Криминологическая характеристика преступлений экстремистской направленности. Преступления террористической и экстремистской направленности (выписка из статей Уголовного кодекса Российской Федерации) Динамика преступлений экстремистской направленности

Объект преступлений экстремистской направленности - это различные по своему характеру общественные блага, на которые посягает экстремистская деятельность. Единого родового и видового объектов преступлений экстремисткой направленности не существует, что обусловлено многообразием видов экстремистской деятельности. Опираясь на Указание Генпрокуратуры РФ, в котором перечислены преступления экстремистской направленности, можно выделить три родовых объекта:

Личность человека - ст. 105, 111, 112, 115, 116, 117, 119;

Общественная безопасность и общественный порядок - ст. 213, 214;

Государственная власть - статьи 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ.

Это говорит о том, что данные противоправные деяния посягают на три самые существенные блага современного общества, которые ставят преступления экстремистской направленности на одно из самых приоритетных мест в системе уголовно-правого регулирования.

Большинство преступлений экстремистской направленности является двуобъектными. Как правило, это характерно для тех составов, в которых экстремистский мотив выступает в качестве квалифицирующего признака. Например, ч.2 статья 105 УК РФ - жизнь человека, ч. 2 статьи 111 УК РФ - здоровье человека и другие, где данные объекты выступают основными. Но в силу специального мотива совершения преступлений экстремистской направленности, помимо основного объекта они посягают на равноправие людей, их личное и коллективное достоинство.

Объектом преступлений экстремистской направленности является гарантированное Конституцией РФ равноправие людей независимо от политической, идеологической, расовой, религиозной принадлежности, а также подразумеваемое равноправие между социальными группами.

Объективная сторона преступлений экстремистской направленности.

Общественно опасные деяния в преступлениях экстремистской направленности выражается исключительно в форме действий, которые, в свою очередь, подразделяются на несколько групп:

1). Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст.282 УК РФ) Как правило, в науке уголовного права такие действия характеризуют через понятия пропаганды и агитации См.: Козаченко И.Я. Посягательства на внутреннюю безопасность России / в кн.: Уголовное право. Особенная часть: учебник / отв. ред. И.Я. Козаченко, Г.П. Новоселов. М., 2008. С. 771; Беляев А.Е. Преступления, посягающие на конституционные основы национальных, расовых и религиозных отношений в Российской Федерации / в кн.: Уголовное право. Общая и Особенная части: учебник / под общ. ред. М.П. Журавлева, С.И. Никулина. М., 2008. С. 664.. Это дает вполне конкретное представление о внешнем содержании деяний, совершаемых виновным.

Под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, Верховный Суд РФ понимает высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц (пункт 7 Постановления).

Обязательными признаками состава являются публичность или использование средств массовой информации. Д.А. Бажин полагает, что публичным следует признавать обращение к двум и более лицам Бажин Д.А. К вопросу о понимании публичности в уголовном праве // Российский юридический журнал. 2011. № 2. С. 162-168., которого будет вполне достаточно для привлечения виновного к ответственности. Вопрос об использовании средств массовой информации имеет ряд сложностей, связанных с правовой оценкой распространения сведений через Интернет. Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2124-I «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации» О средствах массовой информации: Закон Российской Федерации от 27.12.1991 г. №2124-I // Рос. газета. 1992. 08 февр. . По действующему законодательству сайты в сети Интернет не подлежат обязательной регистрации как средства массовой информации См.: пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 15.06.2010 г. №16 (ред. от 16.09.2010 г.) // Рос. газета. 2010. 18 июня. .

Возбуждение ненависти или вражды может быть связано с применением насилия, которое является не только выражением ненависти в отношении конкретного потерпевшего, но и направлено на достижение специальной цели - возбуждение ненависти или вражды в других людях (о чем, например, может свидетельствовать применение в общественных местах в присутствии посторонних лиц насилия в отношении потерпевшего (потерпевших) по признаку принадлежности к определенной расе или национальности, сопровождаемое расистскими или националистическими высказываниями) (пункт 9 Постановления).

Унижение достоинства - это дискредитация, отрицательная оценка лиц в связи с их национальностью, религиозной принадлежностью и т.п.

Унижение может быть выражено в распространение ложных, извращенных сведений об истории, культуре, обычаях, психологическом складе, верованиях, идеях, событиях, памятниках и документах, позорящих и оскорбляющих этническую или конфессиональную группу либо её отдельных представителей.

3). Подстрекательство к осуществлению экстремистской деятельности (ст.280 УК РФ) - форма, в которой реализуются публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Согласно п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» под публичными призывами (ст. 280 УК РФ) следует понимать выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности.

Обязательным признаком объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 280 УК РФ, является способ: публичное распространение призывов. Вопрос о публичности призывов должен разрешаться с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела (обращения к группе людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание плакатов, размещение обращения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет, например на сайтах, в блогах или на форумах, распространение обращений путем веерной рассылки электронных сообщений и т.п.) (пункт 4 Постановления).

3). Организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ). В ч. 1 ст. 282.2 УК РФ закреплена ответственность за организацию деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, а в ч. 2 - за участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Объект данного деяния аналогичен объекту возбуждения ненависти либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства.

Что касается объективной стороны, то она может быть выражена в виде организации деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности (ч. 1) либо в участии в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности (ч. 2).

Организацией деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности (ч. 1 ст. 282.2 УК РФ), признаются действия организационного характера, направленные на продолжение или возобновление противоправной деятельности запрещенной организации (например, созыв собраний, организация вербовки новых членов, шествий, использование банковских счетов, если это не связано с процедурой ликвидации) (пункт 20 Постановления).

Под участием в деятельности экстремистской организации (ч. 2 ст. 282.2 УК РФ) понимается совершение лицом умышленных действий, направленных на осуществление целей экстремистской организации (проведение бесед в целях пропаганды деятельности запрещенной организации, вербовка новых участников, непосредственное участие в проводимых мероприятиях и т.п.) (пункт 20 Постановления).

Многообразие преступлений экстремистской направленности существенно отразилось на составе, он может быть как формальным, так и материальным.

Материальный состав преступления характеризуется тремя признаками деяние, общественно-опасное последствие и причинная связь и считается оконченным с момента наступления указанных последствий. К ним относятся: убийство (п. "л" ч.2. ст. 105 УК РФ); умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (п. "е" ч. 2-4 ст. 111УК РФ); умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (п. "е" ч.2 ст. 112 УК РФ); умышленное причинение легкого вреда здоровью (п. "б" ч.2 ст. 115 УК РФ); побои (п. "б" ч.2 ст. 116 УК РФ); истязание (п. "з" ч. 2 ст. 117 УК РФ).

Формальный состав преступления характеризуется только одним признаком - деяние и считается оконченным в момент его совершения. К ним относятся: угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ч.2 ст. 119 УК РФ); хулиганство (п. "б" ч.1, ч.2 ст. 213 УК РФ); публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ); организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ). Тем не менее, практика в чистом виде не знает формальных составов. Как правило, в поле зрения правоохранительным органам попадают сообщества и организации, когда они совершили деяние, которые нанесли определенный вред. И последующая квалификация происходит либо с дополнительной квалификацией на причиненный вред по другим статьям УК РФ, либо без неё, но с оглядкой на неблагоприятные последствия. Даже в фабулах обвинительных заключений упоминается о фактах причинения экстремистским сообществом вреда тем или иным субъектом. Поэтому на практике ответственность наступает уже при наличии общественно-опасных последствиях, которые не охватываются составом.

Субъектом преступлений экстремистской направленности, как и любого другого преступления может быть физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. УК РФ различает вменяемых в зависимости от возраста. Так, по общему правилу субъектом экстремистского преступления может быть лицо, достигшее возраста шестнадцати лет (статьи 116, 117, 119, 244, 280, 282.2 УК РФ). Наряду с этим, по отдельным категориям преступлений возраст уголовной ответственности составляет четырнадцать лет. В статье 20 УК РФ представлены пять таких составов преступлений экстремистской направленности: убийство (ст. 105 УК РФ); умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью (ст. 111 и 112 УК РФ); хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 213 УК РФ); вандализм (ст. 214 УК РФ).

Преступления экстремистской направленности могут быть совершены специальным субъектом - лицом с использованием своего служебного положения, что является квалифицирующим признаком (ст. 282 и 282.1 УК РФ).

Лицом, использующим свое служебное положение (п. «б» ч. 2 ст. 282 УК РФ), могут быть признаны должностные лица, обладающие признаками, предусмотренными примечанием 1 к ст. 285 УК РФ, государственные или муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами, а также иные лица, отвечающие требованиям, предусмотренным примечанием 1 к ст. 201 УК РФ (пункт 10 Постановления).

Использование служебного положения выражается не только в умышленном использовании указанными выше лицами своих служебных полномочий, но и в оказании влияния исходя из значимости и авторитета занимаемой ими должности на других лиц в целях совершения ими действий, направленных, в частности, на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе (пункт 10 Постановления).

Таким образом, требование к возрасту уголовной ответственности выделяет три группы преступлений экстремистской направленности: преступления, ответственность за которые наступает с 14 лет (статьи 105, 111, 112, 213, 214 УК РФ); с 16 лет (статьи 116, 117, 119, 244, 280, 282.2 УК РФ); не ранее 18 лет (ч. 2 ст. 282 УК РФ и ч. 3 ст. 282.1 УК РФ).

Субъективная сторона преступлений экстремистской направленности выражается в вине и мотивах. Преступления экстремисткой направленности характеризуются умышленной формой вины, что обусловлено объективной стороной составов, которая состоит в совершении осознанных и целесообразных действий. Однако в зависимости от наступления общественно-опасных последствий объем умысла различен. В преступлениях с материальным составом, умыслом охватываются не только действия из экстремистских побуждений, но и последствия. Например, ч. 2 ст. 105 УК РФ умысел распространяется на действия - нанесения побоев и цель таких действий - лишение человека жизни. Для формальных составов преступлений достаточно чтобы умыслом охватывались лишь деяния. Так, для квалификации деяния по ст. 282.1 УК РФ достаточно умысла на создание экстремистского сообщества без достижения каких-либо результатов.

Преступления по мотивам политической, идеологической, национальной, расовой ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды по отношению к какой-либо социальной группе совершаются при полном осознании виновным противоправности своих действий и последствий, а также желает их наступления (прямой умысел).

Обязательным признакам субъективной стороны является экстремистский мотив. Он служит основанием отнесения какого-либо общественно опасного деяния к экстремистским преступлениям и обуславливает умышленную форму вины в преступлениях экстремисткой направленности. Изучение экстремистского мотива осложняется двумя проблемами: неопределенностью понимания сущности таких понятий как ненависть и вражда, а также социальная группа, что порождает вполне определенные трудности при квалификации деяния и еще большие трудности при доказывании преступления, волнует специалистов Сысоев А.М. Преступления экстремистской направленности: история и современность // Рос. следователь. 2008. №9. С. 37. .

Понятий «ненависть» и «вражда» расплывчаты. То, что они находятся вне юридической терминологии, не вызывает сомнений у специалистов в области уголовного права. Поэтому для их уяснения требуются знания, полученные в других областях науки. Однако и они свидетельствуют о проблемах в уяснении содержания мотивов преступлений экстремистской направленности. С точки зрения русского языка одно понятие вытекает из другого (ненависть - это чувство сильной вражды, а вражда - это действия, проникнутые ненавистью), и этот факт был констатирован авторами проекта постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» Данное постановление было принято 28 июня 2011 г. См.: Рос. газета. 2011. 4 июня. Далее по тексту - Постановление., готовящегося в целях разъяснения судам Российской Федерации наиболее сложных и спорных понятий. Разный смысл у этих понятий отмечают и психологи, в частности, специалисты психологического факультета МГУ, которые считают, что ненависть - это чувство одного человека, которое может стать мотивом его действий, а вражда - активное взаимодействие как минимум двух человек. Поэтому, вполне закономерно, что по поводу необходимости существования формулировки т.н. «экстремистского мотива» в сегодняшнем виде высказывается критика. Так, например, по мнению представлявшего постановление судьи Верховного Суда РФ В.А. Давыдова, Верховный Суд «не исключает обращения к законодателям с просьбой убрать из УК слова «вражда» и «ненависть», которые соседствуют во всех приговорах по экстремизму» Городецкая Н., Иванов М., Хамраев В. Верховный суд вслушался в экстремистские призывы // Коммерсантъ. 2011. 10 июня..

Понятие «социальная группа», упомянутое в ст.ст. 280, 282 УК РФ, в настоящее время однозначно не разъяснено правомочными органами власти. Так, например эксперт-лингвист при проведении исследования может выявлять высказывания, касающиеся группы лиц, объединенных по каким-либо устойчивым признакам, связанным с жизнью людей в обществе, их отношениями, принадлежностью к общественной группе: общность профессий, занятий какой-либо деятельностью, общность интересов, взглядов и т.п. Чтобы эксперт мог дать вывод в пределах своей компетенции, а инициатор задания - адекватно его использовать, необходима разъясняющая информация относительно понятия «социальная группа» в аспекте применения выводов судебной лингвистической экспертизы при юридической оценке деяния.

Таким образом, изучение экстремистского мотива вызывает немало нерешенных вопросов. Для чего, необходимо детально исследовать понятия ненависти и вражды, лежащие в его основе, определить четкие критерии социальной группы, что будет способствовать реализации принципа равенство всех перед законом и судов. В конечном итоге разъяснения высшей судебной инстанции и специалистов в области уголовного права направлены на облегчение деятельности правоприменителя, унификацию правоприменительной практики и, безусловно, недопущение привлечения к уголовной ответственности невиновных лиц.

Владимир Кашепов, заведующий отделом Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

В последние годы в общественной жизни России возникло и получило распространение такое антиобщественное явление, содержащее угрозу национальной безопасности, как экстремизм. Его адепты не ограничиваются консолидацией системы общественно опасных взглядов и пропагандой антиконституционных теорий в целях их внедрения в общественное сознание. Многообразие теоретических антиобщественных взглядов выстраивается ими в своеобразную идеологию, находящую свое внешнее отражение в формировании различных организационных структур, ставящих своей целью осуществление экстремистской деятельности, вовлечение в нее представителей молодежи.

Активизация деятельности по созданию молодежных объединений экстремистской направленности не прошла мимо внимания политических партий, общественных объединений и основных органов печати <1>. В них описывалась деятельность "скинхедов", "Российского национального единства", Национал-большевистской партии, "Актива красной молодежи", различных религиозных сект. Все эти организации или по крайней мере многие из них стремятся расширить свое влияние, создают свои местные структуры и ячейки в регионах Российской Федерации.

<1> Грызлов Б. Экстремизм как угроза суверенной демократии // Российская газета. 2006. 15 декабря; Обращение членов Общественной палаты Российской Федерации к палатам Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу необходимости совершенствования законодательства в сфере противодействия экстремизму // Российская газета. 2006. 7 июня.

Стремление внедриться в политическую жизнь страны, с тем чтобы оказывать противоправное влияние на ее развитие, представляет угрозу национальной безопасности России. Актуальность противодействия экстремистской деятельности во всех ее проявлениях требует, по нашему мнению, более пристального внимания со стороны законодательной власти, активизации правоприменительной наступательности органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Требуется высококвалифицированное обобщение и анализ судебной практики отправления правосудия по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности в связи с многообразными фактами явно снисходительной оценки судами некоторых преступных деяний этой категории, вызвавших недоумение общественности. Основной вектор усилий идеологов этих организаций направлен на то, чтобы распространить свои взгляды и привлечь к своей деятельности морально неустойчивых представителей молодежи, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, склонных к своему жизнеутверждению не в созидательной, а в разрушительной деятельности <2>.

<2> Колонтаевская И.Ф. Психологические проблемы профилактики молодежного экстремизма // Проблемы исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, и применения иных мер уголовно-правового характера в отношении несовершеннолетних: Сб. Ч. 1. Вологда, 2006. С. 66.

Экстремизм как идеология нетерпимости, возбуждения ненависти либо вражды, унижения достоинства человека либо группы лиц по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе выражается в совершении публичных противоправных действий. Он несовместим с утверждаемыми Конституцией РФ основами государственной и общественной жизни.

Общественная опасность экстремизма и таких его разновидностей, как ксенофобия в любых проявлениях, а прежде всего - в форме открытого насилия, представляет собой угрозу не только национальной безопасности России, но и международной стабильности.

Проявлениями экстремизма (по сути дела - агрессивной нетерпимости) являются этносепаратистские конфликты и дискриминация национальных меньшинств, насильственные конфликты между представителями разных культур и вероисповеданий, между различными политическими движениями, а в целом между несовпадающими системами идеологических убеждений. Экстремистская нетерпимость отрицает этническое и религиозное многообразие, составляющее важнейший фактор исторического развития России, подрывает принципы суверенной демократии, ведет к нарушению прав человека, угрожает стабильному сосуществованию наций и социальных групп в российском обществе, препятствует достижению гражданского согласия, утверждению и развитию демократических ценностей.

Опасность экстремизма для национальной безопасности России и необходимость активного противодействия его проявлениям со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, средств массовой информации, институтов гражданского общества требуют пристального внимания к состоянию законодательства и эффективности деятельности правоохранительных органов. Следует признать, что эта опасность оценивается не всегда адекватно не только средствами массовой информации, общественным сознанием, но и судебной практикой, отдельными представителями науки уголовного права. Одной из причин такого положения является отсутствие четкого законодательного определения понятий "экстремизм", "экстремистская деятельность", что в свою очередь негативно сказывается на активности и эффективности работы правоохранительных органов.

В настоящее время явно недостаточно проведения ими эпизодической предупредительной работы, а по сути весьма снисходительного отношения к фактам экстремистского поведения молодых людей, рассматриваемым как проявления простого хулиганства, вандализма и других деяний незначительной общественной опасности. При этом не учитываются характер внешних форм объективной стороны этих деяний и побудительных мотивов их совершения. Утверждению такой позиции сотрудников милиции и некоторых судей благоприятствуют, по нашему мнению, определенные издержки проведенной в начале века либерализации уголовной ответственности несовершеннолетних в части назначения наказаний (ч. 6 - 6.2 ст. 88 УК РФ) при декриминализации ряда составов (ч. 1 ст. 213, ст. 265 УК РФ), создания льготных условий при назначении условного осуждения (ч. 6.2 ст. 88 УК РФ) и условно-досрочном освобождении от отбывания наказания (ст. 93 УК РФ).

Противодействию преступлениям экстремистской направленности призвано содействовать установление уголовной ответственности за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ), организацию экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ) и организацию деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ).

Криминализация перечисленных деяний вызвала разные отклики. Большинство специалистов уголовного права восприняли эти новеллы положительно, рассматривая их как первый шаг в направлении активизации уголовно-правового противодействия реально существующему экстремизму, но были высказаны и иные суждения. Так, профессор В.В. Лунеев, фактически отрицая факт роста в стране опасности экстремизма, считает включение в УК РФ ст. 282, 282.1, 282.2 искусственной криминализацией политической и социальной мотивации, обусловленной лишь политическими соображениями и коррупционным лоббизмом. Этими статьями, по мнению В.В. Лунеева, политизируются хулиганство, вандализм, повреждение памятников "в целях нагнетания обстановки якобы растущего в стране экстремизма (чего не было даже в сталинские времена)". Противопоставляя рассматриваемые нормы УК РФ законодательной практике стран ЕС, где "не культивируется фашизм (?)", а внимание обращается на "обеспечение неприкаянной молодежи и подростков работой и учебой", названный нами автор фактически отрицает значение применения мер уголовно-правового воздействия для пресечения проявлений экстремизма <3>. Поддержать приведенную позицию представляется весьма сложным.

<3> Десять лет Уголовному кодексу Российской Федерации: достоинства и недостатки (научно-практическая конференция) // Государство и право. 2006. N 9. С. 108.

Конституция РФ обязывает государство гарантировать равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 19). Она не допускает пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещает пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29). Совокупность ст. 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ представляет уголовно-правовое сопровождение утверждаемого Конституцией РФ национального, расового и религиозного равноправия всех лиц, находящихся на территории Российской Федерации под защитой ее законов.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" признает таковой: а) деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, средств массовой информации либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности РФ; подрыв безопасности РФ; захват или присвоение властных полномочий; осуществление террористической деятельности; создание незаконных вооруженных формирований; возбуждение национальной или религиозной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно вражды в отношении какой-либо социальной группы; б) публичное демонстрирование нацистской атрибутики, а также финансирование указанных видов деятельности либо иное содействие их совершению.

В этом достаточно обширном перечне правонарушений административная ответственность предусмотрена лишь за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения (ст. 20.3 КоАП РФ). Остальные экстремистские действия преследуются в уголовно-правовом порядке.

Направленность перечисленных деяний свидетельствует об их цели нарушить общественную безопасность в стране или регионе Российской Федерации путем возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды. Закон не указывает, в чем конкретно выражаются эти действия и в какой форме они осуществляются. Поэтому установление цели и мотива совершения представляется необходимым условием признания этих действий экстремистскими.

Неординарность устанавливаемого законодателем соединения преступных деяний, имеющих различные объекты посягательств, определяет особенности применения этих составов, сложности квалификации названных в них деяний. Они могут совершаться как по отдельности, так и в сочетании, вызывая проблемы определения характера совокупности преступлений (ст. 17 УК РФ). Сама структура размещения этих статей, последовательность их изложения в гл. 29 УК РФ представляется недостаточно обоснованной. Так, не определив содержания понятия экстремистской деятельности, в отсутствие легальной дефиниции экстремизма УК РФ устанавливает уголовную ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ в ред. от 09.07.1999 и 25.07.2002). Объектами данного преступления являются конституционный строй РФ и общественная безопасность. Его объективная сторона выражается в активных подстрекательских действиях, совершаемых в устной или письменной форме, направленных на совершение преступлений против государственной власти и носящих публичный характер.

Публичность означает открытый характер призывов, обращенных к неопределенному кругу лиц с целью побудить массы людей совершить экстремистские действия или осуществлять экстремистскую деятельность. Преступление считается оконченным с момента провозглашения призывов в устной форме или с момента их распространения в письменной или изобразительной форме. При этом не обязательно, чтобы призывы были восприняты и реализованы.

Экстремистским сообществом УК РФ (ст. 282.1) признает организованную группу, создаваемую для подготовки или совершения по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы преступлений экстремистской направленности, которые предусмотрены ст. 148, 149, ч. 1, 2 ст. 213, ст. 214, 243, 244, 280 и 282 УК РФ.

Анализ диспозиции ч. 1 ст. 282.1 УК РФ показывает, что в ней определяется цель организации экстремистского сообщества, расширяется круг мотивов совершения экстремистских преступлений путем включения в их перечень политической, идеологической ненависти. В отличие от положений ч. 4 ст. 35 и ст. 210 УК РФ создание экстремистского сообщества предполагает цель совершения не только тяжких и особо тяжких преступлений, но и преступлений средней и небольшой тяжести. В этой норме конкретизируется цель создания объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества, которая предполагает разработку планов и (или) условий для совершения преступлений экстремистской направленности.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Однако при совершении преступления экстремистской направленности в форме хулиганства при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 213 УК РФ) или вандализма подлежит уголовной ответственности виновное лицо, достигшее ко времени совершения преступления 14 лет (ч. 2 ст. 20 УК РФ).

Субъективная сторона этого состава характеризуется прямым умыслом, т.е. виновный должен сознавать, что своими действиями унижает национальное достоинство или религиозные чувства людей или желает возбудить национальную, расовую или религиозную вражду. Вместе с тем особое значение при квалификации рассматриваемых деяний и установлении содержания субъективной стороны состава приобретает определение мотива этого деяния. При квалификации деяния как преступления экстремистской направленности необходимо установление одного из мотивов, указанных в ч. 1 ст. 282.1 УК РФ. В этих случаях мотив утрачивает свой обычный факультативный характер и становится обязательным элементом субъективной стороны состава, подлежащим непременному доказыванию. Это означает, что основным отличительным признаком состава преступления экстремистской направленности закон признает наличие специального мотива или их совокупности, перечень которых определяется ч. 1 ст. 282.1 УК РФ.

В связи со сказанным мы не можем согласиться с позицией авторов комментария к УК РФ, утверждающих, что мотив преступления не влияет на квалификацию преступления по ч. 1 ст. 282 УК РФ и может учитываться только при назначении наказания <4>.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. В.М. Лебедева) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт, 2004 (издание третье, дополненное и исправленное).

<4> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева. М.: Норма, 2002. С. 702.

Действительно, совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды признается законом обстоятельством, отягчающим наказание (п. "е" ч. 1 ст. 63 УК РФ) при совершении и иных преступлений. Более того, наличие этого мотива выступает в качестве квалифицирующего обстоятельства при совершении преступлений, предусмотренных п. "л" ч. 2 ст. 105 и п. "е" ч. 2 ст. 111 УК РФ. Причинение вреда жизни или здоровью даже одного лица при совершении насильственных действий, указанных в ч. 2 ст. 282 УК РФ, требует квалификации этих деяний по совокупности.

Вместе с тем перечень этих мотивов, их содержание имеют иной смысл при квалификации деяния по ч. 1 ст. 282 УК РФ и нуждаются в ином к себе отношении. Экстремистский характер мотива совершения общественно опасного деяния необходимо устанавливать при расследовании преступления, в том числе с привлечением соответствующих специалистов. Характер мотива следует доказывать с использованием всех средств, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Наличие экстремистского умысла при совершении части вошедших в совокупность преступлений деяний не должно игнорироваться правоприменителем, не может перекрываться прямым умыслом более тяжких преступлений, сложившихся в совокупность.

Экстремистское сообщество рассматривается как особый вид специального преступного сообщества (ст. 210 УК РФ), так как составляющая его организованная группа (организация) не отвечает всем указанным в ч. 4 ст. 35 УК РФ признакам.

Организация экстремистского сообщества является многообъектным преступлением и посягает на внутреннюю безопасность государства, его конституционный строй, права и свободы граждан, их национальные и религиозные интересы. Организация такого сообщества является формальным составом преступления. Данное деяние считается оконченным независимо от наступления вредных последствий.

Введение уголовной ответственности за создание названных объединений означает признание подготовительной преступной деятельности оконченным преступлением. Вступление в экстремистское сообщество рассматривается в ч. 2 ст. 282.1 УК РФ как участие в таком сообществе. Примечанием к названной статье, имеющим предупредительное значение, предусматривается возможность освобождения от уголовной ответственности лица, добровольно прекратившего участие в таком сообществе, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Квалифицированным видом рассматриваемого преступления является создание экстремистского сообщества, руководство им или участие в нем лица с использованием служебного положения.

Помимо организации преступного сообщества, уголовный закон предусматривает ответственность за организацию его деятельности, когда судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ). Так, в конце 2004 г. в подмосковном городе Химки были задержаны двое таджиков, пытавшихся сбыть 14 кг тротила "братьям по вере". По данным правоохранительных органов, оба являлись членами экстремистской группировки "Хиб-ут-тахрир аль Ислами" ("Партия исламского освобождения"). Эта законспирированная организация экстремистского толка, ставящая целью устранение неисламских правительств и установление исламского правления путем создания "Всемирного исламского халифата", была основана в 1953 г. и первоначально ставила целью освобождение Палестины от израильтян. В дальнейшем ее руководство объявило джихад всем неверным. По данным правоохранительных органов, ее члены действуют с помощью воинствующей пропаганды, сочетаемой с нетерпимостью к другим религиям и целенаправленной работой по внесению раскола в общество. В феврале 2003 г. Верховный Суд РФ признал "Хиб-ут-тахрир аль Ислами" террористической организацией и запретил ее деятельность на территории России. В Самаре сотрудниками областного УФСБ были задержаны двое граждан Киргизии и гражданин России. Все они были членами указанной организации. При проведении обыска у них были обнаружены граната, около 200 книг и брошюр, более 700 листовок на русском, узбекском и арабском языках, руководство по вербовке агентов. Как установило следствие, в состав группировки входили 15 человек. Они вели отчет о проделанной работе и поддерживали связь с членами организации в других странах, в том числе и через Интернет. По этому факту было возбуждено дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 282 УК РФ <5>.

Уголовная ответственность за организацию деятельности экстремистской организации или участие в ней после вступления в законную силу решения суда о ликвидации общественного или религиозного объединения либо иной организации в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности наступает за неисполнение указанного решения суда. Таким образом, объектом названного преступного деяния выступает также установленный законом порядок исполнения судебных решений.

Изложенный краткий обзор особенностей содержания и правоприменения законодательства об ответственности за совершение экстремистских преступлений позволяет сделать вывод о неполноте законодательства в сфере уголовно-правового противодействия таковой. Необходимость его дополнения вызывается тем, что имеющийся в Федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности" перечень признаков экстремизма уже не в полной мере соответствует новым угрозам и вызовам, которые возникают перед Российским государством и обществом в настоящее время.

Определенным шагом в этом направлении явился Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", которые касаются таких ее признаков, как воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, применение насилия в отношении представителей государственной власти, совершение действий, направленных на нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, национальной принадлежностью, вероисповеданием и др.

В связи с этим депутаты Государственной Думы РФ предлагают внести определенные изменения в УК РФ, расширив в нем перечень видов экстремистской деятельности и отнесения к ним, в частности, массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, национальной или религиозной ненависти или вражды. Как проявления экстремизма предлагается рассматривать (помимо ранее названных) пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной принадлежности. Экстремизмом предлагается также признать создание печатных, аудио- и визуальных материалов для публичного использования, если в них содержится хотя бы один признак экстремистской деятельности. Автор данных материалов должен признаваться виновным в осуществлении экстремистской деятельности. Установление уголовной и административной ответственности за названные правонарушения потребует соответствующих изменений и дополнений норм УК РФ и КоАП РФ, что позволит усовершенствовать технико-юридическую форму и ранее принятых норм о противодействии экстремизму <6>.

ПРИЧИНЫ, СОЗДАЮЩИЕ БЛАГОПРИЯТНУЮ ПОЧВУ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВНУТРЕННИЕ ВНЕШНИЕ связаны с изменениями, происходящими с государственных и общественных структурах под воздействием которых формируется внутреннее побуждение совершать указанные деяния

Внутренние факторы, способствующие росту экстремистских проявлений 1) Экономические факторы: экономические кризисы, порождающие безработицу и нищету; криминализация некоторых секторов экономики; большое социальное расслоения в обществе; наличие на той или иной территории запасов природных богатств, что может вызвать рост сепаратистских настроений 2) Социально-политические факторы: ослабление государственной власти и пассивность ее силовых структур; высокая коррумпированность чиновничьего аппарата; криминализация общества; содействие экстремистской деятельности со стороны представителей зарубежных общественных организаций 3) Идеологические факторы: отсутствие в государстве общепризнанной идеологической концепции, находящей поддержку со стороны большей части населения

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114 - ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". В ст. 1 Закона под категорию экстремистской деятельности (экстремизма) подпали следующие действия: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" ч. 1 ст. 63 УК РФ; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально - технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ это деяния, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

КЛАССИФИЦИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 1)В зависимости от особенностей использования квалифицирующих признаков в построении составов конкретных преступлений: - Преступления, где экстремистские действия выступают как квалифицированная форма совершения другого общественно опасного деяния - мотив (экстремистские действия) является обстоятельством отягчающим ответственность за иные виды преступлений. - Преступления, заключающиеся только в осуществлении деяний, признаваемых экстремизмом - самостоятельные составы, предусматривающие ответственность за отдельные деяния экстремистского характера.

КЛАССИФИЦИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 2)В зависимости от родового объекта посягательства выделяют: - Экстремистские преступления, посягающие на личность, в частности на физическое благополучие конкретного лица, его жизнь и здоровье (ст. 105, 111, 112, 115, 116, 117, 119, 136 УК РФ); - Экстремистские преступления, посягающие на общественную безопасность и общественный порядок (хулиганство, вандализм и надругательство над телами умерших и местами их захоронения); - Экстремистские преступления, посягающие на основы конституционного строя и безопасность государства («классические» экстремистские преступления ст. 280, 282 - 2822 УК РФ).

КЛАССИФИЦИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 3)В зависимости от формы проявления, преступления, посягающие на основы конституционного строя и безопасности государства делятся на: - Преступления, не связанные с деятельностью организаций (ст. 280 УК РФ - публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; ст. 282 УК РФ - возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства); - Преступления, связанные с деятельностью организаций (ст. 2821 УК РФ - организация экстремистского сообщества; ст. 2822 УК РФ организация деятельности экстремистской организации). - Преступления, совершаемые с использованием служебного положения - данный признак содержится в качестве квалифицирующего в части 3 статьи 2821 УК РФ. Поскольку в рамках других составов рассматриваемой группы таких признаков нет, а также, в связи с этим, появляется специальный субъект можно выделить его как еще один вид преступлений экстремистской направленности.

Объект преступлений экстремистской направленности - это различные по своему характеру общественные блага, на которые посягает экстремистская деятельность. Единого родового и видового объектов преступлений экстремисткой направленности не существует, что обусловлено многообразием видов экстремистской деятельности.

МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ТРИ РОДОВЫХ ОБЪЕКТА: личность человека - ст. 105, 111, 112, 115, 116, 117, 119; общественная безопасность и общественный порядок - ст. 213, 214; государственная власть - статьи 280, 282. 1, 282. 2 УК РФ. Следует обратить внимание на то, что большинство преступлений экстремистской направленности является двуобъектными.

В Конституции РФ гарантии равенства содержаться в трех статьях, а именно в: ч. 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19 и ч. 2 ст. 29 Конституции РФ. В соответствие с указанными статьями в России: Запрещается создание и деятельность общественных объединений, действия и цели которых направлены на разжигание расовой, национальной и религиозной розни; Не допускается пропаганда и агитация, возбуждающая социальную, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства; Закрепляется принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения…, а также других обстоятельств.

Общественно опасные деяния в преступлениях экстремистской направленности выражается исключительно в форме действий, которые, в свою очередь, подразделяются на несколько групп: 1)Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды (ст. 282 УК РФ) это высказывания, обосновывающие и утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применение насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп.

2)Действия, направленные на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе (ст. 282 УК РФ). Верховный Суда определил, что «унижение достоинства человека - это отрицательная оценка личности в обобщенном виде, направленная на ее дискредитацию, подрыв авторитета человека в своих собственных глазах» . Проще сказать, это дискриминационное отношение к определенному лицу или группе лиц по указанным выше признакам. Унижение может быть выражено в распространение ложных, извращенных сведений об истории, культуре, обычаях, психологическом складе, верованиях, идеях, событиях, памятниках и документах, позорящих и оскорбляющих этническую или конфессиональную группу либо её отдельных представителей

3)Подстрекательство к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ) – форма, в которой реализуются публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Публичные призывы - деяния подстрекателей, сами не осуществляющие экстремистской деятельности, к которой призывают, либо еще не начали её осуществлять. Пленум установил, что публичные призывы это выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности. Направленность призывов должна устанавливаться с учетом ФЗ «О противодействие экстремистской деятельности» . 4)Создание, руководство или организация деятельности экстремистских сообществ и организаций (ст. 282. 1 и 282. 2 УК РФ).

Субъектом преступлений экстремистской направленности, как и любого другого преступления может быть физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. УК РФ различает вменяемых в зависимости от возраста. Так, по общему правилу субъектом экстремистского преступления может быть лицо, достигшее возраста шестнадцати лет (статьи 116, 117, 119, 244, 280, 2822 УК РФ). Наряду с этим, по отдельным категориям преступлений возраст уголовной ответственности составляет четырнадцать лет. В статье 20 УК РФ представлены пять таких составов преступлений экстремистской направленности: убийство (ст. 105 УК РФ); умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью (ст. 111 и 112 УК РФ); хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 213 УК РФ); вандализм (ст. 214 УК РФ).

Преступления экстремистской направленности могут быть совершены специальным субъектом лицом с использованием своего служебного положения, что является квалифицирующим признаком (ст. 282 и 282. 1 УК РФ). Служебное положение предполагает наличие профессиональных функций и полномочий, что также влияет на возраст преступника, так как с соответствие с российским законодательством лица могут заниматься трудовой деятельностью (в том числе и связанную с обладанием служебными полномочиями) после достижения совершеннолетнего возраста. А по отдельным профессиональным сферам возрастной ценз еще выше.

Преступления экстремисткой направленности характеризуются умышленной формой вины, что обусловлено объективной стороной составов, которая состоит в совершении осознанных и целесообразных действий. Однако в зависимости от наступления общественно-опасных последствий объем умысла различен. В преступлениях с материальным составом, умыслом охватываются не только действия из экстремистских побуждений, но и последствия. Например, ч. 2 ст. 105 УК РФ умысел распространяется на действия - нанесения побоев и цель таких действий - лишение человека жизни. Для формальных составов преступлений достаточно чтобы умыслом охватывались лишь деяния. Так, для квалификации деяния по ст. 282. 1 УК РФ достаточно умысла на создание экстремистского сообщества без достижения каких-либо результатов.

Экстремистской направленности - тема, которая в последнее время для охраны правопорядка становится все более актуальной. Понимание сути явления необходимо, чтобы правильно классифицировать совершенное деяние, следовательно, назначить за него меру наказания виновному. Корректная классификация, подробная проработка и раскрытие терминологии позволяют совершенствовать правовые нормы и развивать действующую законодательную базу, выявляя, ликвидируя пропуски в ней.

С чего начать?

Рассматривая общую характеристику преступлений экстремистской направленности, необходимо начать с положений УК. Указанная тема поднимается в статье 282.1, в примечании к ней. Здесь указано, что под рассматриваемым явлением следует понимать такие противоправные поступки, на совершение которых человека толкнула ненависть в силу причин принадлежности к расе, религиозной ветви, политической партии, идеологическому направлению, национальности. Также к указанной группе преступлений относятся деяния, совершенные по причине вражды с некоторой общественной группой. Следует говорить о преступных деяниях, если суть события подпадает под положения Особенной части УК, а также пункта "е" первой части 63 статьи УК.

Не менее важным и базовым документом для определения терминологии и понимания сути явления является ППВС о преступлениях экстремистской направленности, принятое летом 2011. В нем рассмотрены нюансы судебной практики применительно к обозначенной теме. Важно уделить внимание и Особенной части УК, а именно статьям под номерами 280, 282.

Объекты явления

Объект преступлений экстремистской направленности - социальные взаимоотношения, вступающие в конфликт с конституционным строем державы. Они нарушают суверенитет, идут вразрез с действующей политической системой. Сюда относят и те поступки, которые нарушают равноправие представителей разных рас и национальностей, религиозных конфессий и иных социальных групп. Объект рассматриваемой группы деяний - общественное согласие.

УК: статья 280

Анализ преступлений экстремистской и террористической направленности начинается с выявления причин произошедшего. Поскольку нередко это объясняется подстрекательством, сторонним призывом, стимулировавшим человека на противоправный поступок, в законы была введена отдельная норма, устанавливающая наказание за инициацию такого рода деятельности. Объективно рассматриваемое в указанной статье преступление имеет два основных значимых признака: призыв к совершению поступка должен быть публичным и стимулировать аудиторию сделать нечто, имеющее экстремистский характер. Указанные признаки должны присутствовать одновременно. Если хотя бы один из них отсутствует, состав преступления не полон, то есть событие нельзя рассматривать по 280-й статье.

Уточняя объективную сторону преступлений экстремистской направленности, необходимо четко понимать, что означает призыв к их совершению. Проявление должно быть внешним, а деятельность обвиняемого - четко целенаправленной. Призыв имеет своей целью повлиять на сознание аудитории, ее поведение, заглушить волю, дабы стимулировать на совершение некоторого поступка в интересах обвиняемого.

Призывы бывают самыми разными: в форме речи, написанного текста, демонстрации или изображения, плакатов. Адресатом в случае призыва является некоторая неопределенная совокупность людей. Если адресат - всего лишь один человек, случай не может рассматриваться как подстрекательство.

Продолжая тему

Рассматривая далее причины преступлений экстремистской направленности в виде призывов, необходимо обратить внимание, что в настоящее время в законах нет точной трактовки сути публичности явления, что рождает определенные сложности в применении положений и правил на практике. К примеру, чтение некоторого экстремистского текста: можно ли считать его призывом? Являются ли таковыми книги, изданные по авторским работам руководителей фашистских итальянских партий или немецких национал-социалистов? В момент чтения такой книги с ней знакомится лишь один человек, но неограниченное количество экземпляров не позволяет оценить, как велика охваченная аудитория, насколько много лиц ознакомятся с вопросом.

Еще один тонкий момент, связанный с определением преступлений экстремистской направленности - попытка их оправдать, наказуемая по закону. Публичное оправдание - это признание идей и их реализации корректными, нуждающимися в подражании и следовании им. Но уточнения публичности здесь нет, толкования слова в законах и других статьях не представлено, поэтому применение положения в реальности затруднено.

Актуальность проблемы

Почему предупреждение и раскрытие преступлений экстремистской направленности в настоящее время становится столь актуальным и проблематичным вопросом? Это связано с увеличением числа подобных случаев, а также с обилием жертв. В экстремизм, терроризм занимают все более значимое место. Для многих такие явления стали едва ли не обыденными. В некоторой степени это объясняется структурой общества, сформированного многочисленными группами, отличающимися друг от друга по определенным признакам, на основе которых может сформироваться вражда или ненависть. Как показывают исследования, отрицательные тенденции, связанные с таким неприятием группами друг друга, характерны не только нашей державе, но и ряду других стран. Политологи, социологи объясняют это глобализацией.

Преступления экстремистской направленности могут совершаться все чаще еще и по причине экономического кризиса планетарного масштаба - в его условиях ненависть к отличающимся людям, расизм становятся все сильнее. Избежать ухудшения ситуации, как отмечают специалисты, можно лишь совместными усилиями. Необходимо бороться с усилением нетолерантности, в том числе со страхом мусульманства, ненавистью к евреям. Важно учитывать, что в настоящее время немалую роль в распространении экстремистских идей играют новейшие технологии.

Настоящее и будущее

На основе юридического анализа преступлений экстремистской направленности была разработана Стратегия нацбезопасности. В ее положениях указано, что нацинтересы требуют исключения национализма, ксенофобии, сепаратизма, экстремизма. Это касается не только светской жизни, но и религиозных идей и движений.

В принятом на госуровне документе указано, что нацбезопасности угрожает экстремизм со стороны представителей групп, объединенных по признакам религии, этноса, нации и иным, если таковые действуют, дабы нарушить единство, целостность державы, стабильность обстановки внутри, как политической, так и общественной. Изучая этот документ, посвященный преступлениям экстремистской направленности, можно заметить, что стратегия обеспечения нацбезопасности, принятая для нашей страны, предполагает охрану конституционного строя, обеспечение стабильности благодаря совершенствованию работы правоохранительных органов. Бороться с преступлениями обозначенной группы необходимо в первую очередь превентивными методами, предупреждая их, пресекая, выявляя и определяя на фоне прочих негативных событий принадлежащие именно к экстремизму, терроризму. Впрочем, специалисты считают, что реализовать все указанные цели можно лишь в случае, если комплексно изучить само явление преступлений, а в настоящее время для этого все еще не собрано достаточно сведений.

Правовая база и актуальность борьбы

Как и многие другие страны, РФ согласилась с конвенцией, подписанной в Шанхае в 2001 и посвященной преступлениям экстремистской направленности. В документе все страны-участницы признали, что экстремизм угрожает безопасности человечества в планетарном масштабе, препятствует формированию между странами дружественных отношений, не позволяет человеку осуществлять свободы, права, обеспеченные ему законами. Сепаратизм, экстремизм, террористическая деятельность - угрозы для безопасности территории, стран, стабильности в аспектах экономики, общества, политики.

Еще одна конвенция, посвященная преступлениям экстремистской направленности, была принята четырьмя годами позже в Астане. В ней сформулировали задачи, указали на необходимость сформировать общие подходы к борьбе с указанными явлениями, а также отметили, что правовые нормы всех участников необходимо развить и привести к общему виду таким образом, чтобы борьба с терроризмом велась максимально эффективно.

Развитие проблемы

Не секрет, что преступления экстремистской направленности могут совершаться представителями самых разных социальных групп. В настоящее время проблема носит транснациональный характер. Экстремизм является серьезной угрозой безопасности для большинства держав, существующих в наши дни. Это не просто опасность для здоровья и жизни граждан, но и фактор, способный разрушить взаимоотношения между державами. Конфликты, противоречия, и без того не утихающие между разными государствами, под влиянием экстремизма, терроризма могут стать лишь еще активнее. Предположительно, справиться с этим должна помочь унифицированная правовая система предупреждения и противодействия указанному явлению. А это возможно лишь в случае, когда представители всех стран объединятся, чтобы внести работающие правки в законы держав.

Уголовно-правовой анализ преступлений экстремистской направленности показывает, что динамика ситуации во многом зависит от работы местной правоохранительной системы. Она определяет структуру таких событий. Задача органов охраны правопорядка - предупреждать и пресекать террористические, экстремистские деяния, выявлять и наказывать нарушителей. Речь идет не только о букве закона, но и реальных действиях, предпринимаемых на практике. Успеха можно добиться, зная специфические особенности, объединяющие большинство лиц, способных на указанные преступления. Понимая их психологию, можно результативнее подходить и к расследованию, и к предупреждению событий, а также более удачно сформировать процедуры наказания.

О признаках

Решать, относится ли некоторое противоправное деяние к классу экстремистских или террористических, можно, проанализировав его особенности и специфику. К преступлениям экстремистской направленности относятся деяния, направленные против общественных взаимоотношений, причиняющие им вред или претендующие на это. У объекта преступления есть основные и факультативные признаки. Первая группа - общественные отношения, охрана которых реализована через уголовное законодательство, вторая - предмет явления, потерпевший.

В последнее время популярностью пользуется идея проведения уголовно-правового анализа преступлений экстремистской направленности через деление объекта на четыре уровня: общий, род, вид, непосредственный. Есть и другой вариант: вертикальная классификация, в рамках которой типовой уровень делится на сложный, подобщий, составной, надродовый.

Непосредственный объект принято делить на основной, дополнительный, факультативный. Альтернативный вариант классификаций преступлений экстремистской направленности предполагает разделение объектов деяний на обязательные и прочие; при этом прочие делятся, в свою очередь, на обязательные, факультативные, альтернативные.

Это важно!

Как выше было указано, к преступлениям экстремистской направленности относятся деяния, направленные на дестабилизацию общественной обстановки. В то же время большая часть подобных событий посягает на личностные интересы. Страдает здоровье граждан, возможны летальные исходы, ущемляются свободы и права, регламентированные конституцией державы. Кроме того, в рамках события угнетается общественная безопасность, правопорядок в социуме, нравственность сообщества и централизованная власть, поскольку преступления направлены на подрыв безопасности страны и ее строя.

Причины и последствия

Почему в последние годы все чаще имеют место события рассматриваемого типа? Экстремизм, угрожающий нацбезопасности, тесно связан с общественными проблемами, социальными сложностями, нестабильной обстановкой в обществе. Молодые люди, пытаясь найти свой путь в этом мире, оказываются в условиях, когда прежние стереотипы уже потеряли свою силу, а новые соцотношения еще не сформировались достаточно четко. Это рождает растерянность и недоверие, негативный настрой и отсутствие веры в будущее, на фоне чего люди становятся более агрессивными. Преступления экстремистской направленности могут совершаться субъектом, нуждающемся в идеологии. Такие люди легко поддаются идеям шовинизма, участвуют в криминальной жизни сообщества.

Переломы, социальные потрясения, конфликты и кризисы - ситуации, которые рано или поздно возникают в истории любого социума. Они связаны с деформацией общества, изменением образа жизни. При определенных условиях возможно формирование ситуации, когда социум теряет ценности, ухудшается материальное благополучие, а перспективы будущего кажутся туманными. Противоречия в такой ситуации лишь углубляются, а экстремизм превращается в одну из самых актуальных проблем. Более того, в подобных условиях с ним крайне сложно бороться, а большинство мер неэффективны, в то время как деяния сильно подрывают и без того нестабильное общество.

Социальная жизнь и экстремизм

Предпосылками к совершению деяний, входящих в представленный в УК перечень преступлений экстремистской направленности (убийство, нанесение вреда, истязание, угрозы, вовлечение несовершеннолетних в такие поступки, организация массовых беспорядков) можно назвать кризис семьи и института воспитания. Ситуация складывается таким образом, что индивидуальность ребенка подавляется в ходе взросления, это сказывается на его инициативе. Свою лепту вносят и семья, и образовательные учреждения. Это провоцирует инфантилизм, прагматизм, отсутствие адаптации к социальной жизни. Человек, на которого повлиял комплекс факторов, может показать склонность к совершению деяний экстремистских, иных нарушающих законы и правила.

Задача предупреждения подобных событий возложена в первую очередь на государство, но пока не удалось разработать и внедрить меры, которые бы позволили решить проблему экстремизма. В прежние времена экстремисты продвигали антиконституционные идеи, выискивая последователей в среде обывателей, но в настоящее время гораздо выше доля тяжких преступлений.

Цели и критерии

Применительно к преступлениям рассматриваемого типа принято говорить о специальной вредоносности. Предполагается, что противоправные деяния в качестве основной цели преследуют нарушить основы конституции и спровоцировать ненависть между представителями разных наций, рас, конфессий. В ряде случаев этого добиваются, формируя движения, течения, объединения, распространяющие некоторую экстремистскую идею. Не всегда легко понять, относится ли продвигаемая идея к указанному типу - для этого необходимо организовать лингвистическую и политологическую экспертизу с привлечением психологов, специализирующихся на этой области.

Один из важных критериев, позволяющих определить принадлежность конкретного деяния к экстремистскому - противоправность. В норме деятельность любой группы лиц, если она связана с экстремизмом, запрещается законодательством. Не менее важный аспект - идеологическая направленность активности этой группы индивидуумов. Они отрицают взгляды других людей, оправдывают свою позицию некоторым учением, которое только они могут истолковать правильно и полностью. Чтобы объяснить свои поступки, виновные в преступлении могут даже отрицать положения собственной идеологии, если они противоречат логике действий.

Современные специалисты по юридическим наукам и психологии, социологии разделяют терроризм и экстремизм, поскольку не все события из первой категории вписываются во вторую. Террористы преследуют в первую очередь влияние на властные структуры; им могут быть присущи экстремистские взгляды, но такое условие не является обязательным.

О спорных моментах

В настоящее время представители разных ветвей власти не пришли к единому мнению относительно возможности классификации некоторых форм хулиганства как преступлений экстремистской направленности. В законодательстве возможность такого рода категоризации указана в 213-й статье, первой части, втором пункте. Не все специалисты по правовым дисциплинам, а также не все представители судебной власти согласны с корректностью включения такой статьи в законы. Аргументируя свою позицию, обычно апеллируют к сути хулиганства как явления: объектом такого преступления являются интересы, взаимоотношения, связанные с социальным порядком. Причислить событие к экстремистскому толку по закону можно, если при этом поступок может нарушить равенство лиц без учета их принадлежности к некоторой социальной группе. В такой ситуации в первую очередь ущемляются интересы, гарантированные УПК, и лишь опосредованно - интересы социального правопорядка.

Исходя из вышесказанного, можно резюмировать, что хулиганство, которое можно было бы отнести к экстремизму, по своей сути отличается в силу различия объекта преступления. Ряд законотворцев обращает внимание на недопустимость объединения в одну уголовную норму преступлений, для которых столь сильно отличаются направления.

О текущих проблемах

Основная преграда криминальному экстремизму в настоящее время - законодательство, УПК, криминологические средства. Перед обществом стоит задача создания систематизированного комплекса научных знаний на базе накопленного криминологией материала для расширения арсенала методов борьбы с экстремизмом.

Обращают внимание, что в последнее время в нашей стране в среднем количество преступлений экстремистской направленности росло приблизительно такими же темпами, как и прочих, но нельзя говорить об абсолютной точности статистики, так как вносились изменения в законы. Некоторые преступные деяния, прежде не классифицировавшиеся в качестве экстремистских, в настоящее время подпадают под такую категорию. Сложность применения законодательства в настоящий момент обусловлена фактом того, что применение оговоренных норм не имеет поддержки в виде осознания криминообразующих признаков, что приводит к некорректному отнесению определенного случая к иной категории и искажает статистическую картину.

Научный подход к криминалистике также не содержит единого решения относительно способа квалификации преступных деяний. На эту тему издано множество учебников и личных трудов, написаны статьи, диссертации и комментарии, но разность подходов в них столь существенна, что ситуация запутывается еще больше.

Проводя анализ статистической информации, прогнозируя, какими темпами рассматриваемая проблема будет развиваться в будущем, многие специалисты приходят к неутешительному выводу об отсутствии работающих методик предупреждения экстремизма. Только активизация общественной активности, привлечение внимания всего социума к проблеме позволит собрать необходимые ресурсы, дабы выработать результативные программы борьбы с экстремистскими преступлениями. Многие ученые считают, что в будущем нас ждет всплеск количества преступных деяний экстремистского характера, они станут более опасными, так как преступники постоянно ищут новые пути и формы, при этом явление по-прежнему будет латентным. Эксперты, занимающиеся этим вопросом, предлагают подходить к решению проблемы, корректируя законы, формируя комиссии по предупреждению и борьбе с экстремизмом, а также через контроль общественного мнения и воспитательную работу с подрастающим поколением.

Современное состояние и динамика преступлений экстремистской направленности в России

Уголовно-правовое противодействие деяниям экстремистской направленности, подкрепленное криминологическими средствами, имеет принципиально важное значение, поскольку создает надежную преграду криминальным формам проявления экстремизма. В этой связи возникает необходимость в формировании систематизированного блока взаимосвязанных и принципиально новых научных знаний, которые должны стать частью уже сложившейся системы, составляющей содержание криминологической науки. Эти знания, образуя круг важных положений, выводов и предложений, существенно дополнят ее арсенал. Поэтому представляется целесообразным восполнить существующий пробел и, основываясь в том числе на соответствующих эмпирических данных, дать общую характеристику состояния экстремистской преступности и определить ее основные причины.

Отметим, что в период с 2008 по 2015 г. количество деяний экстремистской направленности, нашедших свое отражение в уголовно-правовой статистике, росло темпами, непосредственно опережающими рост преступности в целом. При этом общее же количество преступлений в России за этот период характеризуется плавным снижением. Так, если в 2003 г. было зарегистрировано всего 157 деяний исследуемой группы, то в 2015 г., по данным статистической отчетности МВД России, их было 1308. И это самый высокий показатель за весь исследуемый период. На этом фоне количество преступлений экстремистской направленности увеличилось более чем в 7 раз (см. диаграмму 1).

Сравнительно невысокие показатели преступлений экстремистской направленности в начале формирования статистической отчетности исследуемой группы деяний обусловлены внесенными в Уголовный кодекс РФ Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской

Диаграмма 1. Данные о количестве зарегистрированных преступлений экстремистской направленности за 2003-2015гг . 1

Федерации в связи с принятием Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности”» новеллами. Криминализация новых, ранее не известных правоприменителю деяний, закрепленных в ст. 282" и 282 УК РФ, а также определение исчерпывающего перечня преступлений экстремистской направленности, нашедших свое закрепление в диспозиции ст. 282 1 УК РФ, указывают на то, что судебно-следственная практика по делам рассматриваемой категории преступлений в указанный период лишь только начинала формироваться. Проблемы, возникающие при применении этих норм, в частности, отсутствие общего понимания криминообразующих признаков данных составов преступлений, безусловно, искажали данные статистики, что, в свою очередь, препятствовало объективному отражению масштабности экстремизма и выработке мер по противодействию деяниям экстремистской направленности.

Необходимо отметить, что и в науке в этот момент также не сформировалось единого мнения по квалификации вновь криминализированных составов, о чем свидетельствуют многочисленные комментарии, учебники и монографии . Это еще больше усложняло и без того непростую ситуацию по оценке противоправных признаков экстремизма.

Особое внимание необходимо также обратить и на стабильность ежегодного прироста преступлений экстремистской направленности - в среднем 20%, при условии стабильного снижения преступности в целом за последние пять лет (см. диаграмму 2).


Диаграмма 2. Данные о состоянии преступности в России за 2008-2015 гг . 1

По мнению большинства проинтервьюированных респондентов (68%), доминирующей причиной такого роста является укрепление позиций экстремистских организаций, влекущее за собой их повышенную криминальную активность. Однако другая группа респондентов (23%) связывает данный факт с качеством работы правоохранительных органов, выражающейся в выработке новых, более эффективных подходов по правовой оценке различных экстремистских проявлений. Значительная роль в данном вопросе принадлежит Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности», в рамках которого даны практические рекомендации по применению норм, регламентирующих ответственность за преступления экстремистской направленности, определены особенности этих деяний, отличающие их от смежных составов преступлений, что, безусловно, способствовало повышению эффективности правоприменительной деятельности в рассматриваемой области.

На опасность криминальных форм экстремистских проявлений указывает и увеличение удельного веса преступлений экстремистской направленности начиная с 2003 г. Хотя на этом же этапе наблюдается резкое снижение случаев совершения террористических актов как наиболее радикальной формы проявления экстремизма (см. диаграмму 3).

Наибольшее количество террористических актов в рассматриваемом периоде было зарегистрировано в 2003 г. (561 преступление). Тогда наблюдался резкий всплеск террористической активности. Наименьшее количество было зафиксировано в 2015 г. (8 преступлений). Такая тенденция не свидетельствует об уменьшении общественной опасности экстремизма. Считаем, что это указывает лишь на то, что применение таких радикальных форм экстремистской деятельности стало менее эффективным, не принося желаемого результата. В этом случае экстремизм можно отождествлять с вирусом, который постоянно мутирует, приобретая при этом новые формы, эффективные инструменты борьбы с которым в праве еще не сформированы.

Определяя особое значение в области противодействия экстремизму деятельности правоохранительных органов, полагаем, что о качестве их работы могут также свидетельствовать данные о раскрытых преступлениях (см. диаграмму 4).


Диаграмма 3. Данные о количестве зарегистрированных преступлений, предусмотренных cm. 205 УК РФ, за 2003-2015 гг."


Диаграмма 4. Данные о количестве раскрытых преступлений экстремистской направленности за 2003-2015гг. 2

Они указывают на то, что доказывание по делам о преступлениях экстремистской направленности на протяжении всего исследуемого периода представляло сложность. Это говорит не только о потребности в повышении квалификации соответствующей категории работников правоохранительных органов, но и о совершенствовании рекомендаций, даваемых Верховным Судом Российской Федерации, а также норм уголовного закона.

Проведенное нами исследование показало высокий уровень латентности преступлений экстремистской направленности, что свидетельствует о несоответствии

приведенных выше статистических данных реальному объему криминального экстремизма. По мнению ряда ученых, настоящий уровень рассматриваемой группы деяний может в разы превышать цифры, заявленные в официальной статистике 1 . Эта озабоченность также высказывается и представителями правоохранительных структур .

Обозначенное выше подтверждается результатами проведенного нами интервьюирования респондентов . При этом лишь малая их часть (18%) не сталкивалась, с их точки зрения, с какими-либо проявлениями экстремизма.

Несомненно, особую опасность латентности преступлений экстремистской направленности придает деятельность правоохранительных органов, «зацикленных» на выполнении и соблюдении показателей, положенных в основу оценки качества их работы. По этой причине в ряде случаев встречается практика умышленно ошибочной квалификации деяний, когда преступление экстремистской направленности перестает быть таковым и плавно «перетекает» в принципиально иное деяние. Эту позицию подтверждают 44% опрошенных представителей правоохранительных органов.

Вышеизложенное еще раз указывает на очевидность высочайшего уровня латентности преступлений экстремистской направленности. По этой причине фактические темпы роста исследуемой группы преступлений значительно превышают динамику их выявления.

Исследовав проблемы практики применения норм уголовного закона, регламентирующих ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности, мы пришли к выводу, что основными причинами такого высокого уровня латентности являются следующие факторы и обстоятельства:

  • - пробельность и противоречивость современного антиэкстремистского законодательства (мы выделяем это в качестве главной причины) ;
  • - низкий уровень профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов , влекущий за собой как ошибки, так и умышленные действия, искажающие правовую оценку различных форм экстремистских проявлений;
  • - правовой нигилизм основной массы современного российского общества;
  • - широкомасштабная, неконтролируемая миграция.

Проведенный нами анализ статистических данных, а также опрос представителей правоохранительных органов показал, что наиболее распространенными преступлениями экстремистской направленности и соответственно наиболее проблемными с точки зрения практики применения (из ранее предложенного нами перечня) являются деяния, закрепленные в ст. 280, 282, 282" и 282 2 УК РФ.

Ярким примером могут служить статистические данные о вышеназванных преступлениях как на территории Российской Федерации в целом, так и на территории Приволжского федерального округа и Нижегородской области (см. табл. 1, 2).

Таблица I

Сведения о зарегистрированных преступлениях, предусмотренных ст. 280, 280 1 , 282 , 282 1 , 282 2 УК РФ, за 2008-2015 гг. 1 на территории Российской Федерации

^татья^Е??.

Таблица 2

Сведения о зарегистрированных преступлениях, предусмотренных ст. 280, 280 1 , 282 , 282 1 , 282 2 УК РФ, за 2008-2015 гг. 2 на территориях федеральных округов Российской Федерации

Статья C2J.

Центральный федеральный округ

Южный федеральный округ

  • 1 Статистические данные ГИАЦ МВД России за 2008-2015 гг.
  • 2 Там же.

Окончание табл. 2

Статья-CSS.

Северо-Западный федеральный округ

Зальневосточный федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Приволжский Федеральный округ

Северо-Кавказский

)едеральньш округ

Представленные результаты показывают, что наиболее часто встречающимися являются преступления, предусмотренные ст. 280 и 282 УК РФ. Причем исследуемая группа деяний наиболее распространена на территориях Центрального и Приволжского федеральных округов, характеризующихся многонациональным, многоконфессиональным обществом, в том числе максимально насыщенных мигрантами. Полагаем, что это и объясняет высокую активность экстремистов.

При этом любое начало преступной деятельности, предполагающее придание ей повышенного общественного резонанса, основанного на экстремистской мотивации, обязательно включает в себя активную противоправную агитацию и пропаганду. По мнению Р. М. Узденова, именно это и является обязательным предшествующим этапом последующих насильственных акций экстремизма, что соответствует идеологии экстремистов 1 .

Схожая картина наблюдается и на территории Нижегородской области.

Таблица 3

Сведения о зарегистрированных преступлениях, предусмотренных ст. 280, 280 1 , 282 , 282 1 , 282 2 УК РФ, за 2008-2015 гг. 2 на территории Нижегородской области

^татья^-?^-

Стабильность ежегодного роста исследуемой группы преступлений предопределяет актуальность рассмотрения вопроса о перспективах динамики ее развития. Осознавая объективную невозможность предоставления достоверных данных, отражающих ее, считаем допустимым предложить авторское видение развития исследуемой группы деяний с учетом существующего сегодня и прогнозируемого уровня экстремистского противостояния.

Полагаем, что в ближайшие несколько лет количество преступлений, предусмотренных ст. 280,282, 282" и 282 УК РФ, а также недавно криминализируемых деяний в ст. 280 1 , 282 3 и 354" УК РФ, будет отличаться ежегодным ростом. Например, по ст. 280* УК РФ «Публичные призывы к нарушению территориальной целостности Российской Федерации», вступившей в действие 9 мая 2014 г., за неполный год и в целом при отсутствии практики ее применения уже было возбуждено и находится в производстве восемь уголовных дел. О возможном росте могут свидетельствовать ряд как объективных, так и субъективных факторов. В частности, это подтверждается не только несовершенством антиэкстремист- ского законодательства, но и наметившейся тенденцией обострения национально-религиозных отношений и на территории России, и во всем мире, а также количественным ростом экстремистских организаций, в связи с чем логично предположить, что увеличится и число совершаемых ими деяний. Основная часть проинтервьюированных респондентов, среди которых были как обычные граждане, так и представители правоохранительных структур, в общей своей массе (72%) высказали озабоченность последующим ростом различных форм проявлений экстремизма, в том числе и криминальной. При этом основную боязнь у респондентов вызывают последствия экстремистских акций, влекущие за собой не только причинение реального ущерба, но и, в первую очередь, утрату авторитета власти и доверия к государственному аппарату у населения. Осознанность данного обстоятельства есть и у представителей государственных структур. В частности, ярким примером могут служить ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. В своих выступлениях В. В. Путин неоднократно акцентировал свое внимание на необходимости сохранения национальной и духовной идентичности. По его мнению, «ближайшие годы будут решающими и, может быть, даже переломными, и не только для нас, а практически для всего мира, который вступает в эпоху кардинальных перемен, а может быть, даже и потрясений. Вызревает почва для новых конфликтов экономического, геополитического, этнического характера» 1 .

Исходя из анализа статистических показателей рассматриваемой группы преступлений, можно выделить, в частности, следующие тенденции развития преступлений экстремистской направленности: а) дальнейшее увеличение количества исследуемых преступлений; б) повышение степени их обшественной опасности вследствие появления новых форм экстремистских проявлений; в) сохранение высокого уровня латентности.

Учитывая столь неоптимистические прогнозы, хотелось бы отметить возможные последствия преступлений экстремистской направленности и их особенности.

Во-первых, мы полагаем усиление националистического и религиозного противостояния в России.

Во-вторых, активное проникновение экстремизма в ранее не подверженные его влиянию сферы государственной и общественной деятельности. Например, ранее мы уже констатировали проникновение экстремистских проявлений в современную науку.

В-третьих, увеличение геополитических конфликтов, основанных на экстремистской мотивации и влекущих значительное количество неповинных жертв.

В-пятых, утрата общечеловеческих и обшеправовых ценностей.

Все вышеизложенное указывает на необходимость выработки более эффективных мер по противодействию экстремизму, чем существующие сегодня. При этом деятельность правоохранительных органов в области предупреждения преступлений экстремистской направленности должна быть научно обоснована и направлена на выявление обстоятельств, способствующих их совершению .

Полагаем, что эффективность такого противодействия в первую очередь зависит от универсальности применяемых механизмов, которые могут найти свое выражение в следующих правовых и организационных мерах: а) унификация антиэкстремистского законодательства; б) создание межведомственных комиссий по противодействию экстремизму с участием общественности и представителей всех религиозных и этнических конфессий; в) постоянный мониторинг общественного мнения по вопросам терпимости в обществе; г) воспитание молодого поколения, основанное на принципе толерантности.

Можно с уверенностью сказать, что размеры и последствия преступлений экстремистской направленности стали и будут реальной угрозой для национальной безопасности государства. Такой вывод неоднократно делался и в многочисленных выступлениях руководства МВД России 1 .

Безусловно, национальная безопасность государства во многом зависит от социально-экономического благосостояния социума, от способности государственных структур регулировать складывающиеся в обществе отношения, устанавливать приемлемые и общие для всех правила поведения, направленные на его сплочение. В современных условиях экстремизм, основной задачей которого является раскол общества, нарушает баланс интересов общества и государства и создает благоприятные условия для его развития, что, безусловно, отрицательно сказывается на стабильности российской государственности в целом.



mob_info