Основные обязанности человека и гражданина. Конституционные обязанности человека и гражданина Основные обязанности человека по конституции

Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Выполнение этой обязанности является необходимым условием законности, порядка, стабильности в обществе, государстве, условием построения правового государства, реализации демократического потенциала конституционного строя Российской Федерации. Реализация этой обязанности предполагает правомерное поведение человека и гражданина во всех сферах общественной и государственной жизни.

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ). Данная обязанность конкретизирована нормами Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ). Родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их физическом развитии и обучении, готовить к общественно полезному труду, растить достойными членами гражданского общества. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и интересов во всех учреждениях, в том числе судебных, без особого полномочия.

Отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей. Они пользуются ими и несут их и в случаях, когда брак расторгнут. Все вопросы, относящиеся к воспитанию детей, решаются обоими родителями по взаимному согласию. При отсутствии согласия спорный вопрос разрешается органами опеки и попечительства с участием родителей. Если родители вследствие расторжения брака или по другим причинам не проживают совместно, то от их согласия зависит, при ком должны проживать несовершеннолетние дети. При отсутствии согласия спорный вопрос разрешается органами опеки и попечительства с участием родителей.

Родитель, проживающий отдельно от детей, имеет право общаться с ними и обязан принимать участие в их воспитании. Родитель, при котором проживают дети, не вправе препятствовать другому родителю общаться с детьми и участвовать в их воспитании.

Обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38 Конституции РФ) корреспондирует обязанности родителей заботиться о детях и воспитывать их. Размер участия каждого из детей в содержании нуждающихся в помощи родителей определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и выражается в твердой денежной сумме, выплачиваемой ежемесячно. При определении этой суммы суд учитывает всех совершеннолетних детей данного родителя, независимо от того, предъявлено ли требование ко всем детям или только к одному или нескольким из них.

Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих родителей, если судом будет установлено, что родители в свое время уклонялись от выполнения родительских обязанностей.

Согласно ч. 4 ст. 43 Конституции РФ основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Данная конституционная норма уточнена в СК РФ, в соответствии с которым родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования (ст. 57). Учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, обязателен.

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ) предполагает уважение каждым индивидом равного достоинства культур, равных прав и свобод в области культуры представителей всех проживающих в России народов и иных этнических общностей, а также принятие мер по сохранению материальных носителей культуры.

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ) впервые получила закрепление на конституционном уровне в нашей стране. Ее несет каждый человек, который на законном основании находится на территории России. Как указал Конституционный Суд РФ, взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества – оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности .

Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ) должна выполняться как в повседневной деятельности человека, так и при осуществлении хозяйствования. Запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природу и окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Как установлено в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", каждый на территории Российской Федерации должен охранять:

  • – редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения, животных и другие организмы, занесенные в Красную книгу РФ и красные книги субъектов РФ. Они подлежат изъятию из хозяйственного использования;
  • – зеленый фонд городских и сельских поселений;
  • – редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы.

Защита Отечества является долгом и обязанностью граждан Российской Федерации (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ) – как мужчин, так и женщин. Она выполняется не только посредством несения военной службы мужчинами, но и путем мирного труда по укреплению обороны страны, охраны ее суверенитета и безопасности.

В ч. 1 ст. 59 Конституции РФ употреблены близкие по значению термины "долг" и "обязанность". Первый из них подчеркивает, что требование защиты Отечества носит не только юридический, но и глубоко нравственный характер. Имеется в виду долг гражданина перед своей Родиной, перед народом, перед близкими ему людьми. Смысл второго заключается в том, что данный долг подкрепляется не только моральными требованиями, но и правовыми средствами в виде юридической ответственности .

Порядок выполнения обязанности по защите Отечества регламентирован Федеральным законом от 26.02.1997 № 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации". Под мобилизационной подготовкой понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Условия и порядок выполнения воинской обязанности (ч. 2 ст. 59 Конституции РФ) предусмотрены Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Прохождение военной службы осуществляется гражданами Российской Федерации по призыву и в добровольном порядке (по контракту). Иностранные граждане могут нести ее по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

Как указал Конституционный Суд РФ, военнослужащий принимает па себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины выполнять обязанности, обусловленные характером военной дисциплины и военной службы . Порядок несения военной службы регламентируется уставами Вооруженных Сил РФ – Уставом внутренней службы, Уставом гарнизонной и караульной служб, Дисциплинарным уставом и т.п.

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете и не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ предоставление отсрочки от выполнения воинской обязанности не означает освобождения от военной службы по призыву. По своей юридической природе отсрочка является составным элементом установленного законом порядка реализации конституционной обязанности несения военной службы для определенных категорий граждан .

В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Конституция РФ предусматривает право замены военной службы альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59).

Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" определяет, что замена военной службы по призыву альтернативной гражданской службой возможна в случаях, если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина, либо если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами (ст. 2).

На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых призывной комиссией принято соответствующее решение.

Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов РФ, в которых они постоянно проживают. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

  • См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 № 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года “О федеральных органах налоговой полиции”" // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 197.
  • См.: Конституция Российской Федерации: комментарий / отв. ред. В. В. Лазарев. М.: Спарк, 2004. С. 273.
  • См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 10.04.2001 № 5-П "По делу о проверке конституционности части первой пункта 1 статьи 8 Федерального закона “О материальной ответственности военнослужащих” в связи с запросом Находкинского гарнизонного военного суда" // СЗ РФ. 2001. № 17. Ст. 1768.
  • См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 15.09.1993 № 16-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 1993 года “О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке казачества” в части, касающейся несения военной службы казаками" // ВКС РФ. 1994. № 6.

Конституционные обязанности граждан Российской Федерации закреплены во второй главе Конституции России, которая называется «Права и свободы человека и гражданина» . Обязанности, наравне с правами и свободами, являются одной и составляющих правового статуса личности. Немецкий философ Карл Маркс по этому поводу сказал следующее: «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав» .

Существуют многообразие определений понятия «конституционные обязанности», но все они сводятся к тому, что конституционные обязанности – это «конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан» .

Рассматривая суть конституционных обязанностей, обращает на себя внимание тот факт, что их классификация достаточно проблематична в связи с многоплановостью данного явления. Это порождает ряд особенностей конституционных обязанностей. Если в советских конституциях основные обязанности были отражены в отдельной главе, то действующей этого нет.

Конституционные обязанности можно классифицировать по характеру их осуществления. В этом случае обязанности могут реализовываться или в конкретных правоотношениях, или вне правоотношений, т.е. их неисполнение влечет за собой конкретные правоотношения. В первом случае примером может служить обязанность платить законно установленные налоги и сборы (статья 57) , во втором - обязанность соблюдать Конституцию и законы (статья 15) . Данная классификация способствует выявлению особенностей исполнения конституционных обязанностей. Приведенная классификация обязанностей, подразумевающая их условное деление на «активные» и «пассивные», укоренилась достаточно давно, но, тем не менее, при изучении конституционных обязанностей исследователями не справедливо забывается вторая составляющая данной классификации.

Рассматривая предполагаемые Конституцией Российской Федерации основные обязанности с учетом приведенной классификации, можно сделать вывод о том, что законодатель был достаточно щедр в отношении их закрепления. К примеру, в конституции вместе с позитивно определенными обязанностями (защита Отечества, уплата налогов и сборов и т. д.), есть большой объем обязанностей, зафиксированных в виде негативных определений, т. е. запретов .

Согласно другой классификации, делящей основные обязанности по форме исполнения, они разделяются на индивидуальные и коллективные. Обычно, обязанности имеют индивидуальный характер. К примеру, «каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» (статья 44) .

Классификацию конституционных обязанностей осуществляют также на основе отраслевого признака, подразумевающего существование обязанностей, происходящих из какой-либо определенной отрасли права (обязанности, зафиксированные в конституционном праве, уголовном, гражданском, трудовом и т. д.). Важно понимать, что конституционные обязанности из всех отраслей права предстают как базовые, фундаментальные, т. к. имеют особую значимость и учредительность.

Следующий критерий классификации обязанностей – наличие или отсутствие российского гражданства у субъекта реализации соответствующих обязанностей. По данному критерию вычленяются обязанности человека и обязанности гражданина Российской Федерации. Как пишет Б.С. Эбзеев, «обязанности человека имеют естественное происхождение, они вытекают не из факта гражданства, а из естественного сочленства индивида в обществе, в котором только и возможно его становление как личности, и в этом смысле являются атрибутивными свойствами человеческой личности» .

Б.С. Эбзеев определил следующие виды обязанностей:

1. Гражданские обязанности – обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы, платить законно установленные налоги и сборы, защита отечества.

2. Этико-социальные обязанности – обязанность граждан заботиться о детях, их воспитание, и т.д.

3. Социально-культурные обязанности – заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

4. Обязанности в сфере охраны окружающей среды – обязанность сохранять природу .

Л.Д. Воеводин, определяя юридический статус личности в России, акцентирует на то, что человек и гражданин во всех областях их жизни находится в центре единства и дифференциации прав, свобод и обязанностей. Он классифицирует обязанности человека и гражданина по сфере их реализации:

Личной безопасности и частной жизни;

Государственной и общественно-политической жизни;

Экономической, социальной и культурной деятельности.

Подобная классификация конституционных прав, свобод и обязанностей личности, по мнению автора, соответствует как международным актам о правах человека, так и действующему Основному Закону. .

По глубокому убеждению Л.Д. Воеводина, осуществлять классификацию обязанностей следует неразрывно с правами. Классификация как эффективный способ исследования значительно проигрывает в потенциале, если дифференцируются либо одни права, либо одни обязанности . Думаю, что стоит согласиться с данной точкой зрения, но лишь в части классификации основных прав и обязанностей человека и гражданина, т. к. конституционными обязанностями наделена не только личность.

А.Н. Лебедев предложил классифицировать конституционные обязанности на прямые и косвенные («латентные», скрытые) . Под прямыми обязанностями автор понимает обязанности, которые непосредственно определены в содержании Конституции Российской Федерации. Под косвенными обязанностями понимаются те обязанности, которые одновременно с получением прав и свобод по Конституции Российской Федерации по сути дела фиксируют обязанности человека и гражданина.

Таким образом, выделяются достаточно многообразные виды классификаций конституционных обязанностей. Для получения общей классификации конституционных обязанностей, их следует рассматривать по следующим основаниям (признакам):

Обязанности человека и обязанности гражданина, в зависимости от наличия гражданства того или иного государства;

Активные и пассивные по своему характеру, т.е. активный характер состоит в необходимости совершать предписываемые законом действия, а пассивный характер - в воздержании от совершения определенных общественно-вредных либо общественно опасных действий;

Обязанности, реализующиеся в конкретных правоотношениях и вне правоотношений (по характеру осуществления);

Индивидуальные и коллективные (по форме исполнения);

Вытекающие из какой-либо отрасли права (по отраслевому признаку).

Итак, каждая из рассмотренных нами многообразных классификаций конституционных обязанностей стремится к их объективному отражению. Но, пожалуй, ни одна из них не сможет отразить все аспекты обязанностей. Поэтому необходим целый комплекс классификаций для полного отражения всех признаков конституционных обязанностей человека и гражданина Российской Федерации.

Список литературы:

  1. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М: Изд-во МГУ: ИНФРА-М- НОРМА, 1997.
  2. Конституция Российской Федерации. М.: Эксмо, 2015.
  3. Лебедев А.М. Конституционный статус субъекта Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 1998.
  4. Маркс К. и Энгельс Ф. Собрание сочинений. Том 16. М.: ГИПЛ, 1960.
  5. Панов А.П. «Скрытые» конституционные обязанности граждан Российской Федерации.// Журнал «Ленинградский юридический журнал», №3, 2012.
  6. Соколов И.А. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2010.
  7. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 2005.

Классификация конституционных обязанностей представляет собой лишь один из многих инструментов их познания, имеющий важное научное, а также определенное практическое значение для совершенствования нормирования обязанностей, их конкретизации в отраслевом законодательстве и практики реализации.

В отечественной литературе по конституционному праву кон­ституционные обязанности граждан обычно классифицировались либо совместно с правами по таким традиционным группам - лич­ные, политические, экономические, социальные и куль­турные, либо подвергались самостоятельной типологии.

В качестве основания классификации возможно избрать раз­личные критерии, в том числе:

1. сочленство индивида одновре­менно в гражданском обществе и государстве (речь идет о принадлежности индивида к обществу и государству);

2. социальное на­значение конституционных обязанностей и преследуемые при их установлении цели;

3. гражданскую принадлежность носителя обязанностей и другие.

Рассмотрим обязанности по первому критерию – сочленство в гражданском обществе и государстве. В связи с этим критерием различают

а) обязанности человека;

б) обязанно­сти гражданина.

Обязанности человека в своих изначальных ис­токах имеют естественное происхождение, они вытекают не из факта гражданства, а из естественного сочленства индивида в об­ществе, в котором только и возможно его становление как лич­ности, и в этом смысле являются атрибутивными свойствами че­ловеческой личности. Отсюда закрепление в Конституции РФ обязанностей человека осуществлением своих прав и свобод не нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17), заботиться о детях, их воспитании, а трудоспособ­ных детей, достигших 18 лет - заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3 ст. 38), защищать Отечество (ч. 1 ст. 59).

В отличие от обязанностей человека обязанности гражданина вытекают из правовой связи индивида с государством, они являются отражением государственно-правового качества личности.

При этом следует еще раз оговориться, что такое деление нельзя абсолютизировать. Обязанности человека в результате их государственного признания и конституционного закрепления трансформируются в обязанности гражданина Российской Феде­рации.



2. Если в основу типологии обязанностей положить критерий конституционного закрепления , то в системе основных обязанностей можно различать:

а) обязанности граждан, получившие прямое позитивное закрепление в Консти­туции Российской Федерации;

б) обязанности, являющиеся спосо­бом установления пределов конституционных прав и юридиче­ской формой их ограничения, т. е. обязанности-ограничения;

в) обязанности, выступающие в форме конституционных запретов, т. е. обязанности-запреты.

Отсюда следует, что круг конституционных обязанностей гра­ждан значительно шире и не сводится к традиционно провозглашаемым в Конституции обязанностям - платить налоги, нести военную службу и т.п.

При этом все эти обязанности в зави­симости от характера содержащегося в них предписания и тре­буемого от их носителя поведения, в свою очередь, можно дифференцировать на

а) активные, или позитивные , требующие от субъекта конституционной обязанности положительных дейст­вий (платить налоги, нести военную службу);

б) пассивные, или негативные, требующие от субъекта воздержаться от определен­ных действий, противоречащих солидарной природе общества (осуществлением своих прав и свобод не нарушать права и сво­боды других лиц) или прямо запрещаемых Конституцией.

Эти две группы конституционных обязанностей различаются и по степени усилий их носителей по осуществлению содержа­щихся в них предписаний и участию в этом процессе государст­ва. Обязанности нести военную службу или обязанность платить законно установленные налоги и сборы требуют, с одной сторо­ны, положительных усилий от их субъекта, с другой стороны, они предполагают непосредственное и позитивное участие госу­дарства, в том числе в форме правового нормирования условий и порядка несения военной службы или уплаты налогов. И в этом случае об обязанностях можно и нужно вести речь как о должен­ствовании.

Напротив, пассивные обязанности такого участия для своего осуществления их носителем не требуют; участие в этом процессе государства становится необходимым в случае их неисполнения или иного нарушения. И в этом случае сущность обязанности предстает в качестве правовой невозможности или недопустимо­сти определенного поведения, т. е. запрета или ограничения.

В зависимости от гражданской принадлежности носителя соответствующих обязанностей последние можно делить

а) на обязан­ности, возлагаемые только на граждан Российской Федерации (защищать Отечество, нести военную службу в соответствии с федеральным законом);

б) обязанности, носителями которых яв­ляются все физические лица, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, пребывающие под территориальным вер­ховенством Российской Федерации. Нередко универсальность последних в смысле распространения на всех физических и юри­дических лиц и иных субъектов конституционных правоотноше­нии выражается в Конституции Российской Федерации посред­ством термина «каждый»: каждый обязан платить законно уста­новленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции); каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия беречь па­мятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44) и другие.

Если в основу классификации обязанностей положить их соци­альную и юридическую природу и нормативное содержание , можно различать:

а) гражданские обязанности (обязанности, вытекающие из российского гражданства или факта пребывания под территори­альным верховенством Российской Федерации);

б) этико-социальные обязанности;

в) социально-культурные обязанности;

г) обязанности в сфере охраны окружающей среды.

Особое место в этой системе занимает требование, закреплен­ное в ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации: «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

Таким образом, конституционными обязанностями человека и гражданина являются как позитивно закрепленные в Конститу­ции обязанности, так и запреты и ограничения, которые возло­жены на личность и гарантированы возможностью принуждения, монополией на которое обладает государство.

Система конституционных обязанностей человека и гражданинавключает следующие обязанности:

1. соблюдение Конституции и законов;

2. забота о детях и нетрудоспособных родителях;

3. получение основного общего образования;

4. сохранение исторического и культурного наследия;

5. плата законно установленных налогов и сборов;

6. сохранение природы и окружающей среды;

7.защита Отечества.

Человек, находясь в обществе и постоянно взаимодействуя с другими людьми, не может не иметь обязанностей по отношению к обществу и согражданам. Поэтому обязанности - столь же важный и необходимый элемент правового статуса, как права и свободы. Они связаны неразрывно и не могут существовать независимо друг от друга.

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав человека, государство имеет право требовать от него правомерного поведения, которое соответствовало бы юридическим нормам. Для этого государство определяет свои требования к человеку в виде обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.

Обязанность - это необходимость любого лица соблюдать или исполнять правовые нормы, воздерживаться от запрещенных законом действий, т.е. должное поведение человека.

Государство, определяя обязанности, указывает человеку и гражданину вариант поведения, который обеспечивал бы нормальное развитие общества.

Основные конституционные обязанности человека и гражданина, как было указано выше, имеют всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица и закрепляются на высшем конституционном уровне. При этом одни конституционные обязанности возлагаются на каждого человека, другие - только на граждан РФ. В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом.

Но прежде чем начать разговор об основных обязанностях граждан Российской Федерации нужно особо отметить принцип равенства обязанностей, он закреплен в ч.2 ст.6 Конституции РФ. В нем в частности говорится, что «каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации». В практическом плане это означает, что ни один гражданин не должен уклоняться от обязанностей, и это правило в равной мере распространяется на всех граждан.

Итак, далее речь пойдет конкретно о тех обязанностях, которые возлагает на нас, граждан, Конституция Российской Федерации. Как уже отмечалось выше, обязанности, установленные Конституцией Российской Федерации для всех едины.

Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы

Согласно ст. 15 Конституции РФ «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы». Обязанность соблюдать Конституцию РФ и действующие на ее территории законы (федеральные законы и законы субъектов РФ) универсальна и распространяется на всех субъектов правоотношений (в том числе на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ). Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы не ограничивается требованием не нарушать установленные ими запреты.

По существу, все обязанности граждан могут быть сведены к обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы. Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах. «Соблюдение Конституции РФ и законов иногда расширительно толкуется как обязанность человека и гражданина всей своей деятельностью содействовать практической реализации конституционных принципов и положений законодательства. Несоблюдение Конституции РФ и законов, как правило, влечёт юридическую ответственность, установленную законами. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы распространяется и на неграждан, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, без исключений».

Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только

Конституцией Российской Федерации и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить, как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.

Помимо обшей обязанности соблюдать Конституцию, существует и прямое предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты.

Так, в ч. 5 ст. 13 запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Эта норма конкретизирует конституционную обязанность гражданам, предписывая им воздерживаться от указанных действий.

Уважение прав и свобод других лиц.

Статья ст. 17 п. 3 Конституции РФ устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Это важнейшее условие реализации свободы и основополагающий принцип правопорядка. Идея правового государства о взаимной свободе и ответственности непосредственно связаны с утверждением в обществе и государстве взаимного уважение прав и свобод человека и гражданина.

Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Обладание правами и свободами не может означать произвола при их осуществлении или злоупотребления ими.

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом, таким федеральным законом является Налоговый кодекс РФ. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Эта обязанность обусловлена новыми условиями экономического развития. Когда основным источником пополнения государственного и местных бюджетов является налоговые поступления от физических лиц, государственных, частных и других предприятий и организаций. Это необходимо для развития социально-экономических программ нацеленных на улучшение жизни граждан Российского государства. Отличительной особенностью данного конституционного положения является то, что Основной закон РФ закрепляет требование платить налоги, только установленные законом. Все иные налоги незаконны и не являются обязанностью граждан.

Граждане, кроме того, обязаны платить и сборы. «Под сбором обычно понимается платеж, установленный законодательством, вносимый предприятиями, организациями, учреждениями и физическими лицами, как правило за услуги, оказываемые государственными органами или органами местного самоуправления. Видами сборов являются государственная пошлина, таможенная пошлина. К местным сборам относятся, в частности, сборы с владельцев собак, за выдачу ордера на квартиру, за выигрыш на бегах, на уборку территории».

В стране действует судебный порядок принудительного взыскания налогов с физических лиц и юридических лиц.

За уклонение от уплаты налогов, сокрытие доходов и за другие нарушения налогового законодательства, плательщики несут ответственность - финансовую (уплата пени, взыскание сумм сокрытого или заниженного дохода), административную (уплата штрафов), а в некоторых случаях и уголовную (ст. 198 УК - Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды).

Получение основного общего образования.

Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (п. 4 ст. 43). Согласно ч.3 ст.43. Конституции РФ 1993 года основное общее образование и соответственно государственная аттестация по его завершению является обязательными. Государственная аттестация проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ), а так же в форме государственного выпускного экзамена. Сроки и единое расписание проведения ЕГЭ, а так же государственного выпускного экзамена по русскому и математике ежегодно определяются Рособрнадзором. При проведении итоговой аттестации в форме ЕГЭ используется стобалльная система оценки.

Забота о детях и нетрудоспособных родителях.

В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

«Равенство прав и обязанностей родителей обеспечивается семейным законодательством. Нормы семейного права устанавливают, что отец и мать имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Каждый из них (до достижения детьми совершеннолетия, т.е. до 18 лет) имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и самое главное нравственном развитии. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Они являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в суде без специальных полномочий».

Расторжение брака родителей или их раздельное проживание не может влиять на объем родительских прав и обязанностей. Отдельно проживающий родитель не только в праве, но и обязан принимать участие в воспитании ребенка, другой родитель не вправе ему в этом препятствовать. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка (в браке и при его расторжении) решаются отцом и матерью совместно исходя из интересов детей и с учетом их мнения. В случае спора они разрешаются органами опеки и попечительства или судом.

«Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частности материальное обеспечение. Гражданское и семейное законодательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рассматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая охрану соответствующих им прав».

В соответствии со ст. 156 УК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иными лицами на которых возложены эти обязанности привлекаются к ответственности и наказываются штрафами.

Обязанность сохранять природу и окружающую среду.

Ст. 57 Конституции РФ устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В современном мире, когда развивается быстрыми темпами техника, люди подчас бездумно губят леса, реки, озера, не думая о последствиях. Делают свое черное дело и техногенные катастрофы (например взрыв реактора на Чернобыльской АЭС) и природные. Все это отрицательно сказывается на здоровье людей. Поэтому неслучайно место данной обязанности в Конституции.

Сформулированная обязанность, которая касается не только граждан нашей страны, но и всего мира, потому что от этого зависит будущее всех. Данная конституционная обязанность детально раскрыта в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Конституционное требование, обращенное к каждому человеку сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам является другим важным положением Конституции РФ, закрепленным в ст. 58. Данное конституционное положение нацелено охрану и рациональное использование природных ресурсов страны, а также связано с охраной жизни и здоровья человека.

С упомянутой выше обязанностью человека тесно переплетается обязанность владельцев земельных участков и владельцев других природных ресурсов при владении, пользовании и распоряжении своей землей, воздерживаться от действий, способных нанести ущерб окружающей среде либо нарушить права и законные интересы других лиц.

«Конституция РФ адресует обязанности не только гражданам России, но и иностранцам и лицам без гражданства. Однако иностранцы и лица без гражданства освобождаются от выполнения некоторых обязанностей. Так, например, обязанность защищать Отечество, адресована только гражданам России».

Участие граждан в охране окружающей природной среды может проявляться не только путем непосредственного добровольного выполнения работ по охране природы, но и путем внесения средств во внебюджетные государственные экологические фонды и общественные фонды окружающей среды. Вложенные в фонды деньги расходуются исключительно на охрану окружающей природной среды. Граждане могут участвовать в общественном экологическом контроле и общественной экологической экспертизе.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» закрепил нормирование качества окружающей среды, то есть установил предельно допустимые нормы воздействия на окружающую среду. Установленные нормы особенно важно соблюдать сельхозпроизводителям, так как они выращивают продукцию, которая потом попадает на стол потребителям. От качества данной продукции зависит и здоровье граждан.

Достаточно подробно регламентирована охрана животного мира ФЗ «О животном мире».

Так в статье 26 этого закона говорится, что «граждане занимающиеся содержанием и разведением животных обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоологические требования». Это означает, что животных следует оберегать от заболеваний, тем самым оберегая от заболеваний и людей, потому что некоторые болезни животных передаются и людям.

В законе предусмотрено, что несоблюдение указанных в нем требований влечет за собой административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, причем объекты животного мира подлежат конфискации в судебном порядке. Ст. 40 вышеназванного закона запрещает применение ногозахватывающих капканов. Исключение составляют случаи, предусмотренные законодательством. Статья 56 закона предусматривает, что объекты животного мира, изъятые из природной среды с нарушением законодательства РФ об охране и использовании объектов животного мира, безвозмездно изымаются либо конфискуются у владельца и отпускаются в среду обитания. Если же физическое состояние животного не позволяет возвратить его в среду обитания оно подлежит реализации в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, с возмещением государству ущерба, нанесенного животному миру незаконным изъятием.

Большая часть обязанностей граждан по охране природы и рациональному использованию ее ресурсов установлена в законодательстве о земле, ее недрах, в водном и лесном законодательстве.

За нарушение земельного законодательства установлены материальная, административная и уголовная ответственность.

Но здесь нужно особо отметить, что применение ответственности к земельным правонарушением возможно лишь в случае если они нашли отражение в действующей законодательстве.

Кроме того, ряд обязанностей по охране вод возлагает на граждан ряд законодательных актов. Столь широкий правовой спектр, начиная с конституции и кончая кодексами показывает нужность данной обязанности и является напоминанием что природная среда у людей одна.

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

Статья 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Данная конституционная обязанность связана с конституционным правом на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Она закреплена в ч.3 ст.44. Конституции. Если в первых двух частях ст. 44 говорится о правах, то в последней речь идет об обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

«Гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации».

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Предусмотрена административная ответственность граждан за нарушение правил охраны и использование памятников истории и культуры.

Защита Отечества.

В п. 1 ст. 59 Конституции РФ говорится, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Употребление в Конституции категории «долг» указывает на особое место обязанности по защите Отечества среди других обязанностей гражданина. Категория долга отражает единство правовых и нравственных начал в конституционной обязанности защиты Отечества. «Долг - не пожелание, а непременное требование государства, которое должно быть выполнено. Нравственное содержание долга защиты Родины закрепляется правовыми требованиями Основного Закона. Формы реализации конституционных обязанностей разнообразны и зависят от многих факторов (пол, возраст, способности, образование и т.д.)».

Но защита Отечества и несение военной службы - это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

«Военная служба - особый вид федеральной государственной службы исполняемой гражданами в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки и Федеральной службы безопасности. Хотелось бы подчеркнуть, что лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, не могут проходить военную службу».

Конституция РФ в п. 2 ст. 59 предписывает гражданину РФ нести воинскую службу, в соответствии с федеральным законом. Конституционные положения, закрепляющие данную обязанность, развиты в текущем Российском законодательстве. Более детально порядок реализации данной обязанности урегулирован Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе».

«Гражданин мужского пола от 18 до 27 лет, состоящий или обязанный состоять на воинском учете, не имеющий права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу подлежит призыву на военную службу. С 2008 года срок службы составляет всего 1год. Введены новшества и в вопросах отсрочки от службы. Так, например, военнослужащие, жены которых беременны свыше 180 дней, получают единовременные выплаты. Тем, у кого дети уже есть, теперь отсрочка не предоставляется, а для семей производятся ежемесячные выплаты».

Наличие конституционной обязанности военной службы сочетается с возможностью добровольного поступления на службу по контракту, в котором закрепляется добровольность поступления гражданина на военную службу и срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу и условия контракта.

Часть 3 ст. 59 Конституции РФ 1993г. предусматривает право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой, которая возможна в определенных случаях; если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию; или гражданин относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность

В последнее время произошел ряд изменений в армии. Сокращение срока службы и отмены ряда отсрочек, что, несомненно, привело к увеличению общего количества призывников. Что благоприятно влияет на повышение боеспособности армии и укреплению мощи нашего государства.


Конституционно-правовой статус граждан РФ складывается не только из прав и свобод, но и их обязанностей перед РФ. Различаются обязанности перед РФ человека и гражданина. Так, только обязанности граждан РФ являются официально признанными и закрепляются в Конституции РФ и федеральных законах.

Обязанности – виды должного поведения личности, обеспеченные силой государственного принуждения.

Признаки конституционных обязанностей граждан РФ:

1) они имеют своей целью охрану, защиту и развитие социальных ценностей;

2) обеспечивают реализацию личных и общественных интересов;

3) имеют высшую юридическую силу.

Виды конституционных обязанностей :

1) общие конституционные обязанности(соблюдение Конституции РФ и федерального законодательства, сохранение нормальной окружающей среды на территории РФ, сохранение исторического и культурного наследия, памятников истории, культуры и природы);

2) специальные конституционные обязанности (взаимные обязанности родителей и детей, уплата установленных законодательством налогов и сборов, воинская обязанность).

Общие обязанност и несут все лица, находящиеся на территории РФ. Эти обязанности обеспечивают сохранение нормального общежития в РФ.

Выполнение общих обязанностей обеспечивается:

1) мерами воспитательного воздействия;

2) в крайних случаях нормами уголовного и административного права.

Специальные обязанности возлагаются только на граждан РФ, отдельные категории граждан. В зависимости от этого и устанавливаются обязанности отдельных категорий граждан. Например, родительские обязанности установлены только для граждан-родителей, обязанность уплачивать налоги лежит на гражданах-налогоплательщиках и т. д. Исполнение этих специальных обязанностей обеспечивается нормами специального законодательства (налогового, семейного) и установленной федеральными законами ответственностью. Особой гражданской обязанностью является воинская обязанность всех граждан РФ мужского пола старше 18 лет, если они не относятся к категории лиц, освобожденных от этой обязанности по состоянию здоровья и иным обстоятельствам.

Анализ действующей Конституции и юридической литературы позволяет сделать вывод о наличии в Российской Федерации следующих видов конституционных обязанностей :

· Защита Отечества

· Получение основного общего образования

· Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия

· Обязанность сохранять природу и окружающую среду

· Обязанность платить законно установленные налоги и сборы

· Уважение прав и свобод других лиц

· Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы

Рассмотрим подробнее их содержание.

Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и действующие на её территории законы (федеральные законы и законы субъектов РФ) универсальна и распространяется на всех субъектов правоотношений (в том числе на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ).

Уважение прав и свобод других лиц. Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные налоги и сборы. Налоги являются необходимым условием существования государства, экономической основой его деятельности, условием реализации им своих публичных функций.

Обязанность сохранять природу и окружающую среду. Статья 58 Конституции РФ устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду связано с конституционным правом на благоприятную окружающую среду.

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. В соответствии со статьёй 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Историческое наследие является частью наследия культурного. Забота о сохранении культурного наследия означает совершение конкретных действий, не допускающих его утрату или бесхозяйственное содержание.

Получение основного общего образования. Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком определенного возраста. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.

Защита Отечества. В соответствии со статьёй 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.

Иные конституционные обязанности связаны с конкретным правовым статусом лица. Так, статья 38 устанавливает обязанность родителей заботиться о детях и заниматься их воспитанием, а также обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях, эти конституционные обязанности подробно регламентируются Семейным кодексом РФ.



mob_info