Международное частное право субъекты стороны. Международное частное право. Основные понятия. Налоговые правоотношения юридических лиц

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

по дисциплине «Международное право»

на тему: «Субъекты международного частного права»

Выполнила студентка

Безрукова А.М.

р.п. Ардатов

Введение

Понятие субъектов международного частного права и их виды

Физические лица как субъекты международного частного права

Юридические лица как субъекты международного частного права

Государство в качестве субъекта международного частного права

Заключение


Введение

Субъекты международного частного права - это участники гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом. К ним относятся:

физические лица (граждане; лица без гражданства - апатриды; иностранные граждане; лица, имеющие двойное гражданство - бипатриды);

юридические лица (отечественные, иностранные, международные неправительственные организации);

организации, не являющиеся юридическими лицами;

государства;

нации и народы, борющиеся за свободу, независимость и создание собственной государственности в лице своих руководящих органов (к их числу относится, например, Организация Освобождения Палестины);

международные межправительственные организации;

государство подобные образования, являющиеся субъектами международного публичного права (к ним относятся вольные города и Ватикан - резиденция главы римско-католической церкви).

Субъекты, указанные в первых трех позициях, признаются участниками правоотношений по МЧП независимо от того, кто является другой стороной в правоотношении: МЧП будет регулировать отношения как между двумя физическими или между двумя юридическими лицами, так и между физическим или юридическим лицом, с одной стороны, и государством или другим субъектом международного публичного права - с другой.

Остальные из названных субъектов будут входить в состав правоотношения, регулируемого нормами МЧП, только тогда, когда будет соблюдено следующее условие: контрагентом по сделке (или другой стороной в правоотношении) будет один из субъектов, указанных нами в предыдущих трех пунктах. Правоотношения, в которых участниками являются два государства, или две межправительственные организации, или государство и межправительственная организация, не будут регулироваться нормами МЧП. Они будут находиться в сфере действия международного публичного права.

1. Понятие субъектов международного частного права и их виды

Участники правоотношений, регулируемых нормами международного частного права являются его субъектами. К субъектам международного частного права принято относить иностранных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государства. Правовой статус перечисленных субъектов совпадает с соответствующими субъектами частного права.

К понятию «субъекты международного частного правоотношения» тесно примыкает понятие «правосубъектность», которое широко используется в доктрине, но при этом наполняется подчас разным содержанием. Чаще всего правосубъектностью обозначают признанную законом возможность иметь права и обязанности при возникновении в будущем конкретных правоотношений. Иными словами, правосубъектность рассматривается в качестве общей юридической предпосылки обладания конкретными правами и обязанностями. Считается также, что правосубъектность является обобщающей категорией, включающей в себя правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Более подробно эти вопросы будут освящены далее.

Приобретая по основаниям, допускаемым законом, субъективные права и обязанности, правосубъектные лица становятся участниками конкретных правоотношений. В любом международном частном правоотношении должно быть не менее двух сторон - управомоченной и обязанной. Управомоченной стороной выступает обладатель субъективного права, обязанной стороной - носитель правовой обязанности. Достаточно часто каждый из участников правоотношения одновременно является управомоченной и обязанной стороной.

Как правило, в правоотношении участвуют конкретные лица - продавец и покупатель, арендатор и арендодатель и т.д. Однако в некоторых правоотношениях, например в правоотношениях собственности, на обязанной стороне выступает неопределенное число лиц (все так называемые третьи лица), которые должны воздерживаться от нарушения права собственности.

Субъектный состав участников правоотношения может меняться в результате различных событий и действий, в частности в случаях смерти физических лиц, ликвидации и реорганизации юридических лиц, совершения сделок и т.п. Переход прав и обязанностей от одного лица (право предшественника) к другому лицу (правопреемнику), которое заменяет его в правоотношении, называется правопреемством.

Различают два вида правопреемства - универсальное (общее) и сингулярное (частное).

При универсальном правопреемстве правопреемник замещает право предшественника во всех правоотношениях, за исключением тех, в которых правопреемство не допускается. Примером такого правопреемства служит наследование, в результате которого к наследникам переходят все права и обязанности умершего, кроме погашаемых с его смертью.

Под частным понимается правопреемство в одном или нескольких конкретных правоотношениях. Так, в результате уступки права требования субъективное гражданское право, а при переводе долга - гражданско-правовая обязанность могут перейти к другим лицам, которые заменят своих право предшественников в конкретных правоотношениях.

По общему правилу право допускает правопреемство в отношении имущественных прав и обязанностей и не разрешает его в отношении личных неимущественных прав и обязанностей. Однако это правило имеет исключения. Например, по авторскому договору или по наследству к правопреемнику может перейти право на обнародование произведения, которое является личным неимущественным правом.

2. Физические лица как субъекты международного частного права

Правовое положение физических лиц в международном частном праве раскрывается через категории правоспособности и дееспособности.

Под правоспособностью физического лица понимается его способность быть носителем соответствующих прав и обязанностей, допускаемых объективным правом данной страны.

Правоспособность присуща человеку как жизнеспособному существу и не зависит от его умственных способностей, состояния здоровья и т. д. При жизни человека правоспособность может быть ограничена судом, в частности может быть вынесено решение о запрете заниматься каким-либо видом деятельности, определенной профессией. Ранее гражданскими кодексами и другими законами предусматривалась возможность лишения физического лица всех гражданских прав - так называемая гражданская смерть. В настоящее время лишение по суду гражданской правоспособности законодательством большинства государств не допускается. Правоспособность физического лица прекращается с его смертью или с объявлением его умершим на основании презумпции безвестного отсутствия в течение определенного в законе срока, или же (в некоторых странах) с объявлением судебного решения о безвестном отсутствии.

Под дееспособностью физического лица понимается его способность своими действиями приобретать права и обязанности.

Для того чтобы быть дееспособным, человек должен осознавать и правильно оценивать характер и значение совершаемых им действий, имеющих правовое значение, то есть это правовое свойство субъекта зависит от умственного состояния человека. Законодательством большинства стран установлено, что дееспособным в полном объеме гражданин становится по достижении установленного в законе возраста, то есть совершеннолетия.

Иностранными гражданами в Российской Федерации признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие гражданство иностранного государства.

Нормами международного частного права регулируются имущественные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальные права иностранцев, а также лиц без гражданства и лиц, имеющих несколько гражданств. Иностранец подчиняется как бы двум правопорядкам: отечественному и государства, в котором он находится. В этой двойственности - своеобразие правового положения иностранца.

Положение иностранцев, а также лиц без гражданства и лиц, имеющих несколько гражданств, в Российской Федерации определяется, прежде всего, Конституцией РФ. Ст. 37 Конституции устанавливает: «Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные Конституцией, законами и международными договорами Российской Федерации».

Законодательство РФ исходит из следующих основных принципов правового положения иностранных граждан:

Правоспособность и дееспособность физического лица определяется в РФ его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности. Признание в РФ физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву.

Право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица определяется в РФ по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности.

По российскому законодательству личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.

Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право.

Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право.

При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

иностранные граждане в РФ равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств;

в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод граждан РФ, Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения,

использование иностранными гражданами прав и свобод в РФ не должно наносить ущерба интересам российского общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц.

В России имеется некоторое количество лиц без гражданства. К ним относятся проживающие на территории РФ лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательства своей принадлежности к иностранному гражданству. Согласно российскому законодательству личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

Юридические лица как субъекты международного частного права

Юридическое лицо- это организация, которая обладает обособленным имуществом, отвечает им по своим обязательствам, приобретает гражданские права и несет обязанности, выступает от своего имени в суде и арбитраже.

Различают общую и специальную правоспособность юридических лиц.

При общей право способности юридическое лицо вправе приобретать гражданские права и нести гражданские обязанности, как и лицо физическое, за исключением таких прав и обязанностей, необходимой предпосылкой которых являются естественные свойства человека.

При специальной право способностию ридическое лицо вправе вступать в такие правоотношения, которые необходимы только для достижения указанной в законе или уставе цели.

Порядок образования юридических лиц зависит от вида юридического лица. Различают три порядка образования:

разрешительный;

явочно-нормативный;

При разрешительном порядке для образования юридического лица необходимо разрешение компетентного органа государственной власти, решающего вопрос о целесообразности создания нового субъекта права.

Явочно-нормативный порядок предполагает наличие общего нормативного акта, регулирующего порядок возникновения и деятельности определенного вида юридического лица.

При явочной системе для создания юридического лица необходимо положительно выраженное намерение действовать в качестве особого субъекта права. Наличие такого намерения обычно выводится из устава.

Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации определяется как правилами российского законодательства, так и положениями международных договоров РФ с другими государствами.

Действующее законодательство исходит из того, что гражданская правоспособность иностранного юридического лица, а также иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, определяется их личным законом, которым считается право страны, где учреждено юридическое лицо (или организация).

статус организации в качестве юридического лица;

организационно-правовая форма юридического лица;

требования к наименованию юридического лица;

вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;

порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;

способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.

По российскому законодательству юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, неизвестное праву страны, в которой орган или представитель юридического лица совершил сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении (ст. 1202 ГK РФ).

Иностранные фирмы, банки и организации могут открывать представительства с особого разрешения, выдаваемого в зависимости от характера их деятельности Министерством внешней торговли, Центральным банком, Министерством юстиции, Торгово-промышленной палатой РФ, а также другими министерствами и ведомствами. В разрешении указываются: цель открытия представительства; условия, на которых фирме разрешается это сделать; срок, на который выдается разрешение; количество сотрудников представительства из числа иностранных граждан - служащих фирм.

Представительство выступает от имени и по поручению представляемой им фирмы и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Представительства открываются, как правило, на срок не свыше трех лет, который может быть продлен.

Субъекты разных государств могут использовать различные формы совместной деятельности. Это могут быть договорные формы, при которых отношения сторон определяются договорами о производственной либо научно-технической кооперации, договорами о консорциумах, предусматривающими обычно совместное выступление сторон на том или ином рынке или в отношении определенного объекта деятельности. Используется и создание юридических лиц этими субъектами (смешанные общества, совместные предприятия и др.).

Общее для этих форм - объединение капиталов, принадлежащих участникам из различных стран, совместное управление с целью достижения определенного результата, совместное несение рисков и убытков.

Одной из возможных организационно-правовых форм является консорциум. Во внешнеэкономической сфере консорциумы создаются на договорной основе для реализации крупномасштабных проектов, которые требуют объединения усилий нескольких организаций. Консорциумы в нашем законодательстве как правовая форма не урегулированы. На практике, а также в силу постановлений Правительства РФ об отдельных консорциумах, применяются два вида консорциумов: консорциумы, создаваемые для отношений с иностранными партнерами временного характера, и консорциумы, создаваемые для внешнеторговой деятельности на длительный период времени.

В международной практике известны два вида консорциумов, создаваемых для отношений с иностранными партнерами временного характера: закрытые и открытые. В первом случае контракт с иностранным заказчиком подписывается одной внешнеторговой организацией, принявшей на себя обязанности руководителя и несущей перед ним ответственность за выполнение всего комплекса обязательств, предусмотренных в контракте. Во втором случае контракт с иностранными заказчиками подписывается всеми партнерами по консорциуму и каждый из них несет свою долю имущественной ответственности непосредственно перед иностранным заказчиком.

Такого рода консорциумы юридическими лицами не являются.

Примером консорциума, создаваемого для внешнеторговой деятельности на длительный период времени, является так называемый советский внешнеэкономический консорциум, который был создан специально в области советско-американских экономических отношений.

частный право международный юридический

4. Государство в качестве субъекта международного частного права

К субъектам международного частного права принято также государства, если они вступают в отношения с физическими или юридическими иностранными лицами.

Виды правоотношений, в которых участвуют государства:

во-первых, регулируемые международным правом отношения, возникающие между государствами, а также между государством и международными организациями (по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, кредитные и т.д.);

во-вторых, правоотношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны; другой стороной в этих правоотношениях могут быть иностранные юридические лица, международные хозяйственные (не межгосударственные) организации и отдельные граждане.

Особенности правоотношений с участием государства:

государство - особый субъект гражданско-правовых отношений. Оно не является юридическим лицом, так как в своих законах само определяет статус юридического лица;

к договору между государством и иностранным физическим или юридическим лицом применяется внутреннее право этого государства;

в силу своего суверенитета государство имеет иммунитеты, поэтому сделки с ним подвергнуты повышенному риску;

в гражданских отношениях государство участвует на равных началах с другими участниками данных отношений.

Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает суверенитетом, что все государства равны. Это начало международного права выражено в следующем изречении: «Par in parem non habet imperiurn» («Равный не имеет власти над равным»).

В теории и практике государств обычно различают несколько видов иммунитета: судебный, от предварительного обеспечения иска и от принудительного исполнения решения.

а) судебный иммунитет заключается в неподсудности одного государства судам другого государства («Par in parem non habet jurisdictionem» - «Равный над равными не имеет юрисдикции»). Без согласия государства оно не может быть привлечено к суду другого государства. Причем не имеет значения, в связи с чем или по какому вопросу государство намереваются привлечь к суду;

б) иммунитет от предварительного обеспечения иска состоит в следующем: нельзя в порядке предварительного обеспечения иска принимать без согласия государства какие-либо принудительные меры в отношении его имущества;

в) под иммунитетом от исполнения решения понимается следующее: без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение решения, вынесенного против государства.

Все эти иммунитеты связаны между собой, потому что их основа одна - суверенитет государства, который не позволяет применять в отношении государства какие-либо принудительные меры.

Государство может дать согласие на рассмотрение предъявленного к нему иска в суде другого государства или же на меры по обеспечению иска либо исполнению решения, но такое согласие должно быть явно выражено дипломатическим путем или иным образом. Согласие государства на неприменение к нему правил об иммунитете, об установлении определенных изъятий из этих правил может быть сформулировано в международных договорах.

Заключение

Если в правоотношении с одной стороны участвует субъект международного публичного права, то другой стороной для того, чтобы правоотношение регулировалось нормами МЧП, может быть только физическое либо юридическое лицо.

Каждый вид субъекта МЧП имеет свою характеристику, которая дается посредством раскрытия специальных юридических категорий. Для физических лиц такими категориями будут дееспособность и правоспособность; для юридических - личный статут и «национальность»; при характеристике субъектов международного публичного права категориями, раскрывающими особенности их участия в гражданско-правовых отношениях международного характера, являются государственный суверенитет, суверенитет народов и наций.

Список использованной литературы

1.Ануфриева Л.П. Международное частное право. Т 2. - М. - 2000.

2.Богуславский М.М. Международное частное право. - М., 1999.

Международное частное право: Учебник /Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Г.К. Дмитриева и др.; отв. ред. Г.К. Дмитриева. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2003.

К основным относятся: невластные образования, которые вступают в международные отношения, и в любом случае отношения между этими невластными образованиями регулируются нормами МЧП, такие как

юридические лица, физические лица, международные неправительственные организации, ТНК, субъекты федеративных государств или территориальные единицы унитарных государств. Они в любом случае попадают под действие МЧП, если вступают в международные отношения. Именно поэтому эти субъекты считаются основными, то есть они всегда, вступая в невластные международные отношения, будут субъектами МЧП.

К неосновным относятся: государства, государственноподобные образования, международные межправительственные организации, а также народы и нации, ведущие борьбу за независимость. это такие участники, которые не всегда являются участниками МЧП, а лишь иногда, когда вступают в МО с основными субъектами МЧП.

Эти отношения называют диагональными. Эти диагональные отношения уже регулируются нормами МЧП, а отнюдь не публичного.

Вот именно поэтому вот эти три субъекта являются не основными. Они вступают в основном в публично-правовые отношения, во властные, но иногда вступают в невластные отношения. Когда они вступают в невластные отношения, их рассматривают, как невластные субъекты, потому что в частном праве действует принцип равенства. Таким образом, они не всегда являются субъектами МЧП. Основные субъекты всегда будут субъектами МЧП, а не основные субъекты только в конкретных определенных случаях при наличии диагональных отношений.

Теперь перед нами стоит задача рассмотреть правовое положение всех этих субъектов в МЧП.

Правовое положение государства. Государство – суверенное образование. Все государства равны в международных отношениях, в публично-правовых, в межгосударственных отношениях. Никто не имеет права вмешиваться в их дела. Там особый порядок разрешения споров, которые возникают, особый порядок отношений в публичном праве: и экономических, и политических, и культурных, и т.д. И говорят, что государство в этом случае пользуется иммунитетом, когда оно выступает в качестве такого властного субъекта. Речь идет о трех видах иммунитетов.

1) Судебный иммунитет . Содержание его сводится к простой формулировке: государству нельзя предъявить иск. Если вы посмотрите наш УПК, АПК, там об этом четко сказано, что к иностранному государству иск предъявить нельзя. Возможно такое предъявление только в том случае, если государство на это согласилось. То есть государство пользуется судебным иммунитетом.

2) Иммунитет под обеспечение иска . Если вы подаете иск в арбитражный суд, то вы можете обратиться с ходатайством о том, чтобы там обеспечили иск: арестовали счет ответчика по делу, запретили бы отчуждать его имущество, потому что все прекрасно знают, что если иск предъявили, а ответчик знает, что решение будет не в его пользу, он быстро все деньги со счета спустит, имущество продаст, и потом вы получаете решение в свою пользу, а что от него толку, когда с ответчика ничего невозможно взять.


Так вот, в отношении государства тоже может возникнуть вопрос об обеспечении иска. Скажем, где-то приняли иск к государству и в обеспечение иска начинают предпринимать какие-то действия, например, арестовывают морские суда, имущество, которое находится за границей. Вспомните ту же историю, как наш парусник оказался во французском порту и как фирма «Ноге» пыталась наложить арест на этот парусник, как они арестовали счета посольства. Но ведь из этого ничего не получилось, потому что счета посольства были освобождены, наши протестовали, дипломатические акции были и т.д. Одним словом, это тоже не разрешается.

2) Иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения . Скажем, несмотря ни на что иск к государству был предъявлен, решение было вынесено и теперь речь идет о том, чтобы это решение исполнить. Так вот, тоже государство пользуется иммунитетом от исполнения иностранного судебного решения.

Наконец, тесно связан с этими тремя видами иммунитетов также иммунитет государственной собственности , то есть считается, что имущество государства нельзя арестовать, отчуждать каким-то принудительным путем, налагать на него арест и т.д.

Но государство вступает в частноправовые отношения, в диагональные отношения, тогда все эти иммунитеты вступают в противоречие с основными специальными принципами МЧП, Например, равенство.

Наши специалисты в области МЧП очень длительное время придерживались теории так называемого абсолютного иммунитета, в настоящее время в юридической науке развиваются теории, предусматривающие ограничения государственного имммунитета, при его вступлении в частноправовые отношения.

За рубежом во второй половине 70-х годов в ряде развитых экономически государств были приняты соответствующие законы, согласно которым государство, вступающее в коммерческие отношения, никакими иммунитетами не пользуется, что справедливо.

Следующий субъект МЧП – это международные межгосударственные организации . В основном они вступают в трудовые отношения, потому что им надо штат сотрудников набирать. Ведь международные межгосударственные организации коммерческой деятельностью как таковой не занимаются. Достаточно редкие случаи.когда они практически вступают в международные частноправовые отношения.

Но ведь эти межгосударственные организации пользуются точно такими же иммунитетами. Обычно в уставах этих организаций прямо предусматривается статья, где-то в конце устава, говорящая об иммунитетах и привилегиях, и там говорится об иммунитетах и привилегиях должностных лиц, дается перечень, какие должностные лица пользуются этими иммунитетами и привилегиями. Это, как правило, генеральный секретарь и его заместитель. Потому говорится, что это привилегии и иммунитеты дипломатические, то есть им предоставляют конкретно ввиду должностного положения дипломатические иммунитеты и привилегии, а для самой организации предусматриваются иммунитеты и привилегии на территории государства, где находится их штаб-квартира.

Эти иммунитеты и привилегии прямо перечисляются. Обычно заключается соглашение с государством, в котором находится штаб-квартира, и в соответствии с этим соглашением дается перечень, от чего они освобождаются, какие у них привилегии и иммунитеты. Есть, например, соглашение с США об иммунитетах и привилегиях ООН на территории США, и с другими есть точно такие же. То есть организация тоже может отказаться в каких-то конкретных случаях от этих иммунитетов и привилегий. То есть положение весьма сходное с положением государства. Поэтому в отношении межгосударственных организаций редко эти вопросы возникают.

Важно отметить, что в отношении международной организации договор с государством, в котором она располагается (напр. о перемещении ее членов и т.п.), если организация межправительственная будет регулироваться МПП, а если неправительственная – то МЧП (даже в случаях, когда они абсолютно одинаковы).

Договоры с фирмами, в любом случае, будут регулироваться МЧП.

Третий субъект – это нации , которые борются за независимость. Это временный субъект. Они до достижения суверенитета, то есть до достижения независимости соответствующей нации являются субъектами. В качестве носителя этих прав, иммунитетов и привилегий являются органы управления или руководящие органы: повстанческие, еще какие-то, как, например, у движения сопротивления Палестины. Палестинская организация освобождения тоже считается органом, который представляет вот это не существующее до сих пор палестинское государство. Или есть еще крупная межгосударственная организация Исламская конференция. Она считается единственной межгосударственной организацией, которая построена на религиозном принципе.

Правовое положение юридических лиц. Правовое положение юридических лиц в разных государствах, определяется по законодательству государства, где оно образовано.

В некоторых странах используется иной метод. Там определяется правоспособность юридических лиц по закону местонахождения руководящего органа.

Третий возможный вариант – это определение статуса юридического лица по месту его деятельности. Надо сказать, что если первые два варианта широко известны праву разных государств в течение длительного периода времени, то последний появился где-то после Второй Мировой войны, и связано это было с деятельностью транснациональных корпораций, то есть когда оказывалось, что юридическое лицо учреждено в одном государстве, а всю свою деятельность ведет в каком-то другом государстве.

Именно в законодательстве практически всех арабских государств указано, что правоспособность юридического лица определяется по закону места его деятельности.

Регистрация юридических лиц:

нормативно-явочный порядок. Нужно представить необходимые документы и зарегистрироваться в специальном органе - торговые и промышленные палаты. Иногда формальности сведены к минимуму.

Разрешительный - есть специальный орган, который уполномочен выдавать разрешение - министерство и др. До тех пор, пока разрешение не выдано, юридическое лицо не считается созданным.

Вопрос о его национальности - это то, какому государству принадлежит юридическое лицо. По принципу домицилия, - это место, где находится управляющий центр юридического лица; в соответствии с принципом резиденции, - это место, где совершаются основные операции. Разные государства придерживаются разных критериев при определении национальности юридического лица:

Инкорпорация - юридическое лицо подчиняется законодательству того государства, где оно зарегистрировано.

Критерий оседлости - место нахождения управленческого центра.

Доктрина центра эксплуатации - закон места осуществления основной деятельности.

Доктрина контроля - тот, кто владеет этой фирмой (имеет контрольный пакет акций), несмотря на то, что эта фирма зарегистрирована в той или иной стране.

При осуществлении деятельности возникают два вопроса: во-первых, о признании правосубъектности иностранного юридического лица и, во-вторых, о допуске его к осуществлению хозяйственной деятельности на территории данного государства и об условиях такой деятельности.

Правосубъектность иностранных юридических лиц обычно признается на основании двусторонних договоров. Вопрос о допуске иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности на территории государства решается законодательством этого государства.

Разные принципы определения национальности юридического лица на практике порождают проблему в правовом регулировании деятельно­сти юридических лиц. Эта проблема в МЧП именуется «коллизией коллизий».

«Коллизия коллизий» - это понятие, используемое в МЧП для обозна­чения ситуации, когда одни и те же фактические обстоятельства в раз­ных правовых системах имеют различное регулирование.

Существование «коллизии коллизий» обусловлено наличием в зако­нодательстве разных государств таких коллизионных норм, которые имеют одинаковый объем и разные коллизионные привязки.

«Коллизия коллизий» проявляется как в виде «положительной» коллизии (когда одно правоотношение может быть урегулировано несколь­кими правовыми системами), так и в виде «отрицательной» (в том случае, когда ни одна из правовых систем не является «компетентной» для регу­лирования конкретного правоотношения).

При положительной коллизии на определение национальности юридического лица «претендуют» две правовые системы. Например, в усло­виях, когда юридическое лицо, зарегистрированное в России (где призна­ется принцип «инкорпорации») осуществляет свою деятельность на тер­ритории Франции (где существует принцип «оседлости»).

При отрицательной коллизии получается, что юридическое лицо вообще не имеет национальности: когда, например, юридическое лицо за­регистрировано во Франции, а осуществляет свою деятельность на тер­ритории России.

Преодоление «коллизии коллизий» в большинстве случаев осуществ­ляется путем заключения международных договоров, содержащих нор­мы о подчинении деятельности юридического лица конкретной правовой системе.

Иногда бывает недостаточным указать только национальность юридического лица, необходимо ещё определить, по какому принципу национальность установлена. Это может понадобиться, например, в контракте в случае, когда стороны указывают, что договор заключается между российским и другим иностран­ным юридическим лицом. Чтобы впоследствии у арбитра не возникло вопроса, согласно какой доктрине лицо является российским или иностранным, необходимо дать дополнительные характеристики относитель­но национальности.

Совместные предприятия. Существуют две очень различных категории СП. К первым относится СП, образуемое по международному договору. Вторая категория – это СП, образуемое по внутреннему законодательству.

Основа образования первых – это межгосударственное решение. Вот два каких-то государства решили создать СП. Они заключают межгосударственный договор и приложением к договору является устав этого СП. В уставе весь его статус, его правовое положение, его сфера деятельности, образование органов управления – всё, как и в остальных СП, то есть устав обычно построен на тех же принципах, что и устав любого юридического лица.

В большинстве стран не разделяют совместные и национальные предприятия, но в странах, где такое разделение существ есть предел для иностранцев - 49%. Запрещены иностранные инвестиции в обороне, космической промышленности, связи, безопасности и первичном рынке ценных бумаг. Могут быть установлены и льготы: налоговые, гарантия защиты от конфискации, свобода вывоза готовой продукции.

Пути создания СП:

1 найти партнера за границей, внести свой взнос, зарегистрироваться.

2 покупка акций уже существующего предприятия (это более продуктивный путь).

Причем никаких ограничений не поставлено у нас и в отношении процента иностранного капитала. Поэтому у нас могут быть зарегистрированы по российскому праву и СП, и предприятия со стопроцентным иностранным капиталом. На территории Российской Федерации они никаких льгот не имеют, пользуются таким же режимом, как и российские юридические лица.

Транснациональные корпорации. Имеется основная холдинговая фирма которая начинает образовывать дочерние предприятия за рубежом. Эти дочерние предприятия или филиалы регистрируются по праву соответствующего государства и являются юридическими лицами по праву этого государства. Кроме того, могут быть еще промежуточные звенья в структуре ТНК. Иногда они образовывают конторы по сбыту, которые занимаются сбытом, или они занимаются снабжением. Иногда такие промежуточные звенья образуются по определенным регионам.

ТНК представляет собой практически новое явление на международной арене, образования, которые появились объективно в силу развития интеграционных связей, в силу экономической интеграции, в силу развития рыночных отношений, и поэтому они представляют собой определенное единство и являются самостоятельным субъектом МЧП, субъектом, который по значимости иногда равен государству, потому что бюджет ряда ТНК оказывается значительно больше, чем бюджет отдельных государств.

Следующий субъект – физические лица. Правовой режим иностранца всегда определяется внутренним законодательством.

Обычно говорят о наличии трех режимов: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и специальный. Когда говорят о национальном режиме, то предполагают, что иностранцы обладают тем же объемом прав и обязанностей, которые имеют собственные граждане. Но самое интересное, что в законодательстве многих государств говорится о национальном режиме для иностранцев. Мне представляется, что это чистая декларация, политическое заявление, которое не имеет под собой абсолютно никаких оснований. Национальный режим все-таки может существовать, по моему мнению, в отдельных областях правового регулирования

Далее – режим наибольшего благоприятствования. Это договорный режим. Обычно предусматривается в договорах в виде формулировки, что граждане и юридические лица данного государства будут пользоваться на территории другого государства таким же режимом, который имеют граждане и юридические лица наиболее благоприятствуемой нации.

Конечно, иностранцы в каждом государстве пользуются именно специальным режимом. Этот режим обычно или в законах оговаривается, иногда даже в конституциях о нем говорится. Как правило, принимается один закон или несколько законов, в которых регламентируются эти вопросы о правовом режиме иностранцев в соответствующей стране.

Международное частное право призвано регулировать взаимоотношения между субъектами МЧП. Особенность положения субъектов международного частного права состоит в том, что они выступают не только носителями прав и обязанностей, но играют главную роль в создании и реализации международно-правовых норм.

Субъекты международного частного права – это участники гражданских правоотношений, осложненных «иностранным элементом».

К числу субъектов международного частного права относятся:

· физические лица (граждане; лица без гражданства – апатриды; иностранные граждане; лица, имеющие двойное гражданство – бипатриды);

· юридические лица (государственные организации, частные фирмы, предприятия, научно-исследовательские и иные организации);

· государства

В отличие от физических и юридических лиц («полноправных» субъектов МЧП), государство, будет субъектом МЧП только при участии с другой стороны в сделке физического или юридического лица. Это не значит, что государство с государством не может заключить договор купли-продажи или любые другие договоры. Важно понимать, что межгосударственное общение определяется нормами международного публичного права. В случае возникновения спора, он будет решаться, например, в соответствии со ст.33 Устава ООН в Международном суде ООН, который рассматривает межгосударственные споры. Применимым будет международное публичное право, при этом сам вопрос о выборе «компетентной» национальной правовой системы не возникнет.

Участие государства в отношениях, регулируемых МЧП, имеет свою специфику. Это связано с особой природой и сущностью государства – обладанием государственным суверенитетом как признаком, характеризующим государство. Государственный суверенитет означает верховенство государства в решении всех внутренних и внешних вопросов в пределах своей территории и компетенции, независимость одного государства от другого в решениях, действиях, ответственности, правовом регулировании. Независимость лежит в основе принципа суверенного равенства государств, который закреплен в Уставе ООН и ряде других международных соглашений как один из основных общепризнанных принципов международного права. В силу суверенного равенства каждое государство пользуется международным и иммунитетом – изъятием из-под действия национальной правовой системы. Различают несколько видов иммунитета государств:

· судебный иммунитет (неподсудность одного государства судам другого государства);

· иммунитет от предварительного обеспечения иска (невозможность наложения ареста на государственную собственность или запрещения совершать определенные действия государственным органам иностранного государства в порядке обеспечения исковых требований);

· иммунитет от исполнения судебных решений (невозможность принудительного исполнения решения, вынесенного в отношении иностранного государства или государственных органов);

· иммунитет государственной собственности (означает неприкосновенность государственного имущества: в отношении государственного имущества в мирное не могут быть применены какие-либо меры по изъятию, национализации со стороны другого государства).

Вышеперечисленные виды иммунитетов обладают общей чертой: необходимостью получить согласие государства для осуществления определенных действий со стороны другого государства. Без согласия государства весьма затруднительно привлечь его в качестве ответчика к участию в судебном разбирательстве, или наложить арест на имущество, или принудительно исполнить решение.

· нации и народы, борющиеся за свободу и независимость, и создание собственной государственности в лице своих руководящих органов (к числу относится, например, Организация Освобождения Палестины);

· международные межправительственные организации

Международные межправительственные организации (ММО), относясь к субъектам международного публичного права, большей частью вступают в отношения не гражданско-правового характера. Их участие в сделках, также как и участие государства в отношениях, регулируемых МЧП, возможно лишь при условии участия со стороны «контрагента» физического или юридического лица. В процессе своей деятельности ММО заключают различного рода договоры, опосредующие их существование и исполнение уставных целей. Так, например, они могут заключать договоры об аренде помещения, купли-продажи товаров и оборудования, договоры подряда, маркетинга и другие. Особенно показательно участие в гражданско-правовых отношениях международных межправительственных организаций системы ООН. Секретариатом ООН были разработаны специальные правила по заключению контрактов и представлены типовые договоры, предусматривающие определенную процедуру заключения контрактов.

Помимо участия в качестве субъекта МЧП, ММО ООН оказывают активное содействие в развитии МЧП. Так, в системе ООН функционирует Комиссия по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), в рамках которой был разработан целый ряд проектов международных конвенций (в том числе, о международных чеках, о международных простых и переводных векселях). Коллизионным вопросом, возникающим в связи с деятельностью ММО, является выбор применимого права при регулировании гражданско-правовой сделки. Этот выбор может касаться как формы сделки, так и установления ее содержания. Как правило, эти вопросы решаются в договорах, заключаемых ММО с юридическими и физическими лицами, участвующими в сделке. Выбор правового регулирования имеет место и при взаимоотношениях ММО с государствами, на территории которых находятся соответствующие штаб-квартиры этих организаций. С одной стороны, налицо взаимодействие двух субъектов международного публичного права, которое должно регулироваться международным публичным правом – соответствующими международными договорами. С другой стороны, многие вопросы гражданско-правового характера не регламентированы ни во внутренних нормах ММО, ни в международных договорах. Это обстоятельство делает необходимым решать вопросы, являющиеся специфическими и существующие в рамках МЧП: в частности, делать выбор компетентного правопорядка. В договорах, заключаемых ММО с государством, содержится отсылка к применимому праву. Очень часто таким правом «объявляется» национальное право государства места нахождения штаб-квартиры организации. Так, например, Международной Организацией Труда, Всемирной Организацией Здравоохранения в 1940-60-е годы были заключены договоры на аренду зданий в Женеве. В договорах содержалась норма, указывающая, что рассмотрение споров будет осуществляться по швейцарскому праву. Аналогичные ссылки на национальное право имеются в договорах МВФ и штата Нью-Йорк, ЮНЕСКО и французского правительства. Однако, это правило действует не всегда, поскольку ММО, обладая международным иммунитетом, часто не считают нужным «зависеть» от конкретной правовой системы. При таком решении вопроса применимым будет «комплексное» право: некоторые правоотношения будут регулироваться по-прежнему национальным правом страны пребывания штаб-квартиры организации; другие –внутренними правилами, выработанными самой организацией.

· Государственно-подобные образования , являющиеся субъектами международного публичного права (к ним относятся вольные города и Ватикан - резиденция и главы римско-католической церкви).

Физические и юридические лица, как субъекты международного частного права являются участниками правоотношений по МЧП независимо от того, кто является другой стороной в правоотношении: МЧП будет регулировать отношения как между двумя физическими или юридическим лицом, с одной стороны, и государством или другим субъектом международного публичного права – с другой.

Государства; нации и народы, борющиеся за независимость и создание собственной государственности; международные и межправительственные организации; государственно-подобные образования, как субъекты МЧП только тогда будут входить в состав правоотношения, регулируемого нормами МЧП, когда будет выполнено следующее условие: контрагентом по сделке (или другой стороной в правоотношении) будет физическое, либо юридическое лицо. Правоотношения, в которых участниками являются два государства, или две межправительственные организации, не будут регулироваться нормами МЧП. Они будут находиться в сфере действия международного публичного права. Следовательно, если в правоотношении с одной стороны участвует субъект международного публичного права, то с другой стороны для того, чтобы правоотношение регулировалось нормами МЧП, может быть только физическое либо юридическое лицо.

Введение

Субъектами МЧП выступают субъекты различной юридической природы, а именно как субъекты международного права (государства, международные межправительственные организации), так и субъекты национального права (физические и юридические лица).

Появление государств, а затем системы государств осуществление ими не только внутренних, но и внешних функций привело к развитию международного сотрудничества в различных областях. Эти отношения регулируются нормами международного публичного права и международного частного права. В отличие от отношений, которые регулируются международным публичным правом (главное место занимают политические взаимоотношения государств - обеспечения мира, безопасности и т.д.) отношения, регулируемые международным частным правом выделяются в особую группу частноправовых отношений, которые имеют международный характер, это, прежде всего имущественные отношения и связанные с ними неимущественные отношения (в области авторского, патентного права).

Необходимо отметить, что если в международном публичном праве основными субъектами являются государства, то в международном частном праве основным субъектом является не государство, хотя государство и может выступать в этом качестве, а отдельные лица - физические и юридические.

Цель работы - изучение правового положения государства как участника гражданско-правовых отношений по международному частному праву.

международное частное право государство

Субъекты международного частного права: виды, краткая характеристика

Субъекты международного частного права (МЧП) - это участники гражданских правоотношений, осложненных "иностранным элементом".

Под иностранным элементом понимаются имущественные отношения, где субъектом выступает сторона, имеющая иностранное подданство; субъекты принадлежат одному государству, а объект находится за границей; возникновение, изменение или прекращение отношений, связанных с юридическим фактом, имеющим место за границей.

К числу субъектов международного частного права относятся:

1) физические лица (граждане; лица без гражданства - апатриды; иностранные граждане; лица, имеющие двойное гражданство - бипатриды);

Лицо без гражданства (апатрид) не состоит в гражданстве данного государства и не имеет юридически значимых доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Правовое положение апатрида в первую очередь определяется законом государства проживания. При переезде апатрида в другое государство его связь с прежним государством автоматически прекращается и возникает новая связь с государством, где оказался. Права и обязанности апатрида, приобретенные в прежнем государстве, автоматически не возобновляются. Они признаются только в том случае, если в новом государстве действует закон относительно перехода этих прав и обязанностей или это государство выполняет соответствующие международные обязательства. Что касается граждан иностранных государств, то они подчиняются не только правопорядку страны пребывания, но сохраняют права и обязанности по отношению к своему государству. У иностранных граждан как граждан определенного государства существуют юридически регулируемые правоотношения с этим государством независимо от места нахождения данных граждан. Подобное государство, требуя лояльности от своих граждан, обязано обеспечить им установленные законом права и защиту как на собственной территории, так и за рубежом. Государство распространяет свою власть на граждан, даже если они находятся за пределами его территории. В связи с этим граждане этого государства, находясь за его пределами в качестве иностранцев, пользуются по отношению к государству своего гражданства рядом прав, например правом на формирование органов государственной власти, и соответственно несут ряд обязанностей, например обязанность несения военной службы и соблюдения законов своего государства. Такие права и обязанности отсутствуют у граждан одного государства, находящихся на территории другого государства, по отношению к последнему. Отсутствуют они и у лиц, не имеющих какого - либо гражданства, в отношении любого государства.

2) юридические лица (государственные организации, частные фирмы, предприятия, научно-исследовательские и иные организации);

Государство определяет пределы и основные направления деятельности юридического лица как носителя прав и обязанностей, обладающего такой же юридической и экономической реальностью, какой обладают физические лица в качестве субъектов права. Поскольку юридическое лицо является производным явлением права (и в то же время его существенным элементом), а право всегда связанно с государством, которое территориально всегда ограничено, то возникает необходимость в "прикреплении" этого юридического лица к определенному государству. Независимо от понимания природы юридического лица, для целей гражданского оборота оно всегда обладает достаточной для признания в качестве субъекта права степенью самостоятельности и независимости.

Выяснение национальной принадлежности (личного закона юридического лица) требуется для определения:

статуса организации в качестве юридического лица;

организационно-право вой формы юридического лица;

требований к наименованию юридического лица;

вопросов создания, реорганизации и ликвидации юридического лица,

в том числе вопросов правопреемства;

порядка приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

внутренних отношений, в том числе отношения юридического лица

с его участниками

способности юридического лица отвечать по своим обязательствам. Соответствующие положения содержатся в ч.2 ст.1202 ГК РФ.

для определения режима деятельности иностранного юридического лица на территории РФ (таможенное и налоговое обложение, правовой режим).

3) государства;

4) нации и народы, борющиеся за свободу и независимость, и создание собственной государственности в лице своих руководящих органов (к их числу относится, например, Организация Освобождения Палестины);

5) международные межправительственные организации;

6) государственно-подобные образования, являющиеся субъектами международного публичного права (к ним относятся вольные города и Ватикан - резиденция главы римско-католической церкви).

Государства; нации и народы, борющиеся за независимость и создание собственной государственности; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования, как субъекты МЧП только тогда будут входить в состав правоотношения, регулируемого нормами МЧП, когда будет выполнено следующее условие: контрагентом по сделке (или другой стороной в пра­воотношении) будет физическое, либо юридическое лицо. Правоотношения, в которых участниками являются два государства, или две межправительственные организации, или государство и межправительственная организация, не будут регулироваться нормами МЧП. Они бу­дут находиться в сфере действия международного публичного нрава.

Следовательно, если в правоотношении с одной стороны участвует субъект международного публичного права, то другой стороной для того, чтобы правоотношение регулировалось нормами МЧП, может быть только физическое либо юридическое лицо.

К субъектам МЧП относятся (или по крайней мере могут ими быть) практически все акторы международных отношений. Все субъекты подразделяют на две большие категории: основные и не основные . К основным относятся все не суверенные акторы международных отношений (физические лица и юридически, транснациональные корпорации, международные неправительственные организации, общественные организации, субъекты федераций, административные единицы унитарных государства, общественные организации, парламентарии, религиозные организации, политические партии и др.). К не основным относятся те субъекты, которые при вступлении в международные отношения не всегда являются субъектами соответствующего права. Государства, международные межгосударственные организации, которые являются основными субъектами публичного и межгосударственного права являются субъектами МЧП в том случае, когда они вступают в отношения с другими - основными субъектами (не суверенными). Специфическим статусом обладают международные межгосударственные организации, которые, по сути, создаются другими не основными участниками – государствами. От части их можно отнести скорее не к участникам международного публичного прав, а к субъектам права транснационального.

Физические лица являются одной из самых многочисленных категорий субъектов МЧП. Они обладают различным статусом: собственные граждане , иностранные граждане и апатриды . Можно выделить и таких физических лиц, обладающих специфическими признаками как беженцы, диссиденты и др. Однако все они относятся больше к подкатегориям граждан, иностранных граждан или апатридов, нежели обладают относительно самостоятельным статусом по отношению к ним. Собственные граждане – те лица, которые имеют паспорт гражданина данного государства. Все остальные – или иностранцы (граждане или поданные другого государства) или лица, не имеющие гражданства какого-либо из признанных государств (апатриды). Граждане обладают соответствующим правовым режимом, который установлен для них данным государством. Правовой режим представляет собой совокупность норм права, которые определяют правовое положение соответствующего лица. Иностранные граждане всегда находятся под двойной юрисдикцией. Они обязаны соблюдать нормы государства – место его пребывания (независимо от того – постоянно или временно он там находится). При этом иностранный гражданин не теряет правовой связи со своим собственным государством (это может проявляться, например, во время проведения выборов в государстве иностранного гражданина или в его патронаже посольством или консульством на иностранной территории). У апатридов , по сути, нет государства, которое бы их защитило. Поэтому их правовой статус определяется только нормами государства – места его пребывания. Правовой режим иностранцев устанавливается самостоятельно каждым государством и является их собственной компетенцией. Главное – чтобы такой режим не умолял их права и не нарушал общепринятые международные стандарты, которые закреплены в основополагающих международных договорах и конвенциях. В доктрине выделяют четыре основных вида правовых режимов иностранцев: национальный режим , режим наибольшего благоприятствования , преференциальный режим и специальный режим . Большинство государств в своем законодательстве пытаются указать, что иностранцы пользуются национальным режимом (обладают таким же объемом прав и обязанностей, как и собственные граждане – в частности, в РФ). Однако на практике это далеко не так. Поэтому сомнительным и, по сути, фиктивным является установление государством национального режима для иностранцев. Режим наибольшего благоприятствования является договорным режимом (предусматривается в международном договоре). Он фактические, по сути, является международным). Как правило, такой режим предоставляется в области воздушных сообщений, в морском судоходстве, в торговых отношениях и т.д. Международными договорами устанавливается формулировка такого режима, как «наиболее благоприятствующего» по сравнению с национальным режимом. Ввиду этого он является очень неопределённым по своему содержанию. Также неопределённым является круг лиц, в отношении которых такой режим устанавливается. Он никогда не распространяется на все права и обязанности и носит ограниченный характер (устанавливается для определённой области правого регулирования). Преференциальный режим предполагает для иностранцев определённые привилегии или льготы на территории данного государства. На сегодняшний день, такого режима практически ни где не существует. В основном, примеры использования такого режима можно черпать из истории (например, в свое время в Китае). Преференциальный режим может устанавливаться в приграничных областях сопредельных государств. Там граждане имеют определенные преференции (безвизовый режим, свободный доступ для пересечения границы, возможность трудиться) на сопредельной территории иностранного государства. Но при этом устанавливаются четкие границы, в которых такой режим применяется. Соответственно, им пользуется лишь ограниченное количество людей, которое проживает на соответствующей территории прилегающего государства. Поэтому преференциальный режим имеет, как правило, ограниченное действие. Ввиду того, что формально декларированный национальный правовой режим не действует в отношении иностранцев, имеет смысл говорить о специальном правовом режим. По сути, специальным правовым режимом и обладают иностранные граждане и апатриды.

Юридическое лицо также является основным субъектом МЧП. Однако буквально понятие юридического лица используется не во всех государствах (например, во многих используется термин корпорация), поэтому в дальнейшем обозначение таких лиц «юридическими» будет номинальным. Ввиду этого на практике возникает множество проблем, связанных с детерминированием и регламентацией таких субъектов МЧП. Несмотря на это, все эти организационно-правовые формы обладают общими чертами : представляют собой объединение физических лиц ; самостоятельно выступают в хозяйственном обороте под своим именем (в том числе и в международных отношениях); государство не отвечает по их обязательствам, а они не отвечают по обязательствам государства ; регистрация производится по законам государства, где они создаются . Юридические лица представляют собой институционные образования (искусственно созданные субъекты). Условно выделяют юридические лица частного (как правило, созданные для извлечения прибыли) и публичного права (к ним относят, как правило, созданные не для извлечения прибыли – некоммерческие организации, публичные органы). Первые, в свою очередь, в тех странах, где существует отдельно торговый кодекс, можно подразделить на юридические лица гражданского и юридические лица торгового права. Юридические лица частного права можно разделять и по другим критериям: по собственности (государственные, с частным капиталом, с иностранным капиталом и со смешанным капиталом); по организационно-правовой форме (ООО, АО и т.д.) и другие. Особую категорию составляют так называемые «совместные » предприятия, которые совмещают в себе национальный и иностранный капитал. Они могут создаваться двумя путями: по внутреннему праву (юридические лица по российскому праву – создаются по закону об иностранных инвестициях и их правовой режим несколько отличен от режима для российских юридических лиц; для них ухудшений в правовом положении быть не может, особый порядок валютного регулирования, особые таможенные правила и др.); по международному договору (или международные хозяйственные организации (МХО); в зависимости от договора – двусторонние и многосторонние ). Нельзя отнести МХО к международным межгосударственным организациям, так как они создаются для получения прибыли, поэтому и отнести их к субъектам международного публичного права мы не можем. Однако МХО являются основными участниками международного частного права. Деятельность таких организаций, за исключением ряда правоотношений (например, трудовых правоотношений, которые регулируются законодательством страны в котором находится предприятие), регулируется заключенным международным (двусторонним или многосторонним) договором и прилагаемым к нему уставом (для создаваемой организации). Все возникающие споры, связанные с МХО, рассматриваются только государствами-участниками соответствующего международного договора. Отдельно стоит отметить юридические лица, создаваемые международными организациями (например, Экономическое Сообщество Западноафриканских Государств, в которых участвуют на ряду с государствами, организации и физические лица – в том числе капиталом). На практике примеров таких юридических лиц практически нет. Особым видом юридического лица является «Европейская компания» (Регламент Совета ЕС № 2157/2001 от 8.10.2001 г.) – представляет собой публичное общество с ограниченной ответственностью, уставный капитал должен быть не менее 120 000 евро. Структура такой организации может быть двухуровневой (общее собрание акционеров, наблюдательный и исполнительный орган) или одноуровневой (управляющий орган). Члены органов Европейской компании назначаются на срок свыше 6 лет, решения принимаются простым большинством голосов. Основной идеей создания такой организационно-правовой формы было стремление к тому, чтобы деятельность такой компании регулировалась исключительно правом ЕС. Однако, реализация такой идеи не удалась и, фактически, деятельность Европейской компании регулируется и правом ЕС и правом страны-участницы. Кроме того, в Регламенте остался неурегулированным вопрос об участии работников в управлении предприятием. Впоследствии, ЕС был также принят Регламент о «Европейском кооперативе». У юридических лиц, как у других субъектов МЧП, имеются как права, так и обязанности. Соответственно, в предусмотренных случаях они будут нести и ответственность. Ввиду двойного регулирования деятельности юридических лиц в МЧП, уголовную (в российском праве в отношении организаций не предусматривается), гражданской и административную (в том числе налоговая) ответственность они будут нести в определённых случаях как по нормам международного права (например, санкции Совета Безопасности ООН), так и по нормам внутреннего права. Международная ответственность, если обратиться к практике, как правило, касается не государств, а физических и юридических лиц этих стран. Нормы об ответственности организаций в МЧП вытекают ни только принципов международного права, но и непосредственно закреплены в некоторых международных конвенциях (например, Конвенция о борьбе с коррупцией). В частности, в рамках ООН в 1999 г. было принято, так называемое, «Глобальное Соглашение» (Global Compact), которое содержит 10 основных принципов функционирования бизнес-сообщества (в том числе транснациональных корпораций). Однако этот и другие подобные международные акты непосредственно ответственности не предусматривают. Несмотря на это, другие члены бизнес-сообщества, в случае нарушения принципов одним из них, будут вводить определенные санкции экономического характера (прекращение торговли, расторжение договоров и др.) в отношении нарушителя. Таким образом, ответственность юридических лиц в МЧП может содержаться в обычной норме. Кроме того, ответственность организаций может быть также предусмотрена актами саморегулирования юридических лиц (различными, заключаемыми между ними договорами, контрактами и соглашениями).

Термин транснациональные корпорации появился достаточно давно, однако общего и единообразного толкования этого определения нету. Первые транснациональные корпорации появились в 19 веке в результате вывоза капитала из США в Великобританию (компании «Зингер», «Кольт»). Активное появление и распространение таких корпораций началось после Второй мировой войны. На данный момент, считается, что 80 % международного торгового оборота дают транснациональные корпорации. Общими чертами таких организаций являются: международные объединения производства и капиталов ; управление из единого центра (холдинговая компания); ответственность холдинга за деятельность дочерних предприятий . Можно выделить основные критерии организации (юридического лица), которые дают основание причислять ее к транснациональным-корпорациям: число стран, в которых действует корпорация (минимум составляет от двух до шести и более стран); определенное число стран, в которых размещены производственные мощности корпорации; определенный размер капитализации, которого достигла корпорация; минимум доли иностранных операций в доходах или продажах корпорации (как правило, 25 %); владение не менее 25 % голосующих акций в трех или более странах; интернациональный состав персонала и высшего руководства корпорации. Ввиду существенного влияния таких корпораций на мировом рынке, их выделяют среди остальных юридических лиц в особый субъект МЧП. Некоторые определяют их в качестве конгломерата юридических лиц (так как их юридический статус в различных правовых системах определяется по-разному). Однако, не стоит упускать тот факт, что фактическое руководство всем этим конгломератом осуществляется «головной фирмой» корпорации, которая также несет ответственность за деятельность созданных ею предприятий. При этом их существование несет как негативные, так и позитивные последствия для экономик стран, в которых они действуют. Структура транснациональной корпорации, в общем, представляет собой следующее: головная фирма (президент, совет директоров, оперативные службы), региональные центры (например, европейский, североамериканский и т.д.), зональные центры (например, восточноевропейский), предприятия (непосредственно расположенные в самых разных уголках планеты). Помимо «Глобального соглашения», международным сообществом были приняты и другие международные акты, положения которых были посвящены транснациональным корпорациям (например, «Хартия экономических прав и обязанностей государств» 1979 г.). Вопросами транснациональных корпорация занималась также МОТ (так называемая, «Трехсторонняя декларация»), ОЭСР и др. Многие из указанных выше актов, принятых в отношении деятельности ТНК, в основном не обладают юридической обязательностью и носят, как правило, декларативный характер. Таки образом деятельность ТНК с правовой точки зрения особым образом полноценно не регламентирована и по большей части регулируется теми же нормами, что и деятельность всех юридических лиц в МЧП. В частности, их деятельность регулируется в основном внутренним правом и нормами обычного права. Однако, в последнее время количество актов специального регулирования в отношении таких образований стало расти (например, судебные прецеденты по делам, связанным с «Бхопальской катастрофой» в части ответственности «головной фирмы» за непосредственно расположенные в регионах предприятия). Это обусловлено в том числе значительным влиянием ТНК на различные глобальные проблемы (надлежащие условия труда, экологическая состояние и др.). Данный факт говорит о наличии определенной тенденции, свидетельствующей о все большем признании в правовом сообществе ТНК в качестве самостоятельного субъекта МЧП.

Во внутреннем и международном праве государства обладают определенными иммунитетами и привилегиями . Считается, что есть три вида иммунитетов: судебный (государству иск предъявить нельзя), иммунитет от предварительного обеспечения исков , иммунитет от предварительного исполнения решений . Наличие этих иммунитетов говорит о том, что в отношении государства, по общему правилу, нельзя: предъявить иск; в случае подачи иска, осуществить предварительное обеспечение; в случае вынесения решения, предварительно исполнить. На данный момент нельзя говорить, что данные иммунитеты государства являются абсолютными (теория абсолютного иммунитета ). В частности, в соответствии с частью 1 статьи 401 ГПК РФ, предъявление иска к иностранному государству и принятие по отношению к его имуществу мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда не допускаются (если только компетентные органы соответствующего государства не дадут своего согласия). Однако существует и теория функционального иммунитета государства, которая появилась в США. В отношении иностранных государств в отечественном АПК такая концепция имеет свое проявление (статья 251). Такой же подход разделяет и проект единого процессуального кодекса гражданского судопроизводства. Регламент института международного права «О компетенции судов в делах против иностранных государств и государей» от 1891 года допускал иски к предприятиям, являющимся собственностью государства. Длительное время единственным актом на международном уровне, посвященном данной проблематике, является Европейская конвенция об иммунитетах государств, принятая Советом Европы в 1972 году (на данный момент его участниками является только 8 европейски государств; РФ подписала ее в 2006 года, но в силу она не вступила). В 2004 была открыта для ратификации конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств, но на настоящий момент она в силу так и не вступила (недостаточное количество ратификаций). В соответствии со статьей 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. В соответствии со статьей 2014 ГК РФ к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства правила настоящего раздела применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом. Однако, стоит особо отметить, что субъекты РФ (и другие территориальные публично-правовые образования в РФ и других государства) в международном праве такими государственными иммунитетами не обладают.

Международные межгосударственные организации относятся к числу неосновных субъектов МЧП и их правовое положение во многом сходно положением государств (в частности, они обладают соответствующими иммунитетами), так как осуществляя основную деятельность в качестве субъектов публичного права. Совсем иным правовым положением обладают международные неправительственные организации. Иммунитеты и привилегии у них отсутствуют. Стоит отметить, что на сегодняшний день не существует договорных правил в отношении таких организаций (Страсбургская конвенция о признании юридическими лицами международных неправительственных организаций от 24 апреля 1986 года). Вся их деятельность регулируется исключительно обычными нормами.

_____________________________________________________________________________



mob_info