уголовным делам. Под международной правовой помощью по уголовным делам понимаются процессуальные действия, осуществляемые правоохранительными органами на основании запросов учреждений юстиции иных государств в

Из книги автора

Глава I Европейские стандарты правосудия по гражданским делам и их значение для российской правовой

Из книги автора

4. Различные подходы к оказанию юридической помощи по гражданским и уголовным делам Перечисленные принципы организации доступа к юридической помощи являются общими вне зависимости от того, идет ли речь о гражданском или уголовном судопроизводстве. Вместе с тем

Понятие международной правовой помощи

На современном этапе развития общества все большее значение приобретает сотрудничество государств в сфере уголовного судопроизводства, а также в области гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом. Указанное сотрудничество реализуется государствами посредством осуществления правовой помощи по уголовным и гражданским делам. Прежде чем приступить к рассмотрению ее сущности и отдельных форм, необходимо дать определение и краткую характеристику юридической природы международной правовой помощи. В первую очередь следует соотнести два взаимосвязанных термина: "международное сотрудничество по гражданским и уголовным делам" и "международная правовая помощь".

Необходимо отметить, что в настоящее время отсутствует законодатель-нос определение этих понятий, а также единое понимание и разграничение их содержания среди ученых и практиков. В науке международного права существует два подхода к соотношению данных понятий.

Представители первого подхода (П. А. Смирнов, Э. Б. Мельникова, М. П. Глумин, В. В. Милинчук и др.) считают, что "международная правовая помощь" является более узким понятием но отношению к термину "международное сотрудничество государств по гражданским и уголовным делам". По мнению этих ученых, международная правовая помощь являет собой вид международного сотрудничества и входит в него как самостоятельная часть . В обоснование данной теории исследователи указывают на три принципиальных различия между международной правовой помощью и международным сотрудничеством.

Первое различие состоит в том, что при осуществлении международного сотрудничества государства действуют в пределах своих полномочий, тогда как в рамках правовой помощи по гражданским и уголовным делам происходит частичная передача запрашивающим государством компетенции по собственному уголовному (гражданскому) делу другому государству .

В основе второго отличия лежит принцип интереса. Так, международное сотрудничество как вид совместной деятельности базируется на общности интересов государств, в то время как в случае оказания правовой помощи речь идет только об интересах государства, которое обращается за помощью по конкретному уголовному (гражданскому) делу .

Третье отличие международной правовой помощи от международного сотрудничества заключается в характере тех действий, которые предпринимаются в процессе их реализации. Так, ряд ученых сужают содержание правовой помощи по уголовным делам лишь до производства отдельных процессуальных действий. Как утверждает А. П. Юрков, "правовая помощь включает в себя только процессуальные действия, осуществляемые на основании просьб правоохранительных органов иностранных государств... Сотрудничество охватывает оперативно-розыскные действия, а также те процессуальные действия, которые осуществляются без запроса, в связи с обнаружением лиц или признаков преступления, затрагивающих интересы другого государства".

Вместе с тем необходимо отметить, что на современном этапе развития межгосударственных отношений вышеуказанные различия между правовой помощью и правовым сотрудничеством носят весьма условный характер. Несмотря на то что при осуществлении правовой помощи одно государство передает другому свои процессуальные полномочия по уголовному (гражданскому) делу, по сути указанная "передача полномочий" предусмотрена двусторонними (многосторонними) соглашениями и нормами национального нрава, в связи с чем государство, исполняющее запрос о правовой помощи, фактически действует в рамках своей компетенции.

Кроме того, на наш взгляд, не вполне справедливо говорить о том, что в случае оказания правовой помощи речь идет только об интересах государства, которое обращается за правовой помощью по конкретному уголовному (гражданскому) делу. Ведь, во-первых, борьба с правонарушениями, обеспечение законности и восстановление социальной справедливости, реализуемые посредством оказания правовой помощи по отдельным делам, нельзя отнести к интересам только лишь одного государства: достижение данных целей лежит в плоскости интересов всех без исключения государств. Во-вторых, правовая помощь по уголовным (гражданским) делам носит непрерывный и двусторонний характер, основана на принципе "обратной связи", в связи с чем сотрудничество государств в данной сфере отвечает интересам всех сторон взаимодействия.

Что же касается отличия правовой помощи от международного сотрудничества по содержанию, то, по нашему мнению, сущность правовой помощи по уголовным (гражданским) делам не ограничивается лишь процессуальными действиями. В частности, как свидетельствует практика, международный запрос о розыске лиц, скрывшихся от правосудия, получении доказательств по уголовному делу может быть успешно выполнен только при сочетании процессуальных действий и оперативно-разыскных мероприятий .

На отсутствие различий между правовой помощью и международным сотрудничеством по уголовным (гражданским) делам указывают название и предмет некоторых международных договоров, например: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия от 12 февраля 1999 г. "О сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем"; Соглашение Правительств государств - участников стран СНГ от 4 июня 1999 г. "О сотрудничестве и взаимной помощи но вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере" и др.

На основании изложенного позиция представителей второго подхода к соотношению понятий "международная правовая помощь" и "международное сотрудничество по уголовным и гражданским делам" представляется, на наш взгляд, наиболее соответствующей современным правовым реалиям.

Представители этого подхода (А. И. Бастрыкин, Л. А. Лазутин, А. К. Строганова и др.) полагают, что "международная правовая помощь" и "международное сотрудничество по уголовным и гражданским делам" являются тождественными понятиями, между которыми нет существенных различий". Они признают, что правовое сотрудничество представляет собой более емкое понятие, однако подчеркивают, что в целом "правовое сотрудничество государств и правовая помощь суть явления одного порядка". Данный подход, на наш взгляд, отражает сущность международной правовой помощи по гражданским и уголовным делам, заключающуюся в согласованности действий государств, взаимности интересов, организованности механизма сотрудничества и постоянном совершенствовании уровня взаимодействия.

Таким образом, в настоящей главе понятия "международное сотрудничество по уголовным и гражданским делам" и "международная правовая помощь" будут употребляться как тождественные друг другу.

Определившись с соотношением рассматриваемых понятий, необходимо отметить, что в современной науке международная правовая помощь разделена на две составляющие, относящиеся соответственно к международному публичному и международному частному праву: международная правовая помощь по уголовным делам и международная правовая помощь по гражданским и семейным делам.

Говоря о международной правовой помощи по уголовным делам, отметим, что данная система норм рассматривается в основном как институт международного уголовного права. Ученые (И. И. Лукашук, А. В. Наумов, Л. А. Лазутин, О. И. Рабцевич) считают, что международная правовая помощь по уголовным делам является частью международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Институт международного сотрудничества по уголовным делам направлен прежде всего на реализацию норм международного уголовного права и играет вспомогательную роль в борьбе с преступностью. Вместе с тем международная правовая помощь по уголовным делам представляет собой не только международно-правовые нормы в сфере сотрудничества государств по уголовным делам, по и разработанные на их основе организационно-правовые механизмы данного сотрудничества. Что касается характеристики норм о правовой помощи, то они представляют собой как материальные, так и процессуальные правовые предписания. Указанный факт позволяет сделать вывод о комплексном характере института правовой помощи: его нормы относятся как к международному уголовному, так и к развивающемуся в настоящее время международному уголовно-процессуальному праву.

Аналогичную характеристику можно дать и институту международной правовой помощи по гражданским и семейным делам, развивающемуся в рамках международного частного права. Целью данного института является оказание государствами содействия друг другу в осуществлении правосудия по гражданским и семейным делам. Этот институт также состоит из материальных и процессуальных норм.

Таким образом, международная правовая помощь по уголовным и гражданским делам представляет собой комплексный институт международного права, включающий в себя нормы международного публичного и частного права, а также материальные и процессуальные правовые предписания. Комплексный характер института правовой помощи также проявляется во взаимодействии норм международного и национального права.

Несмотря на приведенное выше разделение системы норм международной правовой помощи в зависимости от категории дел (уголовные или гражданские) на две составляющие, данный институт международного права рассматривается в их совокупности. Ведь международная правовая помощь как по гражданским, так и по уголовным делам базируется на единых принципах, преследует общую цель (обеспечение законности, осуществление правосудия, восстановление социальной справедливости) и реализуется посредством схожих организационно-правовых форм и механизмов. Вместе с тем настоящая глава, исходя из характера и специфики изучаемой темы, посвящена рассмотрению прежде всего вопроса о международной правовой помощи по уголовным делам.

Особенность института международной правовой помощи, как уже отмечалось, состоит в его ярко выраженном практическом характере: он включает в себя не только международные правовые нормы в области сотрудничества государств по уголовным и гражданским делам, но и созданные на их основе организационные механизмы осуществления взаимодействия государств в данной сфере. Нормы и механизмы данного института вступают в действие тогда, когда возникает реальная и практически значимая потребность в совершении процессуальных действий на территории более чем одного государства в рамках конкретного уголовного или гражданского дела, производство по которому ведется в одной из сотрудничающих держав.

На основании изложенного дадим определение рассматриваемого понятия применительно к сотрудничеству по уголовным делам.

Международная правовая помощь по уголовным делам - это система международных норм, регулирующих сотрудничество государств по уголовным делам, требующим совершения процессуальных действий на территории более чем одной страны, а также совокупность организационно-правовых механизмов, используемых при взаимном оказании помощи по указанным делам.

Правовую основу института международной правовой помощи по уголовным делам составляют международные договоры, а также нормы национального уголовного и уголовно-процессуального законодательства. В основе международной правовой помощи лежат именно договоры между государствами, которые предусматривают официальный порядок деятельности их органов. Случаи предоставления международной правовой помощи без заключения договоров исключительны, возможны только на уровне центральных государственных органов и, как правило, основаны на принципе взаимности. Международные договоры о правовой помощи позволяют достигнуть максимального уровня упорядоченности межгосударственных отношений в данной сфере и исключить конфликт полномочий. Соглашения о правовой помощи регулируют такие вопросы, как выполнение отдельных поручений о производстве процессуальных действий, информационный обмен, исполнение решений суда иностранного государства, экстрадиция, а также разрешение правовых коллизий (конкретный перечень форм правовой помощи предусматривается договором и зависит от договоренности между государствами).

В настоящее время в Российской Федерации действуют следующие многосторонние международные договоры по вопросам правовой помощи и правовых отношений по уголовным делам :

  • 1) Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. и дополняющие ее Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее;
  • 2) Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г.;
  • 3) Конвенция о передаче осужденных лиц (ЕТ5 № 112) от 21 марта 1983 г. (в рамках Совета Европы) вместе с Дополнительным протоколом к ней (ЕТБ № 167) от 18 декабря 1997 г.;
  • 4) Европейская конвенция о выдаче (ЕТ5 № 24) от 13 декабря 1957 г. вместе с Дополнительным протоколом к пей (ЕТЯ № 86) от 15 октября 1975 г. и Вторым дополнительным протоколом (ЕТЭ № 98) от 17 марта 1978 г.;
  • 5) Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (ЕТЯ № 030) от 20 апреля 1959 г. вместе с Дополнительным протоколом к ней (ЕТБ № 099) от 17 марта 1978 г.;
  • 6) Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г.;
  • 7) Европейская конвенция о пресечении терроризма (ЕТБ № 090) от 27 января 1977 г. вместе с Протоколом о внесении в нее изменений (ЕТ8 № 190) от 15 мая 2003 г.;
  • 8) Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, от 19 мая 1978 г.;
  • 9) Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20 марта 1992 г. (в рамках СНГ);
  • 10) Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (в рамках СНГ) вместе с Протоколом к ней от 28 марта 1997 г. (государствами-участницами являются Беларусь, Узбекистан, Казахстан, Российская Федерация, Таджикистан, Армения, Украина, Киргизия, Молдова, Азербайджан, Грузия , Туркменистан);
  • 11) Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения от 28 марта 1997 г. (в рамках СНГ);
  • 12) Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 г. (в рамках СНГ);
  • 13) Соглашение о правовом обеспечении формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства от 26 октября 1999 г.

Однако наибольшее распространение среди международных актов, регламентирующих правовую помощь по уголовным делам, получили двусторонние договоры. Что касается России, то еще во времена СССР с рядом государств были заключены подобные договоры, которые в большинстве своем в порядке правопреемства применяются в настоящее время Российской Федерацией. К числу данных соглашений относятся договоры о правовой помощи со следующими государствами: Австрией (11 марта 1970 г.); Албанией (30 июня 1958 г.); Алжиром (23 февраля 1982 г.); Болгарией (19 февраля 1975 г.); Венгрией (15 июля 1958 г.); Грецией (21 мая 1981 г.); Ираком (22 июня 1973 г.); Испанией (26 октября 1990 г.); Италией (25 января 1979 г.); Йеменом (6 декабря 1985 г.); Кипром (19 января 1984 г.); Кореей (16 декабря 1957 г.); Кубой (28 ноября 1984 г.); Монголией (23 сентября 1988 г.); Румынией (3 апреля 1958 г.); Тунисом (26 июня 1984 г.); Финляндией (11 августа 1978 г.; 8 ноября 1990 г.); Францией (11 августа 1936 г.); Чехословакией (12 августа 1982 г.) - ныне Чехией и Словакией; Югославией (24 февраля 1962 г.) ныне образовавшимися на ее территории государствами. Также было заключено Соглашение между СССР и США о порядке исполнения судебных поручений от 22 ноября 1935 г. (в форме обмена нотами).

Российской Федерацией были заключены действующие в настоящее время соглашения о тех или иных формах правовой помощи со следующими странами: Азербайджаном (22 декабря 1992 г.; 26 мая 1994 г.); Анголой (31 октября 2006 г.); Аргентиной (20 ноября 2000 г.); Афганистаном (23 марта 2005 г.); Беларусью (17 января 2001 г.); Бразилией (14 января 2002 г.); Вьетнамом (25 августа 1998 г.); Египтом (23 сентября 1997 г.); Индией (21 декабря 1998 г. ; 3 октября 2000 г.); Ираном (5 марта 1996 г.); Испанией (16 января 1998 г.); Канадой (20 октября 1997 г.); Кипром (8 ноября 1996 г.); Киргизией (14 сентября 1992 г.); Китаем (19 июня 1992 г.; 26 июня 1995 г.; 2 декабря 2002 г.); Колумбией (6 апреля 2010 г.); Кореей (28 мая 1999 г.); Латвией (3 февраля 1993 г.; 4 марта 1993 г.); Литвой (21 июля 1992 г.; 25 июня 2001 г.); Мексикой (7 июня 2004 г.; 21 июня 2005 г.); Молдовой (25 февраля 1993 г.); Монголией (20 апреля 1999 г.); Панамой (30 апреля 2009 г.); Польшей (16 сентября 1996 г.); США (17 июня 1999 г.); Туркменистаном (18 мая 1995 г.); Францией (11 февраля 2003 г.); Эстонией (26 января 1993 г.); Японией (12 мая 2009 г.).

На сегодняшний день имеются также двусторонние соглашения, подписанные, но еще не вступившие в силу для Российской Федерации. К их числу относятся такие международные акты, как Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 15 сентября 1995 г.; Договор между Российской Федерацией и Грузией о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 19 марта 1996 г.; Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания об оказании правовой помощи но уголовным делам от 25 марта 1996 г.; Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, от 5 ноября 2002 г.; Договор между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Нигерией о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 24 июня 2009 г.; Договор между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 23 июня 2009 г.; Договор между Российской Федерацией и Республикой Ангола о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 31 октября 2006 г.

  • См.: Глумин М. П. Международно-правовая помощь по уголовным делам как институт уголовно-процессуального права России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005. С. 20-22 ; Ларин А. М., Мельникова Э. Б., Савицкий В. М. Уголовный процесс России: лекции-очерки. М.: БЕК, 1997. С. 271 ; Смирнов П. А. Понятие и содержание международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства как одно из направлений международной борьбы с преступностью // Международное уголовное право и международная юстиция. 2011. № 1. С. 3-5 ; Феоктистова Е. Е. Международное сотрудничество органов предварительного расследования по уголовным делам: процессуально-правовые и криминалистические аспекты: монография. М.: ВНИИ МВД России, 2010.
  • См.: Грузия не является участником СНГ с 18 августа 2009 г. - Примеч. ред.

Правовая помощь по гражданским делам выходит за рамки сугубо процессуальных правоотношений.

Исходя из правовой формы реализации возложенных обязанностей, можно выделить следующие группы субъектов международной правовой помощи по гражданским делам:

а) осуществляющие правотворчество (международные организации, государства и государственные органы);

б) реализующие правоприменение (учреждения юстиции, органы, выполняющие нотариальные функции, дипломатические представительства и консульские учреждения и др.);

в) вовлеченные в процесс оказания международной правовой помощи по гражданским делам в связи с защитой субъективных прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также в связи с оказанием содействия компетентным государственным органам и должностным лицам.

В области правотворчества роль международных организаций заключается прежде всего в их способности объединить усилия государств в выработке оптимальных механизмов нормативно-правового регулирования международных правоотношений, протекающих в данной сфере.

Центральное место среди международных организаций, осуществляющих правотворческую деятельность в сфере международной правовой помощи по гражданским делам, занимает ООН.

Некоторые конвенции, принятые при непосредственном участии Комиссии по международному праву ООН, на сегодняшний день составляют существенную часть правовой основы международной правовой помощи по гражданским делам. Среди них принятые в разные годы в Вене конвенции о дипломатических сношениях (1961 г.) и консульских сношениях (1963 г.); о праве международных договоров (1969 г.); о праве международных договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (1986 г.).

В рамках СНГ приняты следующие документы, регулирующие статус субъектов международной правовой помощи по гражданским делам: Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (1992 г.); Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности (1992 г.); Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 1993 г.), ставшая первой многосторонней конвенцией, послужившей базой для заключения многих двусторонних международных договоров между странами - участницами СНГ; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 2002 г.).

Государство, будучи субъектом международной правовой помощи по гражданским делам, выполняет функцию правотворчества как на международной арене, так и внутри страны, поскольку выступает субъектом как международного, так и национального права. Внешняя правотворческая деятельность государства предопределяет активизацию внутренних правотворческих функций.

Для Российской Федерации характерны два способа реализации международно-правовых обязательств по включению правовых норм о международной правовой помощи по гражданским делам в национальную правовую систему. Первый представляет собой наличие в Конституции РФ отсылочной нормы (ч. 4 ст. 15), согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы; если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. Второй способ заключается в принятии норм внутреннего законодательства. В данном случае принятие в гражданском, гражданско- и арбитражно-процессуальном законах комплекса норм, регулирующих вопросы статуса субъектов международной правовой помощи по гражданским делам, свидетельствует об инкорпорации.

Правоприменение в сфере международной правовой помощи по гражданским делам реализуется, во-первых, при инициировании международной правовой помощи в рамках своих полномочий (направлении соответствующего запроса компетентным органам и должностным лицам иностранного государства); во-вторых, при исполнении международного правового поручения, поступившего из иностранного государства. К субъектам, осуществляющим правоприменение в сфере международной правовой помощи по гражданским делам, прежде всего следует отнести Минюст России и территориальные учреждения юстиции, органы, наделенные правом обращаться с международным правовым запросом. Кроме того, правоприменительная деятельность в рассматриваемой сфере может быть реализована дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями.

Особенно широк круг субъектов, наделенных правом обращаться с запросом об оказании международной правовой помощи по гражданским делам. В 2001 г. Российская Федерация при присоединении к Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 г. сделала заявление, согласно которому органами, компетентными согласно российскому законодательству обращаться с запросом о правовой помощи в рамках своих полномочий, являются:

а) федеральные суды: Конституционный Суд РФ; суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды); федеральные арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Федерации);

б) суды субъектов Федерации: конституционные (уставные) суды, мировые судьи субъектов Федерации.

в) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации;

г) органы прокуратуры Российской Федерации.

д) органы записи актов гражданского состояния;

е) нотариусы и другие должностные лица, уполномоченные на осуществление нотариальных действий:

Нотариусы, занимающиеся частной практикой;

Нотариусы государственных нотариальных контор;

Должностные лица органов исполнительной власти (в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса);

Должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, осуществляющие нотариальные функции на территории иностранных государств;

ж) органы опеки и попечительства;

з) адвокаты.

10 ноября 2004 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности. Она открыта для подписания до 17 января 2007 г.

Многосторонние конвенции могут быть универсальными и региональными. Универсальные договоры заключаются государствами, принадлежащими к различным регионам земного шара, к различным социально-политическим и правовым системам. К универсальным относятся соглашения, имеющие наибольшее практическое значение, например Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (участвуют 65 государств, в том числе Россия и другие государства СНГ), Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г., в которой участвуют 135 государств, в том числе Россия и другие государства СНГ.

Под региональными соглашениями обычно понимаются соглашения, которые приняты и действуют в пределах одного региона, как правило, в рамках региональной интеграционной группировки государств.

Из конвенций, заключенных на региональном уровне, укажем на основные соглашения в области международного частного права между странами СНГ:

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (Минская конвенция 1993 г.) и Протокол к ней 1997 г. Новая редакция Конвенции была принята в Кишиневе 7 октября 2002 г. (Кишиневская конвенция 2002 г.). Для участников Кишиневской конвенции Минская конвенция 1993 г. и Протокол к ней 1997 г. прекратят свое действие. Однако для государств - участников Кишиневской конвенции, не подписавших Кишиневскую конвенцию (Туркменистан, Узбекистан), будут действовать Минская конвенция 1993 г. и Протокол к ней 1997 г.;

Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992 г. (Киевское соглашение 1992 г.);

Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств - участников Содружества 1998 г. (Московское соглашение);

Евразийская патентная конвенция 1994 г.

В качестве примеров можно привести также Соглашение от 6 июля 1992 г., которым было утверждено Положение об Экономическом суде СНГ, Соглашение о порядке транзита от 8 февраля 1992 г., Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г., Конвенцию о защите прав инвесторов от 28 марта 1997 г.

Двусторонние договоры заключаются между двумя государствами. Как отмечалось в литературе, их преимущество перед многосторонними договорами состоит в том, что в них могут быть лучше учтены интересы договаривающихся государств. Однако в то же время их применение на практике более сложно, поскольку они создают дифференцированный режим правового регулирования в одной и той же области (например, в сфере поощрения и защиты инвестиций).

Существенное значение имеет деление договоров на самоисполняемые и несамоисполняемые.

Нормы самоисполняемых договоров в силу их детальной проработанности и завершенности могут применяться для регулирования соответствующих отношений без каких-либо конкретизирующих и дополняющих их норм.

Несамоисполняемый договор, даже если государство санкционирует применение его правил внутри страны, требует для исполнения акта внутригосударственного нормотворчества, конкретизирующего положения соответствующего документа.

С точки зрения содержания (предмета регулирования) можно выделить следующие группы международных договоров, получивших особо широкое применение на рубеже XX - XXI вв., в которых содержатся положения, относящиеся к сфере международного частного права:

Договоры о правах человека, о правовом статусе граждан;

Договоры о правовой помощи;

Договоры о поощрении и защите иностранных инвестиций;

Договоры в области международной торговли и экономического сотрудничества;

Договоры по вопросам права собственности;

Договоры в области транспорта, перевозки грузов и пассажиров;

Договоры о международных расчетах;

Соглашения об избежании двойного налогообложения;

Договоры в области интеллектуальной собственности;

Договоры в области семейного и наследственного права;

Договоры о социальном обеспечении;

Консульские конвенции;

Договоры в сфере международного гражданского процесса;

Договоры по вопросам международного коммерческого арбитража.

Среди двусторонних договоров наибольший интерес представляют для России такие комплексные договоры, как договоры о правовой помощи. В них содержатся положения не только о сотрудничестве органов юстиции, в том числе и об исполнении судебных поручений, но и правила о праве, подлежащем применению к соответствующим отношениям в области гражданского и семейного права, и положения о подсудности, о признании и исполнении судебных решений.

По данным на 1 января 2005 г. Россия являлась стороной договоров о правовой помощи, заключенных с: Азербайджаном (1992 г.), Албанией (1995 г.), Алжиром (1982 г.), Аргентиной (2000 г.), Болгарией (1975 г.), Венгрией (1958 г., 1971 г.), Вьетнамом (1981 г.), Грецией (1981 г.), Грузией (1995 г.), Египтом (1997 г.), Индией (2000 г.), Ираком (1973 г.), Ираном (1996 г.), Испанией (1990 г.), Италией (1979 г.), Йеменом (1985 г.), Кипром (1984 г.), КНР (1992 г.), КНДР (1957 г.), Кубой (1984 г.), Киргизией (1992 г.), Латвией (1993 г.), Литвой (1992 г.), Молдавией (1993 г.), Монголией (1988 г.), Польшей (1996 г.), Румынией (1958 г.), Турцией (1997 г.), Тунисом (1984 г.), Финляндией (1978 г.), Чехословакией (1982 г.), Эстонией (1993 г.). С Белоруссией 17 января 2001 г. было заключено двустороннее соглашение о порядке взаимного исполнения судебных актов по хозяйственным спорам.

Ряд положений, касающихся сферы международного частного права, содержатся в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, учреждающем партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (о. Корфу, 24 июня 1994 г.; вступило в силу в 1998 г.), а также в Договоре 1994 г. к Энергетической хартии и других соглашениях. В связи с расширением состава ЕС 27 апреля 2004 г. Российской Федерацией и ЕС был подписан Протокол к этому Соглашению о партнерстве.

Развитие интеграционных процессов привело к заключению соглашений, действующих в отношениях между членами той или иной группировки государств. Так, европейское право, под которым обычно понимается право ЕС, согласно общепринятой классификации, состоит из так называемого первичного права ЕС, к которому прежде всего относятся договоры о создании ЕЭС, а также международные договоры, их изменяющие и дополняющие (Амстердамский договор, вступивший в силу в 1999 г.), и вторичного права ЕС, которое создается органами этого Союза путем принятия регламентов, директив и иных актов (решений). Первоначально ряд соглашений был заключен между странами - членами ЕС (ранее - ЕЭС). К числу таких соглашений относится прежде всего Римская конвенция 1980 г. о праве, применимом к договорным обязательствам. Она вступила в силу для Бельгии, Великобритании, Дании, Греции, Франции, ФРГ, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии. Римскую конвенцию относят к сопутствующему праву ЕС. Однако ее значение далеко вышло за пределы ЕС вследствие того, что в этой Конвенции отражены современные тенденции развития международного частного права.

В 1968 г. страны - члены ЕЭС заключили Брюссельскую конвенцию о судебной компетенции и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам (новая редакция 1979 г.). Европейские государства, входящие в ЕАСТ, заключили в 1988 г. в Лугано соглашение о подсудности и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам. С 1 января 1992 г. оно вступило в силу в отношениях между Францией, Нидерландами и Швейцарией. Тем самым положения Брюссельской конвенции ЕЭС 1968 г. были распространены на Швейцарию, входящую в ЕАСТ.

После вступления в силу Амстердамского договора 1999 г. многие ранее заключенные многосторонние соглашения из так называемого первичного права ЕС перешли в категорию вторичного права ЕС. Эта тенденция особенно проявляется в области процессуального права, семейного права, трудового права и др. Наряду с рядом регламентов ЕС в отношении подсудности, признания и исполнения решений с 31 мая 2002 г. действует Регламент N 1346 от 29 мая 2000 г. о процедурах несостоятельности.

Из многочисленных конвенций регионального характера, заключенных на Американском континенте в области международного частного права, следует отметить прежде всего Кодекс Бустаманте, названный по имени его составителя - известного кубинского юриста. Кодекс, состоящий из 437 статей, представляет собой наиболее детально разработанный международный договор по вопросам международного частного права. Он был принят в 1928 г. на VI Панамериканской конференции и ратифицирован 15 странами Центральной и Южной Америки.

Кодекс состоит из вступительного раздела и четырех книг (международное гражданское право, международное торговое право, международное уголовное право, международное процессуальное право). Кодекс был одобрен в полном объеме Кубой, Гватемалой, Гондурасом, Панамой и Перу, четыре страны (Бразилия, Гаити, Доминиканская Республика и Венесуэла) сделали оговорки в отношении конкретных статей, такие страны, как Боливия, Коста-Рика, Чили, Эквадор и Сальвадор, при ратификации сделали общую оговорку о том, что Кодекс не применяется в случае его противоречия в настоящем или в будущем их внутреннему праву, что сделало их отношение к конвенции весьма символичным. Аргентина, Колумбия, Мексика, Парагвай и США отказались подписать конвенцию, причем США сослались на то, что в компетенцию федерального правительства не входит подписание соглашений по вопросам частного права, которые относятся исключительно к компетенции штатов.

Начиная с 1975 г. регулярно проводились конференции по международному частному праву стран Американского континента. На первой конференции (1975) в Панаме были приняты шесть конвенций, на второй (1979) в Монтевидео - семь конвенций по различным вопросам международного частного права.

На конференции в Ла-Пасе в 1984 г. приняты четыре конвенции (межамериканские конвенции о право- и дееспособности юридических лиц в международном частном праве, о коллизионных нормах, касающихся усыновления несовершеннолетних, о юрисдикции и экстерриториальном действии иностранных судебных решений, дополнительный протокол к межамериканской конвенции о сборе доказательств за рубежом). На конференции в Монтевидео в 1989 г. были приняты четыре конвенции (об обязанности содержания лиц, о возвращении из других стран несовершеннолетних, о международных перевозках грузов автотранспортом).

На пятой конференции в 1994 г. в Мехико была принята межамериканская конвенция о праве, применимом к международным контрактам. Конвенция состоит из 30 статей, для которых характерен подход, значительно отличающийся от европейского, отраженного в Гаагских конвенциях 1955, 1978 и 1986 гг.

Для ряда развивающихся стран при отсутствии правового регулирования в ряде областей характерен интерес к проведению международной унификации как регионального, так и универсального характера. Так, в 1962 г. в Либревиле было подписано соглашение о создании Афро-Малагасийского ведомства промышленной собственности (ОАМПИ), предусматривающее единые нормы для охраны изобретений, регистрации товарных знаков и промышленных образцов. Это соглашение было пересмотрено и дополнено в 1977 г. В 1978 г. аналогичное соглашение было заключено группой других африканских государств, бывших английских колоний.

Афро-азиатский правовой консультативный комитет принял Типовое соглашение для двусторонних соглашений о правовой помощи и доказательствах.

Таким образом, заключение международных конвенций, широкий охват регулируемых ими вопросов привели к тому, что в ряде областей основным источником международного частного права становится международный договор. Эта тенденция характерна для экономического и научно-технического сотрудничества, регулирования железнодорожных, воздушных, автомобильных перевозок, интеллектуальной собственности.

4. Задача . При производстве допроса обвиняемого его защитник адвокат Самсонов В.Я. попросил оставить их наедине для дачи своему подзащитному консультации в рамках оказания ему юридической помощи. Следователь отказался выполнить просьбу адвоката. Правомерен ли отказ следователя?

Статья 53. Полномочия защитника

1. С момента допуска к участию в уголовном деле защитник вправе:
1) иметь с подозреваемым, обвиняемым свидания в соответствии с пунктом 3 части четвертой статьи 46 и пунктом 9 части четвертой статьи 47 настоящего Кодекса;

5) участвовать в допросе подозреваемого, обвиняемого, а также в иных следственных действиях, производимых с участием подозреваемого, обвиняемого либо по его ходатайству или ходатайству самого защитника в порядке, установленном настоящим Кодексом;
8) заявлять ходатайства и отводы;

2. Защитник, участвующий в производстве следственного действия, в рамках оказания юридической помощи своему подзащитному вправе давать ему в присутствии следователя краткие консультации , задавать с разрешения следователя вопросы допрашиваемым лицам, делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколе данного следственного действия. Следователь может отвести вопросы защитника, но обязан занести отведенные вопросы в протокол.
Статья 46. Подозреваемый

4. Подозреваемый вправе:

3) пользоваться помощью защитника с момента, предусмотренного пунктами 2 и 3 части третьей статьи 49 настоящего Кодекса, и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого;

Отказ следователя правомерен. Свидания наедине и конфиденциально имеют место быть до первого допроса.

Под гражданскими делами в российской правовой доктрине понимаются правовые вопросы, связанные с семейным, гражданским, трудовым и земельным правом. По сути, это вопросы, не попадающие в сферу конституционного, уголовного и административного права.

В международном праве есть множество нормативных документов, которые регулируют оказание международной помощи по гражданским вопросам. Это акты международных организаций, двухсторонние договоры между государствами и правительствами. Международная правовая помощь по гражданским делам регламентируется и внутренним российским законодательством.

Со многими государствами Россия подписала двухсторонние договоры о правовой помощи по семейным, трудовым и гражданским вопросам. В список стран входят США, Кыргызстан, Куба, Болгария, Аргентина, Греция, Вьетнам, Литва и другие страны. Отсутствие договора со страной не мешает отправить запрос на оказание помощи. Принципы международной вежливости предполагают оказание такой помощи как акт доброй воли.

Также подписано множество конвенций, например, "Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" (Заключена в г. Минске 22.01.1993) (вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994) (с изм. от 28.03.1997).

Подсудность в международном гражданском праве

Гражданские споры часто разрешаются судебным путём, и в случае с иностранным контрагентом не всегда понятно, в какой суд нужно обращаться. Общие правила таковы:

  • иск к физическому лицу подаётся в суд той страны, где это лицо проживает (независимо от гражданства);
  • иск к юридическому лицу подаётся в суд той страны, где находится главный орган управления юридического лица, филиал или представительство;
  • иск на недвижимость подаётся в суд той страны, где находится недвижимость;
  • иск по вопросу сделки подаётся в той стране, где эта сделка была заключена;
  • иск к супругу подаётся в той стране, где супружеская пара проживает (независимо от гражданства супруга);
  • иск об отцовстве, материнстве, опеке подаётся в той стране, гражданином которой является несовершеннолетний.

По некоторым вопросам судам требуется согласие тех государств, гражданами которых являются заявители или истцы.

Легализация иностранных документов

Одним из наиболее востребованных видов помощи является легализация иностранных документов. Это может потребоваться при поездке в иностранное государство, трудоустройстве в международной компании, заключении брака с иностранцем и во многих других случаях.

Наиболее простой и быстрый способ легализации документов – проставление апостиля. Это специальный штамп с отметкой о государстве, о лице, подписавшем документ, об учреждении, выдавшем документ, а также о месте и дате апостилирования. Такой способ легализации документа подходит для тех государств, которые подписали Гаагскую конвенцию 1961 года.

Легализовать документ можно также в консульстве или посольстве. Консульская легализация проходит в несколько этапов:

  • перевод документа;
  • нотариальное удостоверение документа и его перевода;
  • удостоверение подписи нотариуса Министерства юстиции РФ;
  • удостоверение печати Министерства юстиции РФ в Консульском департаменте Министерства внутренних дел РФ;
  • удостоверение документа в консульстве государства назначении.

Легализовать документ в консульстве или апостилированием Вам поможет юридическая Компания «Правовое решение». Мы выполним нотариальный перевод документа, а также проведём процедуру легализации от начала до конца. Минимальный срок проставления апостиля – 1 день, консульской легализации – 5 дней.

Наши юристы окажут международную помощь по любым гражданским делам. С нами Вы быстро решите семейные, трудовые, земельные вопросы на международном уровне. Мы подготовим документы для иностранного или международного суда, обеспечим профессиональную защиту интересов через международные организации.

Добрый вечер!Какие документы необходимы для оформления развода.Супруга развод не даст скорее всего.Куда обращаться в таком случае и каким образом происходит развод.И сколько это занимает времени,если учесть,что есть ребенок 2 года.Жена гражданка...

Хотим получить возврат аванса от отеля

Добрый день, интересует такой вопрос. В июне 2016 года я и мой молодой человек заключили договор с агенством, которое занимается организацией свадьбы в Черногории. Так чак они были нашими представителями - они заключали договора с иными...

600 стоимость
вопроса

вопрос решен

Можно ли подать в РФ в суд на гражданина Беларуси?

Можно ли подать в РФ в суд на гражданина Беларуси? Есть ли возможность в случае выигрыша взыскать денежные средства?

12 Июля 2016, 15:25, вопрос №1312256 Владимир, г. Санкт-Петербург

Как истребовать документ с территории другого государства?

Добрый вечер. Я гражданин Р.Ф. Мама гражданка Туркмении, не может получить заграничный паспорт для выезда из страны из за утери свидетельства о рождении. Родилась она в Грузии. Могу ли я по ее доверенности получить хоть какой-то документ...

Как взыскать алименты с бывшего мужа, уехавшего за границу?

Здравствуйте. Мой муж уехал за границу в 90-е годы. Попытки связаться с ним с целью обговорить получение алиментов, объяснить, что больному ребенку нужны средства на жизнь и лечение, были безуспешными. Алименты никогда не платил. Я обращалась за...

Как получить алименты на ребенка, если муж переехал жить в Германию?

Добрый день. С мужем в разводе 11 лет. Алименты платил исправно. Сейчас уехал из России в Германию на постоянное место жительства. Алименты прекратились. Могу ли я что-то сделать и получать алименты на ребенка из Германии? Куда обратиться? Спасибо.

Мать вывезла двоих детей на отдых в Испанию, возвращаться отказывается. Как вернуть детей отцу в Россию?

Находимся в разводе. Мать вывезла двоих детей на отдых в Испанию. Отец давал согласие на временный выезд с указанием периода поездки для отдыха. Мать нашла работу в Испании и заявляет отцу, что возвращаться не собирается, устроит детей в испанскую...

21 Июня 2016, 12:18, вопрос №1290626 Александр Р, г. Новосибирск

600 стоимость
вопроса

вопрос решен

Какие необходимы документы для регистрации брака с иностранцем в России?

Добрый день! Подскажите образец документа, для возможности подачи заявления о браке с иностранцем без его присутствия? и какие заверения надо сделать, чтобы это заявление приняли в ЗАГсе. Спасибо

Если с меня взыскивают алименты по решению азербайджанского суда.законно ли это?

Я ГРАЖДАНИН УКРАИНЫ У МЕНЯ ДВОЕ ДЕТЕЙ ОТ БРАКА С ГРАЖДАНКОЙ АЗЕРБАЙДЖАНА..С МЕНЯ ВЗЫСКИВАЮТ АЛИМЕНТЫ ПО РЕШЕНИЮ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО СУДА......ЗАКОННО ЛИ ЭТО????????

Алименты: бывший супруг уехал работать в Европу

Здравствуйте! Я являюсь получателем алиментов по решению суда. Год исправно получала от компании-работодателя супруга на свой счет. Последние 4 мес. деньги стали приходить напрямую по переводу от супруга по онлайн банкингу и в 4 раза меньше сумма....

800 стоимость
вопроса

вопрос решен

Какие есть международно-правовые акты в области семейного права?

Мне нужно знать,какие есть международно-правовые акты в области семейного права и статьи,которые касаются семейного права из этих актов

Алименты с гражданина Украины в какой валюте будут перечислять?

Добрый день, я гражданка России, ребёнок тоже, а должник гражданин Украины. Скажите, пожалуйста, как будут взыскиваться с него алименты, по нашим российским рублям или в переводе га гривны? Если мы претендуем на 1/4 часть всех доходов, а он не...

20 Января 2016, 13:39, вопрос №1107629 Павлова Ольга Станиславовна, г. Санкт-Петербург



mob_info