Правовой статус государственных служащих республики казахстан и международный опыт. Особенности регулирования труда государственных служащих в республике казахстан Правовое регулирование труда административных государственных служащих рк

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Каспийский общественный университет

Кафедра публично-правовых дисциплин

Самостоятельная работа студента

по дисциплине

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В РК

Правовое регулирование государственной службы в Республике Казахстан

Выполнил (а) Мерзияшева Айнура Ерлановна

гр. ЗПВ3,6-12-ДТО (юрист) (неизвестна группа)

ЗПВ2,6-12-ДТО (юрист)

Алматы, 2012

Введение

Каждый государственный или общественный орган, каждое предприятие или учреждение представляет собой коллектив людей, определенным образом организованных для осуществления той или иной общественно полезной деятельности. Каждый работающий в государственном или общественном органе, предприятии или учреждении, входит в его коллектив, занимает в нем определенное место, играет определенную роль в его деятельности.

Находясь на государственной службе, служащие государственного аппарата, а также другие категории государственных служащих становятся участниками разнообразных правоотношений: административных, трудовых, финансовых, гражданских и др.

В административно-правовых отношениях они могут либо осуществлять государственно-властные полномочия, либо быть участниками этих правоотношений, не имея государственно-властных полномочий. Для правильного понимания роли государственных служащих в качестве субъектов административно-правовых отношений необходимо знать: сущность государственной службы; категории государственных служащих, которые наделены государственно-властными полномочиями, условия и порядок возникновения, изменения и прекращения государственно-служебных отношений.

Таким образом, государственная служба представляет собой самостоятельный вид трудовой деятельности людей в рамках государства, урегулирована нормами права, осуществляется на профессиональной основе, за вознаграждение, работниками государственных органов (государственными служащими) в целях реализации задач и функций государства. В связи с этим государственная служба тесно связана с государством и начинается там, где устанавливается должность.

Правовое регулирование государственной службы в Республике Казахстан

государственная служба казахстан

Согласно закону РК «О государственной службе» от 23 июля 1999 года государственная служба - деятельность государственных служащих по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти.

Государственная служба является видом социальной деятельности людей, органически связана с государством, оказывает важную роль в жизни нашего общества. Следовательно, служба - понятие социальное и в этом качестве применяется для определения характера и рода деятельности людей, тем самым отражая факт общественного разделения труда.

Существующая учебная литература по административному праву, которая рассматривает понятие государственной службы как в широком, так и в узком смысле слова.

В широком смысле толкования под государственной службой понимается любая работа в государственных органах, предприятиях, учреждениях, организациях, отличная от труда рабочих и крестьян. В узком (собственном) смысле слова - это повседневная трудовая деятельность служащих государственных органов (госаппарата).

Детальное рассмотрение понятия государственной службы в собственном смысле слова позволяет точнее уяснить ее характер как деятельности непроизводительной и отграничить от других форм деятельности людей (например, деятельность по созданию материальных благ в процессе промышленного или сельскохозяйственного производства).

Надежность, результативность деятельности любого государственного органа во многом зависит от работающих в нем людей - государственных служащих. Практически компетенция каждого органа государства реализуется в действиях его работников (главным образом руководителей, заместителей руководителя органа и его структурных подразделений). Поэтому люди, работающие в органах государственного управления являются государственными служащими, а выполняемая ими работа есть государственная служба. И соответственно, лица работающие в общественных организациях и объединениях, являются служащими данных общественных формирований.

Государственная должность - структурная единица государственного органа, на которую возложен установленный нормативными правовыми актами круг должностных полномочий и должностных обязанностей.

Понятие государственной службы включает в себя следующие основные признаки (элементы):

Является одной из сторон (или частей) организационной деятельности государства;

Урегулирована нормами административного, гражданского, трудового, финансового и других отраслей права;

Осуществляется на профессиональной основе за вознаграждение, специально подготовленными работниками - государственными служащими;

Государственная служба базируется как на общих принципах организации деятельности государства, так и специальных принципах, определяющих ее содержание.

Ст. 3 Закона закрепляет следующие принципы государственной службы:

1. Законности.

2. Казахстанского патриотизма.

3. Единства системы государственной службы, независимо от разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви.

4. Приоритета прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства.

5. Общедоступности, то есть равного права граждан республики на доступ к государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.

6. Добровольности поступления граждан на государственную службу.

7. Профессионализма и компетентности государственных служащих.

8. Равной оплаты труда за выполнение равнозначной работы.

9. Обязательности исполнения решений, принятых вышестоящими государственными органами и должностными лицами в пределах их полномочий, для подчиненных государственных служащих и служащих нижестоящих государственных органов.

10. Подконтрольности и подотчетности государственных служащих.

11. Учета общественного мнения и гласности, за исключением деятельности, составляющей государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.

12. Правовой и социальной защищенности государственных служащих.

13. Поощрения государственных служащих за добросовестное, инициативное исполнение должностных обязанностей, выполнение заданий особой важности и сложности.

14. Личной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственным служащим должностных обязанностей и превышение им своих полномочий.

15. Непрерывности повышения квалификации государственных служащих.

Повседневная деятельность государственных служащих представляет собой особую разновидность трудовой деятельности человека. Исходя из смысла общественного разделения труда на физический и умственный, производительный и духовный (непроизводительный) с вытекающими отсюда организационными и правовыми последствиями, оно хотя и разграничивает одну категорию трудящихся от другой, но не способно объяснить содержание и сущность понятий «рабочий» и «служащий».

Чтобы решить вопрос о разграничении труда рабочих от труда служащих, необходимо прежде всего исходить из первоначальных элементов трудовой деятельности тех и других. Если труд рабочих преимущественно направлен на создание материальных благ в процессе производства и связан с такими объектами, как сырье, материалы, инструмент - для промышленных рабочих, объекты природы - для сельскохозяйственных рабочих, то, анализируя в этом плане труд государственного служащего, можно утверждать, что труд служащего носит иной характер. В процессе своего труда служащий воздействует не на объекты материального мира, не на объекты природы, а на человека, его поведение. Другими словами в этом выражается суть его деятельности, цель которой - практическое осуществление задач и функций государства.

Труд служащего имеет ряд особенностей, которые также позволяют выявить различия его труда от труда рабочего:

Действия государственного служащего в процессе труда вызывают определенные правовые последствия, в силу чего деятельность служащих в основных ее вопросах регулируется правовыми нормами. Деятельность же рабочего в процессе труда не создает никаких юридических последствий;

Характер труда служащего определяется занимаемой Должностью в аппарате государственного управления, имеет определенный правовой статус, в то время как труд рабочего, работающего по специальности, требует только тех знаний, которые необходимы для правильного использования орудий и средств производства;

Труд государственного служащего, как правило, не нормирован, а оплата труда - повременная, а труд рабочего строго нормирован, и оплата труда дифференцирована в зависимости от количества и качества работы;

Каждый государственный служащий занимает должность в государственном аппарате посредством строго определенного организационно-правового способа (назначение, выборы или курс), а рабочий - только на основании договора найма.

Из сказанного можно сделать вывод:

Государственный служащий - гражданин Республики Казахстан, занимающий в установленном законодательством порядке оплачиваемую из республиканского или местных бюджетов либо из средств Национального банка Республики Казахстан должность в государственном органе и осуществляющий должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства.

Закон РК «О государственной службе» дает также понятия:

Административный государственный служащий - государственный служащий, не входящий в состав политических государственных служащих, осуществляющий должностные полномочия на постоянной профессиональной основе в государственном органе.

Политический государственный служащий - государственный служащий, назначение (избрание), освобождение деятельность которого носит политико-определяющий характер и который несет ответственность за реализацию политических целей и задач.

Статья 7 Закона определяет их правовой статус, согласно которому политические государственные служащие занимают политические должности.

К политическим должностям относятся должности, занимаемые политическими государственными служащими:

1. Назначаемыми Президентом Республики Казахстан, их заместители;

2. Назначаемыми и избираемыми палатами Парламент Республики Казахстан и Председателями палат Парламента, их заместители;

3. Являющимися представителями Президента и Правительства в соответствии с Конституцией;

4. Возглавляющими (руководители) центральные исполнительные органы и ведомства, их заместители.

Для административных государственных служащих устанавливаются категории. Категории должностей и порядок отнесения административных должностей по категориям утверждается Президентом республики по представлению уполномоченного органа.

Первая категория - должности: Руководителя Аппарата Правительства; руководителя государственного органа, непосредственно подчиненного и подотчетного Президенту Республики Казахстан; министров, председателей государственных комитетов; акимов областей; городов республиканского значения и столицы республики; Председателя Центральной избирательной комиссии; заместителей руководителей Администрации Президента и Аппарата Правительства; помощников и советников Президента Республики; представителей Президента; руководителей аппаратов Палат Парламента; руководителей структурных подразделений Администрации Президента; руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства.

Вторая категория - должности: заместителей руководителей государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту республики; заместителей министров; заместителей председателей государственных комитетов; заместителей акимов областей, городов республиканского значения и столицы Республики; заместителей руководителей аппаратов Палат Парламента; заместителя Председателя, секретаря и членов Центральной избирательной комиссии; заместителей руководителей структурных подразделений, государственных инспекторов Администрации Президента; представителей Правительства; руководителей структурных подразделений аппаратов Правительства и Палат Парламента; помощников и советников Председателя Сената и Председателя Мажилиса Парламента; Премьер-министра и их заместителей; заведующих секторами Администрации Президента; заместителей руководителей иных центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства; акимов районов и городов областного подчинения.

Третья категория - должности: руководителей департаментов, агентств, комитетов; начальников управлений и самостоятельных отделов; помощников и советников первых руководителей государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики, министров, председателей государственных комитетов, а также первых руководителей иных центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства и Палат Парламента;

Четвертая категория - должности: заместителей начальников департамента, агентств, комитетов, управлений самостоятельных отделов и начальников отделов государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики, министров, государственных комитетов, а также иных центральных исполнительных, не входящих в состав Правительства; руководителей управлений, отделов, служб местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы.

Пятая категория - должности: заместителей акимов районов и городов областного подчинения, главных ведущих специалистов государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики, министров, государственных комитетов, а также иных центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства; руководителей управлений, отделов, служб местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы республики; главных и ведущих специалистов аппаратов маслихатов, местных исполнительных органов областей городов республиканского значения и столицы республики.

Шестая категория - должности: руководителей управлений, отделов, служб районных и городских областного значения, районных в городах местных исполнительных органов; руководителей структурных подразделений аппаратов маслихатов районов, городов областного значения; специалистов управлений, отделов, служб областных городов республиканского значения и столицы местных исполнительных органов, сельских, поселковых, городских районного подчинения местных исполнительных органов, аппаратов маслихатов областей, городов республиканского значения и столицы.

Седьмая категория - должности: специалистов районных, городских областного подчинения, районных в городах местных исполнительных органов, сельских, поселковых, городских районного подчинения местных исполнительных органов, их отделов, аппаратов маслихатов районов, городов областного значения.

Исходя из уровня профессиональной подготовки и квалификационных требований к должностям, государственным служащим присваиваются классы. (Положение о квалификационных классах государственных служащих утверждено указом Президента РК от 12.07.97 г.).

Квалификационные классы государственным служащим высшей, первой и второй категории присваиваются в соответствии с занимаемой должностью, уровнем профессиональной квалификации и результатами работы.

Очередные квалификационные классы государственным служащим третьей - седьмой категории устанавливаются по результатам аттестации.

1. Государственный служащий не вправе:

1) Быть депутатом представительных органов и членом органов местного самоуправления;

2) Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

3) Заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе участвовать в управлении коммерческой организацией, независимо от ее организационно-правовой формы, если непосредственное участие в управлении коммерческой организацией не входит в его должностные обязанности в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

4) Быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе, либо непосредственно ему подчиненном или подконтрольном;

5) Использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения его служебной деятельности, другое государственное имущество и служебную информацию;

6) Участвовать в действиях, препятствующих нормальному функционированию государственных органов и выполнению служебных обязанностей, включая забастовки;

7) В связи с исполнением должностных полномочий пользоваться в личных целях услугами граждан и юридических лиц.

2. Государственный служащий в порядке, установленном законодательством, в течение месяца после вступления в должность обязан на время прохождения государственной службы передать в доверительное управление находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капиталя коммерческих организаций и иное имущество, использования которого влечет получение доходов, за исключением денег законно принадлежащих этим лицам, а также иного имущества переданного в имущественный наем.

Государственный служащий имеет право получать доход от переданного в доверительное управление имущества, в том числе в форме вознаграждения, дивидендов, выигрышей, доходов от сдачи в аренду имущества и других законных источников.

3. Государственный служащий не может занимать должность, находящуюся в непосредственной подчиненности должности, занимаемой его близкими родственниками (родителями, супругами, братьями, сестрами, детьми) или свойственниками (братьями, сестрами, родителями и детьми супругов), за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

4. На государственную службу не может быть принято лицо:

1) Признанное в установленном порядке недееспособным или ограничено дееспособным;

2) Лишенное судом права занимать государственные должности в течение определенного срока;

3) В соответствии с заключением медицинского учреждения имеющее заболевание, препятствующее выполнению должностных полномочий, в случаях, когда специальные требования к состоянию здоровья для занятия соответствующих должностей установлены в квалификационных требованиях;

4) Отказавшееся принять на себя ограничения, установленные законом, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию их статуса и основанного на нем авторитета в личных, групповых и других неслужебных интересах;

5) Которое в течение года перед поступлением на государственную службу привлекалось к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения;

6) На которое в течение года перед поступлением на государственную службу налагалось в судебном порядке административное взыскание за умышленное правонарушение;

7) Имеющее судимость, которая ко времени поступления на государственную службу не погашена или не снята в установленном законом порядке.

5. Непредставление или искажение указанных сведений является основанием для отказа в приеме на государственную службу.

Лица, поступающие на государственную службу, должны отвечать следующим требованиям:

1. Обладать гражданством Республики Казахстан.

2. Быть не моложе восемнадцати лет, если иное в отношении соответствующих должностей не установлено законодательством республики.

3. Обладать необходимым образованием, уровнем профессиональной подготовки и соответствовать установленным квалификационным требованиям.

При поступлении на государственную службу гражданин обязан представить в органы налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения.

Занятие административной государственной должности осуществляется после прохождения гражданами обязательной специальной проверки.

Дополнительные требования, предъявляемые для поступления на политическую государственную службу, определяются Президентом Республики Казахстан.

За неисполнение и ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение государственной и трудовой дисциплины, а равно за несоблюдение установленных Законом ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе, на государственного служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания:

a) замечание;

b) выговор;

c) строгий выговор;

d) предупреждение о неполном служебном соответствии;

e) увольнение с занимаемой должности.

Дисциплинарное взыскание:

1. Налагается лицами, имеющими такое право в соответствии с должностными полномочиями;

2. Не может быть наложено за деяние, совершение которого влечет предусмотренную законом иную ответственность;

3. Налагается в порядке, определяемом нормативными а правовыми актами Республики Казахстан.

Административный государственный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей руководителем, назначившим его, до решения вопроса об ответственности в установленном порядке.

Государственный служащий несет ответственность за неправомерность своих действий. При сомнениях в правомерности полученного для исполнения распоряжения он должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю и руководителю, давшему распоряжение. В случае, если вышестоящий по должности руководитель письменно подтверждает данное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, если выполнение его не влечет действий, которые относятся к уголовно наказуемым деяниям. Ответственность за последствия исполнения государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

Государственные служащие в случае совершения ими преступлений и иных правонарушений несут соответственно уголовную, административную, материальную ответственность на основаниях и в порядке, установленных законодательством.

Заключение

Государственная служба есть неотъемлемая часть управления, в том числе и административного (государственного) управления. И поэтому для того, чтобы в полной мере раскрыть эту сущность, я хотела бы обратно вернуться к сути его происхождения.

Административное право в основном регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. Следовательно и предметом этого регулирования является государственное управление.

Управление объективно присутствует в любом человеческом обществе. Управление имело место в первобытнообщинном, рабовладельческом, феодальном обществе. Меняются на различных этапах человечества тип, методы и формы управления, его цели, но неизменным остается его необходимость в руководящем воздействии на все стороны жизни.

Управление обществом есть управление людьми, социальными отношениями людей. Оно является условием нормальной жизни общества.

Надобность в нем возникает всегда, когда налицо совместная деятельность людей, требующая согласования и руководства. Управлять - значит организовывать совместную деятельность людей. Но чтобы управлять поведением людей, надо иметь определенные властные полномочия.

Список использованных источников:

2. Государственная служба в Республике Казахстан: Сборник нормативных правовых актов. - Астана: «Фолиант», 2000. - С. 186.

3. Уваров В.Н. Государственная служба. - Алматы: КазГЮИ, 1996.

4. Ибрагимов Х.Ю. Административное право Республики Казахстан. Учебное пособие (общая часть). - Алматы: Данекер, 2000. - 256 с.

5. Под ред. к.ю.н. Таранова А.А. Административное право РК (общая часть). Учебник: издание 2-е с изменениями. - Алматы: Жеті жар?ы, 1997. - 240 с.

6. Бахрах Д.Н. Учебник «Административное право». - Москва: Издательство «Бек», 1993 год.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие государственной службы в Республике Казахстан. Принципы государственной службы. Права, обязанности и кодекс чести государственного служащего. Понятие и типы должностей. Концепция новой модели государственной службы Республики Казахстан.

    реферат , добавлен 11.05.2015

    Законодательство о государственной службе Российской Федерации. Административно-правовые основы государственной службы. Понятие государственной службы, ее виды и принципы. Понятие и классификация государственного служащего, ответственность и права.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2009

    Понятие и принципы государственной службы. Классификация и правовое положение государственных служащих. Поступление на административную государственную службу. Комплектование должностей государственной службы. Задачи и функции государственной власти.

    реферат , добавлен 20.10.2008

    Понятие, виды и принципы государственной службы. Государственная служба - как механизм государства. Понятие государственной службы в Республике Казахстан. Понятие, типы должностей. Государственная должность. Права и обязанности государственного служащего.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2008

    Система государственной службы Российской Федерации. Нормативно-правовая основа государственной службы. Статус, основные права и обязанности государственного служащего. Правовая природа ограничений, связанных с прохождением государственной службы.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2012

    Основные черты института прохождения государственной службы согласно федеральному законодательству. Условия и порядок поступления и перемещения по государственной гражданской службе РФ, особенности увольнения с неё. Аттестация государственного служащего.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2015

    Общие положения в системе организации государственной службы. Виды государственной службы. Поступление на государственную службу, её прохождение и прекращение. Классификация государственных служащих. Права и обязанности государственного служащего.

    реферат , добавлен 09.10.2015

    Конституционно-правовые основы государственной службы. Понятие государственной службы в Российской Федерации, принципы государственной службы и классификация. Правовое обеспечение государственной службы. Права и обязанности государственных служащих.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2009

    Государственная служба как основополагающий институт системы современного государственного управления. Понятие, сущность и основные принципы функционирования государственной службы. Концепция новой модели государственной службы Республики Казахстан.

    дипломная работа , добавлен 17.05.2014

    Необходимость создания государственной службы и ее правого регулирования. Понятие, виды, уровни и правовые основы государственной службы. Основы правового положения, классные чины, права и обязанности государственного служащего в Российской Федерации.

Государственные служащие являются специфической категорией работников. Их особенность определяется спецификой деятельности государственных органов, в которых государственные служащие работают. Государственные служащие выполняют функции государственного органа, возложенные на этот орган государством, решают задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере (законодательная, исполнительная и судебная, финансовая деятельность, обеспечение общественного порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, налогообложение, защита прав и законных интересов граждан и др.). Все действия государственных служащих осуществляются ими от имени государства и по его поручению. Это влечёт предъявление к государственным служащим особых повышенных требований и установления определённых ограничений, а также предоставление льгот и гарантий в качестве компенсации за особые требования и ограничения.

Государственные служащие как особая категория работников имеют специфические права и обязанности, на них распространяется особый порядок назначения на должность и освобождения от должности, для них предусмотрены особые материальные и социальные гарантии.

Правовое положение государственных служащих определяется Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь» [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 70. 2/953; 2004. № 120. 2/1053; 2006. № 78. 2/1208; 2008. № 14. 2/1413, № 184. 2/1506; 2009. № 136. 2/1572] , с изм. и доп. (далее – Закон о государственной службе). Названный Закон устанавливает правовые основы организации государственной службы, основы правового положения государственных служащих, порядок прохождения государственной службы. Действуют и другие нормативные правовые акты, регулирующие отношения на государственной службе, например, Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. № 107. 2/1236; 2007. № 4. 2/1292; 2010. № 5. 2/1629], с изм. и доп., Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. «О прокуратуре Республики Беларусь» [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 119. 2/1317; 2009. № 16. 2/1559, № 300. 2/1616; 2010. № 15. 2/1666], с изм. и доп., Дисциплинарный устав должностных лиц таможенных органов, утверждённый Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2001 г. № 243 [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 46. 1/2630; 2007. № 224. 1/8894], с изм. и доп., Положение о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими, утверждённое постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 октября 2003 г. № 1271 [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 115. 5/13153; 2004. № 137. 5/14714, № 172. 5/15054; 2005. № 39. 5/15662, № 174. 5/16701; 2007. № 301. 5/26348; 2008. № 249. 5/28514; 2010. № 131. 5/31886, № 186. 5/32267], с изм. и доп. и др.

Перечисленные нормативные правовые акты – это специальные акты регулирования отношений государственной службы. Но государственные служащие, поступая на работу, становятся работниками (служащими), на которых распространяется трудовое законодательство.

Согласно ст. 5 ТК этот Кодекс применяется к трудовым и связанным с ними отношениям отдельных категорий работников в случаях и пределах, предусмотренных специальными законодательными актами, определяющими их правовой статус.

Статья 1 Закона о государственной службе предусматривает, что правовую основу государственной службы в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон и иные законодательные акты Республики Беларусь. На отношения, связанные с государственной службой, не урегулированные настоящим Законом и иными актами законодательства, распространяется действие норм трудового, пенсионного и иного законодательства.

На государственных служащих распространяется основная часть норм трудового законодательства: многие нормы о заключении, изменении и прекращении трудового договора, нормы о гарантиях и компенсациях, рабочем времени и времени отдыха, трудовой дисциплине, заключении коллективных договоров и соглашений, разрешении трудовых споров, материальной ответственности работников и нанимателей, об охране труда и др.

Таким образом, правовое регулирование вопросов государственной службы осуществляется Конституцией, Законом о государственной службе, Трудовым кодексом, другими законами, декретами и указами Президента, постановлениями Правительства, а также иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственного органа (ст. 2 Закона о государственной службе).

Государственная служба – это вид трудовой деятельности, осуществляемой на основе трудового договора (контракта), где работником является государственный служащий, а нанимателем – государственный орган.

Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделённый соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

В целях технического обеспечения деятельности государственных органов в их штатное расписание могут быть внесены должности, не относящиеся к государственным должностям государственной службы. Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17 октября 2003 г. № 123 [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 122. 8/10127; 2007. № 162. 8/16761] утверждён Перечень должностей работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих деятельность государственных органов, не относящихся к государственным должностям.

Отношения между государственными служащими и государственным органом являются трудовыми отношениями. Государственные служащие входят в штат государственного органа, выполняют трудовую функцию по определённой одной или нескольким должностям, профессиям, специальностям соответствующей квалификации, подчиняются правилам внутреннего трудового распорядка, существующим в государственном органе. Назначение на должность оформляется приказом (распоряжением) соответствующего должностного лица государственного органа и является оформлением поступления на государственную службу в соответствии с заключённым с ним контрактом – видом трудового договора.

Особенности трудовых отношений государственных служащих проявляются в следующих аспектах:

♦ в порядке поступления на государственную службу;

♦ в требованиях к кандидатам на должность государственного служащего;

♦ в правах, обязанностях и правоограничениях государственного служащего;

♦ в гарантиях для госслужащих;

♦ в порядке и условиях проведения аттестации;

♦ в основаниях увольнения (помимо общих оснований).


Похожая информация.


ВВЕДЕНИЕ

Важнейшим проводником реформ экономической и политической системы, осуществляемых сегодня в России, является государственный аппарат, который оказывает серьезное влияние на функционирование всех ветвей государственной власти, на все сферы общественной жизни. Государственный аппарат без персонала представляет собой безжизненные структуры. Таким персоналом являются государственные служащие.

Определение их правового статуса как носителей части полномочий органов государственной власти является основополагающим для деятельности всего государственного аппарата России. Применение труда государственных служащих представляет собой пример особых «служебных» отношений, сущность которых заключается в «служении» государству в целом. В советский период истории России правовой статус большинства государственных служащих (за исключением военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и некоторых других) ничем не отличался от правового статуса наемных работников организаций бюджетной сферы (врачей, учителей и т.д.) и регулировался общими для всех них нормами законодательства о труде.

Изменения, произошедшие в законодательстве в последние годы, касаются широкого круга вопросов, регулирующих трудовые отношения государственных служащих: от определения системы государственной службы до установления квалификационных требований к гражданам для замещения должностей государственной службы, дополнительных оснований увольнения.

Отношения по применению труда государственных гражданских служащих уже не могут регулироваться обычным трудовым правом. Они представляют собой пример особых «служебных» отношений, сущность которых заключается в «служении» государству в целом.

Труд государственных гражданских служащих обладает определенной спецификой и поэтому нуждается в специальных нормах права. При этом данное обстоятельство не лишает государственную гражданскую службу признаков наемного труда, который имеет место в России, как правило, под патронажем трудового права.



Целью: данной работы является изучение особенностей регулирования труда государственных служащих.

Задачи:

˗ дать определение государственной службы и государственного служащего;

˗ изучить вопросы правового регулирования труда государственных служащих;

˗ рассмотреть особенности поступления граждан на гражданскую службу;

˗ изучить особенности правового статуса государственного служащего, который составляют его права и обязанности;

˗ рассмотреть основания прекращения служебного контракта, регулирующего трудовую деятельность государственного служащего.

Объектом исследования: курсовой работы является государственная служба в РФ.

Предметом исследования: данной курсовой работы является государственный служащий как субъект трудового права.

При написании курсовой работы использовались такие методы как логический, функциональный, системный, общенаучный, сравнительно-правовой, формально-логический методы исследования.

Вопросы связанные с изучением «Государственные гражданские служащие как специфические субъекты трудовых отношений» являются достаточно разработанными в специальной литературе. Так, можно указать на работы: Гусев, А. В, Кирьянов, А. Ю, Аверин, А.Н. Василенко И. А, Деменева Н.А, А.А. Дёмин. многих других авторов, а также права и обязанности гос. служащих закреплены в Конституции РФ и Трудовом Кодексе РФ.

В ходе исследования были поставлены следующие Курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ Й СЛУЖБЫ КАК СУБЪЕКТА ТРУДОВОГО ПРАВА

Правовые основы регулирования труда государственных служащих

Значение правового регулирования в этой области общественных отношений видится в обеспечении возможности реализации прав и обязанностей государственных служащих с целью повышения эффективности государственного управления, эффективности осуществления функций государства, а также с целью гарантировать защиту прав и законных интересов лиц, занимающих государственные должности государственной службы.

Кардинальное повышение эффективности государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создание целостной системы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей обеспечивается целым комплексом организационных, финансовых, правовых мер. В их числе немалую роль играет правовое регулирование общественных отношений, связанных с прохождением государственной службы.

Совершенствование законодательства, регламентирующего служебные отношения государственных гражданских служащих, напрямую связано с выполнением задачи кардинального повышения эффективности государственной службы. Законодательство о государственной службе направлено на создание стимулов к добросовестному и инициативному выполнению служебных обязанностей, введение необходимых ограничений и запретов, установление адекватного затраченным усилиям вознаграждения за труд. Эти факторы, в свою очередь, непосредственно влияют на результаты профессиональной деятельности государственных гражданских служащих и, следовательно, на осуществление соответствующим государственным органом возложенных на него функций.

Итак правовое регулирование государственной службы осуществляется целым рядом нормативно-правовых актов. Среди них важное значение имеют такие как:

1. Трудовой Кодекс РФ. Государственные органы для реализации возложенных на них государственных функций принимают на работу (нанимают) граждан, имеющих соответствующее профилю государственного органа профессиональное образование. При этом государственный служащий наделяется определенным кругом служебных обязанностей в соответствии с занимаемой им должностью, то есть фактически выполняет в этом органе соответствующую трудовую функцию, которая согласно ст. 15 ТК РФ определяется как работа по определенной специальности, квалификации или должности. В Федеральных законах, которые будут рассмотрены ниже, имеется немало статей, заимствованных из Трудового Кодекса РФ. Нормы Трудового Кодекса РФ использованы при описании содержания служебного контракта, установлении срока его действия и порядка заключения. Правила установления испытания при приеме на службу, перевод на другую должность и изменение существенных условий контракта, отстранение от должности, основания прекращения контракта, служебное время и время отдыха, рассмотрение служебных споров и др. также прописаны в федеральных законах на основе Трудового Кодекса РФ.

2. Федеральный Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 02.04.2014) № 79-ФЗ. Предметом регулирования данного Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.

В законе определяются основные права и обязанности государственных гражданских служащих, ограничения и запреты на гражданской службе, а также требования к их служебному поведению. Вводится в законе и такое понятие как «служебный контракт», определяются стороны, содержание, формы и сроки действия служебного контракта, а также порядок его заключения. Детально регламентируются вопросы испытания при поступлении на гражданскую службу, перевода на другую должность или изменения существенных условий служебного контракта с согласия гражданского служащего. Устанавливается исчерпывающий перечень оснований для прекращения служебного контракта.

В законе регламентируются вопросы служебного времени и времени отдыха гражданских служащих, определяются нормальная продолжительность служебного времени, условия установления ненормированного служебного дня, регулируются вопросы оплаты труда государственных гражданских служащих и определяется порядок формирования фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих.

Следующим нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в области государственной службы является Федеральный Закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013). Данным Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации. В законе Определяются правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, которую образуют три вида федеральной государственной службы (федеральная государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба) и государственная гражданская служба субъектов РФ.

Указанным Федеральным Законом определяются общие условия формирования кадрового состава государственной службы, поступления на государственную службу и ее прохождения, присвоения, сохранения и лишения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий, определяются цели создания системы управления государственной службой на федеральном и региональном уровне, источники финансирования федеральной государственной службы и государственной гражданской службы субъектов РФ.

К числу нормативно-правовых актов регулирующих деятельность государственных служащих, можно отнести и Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» от 30.05.2005 N 609 (ред. от 01.07.2014) . В данном указе определяется порядок получения, обработки, хранения, передачи и любого другого использования персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации, а также ведения его личного дела. Под персональными данными гражданского служащего при этом понимаются сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданского служащего, позволяющие идентифицировать его личность и содержащиеся в личном деле гражданского служащего либо подлежащие включению в его личное дело.

Указ Президента РФ от 19 ноября 2007 г. № 1532 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации».

Данным Указом утвержден Перечень периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы РФ для установления гражданским служащим ежемесячной надбавки к окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе, для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу. Также в указе установлен порядок, в соответствии с которым исчисляется названный выше стаж.

В число нормативно-правовых актов, регулирующих трудовую деятельность государственных служащих входят также: Указ Президента РФ от 27 сентября 2005 г. № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» (с изменениями от 26 июля 2008 г.); Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2006 г. № 230 «О возложении полномочий представителя нанимателя по заключению служебных контрактов о прохождении федеральной государственной гражданской службы с лицами, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности Правительством Российской Федерации, и решению иных вопросов, связанных с прохождением ими федеральной государственной гражданской службы» и ряд других.

Проблема повышения профессионализма и компетентности государственной службы и качества оказываемых ею услуг актуальна для большинства стран мира. Сегодня в Казахстане, в стране с переходной экономикой, наряду с изменениями, происходящими в общественных и экономических отношениях, идет сложный процесс трансформации роли самого государства. Именно поэтому и сложилась ситуация, при которой реформирование государственной службы является приоритетным направлением реформ.
Для суверенного Казахстана становится актуальной способность государственного аппарата адекватно реагировать на потребности населения и общества с учетом изменяющихся функций государства. Повышение эффективности государственной службы должно происходить в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, обеспечения открытости и регламентации деятельности государственных органов и государственных служащих, создания положительного имиджа государственной службы в обществе. Эффективность деятельности государственного аппарата прежде всего зависит от профессионализма государственных служащих.

После распада СССР в 1991 г. и провозглашения государственной независимости в Казахстане, впервые на постсоветском пространстве, было разработано совершенно новое законодательство о государственной службе, создан уполномоченный орган по делам государственной службы - Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы (далее - Агентство).

В целях создания единой системы обучения государственной службы, на базе Национальной Высшей Школы Государственного Управления при Президенте Республики Казахстан и Института повышения квалификации государственных служащих при Правительстве Республики Казахстан, в 1998 г. была создана Академия государственной службы при Президенте Республики Казахстан.

Правовой массив, регулирующий деятельность системы государственного управления и государственной службы, требует к себе постоянного внимания, так как он изменяется и дополняется в соответствии с современными требованиями.

Советская власть не ставила перед собой задачи принятия закона о государственной службе, напротив, она сыграла негативную роль в законодательном регулировании и научной разработке данной проблемы. В тексте Программы КПСС, принятой XXI съездом партии (1962 г.), говорилось следующее: «Необходимо вести к тому, чтобы навыками управления овладевали все более широкие массы, и работа в этом аппарате в перспективе перестала быть особой профессией» 1 . В то время коммунистическая система ставила целью увеличение количества государственных служащих при одновременном сокращении так называемой «элиты».

Сегодня в Казахстане государственные служащие относятся к властвующей элите, которая в свою очередь складывается из экономической, военной, бюрократической, идеологической и политической элит. Иными словами, государственные служащие Республики Казахстан - это определенная группа общества, которая концентрирует в своих руках государственную власть и отвечает за выработку стратегии развития всей системы 2 . Имея такую власть, каждый чиновник должен стремиться к овладению такими качествами, как профессионализм, компетентность, культура общения и справедливость.

Наряду с профессионализмом нельзя забывать о высокой нравственности. К сожалению, сегодня, как замечает академик НАН РК, д.ю.н., профессор М.Т. Баймаханов, кризис морали и нравственности дополняется и усугубляется кризисом в правовой сфере жизни общества 3 .

Кадры всегда и везде решали все. Так, выступая в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Борис Ельцин сказал: «Центральное звено проблем государственного управления - кадры. Они - лицо власти. И Россия нуждается в новом грамотном поколении кадров, особенно государственных чиновников…» 4

Казахстану также необходимы компетентные кадры, обладающие знаниями, умениями и навыками, которые будут использованы в их профессиональной деятельности. Не случайно в своем «Послании Президента страны к народу Казахстана. Казахстан - 2030» Глава государства Нурсултан Назарбаев пишет о том, что «чиновник новой генерации - это слуга нации, патриотичный и справедливый, преданный своему делу и профессиональный. Создание и поддержка высокой репутации госслужбы - наша стратегическая задача, которую мы должны решить в ближайшие годы» 5 .

Стоит также заметить, что правовое регулирование государственной службы является многоотраслевым, поэтому вопросы компетенции, деятельности государственных служащих регулируются всеми отраслями права.

Институт государственной службы устанавливает только правовые основы ее организации и особенности правового положения государственных служащих. В настоящее время проводится работа по изменению сложившейся ситуации и созданию единой государственной службы, переходу к конкурсной системе и использованию положительного опыта законодательства о государственной службе в правоохранительных и силовых государственных органах.

К сожалению, данный вопрос пока еще не нашел своего нормативного закрепления в действующем законодательстве. Тем не менее, Закон «О государственной службе» оговаривает, что его действие не распространяется на государственных служащих с иным правовым статусом (судьи, военнослужащие, работники правоохранительных органов и т.п.). Существование такой оговорки вполне объяснимо. В силу специфики деятельности прием на такую службу, продвижение, повышение квалификации, ответственность, а также особый порядок присвоения специальных званий требуют отдельного самостоятельного правового регулирования.

Например, в США служба в органах, играющих особо важную роль в обеспечении интересов государства (ЦРУ, ФБР, Агентство по национальной безопасности, Агент­ство по атомной энергии, представительства США в различных международных организациях), не подпадает под действие закона о гражданской службе 1978 г. 6

Некоторые подходы, реализованные в системе государственной службы, успешно адаптируются в системе «особых видов государственной службы». Примечателен опыт внедрения в этих службах новых Реестров должностей и методик по исчислению оплаты труда, основанных на коэффициентах. В Агентстве Республики Казахстан по делам государственной службы считают, что такая тенденция должна продолжаться и способствовать в конечном итоге созданию единых основ и принципов всех видов государственной службы и повышению качества предоставляемых услуг населению.

В этой связи Агентство продолжает работу по совершенствованию Реестра должностей государственных служащих. Так, предполагается, что часть служащих (гражданских) Министерства обороны, МВД и других государственных органов будет включена в Реестр должностей административных государственных служащих.

В целях обеспечения единства системы государственной службы и совершенствования кадровой работы в силовых и правоохранительных органах, Агентство считает целесообразным осуществлять прием сотрудников на вакантные должности в данных органах также на конкурсной основе в соответствии с квалификационными требованиями к должностям. Кроме того, в связи с принятием в будущем Закона «О гражданской службе», который будет регулировать отношения работников бюджетной сферы - учителей, врачей и т.д. - предполагается внедрить принципы меритократии в государственном секторе в целом. Это обеспечило бы реализацию конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе и предоставило бы возможность отобрать в равных условиях самых лучших специалистов.

Сегодня в Казахстане государственная служба является особым видом трудовой деятельности, осуществляемой за вознаграждение на профессиональной основе работниками государственных органов в целях осуществления задач и функций государства.

Закон «О государственной службе» трактует понятие «государственного служащего» в узком смысле, т.е. таковыми являются только граждане Республики Казахстан, занимающие в установленном законодательством порядке оплачиваемую из республиканского или местных бюджетов, либо из средств Национального Банка РК должность в государственном органе и осуществляющие должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства.

В свою очередь государственные служащие подразделяются на политических и административных. Данная классификация позволила снизить влияние политических процессов на государственный аппарат и обеспечить правовую защиту административных государственных служащих при смене политических назначенцев. Об этом говорил и Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, выступая в Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации: «После внимательного изучения международного опыта реформирования государственной службы мы пришли к пониманию того, что в интересах общества необходимо, во-первых, уменьшить влияние политических процессов на аппарат государства и, во-вторых, осуществлять его профессионализацию» 7 .

Хотелось бы подчеркнуть, что такое разделение закреплено законодательством многих зарубежных стран. Еще Вудро Вильсон, предлагая свою модель «административной эффективности», говорил, что смена политических руководителей не должна влиять на деятельность несменяемого административного аппарата. Государственная администрация должна выполнять задачи оперативного компетентного проведения в жизнь решений любой группы политических лидеров - «избранников наций» 8 . Политическим (4 % от общего количества) является государственный служащий, назначение (избрание), освобождение от должности и деятельность которого носит политико-определяющий характер и который несет ответственность за реализацию политических целей и задач 9 .

Так, в США победившая партия может заменить 500–700 политических должностей, иначе называемыми должностями партийной добычи. Остальные чиновники не могут быть уволены по усмотрению новых политических руководителей. То есть сам профессиональный корпус государственных служащих остается без каких-либо изменений в интересах его профессиональной квалифицированности. В настоящее время институт защиты от произвольного увольнения государственных служащих развился до такой степени, что даже в случае грубых дисциплинарных нарушений со стороны государственного служащего процедура его увольнения растягивается до одного года 10 .

Законодательством Германии, кроме указанных двух основных групп государственных служащих, дополнительно предусмотрен институт почетных чиновников. Почетными чиновниками являются лица, имеющие гражданскую профессию и назначаемые на почетную должность без оплаты труда и права претендовать на особое социальное обеспечение 11 .Тем не менее само звание почетного чиновника является в глазах германских сограждан статусным отличием получившего его человека, что, учитывая высокий престиж чиновника в обществе, дает ему определенные моральные преимущества. К таковым относятся присяжные, выборные консулы.

В Республике Казахстан к политическим относят государственных служащих (ст. 7 Закона):

1) назначаемых Президентом РК, их заместителей;

2) назначаемых и избираемых палатами Парламента РК и Председателями Палат Парламента, их заместителей;

3) возглавляющего аппарат Верховного Суда РК, его заместителей;

4) являющихся представителями Президента и Правительства в соответствии с Конституцией;

5) возглавляющих (руководители) центральные исполнительные органы и ведомства, их заместителей;

6) иные должности, определяемые Президентом РК.

На основании общего анализа Закона «О государственной службе» считаем, что по причине фактической незащищенности Законом политических государственных служащих целесообразно принятие специального закона «О политических государственных служащих». Необходимость принятия такого правового акта вызвана значительным различием в правовом статусе, порядке назначения и освобождения от должности, прохождения государственной службы и т.д. Ряд принципиальных вопросов, касающихся механизма отбора политических государственных служащих и прохождения ими службы, остаются неурегулированными.

Разработка принципов механизма отбора политических служащих с целью создания целостной и открытой системы рекрутирования, мобилизации грамотных административных служащих в ряды политических как одного из основных аспектов кадровой политики государства, создания т.н. «политического кадрового резерва» не терпит отлагательства. При этом наиболее важными критериями отбора должны стать патриотизм, профессиональные и деловые качества, компетентность, служебная этика, законопослушность, преданность государственной службе, образование, достижения по работе.

Такой Закон о политических государственных служащих может положительно повлиять на повышение их ответственности за результаты своей работы, создание профессиональной государственной службы.

Состав политических и административных служащих зависит от решения Президента, так как и порядок отнесения административных должностей по категориям утверждается Главой государства по представлению уполномоченного органа по делам государственной службы.

Закон «О государственной службе», двигаясь в направлении развития профессиональной государственной службы, опирается на принципы законности, казахстанского патриотизма, равного доступа к государственной службе, меритократии, лояльности, внепартийности, компетентности государственных служащих и соблюдения ими профессиональной этики.

Основным ядром кадров государственной службы являются административные государственные служащие (96% от общего количества) - это государственные служащие, не входящие в состав политических государственных служащих, осуществляющие должностные полномочия на профессиональной основе в государственном органе.

Административные служащие подразделяются на следующие категории:

А - Администрация Президента;

В - аппараты конституционных государственных органов, представляющих все ветви власти;

С - государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики Казахстан, центральные исполнительные органы;

D - аппараты маслихатов и акимов;

Е - местные исполнительные органы.

Прохождение административной государственной службы представляет собой динамику служебного статуса лица, процесс пребывания в должности и его служебную карьеру в целом.

Отличающим моментом административного государственного служащего от политического является содержание функций, круг полномочий и способ назначения и замещения должности.

На административную государственную службу можно поступить только после прохождения обязательного конкурсного отбора на вакантную административную должность и при соответствии кандидата квалификационным требованиям, предъявляемым к данной должности. С момента прохождения необходимых процедур административный служащий становится носителем определенных прав и обязанностей, установленных и гарантированных государством, оговоренных в Законе и должностных инструкциях. И хотя любой конкурс не может полностью исключить влияние субъективных факторов, однако в мире пока не придумали другого механизма подбора наиболее подготовленных кадров 12 .

Например, во Франции замещение должностей осуществляется на конкурсной основе, путем сдачи письменных и устных экзаменов 13 . В Великобритании кандидаты на занятие вакантных должностей проходят письменный экзамен, основанный на программах ведущих университетов - Оксфорда и Кембриджа. В США 90% должностей замещаются на конкурсной основе. Из-под действия конкурсной системы выведены должности, известные как «реестры А и В»:

1) «реестр А» объединяет должности, для занятия которых проведение экзаменов считается некорректным (служащие Федеральной резервной системы, юристы, священники и т.д.);

2) «реестр В» включает должности, для занятия которых необходима сдача экзаменов, не носящих характера конкурса (гражданские должности в системе разведки, инспектора банков в системе Министерства финансов и т.д.) 14 .

Также внеконкурсное назначение возможно для замещения должностей, носящих временный характер на срок до 120 дней, и в случаях, когда дальнейшее продвижение при успешном выполнении своих обязанностей предусматривалось при приеме на предыдущую должность (для стажеров, учеников и т.п.). Исключения могут быть сделаны и для служащих, попавших под сокращение штатов и переведенных в другие учреждения 15 .

В соответствии с внесенными изменениями и дополнениями в законодательство о государственной службе, при сохранении конкурсной системы при поступлении на государственную службу занятие административной государственной должности административным служащим может осуществляться в порядке перевода, т.е. казахстанская государственная служба перешла к позиционно-карьерной модели. Перевод возможен только в случае соответствия государственного служащего предъявляемым квалификационным требованиям к соответствующей вакантной должности и только с согласия административного государственного служащего, а также уполномоченного органа по делам государственной службы или его территориальных подразделений. Кроме того, внеконкурсный отбор разрешен для политических государственных служащих, депутатов Парламента и маслихатов.

В казахстанской модели государственной службы большое внимание уделено вопросам квалификационной подготовки государственных служащих (образовательный уровень, повышение квалификации). Поэтому введение пакета новых документов по государственной службе послужит мотивацией для государственных служащих заниматься своим профессиональным ростом, а также будет условием совершенствования деятельности государственных органов по вопросам развития персонала (поиск возможностей для повышения квалификации государственных служащих, стимулирование наиболее отличившихся).

Также регламентирован порядок формирования и функционирования резерва кадров государственной службы. Кадровый резерв формируется уполномоченным органом и его территориальными подразделениями из граждан:

1) принявших участие в конкурсном отборе и рекомендованных конкурсной комиссией для зачисления в кадровый резерв;

2) прошедших обучение по государственным программам подготовки и переподготовки государственных служащих на основании государственного заказа;

3) направленных государственными органами на работу в международные организации или другие государства в целях повышения профессионального уровня;

Особенностью формирования резерва является то, что он создается в соответствии с Реестром должностей административных государственных служащих для каждой категории административных государственных должностей.

Зачисление в кадровый резерв осуществляется на основе принципа добровольного волеизъявления граждан. Данные о резервисте вносятся уполномоченным органом в систематизированный список и на него заполняются соответствующие формы регистрации, утвержденные уполномоченным органом.

Необходимость в формировании кадрового резерва, особенно в условиях переходного периода, резко возрастает, так как государственная служба испытывает потребность в обновлении кадров, приеме людей, мыслящих по-современному, не обремененных грузом прежней управленческой культуры и идеологии. Планирование кадров является одной из основ современного менеджмента и гарантом будущего любой организации. Для государственной службы независимого Казахстана это вопрос будущих реформ и качественного обновления. Подготовка преемников представляет собой сложный многоступенчатый процесс, требующий постоянного внимания, как со стороны высшего руководства, так и специалистов кадровых служб, руководителей структурных подразделений государственных органов.

Далеко не все государственные органы эффективно управляют этим процессом, многие до сих пор решают эту проблему в оперативном порядке, в момент освобождения той или иной должности. Резерв кадров должен стать гарантом стабильности государственной службы и повышения профессиональной и деловой активности государственных служащих.

Внесение изменений и дополнений в Закон усилило правовую и социальную защиту государственных служащих. Так, ранее в случае ликвидации или реорганизации государственного органа только государственные служащие, имеющие трехлетний стаж государственной службы, обеспечивались работой. Теперь же работой обеспечиваются все служащие, независимо от стажа. Что касается стажа, то указом Главы государства внесены дополнения, согласно которым период работы исполняющим обязанности до момента получения результатов специальной проверки будет включаться в стаж государственной службы и, соответственно, повлияет на уровень заработной платы.

Кроме того, при переводе административного государственного служащего либо в связи с назначением политического служащего на другую должность, если ими не был использован отпуск по прежнему месту работы, на новом месте ему может быть предоставлен отпуск до истечения срока, предусмотренного Законом о труде.

Все эти факты свидетельствуют о том, что в Казахстане продолжается реформа государственной службы. Переход казахстанского общества к демократии и новым социальным ценностям выдвинул ряд новых приоритетных задач, достичь которых возможно лишь при наличии компактного и профессионального корпуса государственных служащих.

1 Петягин А. Правовое регулирование государственной службы в Российской Федерации. С. 1. www.ovsem.com

2 Курс лекций. Социальные субъекты политической власти. Тема 11: Политическая элита. С. 1. www.cfin.ru

3 Хасенов Е.М. Проблемные вопросы духовно-нравственного воспитания госслужащих: вопросы теории и практики // Право и государство. 2001. №3.

4 Киселев А.Г. Нужны ли профессиональные государственные служащие: взгляд в XXI век // Менеджмент в России и за рубежом. № 6. М., 1999. С. 1.

5 Назарбаев Н.А. Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Алматы, 1997. С. 159.

6 Тарасова Н.И. Государственные работники США. М., 1992. С. 121–122.

7 www. gosslugba.kz

8 Wilson W. The Study of Administration // Political Science Quarterly 2. 1887. P. 197.

9 Закон Республики Казахстан «О государственной службе» от 23 июля 1999 года № 453-I ЗРК, с изменениями и дополнениями от 11 марта 2003 года № 393-II ЗРК.

10 Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы. М., 1999. С. 105.

11 Гришковец А.А. Правовое обеспечение государственной службы. М., 1998. С. 40.

12 Байменов А.М. Государственная служба в Республике Казахстан. Сборник нормативных правовых актов. Астана: 2000. С. 11.

13 Франция. Подготовка высших административных кадров // 12-й международный конгресс.-М.,1993. С.182–183.

14 Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2001. С.192.

15 Организация управления и требование к гражданской службе в США // Вестник государственной службы. 1999. С. 57.



mob_info